Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 мая 2015 196 просмотров

нужна информация о садовых обществах (дачных), какие они платят налоги, как ведут учет доходов и расходов?

сообщаем следующее: Дачный потребительский кооператив – некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства (ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Обратите внимание, что вступительные взносы – это денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации (ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ).

Паевые взносы – имущественные взносы, внесенные членами дачного потребительского кооператива на приобретение (создание) имущества общего пользования, являющегося собственностью кооператива как юридического лица (ст. 1, п. 3 ст. 4 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ).

Порядок внесения вступительных и паевых взносов и ответственность членов дачного потребительского кооператива за нарушение обязательств по внесению указанных взносов устанавливаются уставом кооператива (п. 4 ст. 16 Закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ).
Так, в письме Минэкономразвития РФ от 19.10.2009 № Д06-2962 сказано, что установление размеров соответствующих взносов относится к исключительной компетенции общего собрания членов. Законом не предусмотрено каких-либо ограничений относительно установления размера вступительного взноса. Размер вступительного взноса законодательством не регулируется и определяется исключительно решением общего собрания.

ДПК имеет полное право применять пониженные тарифы, но при условии, что применяет УСН. Официальное разъяснение по этому вопросу представлено в письме Минтруда России от 26.05.2014 № 17-4/В-225.

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Подробнее Состав бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

– в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

– показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

– раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

– без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности. Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99,информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Подбор материала по сдачи бухгалтерской отчетности НКО представлен в файле ответа.

О порядке ведения бухгалтерского и налогового учета в НКО (который является единым для всем) см. в книгах:
Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложениеновое

Некоммерческие организации: особенности бухгалтерского учета и налогообложения

Налоговая отчетность представляется в зависимости от системы налогообложения НКО. А вот обязанности по выплате заработной платы ставится в зависимость от того, заключены ли НКО трудовые договора с работающими или нет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1. Письмо Минэкономразвития РФ от 19.10.2009 № Д06-2962

Относительно порядка установления вступительного взноса в ДНП сообщаем.

Правовой статус ДНП, в частности вступительные взносы в ДНП, регулируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон).

В соответствии со ст. 1 Закона вступительными взносами называются денежные средства, внесенные членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на организационные расходы на оформление документации.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 21 Закона установление размеров соответствующих взносов относится к исключительной компетенции общего собрания членов ДНП. Согласно п. 2 ст. 21 Закона решения общего собрания членов ДНП принимаются простым большинством голосов.

В то же время если размер вступительного взноса устанавливается или изменяется путем внесения изменения в устав ДНП, то такое решение принимается общим собранием членов ДНП большинством в две трети голосов.

Общее собрание членов ДНП правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения.

Относительно ограничений по установлению размера вступительного взноса в ДНП сообщаем.

Законом не предусмотрено каких-либо ограничений относительно установления размера вступительного взноса.

Относительно возможных последствий установления слишком большого размера вступительного взноса в ДНП сообщаем.

Размер вступительного взноса в ДНП законодательством не регулируется и определяется исключительно решением общего собрания ДНП. Таким образом, размер вступительного взноса в ДНП зависит только от волеизъявления большинства членов ДНП.

В качестве последствия установления чрезмерно высокого размера вступительного взноса представляется возможным отказ кандидата от вступления в члены данного ДНП.

2. Письмо Минтруда России от 26.05.2014№ 17-4/В-225

Вопрос: Об уплате страховых взносов по пониженным тарифам дачными некоммерческими товариществами, применяющими УСН и осуществляющими деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2).

Ответ:

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу применения пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды дачными некоммерческими товариществами (далее - ДНТ) на упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), осуществляющими деятельность по управлению эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2), и сообщает свое мнение.

Исходя из положений пункта 8 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сфере, на период до 2018 года включительно установлен пониженный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в размере 20 процентов.

Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) упомянутых плательщиков определен пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.

Согласно подпункту "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в указанный перечень включена деятельность по управлению недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32).

В соответствии с частью 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. При этом сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, если основным видом экономической деятельности ДНТ, применяющего УСН, является такой вид деятельности, как управление недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32), предусмотренный подпунктом "я.2" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, включающий управление эксплуатацией нежилого фонда (код ОКВЭД 70.32.2), страховые взносы уплачиваются такой организацией по пониженному тарифу при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности.

Учитывая, что деятельность ДНТ финансируется в том числе за счет платежей физических лиц - членов дачного товарищества на содержание ДНТ, суммы уплачиваемых взносов, в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, относятся к доходам по данному виду деятельности.

Право на применение пониженных тарифов страховых взносов плательщики подтверждают путем представления в органы контроля за уплатой страховых взносов отчетности по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Одновременно сообщаем, что законодательством Российской Федерации о страховых взносах не установлено зависимости применения пониженных тарифов страховых взносов плательщиками, применяющими УСН, от определения ими налоговой базы при применении УСН и наличия у такого плательщика суммы налога, подлежащей уплате в связи с применением УСН.

4. Статья: Формирование бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Как Вы знаете, все юридические лица в зависимости от цели осуществляемой деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации делятся на два вида – коммерческие и некоммерческие организации, причем некоммерческие организации также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Как известно, одним из самых ответственных периодов в деятельности любой организации является подготовка и сдача в налоговые органы бухгалтерской отчетности. Не являются исключением и некоммерческие организации, которые, как и все остальные, формируют свою бухгалтерскую отчетность.

О некоторых особенностях формирования бухгалтерской отчетности такими фирмами мы и расскажем в настоящей статье.

Бухгалтерский учет некоммерческих организаций (далее – НКО) в целом аналогичен бухгалтерскому учету других хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, то есть некоммерческие организации, так же как и организации коммерческого сектора, в обязательном порядке ведут бухгалтерский учет и сдают бухгалтерскую отчетность, поскольку такая обязанность установлена пунктом 1 статьи 6 Закона № 402-ФЗ.

Между тем, в эту статью Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 292-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесены изменения, вступившие в действие с 3 ноября 2013 года. Благодаря изменениям, внесенным в пункт 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ, некоммерческие организации получили право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключение составляют некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, а также некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Законом № 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним, что установлено пунктом 2 статьи 14 Закона № 402-ФЗ.

Указанные формы отчетности утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н).

Не забывайте, что форма Отчета о целевом использовании полученных средств, утвержденная Приказом № 66н, уже в отчетности за 2012 год должна была именоваться Отчетом о целевом использовании средств, на что указал Минфин Российской Федерации в своей Информации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Сейчас этот отчет является обязательным для всех НКО без исключения, причем он практически заменил у этих организаций отчет о прибылях и убытках, который теперь также носит название отчета о финансовых результатах.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются не ради получения прибыли, они могут вести деятельность, приносящую доходы, но при условии, что это служит достижению целей создания организации и соответствует им.

Анализ перечня целей создания НКО позволяет сказать, что все эти цели имеют социальную направленность, однако среди НКО Закон № 7-ФЗвыделяет особую группу некоммерческих организаций, которые получили название социально ориентированных.

Социально ориентированными признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Законом № 7-ФЗ формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Закона № 7-ФЗ (пункт 2.1 статьи 2 Закона № 7-ФЗ).

Указанным организациям Минфин Российской Федерации Приказом от 27 апреля 2012 года № 55н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» (далее – Приказ № 55н) упростил ведение бухгалтерского учета.

Итак, Приказом № 55н внесены изменения в 8 нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Кратко расскажем о каждом из них.

1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н (далее – ПБУ 9/99).

По общему правилу, закрепленному пунктом 12 ПБУ 9/99, выручка признается в бухгалтерском учете, при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Согласно изменениям, внесенным Приказом № 55н, социально ориентированные некоммерческие организации вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), независимо от момента перехода права собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н (далее – ПБУ 10/99).

В силу пункта 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Если социально ориентированной некоммерческой организацией принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то она и расходы признает после осуществления погашения задолженности.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 126н (далее – ПБУ 19/02).

В общем случае финансовые вложения для целей последующей оценки подразделяются на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется (пункт 19 ПБУ 19/02).

Социально ориентированные некоммерческие организации вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. Теперь финансовые вложения названные организации вправе отражать на отчетную дату по первоначальной стоимости.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 106н (далее – ПБУ 1/2008).

Социально ориентированные некоммерческие организации, на основании пункта 15.1 ПБУ 1/2008, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно. Исключение составляют случаи, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Иными словами, социально ориентированные некоммерческие организации вправе применять «обновленную» учетную политику с начала того года, в котором произошли изменения, при этом не пересчитывая прошлые показатели.

Если данное право используется организацией, то это отмечается в ее учетной политике.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 107н (далее – ПБУ 15/2008).

Согласно пункту 7 ПБУ 15/2008 расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. При этом в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

Социально ориентированные некоммерческие организации, благодаря изменениям, внесенным Приказом № 55н, вправе признавать ВСЕ расходы по займам прочими расходами.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2008 года № 116н.

Положения указанного ПБУ устанавливают особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций выступающих в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

Теперь социально ориентированные некоммерческие организации ПБУ 2/2008 могут не применять, а учитывать доходы и расходы по договорам строительного подряда как по другим видам деятельности.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2010 года № 63н (далее – ПБУ 22/2010).

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется:

а) записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде;

б) путем пересчета сравнительных показателей бухгалтерской отчетности за отчетные периоды, отраженные в бухгалтерской отчетности организации за текущий отчетный год, за исключением случаев, когда невозможно установить связь этой ошибки с конкретным периодом либо невозможно определить влияние этой ошибки накопительным итогом в отношении всех предшествующих отчетных периодов.

Пересчет сравнительных показателей бухгалтерской отчетности осуществляется путем исправления показателей бухгалтерской отчетности, как если бы ошибка предшествующего отчетного периода никогда не была допущена (ретроспективный пересчет).

Ретроспективный пересчет производится в отношении сравнительных показателей, начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.

Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год социально ориентированные некоммерческие организации вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном пунктом 14 ПБУ 22/2010, без ретроспективного пересчета. То есть такая ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена, а прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

8. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденноеПриказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2010 года № 167н.

По общему правилу создавать обязательство по оплате отпусков в бухгалтерском учете должны все юридические лица. Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, если они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации, на что указывает пункт 3 ПБУ 8/2010.

Некоммерческие организации, как и другие экономические субъекты хозяйственной деятельности, обязаны составлять и представлять установленные формы отчетности, которые используются, в частности, при осуществлении государственного контроля. Следует отметить, что в отношении некоммерческих организаций установлены как общеустановленные формы отчетности, так и специальные, что обусловлено спецификой их деятельности.

Согласно пункту 2 Информации Минфина Российской Федерации от 24 декабря 2007 года «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (далее – Информация) некоммерческие организации, получающие бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности представляют информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации.

Следует обратить внимание читателей на то, что особенности применения положений нормативных правовых актов при составлении некоммерческими организациями бухгалтерской отчетности разъяснены также в Информации Минфина Российской Федерации «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)» (далее – Информация № ПЗ-1/2011). В указанном Письме рассмотрены особенности состава предоставляемой бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями, порядка раскрытия информации в формах отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств), детализации показателей по статьям отчетов, содержания пояснений и так далее, а также порядка заверения отчетности и проведения ее аудита.

Так, в пункте 2 Информации № ПЗ-1/2011 указано, что некоммерческие организации не обязаны в составе бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Также пунктом 85 Положения № 34н некоммерческим организациям разрешается не представлять отчет о движении денежных средств.

Напомним, что бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, как и любой другой, подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером).

Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, в которой бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем некоммерческой организации, руководителем централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет (пункт 4 Информации № ПЗ-1/2011).

Если в соответствии с законодательством Российской Федерации бухгалтерская отчетность некоммерческой организации подлежит обязательному аудиту, то к годовой бухгалтерской отчетности прикладывается аудиторское заключение (пункт 5 Информации № ПЗ-1/2011).

Внимание: для социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств, которые приведены в Приложении № 6 к приказу № 66н.

Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета, установленного Законом № 402-ФЗ, является упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций (далее – НКО).

В отличие от обычных компаний, для которых общий порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности является обязательным, организации – субъекты малого предпринимательства вправе решать сами по какой системе они будут формировать свою отчетность – по общей или по упрощенной.

Пунктом 6 Приказа № 66н установлено, что организации – субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Причем, сегодня для них предусмотрены и специальные формы отчетности, закрепленные в Приложении № 5 к Приказу № 66н: Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Законом № 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Финансисты поясняют, что исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пункта 2 и пункта 11 ПБУ 4/99, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

  • в отчетном году эта НКО получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного НКО дохода существенен;
  • раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении НКО, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

В остальном НКО руководствуются общим порядком составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

4. Ситуация: Какие документы нужно сдавать в составе бухгалтерской отчетности некоммерческим организациям

Минимальный состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации таков: Бухгалтерский баланс, Отчет о целевом использовании средств и приложения к ним. Об этом сказано в части 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Некоммерческие организации должны составлять Отчет о финансовых результатах, если выполняются следующие условия:

  • в отчетном году некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в Отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Такой вывод следует из положений части 1 статьи 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 6 и 11 ПБУ 4/99,информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012.

Вместе с тем, некоммерческие организации могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Некоторые некоммерческие организации вправе сдавать отчетность по особым, упрощенным формам Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств. Это касается некоммерческих организаций, у которых поступления им (деньгами или иным имуществом) за предыдущий отчетный период не превысили 3 млн руб.

Кроме того, исключение составляют адвокатские и нотариальные объединения, различные виды кооперативов, общества взаимного страхования, политические партии, микрофинансовые, государственные и саморегулируемые организации, а также некоммерческие организации, признанные иностранными агентами. Такие организации не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать отчетность по упрощенным формам.

Аналогичные выводы следуют из пункта 2 части 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2014 г. № ГД-4-3/4788).

Состав отчетности некоммерческих организаций приведен в таблице.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

15.05.2015г.

С уважением,

Александр Ермаченко, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка