Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23
6 мая 2015 69 просмотров

у нас в офисе организации установлен платежный терминал для расчетов наличными и банковскими картами (при этом деньги сразу зачисляются на наш расчетный счет (так нам сказали -так ли это мы не знаем точно).Нужно ли регистрировать этот терминал в налоговых органах, как ККМ или как-то по-другому? Нужно ли вести кассовую книгу и как вести бухучет по этим операциям и по каким документам (z-отчеты или что-то другое), и если можно проводки? И если клиент рассчитывается наличными (и физ.лицо и юр.лицо) как отследить какой клиент рассчитался? и по юр.лицу (если он рассчитался наличкой через терминал, требуется ли соблюдение лимита в 100 т.руб. по одной накладной)?

Из вашего вопроса следует, что речь идет не о pos-терминале, а об устройстве для приема денежных средств, функционирующем в автоматическом режиме. Использование подобной техники регулируется Федеральным законом №103-ФЗ, а также Федеральным законом №161-ФЗ. Из положений этих законов следует, что расчеты между юридическими лицами через подобные терминалы неправомерны.

Платежные терминалы должны быть оснащены ККТ, которая подлежит обязательной регистрации в налоговых органах. Регистрацию должен осуществить владелец терминала, который является платежным агентом (оператором), и с которым у вас должен быть заключен агентский договор. Первичный прием денег осуществляется именно платежным агентом, поэтому вы освобождены от ведения кассовых документов. Вы же получите деньги со специального счета агента (оператора).

Бухгалтерские проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»

— отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг);

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС со стоимости оказанных услуг;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные услуги» КРЕДИТ 62
— отражена задолженность агента по оплате за реализованные услуги.

После предоставления агентом отчета:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению»
— начислено вознаграждение агента;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению»
— отражен НДС с суммы вознаграждения агента;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные услуги»
— удержано вознаграждение агентом;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— поставлен к вычету НДС с вознаграждения агента;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные услуги»
— поступили от агента деньги на расчетный счет компании (за минусом вознаграждения).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Федеральный закон от 03.06.2009 №10-ФЗ:О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;*

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона "О национальной платежной системе" применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.

<…>

Статья 4. Условия осуществления приема платежей

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.*

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.*

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке.*

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, - от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.*

<…>

Статья 6. Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц

1. Платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:

1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;

2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;

4) печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.*

2. Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

3. Применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

4. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.*

5. В случае изменения адреса места установки платежного терминала платежный агент обязан в день осуществления такого изменения направить соответствующее уведомление в налоговый орган с указанием нового адреса места установки контрольно-кассовой техники, входящей в состав платежного терминала.

<…>

Статья 8. Заключительные положения

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.

2. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.

3. После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

4. Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.*

<…>

2. Журнал «Главбух» № 20, Октябрь 2013:Готовые решения для задач по первичке, основным средствам, дебиторке, НДФЛ, платежным терминалам, импорту

<…>

Если покупатель рассчитывается через платежный терминал, выручку показывают без учета комиссии посредника

Спрашивает Наталья Юрьева,

бухгалтер ООО «Спортмир» (г. Москва)

Мы заключили агентский договор с системой платежных терминалов. Теперь клиенты через терминал платят за услуги, которые оказывает наш спортивный центр. Как отражать выручку и вознаграждение посредника (комиссию терминала) в налоговом и бухгалтерском учете? Какие проводки нужно делать? Мы применяем общую систему налогообложения.

Отвечает Екатерина Шестакова,

генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

Сначала разберемся с выручкой. Доход от реализации услуг надо отразить в бухгалтерском учете тогда, когда услуги были фактически оказаны. Если ваша компания использует метод начисления, то при расчете налога на прибыль действуйте аналогичным образом.

Что касается вознаграждения посредника, то в бухучете это разновидность затрат по обычным видам деятельности. А при расчете налога на прибыль — прочий расход (подп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Отразите эти затраты на дату, когда утвердите отчет агента.

Поясним на примере. Гражданин оплатил спортивные занятия через терминал. Общая стоимость услуг составила 4720 руб., в том числе НДС — 720 руб. Человек получил оплаченные услуги 24 октября 2013 года. В этот же день он оплатил услуги центра через терминал. 24 октября надо сделать такие проводки:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
— 4720 руб. — отражена выручка от реализации услуг;

ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 720 руб. — начислен НДС со стоимости оказанных услуг;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные услуги» КРЕДИТ 62
— 4720 руб. — отражена задолженность агента по оплате за реализованные услуги.

31 октября агент представил отчет, который утвердили в тот же день. Сумму вознаграждения (236 руб., в том числе НДС — 36 руб.) агент удержал сразу. Поэтому на расчетный счет компании поступило только 4484 руб. (4720 – 236). Деньги поступили также 31 октября.

На эту дату нужно сделать такие проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению»
— 200 руб. (236 – 36) — начислено вознаграждение агента;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению»
— 36 руб. — отражен НДС с суммы вознаграждения агента;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с агентом по вознаграждению» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные услуги»
— 236 руб. — удержано вознаграждение агентом;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 36 руб. — поставлен к вычету НДС с вознаграждения агента;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с агентом за реализованные услуги»
— 4484 руб. — поступили от агента деньги на расчетный счет компании.*

<…>

3. Журнал «Учет в туристической деятельности» № 2, Февраль 2014Оплата туроператору через терминал

Менеджер, получив деньги от туриста, оплатил заявку через терминал. Как документально это оформить?

Отвечает
Е.Е. Иванова,
главный редактор журнала «Учет в туристической деятельности»

В сферу действия Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» попадают отношения, возникающие между плательщиком – физическим лицом и платежным агентом по приему последним наличных денежных средств в счет платежей по обязательствам плательщика.

Расчеты между турагентом и туроператором связаны с предпринимательской деятельностью. Поэтому при таких расчетах нарушаются условия осуществления операций через платежные терминалы.*

Кроме того, прежде чем производить оплату туроператору через платежный терминал, убедитесь в том, что такой порядок расчетов предусмотрен заключенным с ним договором.

Напомним, что сотрудник турфирмы, которому были выданы средства под отчет для оплаты услуг, обязан составлять авансовый отчет и документально подтверждать понесенные расходы кассовым чеком, выданным сотруднику организации, а не заказчику (туристу).

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка