Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
27 мая 2015 47 просмотров

Организация ликвидируется, необходим образец приказа о том, что зарплата не начисляется генеральному директору

Директор не вправе сам себе изменить (отменить) размер заработной платы, т. е. он не может просто издать приказ о том, что зарплата не начисляется генеральному директору, это неправомерно.

Размер зарплаты генерального директора является обязательным условием трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Изменять такие условия можно только по соглашению сторон договора (ст. 72 ТК РФ).

Кроме того, очень опасно не выплачивать заработную плату директору, если с ним заключен трудовой договор. Директор – такой же наемный сотрудник, как и остальные, на него также распространяются правила трудового законодательства, обязывающего работодателей выплачивать заработную плату сотрудникам в установленном размере 2 раза в месяц (при этом каких-либо исключений в отношении организаций, находящихся в процессе ликвидации, законодательство не устанавливает).

Соответственно, за невыплату или задержку выплаты заработной платы организация даже при указанных обстоятельствах может быть привлечена к административной ответственности – со штрафом в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ), поскольку организация действует вплоть до момента внесения записи о ее ликвидации в ЕГРЮЛ, трудовая инспекция вправе провести проверку (как плановую, так и внеплановую, например, при поступлении жалобы) организации, находящейся в процессе ликвидации. Ликвидация организации – процесс длительный, поэтому до внесения записи в ЕГРЮЛ организация может успеть получить штраф за несоблюдение требований ТК РФ.

При этом к ответственности может быть привлечен и представитель работодателя - на лицо, ответственное за соблюдение трудового законодательства может быть наложен штраф от 1000 до 5000 руб., также возможна дисквалификация на срок от одного года до трех лет (в случае повторного нарушения). При этом нет однозначного ответа на вопрос, кто именно может быть привлечен в случае невыплаты заработной платы директору – сам директор, как лицо, ответственное за выплату заработной платы сотрудникам, или лицо, подписавшее от имени учредителей трудовой договор с директором (например, председатель общего собрания участников). Официальных разъяснений по данному вопросу нет, судебная практика отсутствует.

Поэтому сократить расходы на заработную плату директора следует иным способом.

Например, ее размер может быть уменьшен по соглашению сторон договора (ст. 72 ТК РФ).

В ООО трудовой договор от имени организации должен подписать тот, кто председательствовал на общем собрании участников, где был избран генеральный директор, либо участник общества, который уполномочен решением общего собрания. Следовательно, уменьшить зарплату генеральному директору можно либо на общем собрании участников общества (подтверждающим документом в этом случае будет протокол общего собрания участников), либо решением уполномоченного участника общества. Новые условия об оплате труда генерального директора он может прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору (статья 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Кроме того, директору можно установить режим неполного рабочего времени, в этом случае его работа может оплачиваться пропорционально установленному времени или в зависимости от выработки. Принять решение о неполном рабочем времени директора можно будет также либо на общем собрании участников общества (подтверждающим документом в этом случае будет протокол общего собрания участников), либо решением уполномоченного участника общества.

Также есть вариант с оформлением директору отпуска без сохранения заработной платы, но это может вызвать затруднения в работе организации – ведь если директор в отпуске, он не может в должной мере осуществлять контроль и управление организацией, подписывать необходимые документы… В этом случае одновременно оформлением с отпуска руководителю потребуется приказ на передачу полномочий другому сотруднику, доверенность на право действовать от имени организации.

Таким образом, в сложившихся обстоятельствах правильнее всего по решению учредителей уменьшить (а не совсем отменять) зарплату директору (по соглашению сторон, или при переводе директора на неполный рабочий день), а после того, как директор оформит все необходимые при ликвидации документы – принять решение учредителей о его увольнении.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и Системы Юрист.

1. Ситуация: Может ли генеральный директор ООО, назначенный на должность общим собранием участников, повысить себе зарплату собственным приказом

Нет, не может.

У генерального директора организации двойственный статус. Он является одновременно и сотрудником, состоящим с организацией в трудовых отношениях, и единоличным исполнительным органом организации (ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Как руководитель он решает все хозяйственные и управленческие вопросы организации. Как сотрудник – обязан действовать в рамках трудового договора и соблюдать Правила трудового распорядка (ст. 275 ТК РФ).

Размер зарплаты генерального директора является обязательным условием трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Изменять такие условия можно только по соглашению сторон договора (ст. 72 ТК РФ).*

В ООО трудовой договор от имени организации должен подписать тот, кто председательствовал на общем собрании участников, где был избран генеральный директор, либо участник общества, который уполномочен решением общего собрания. Следовательно, увеличить зарплату генеральному директору можно тоже только двумя способами:

  • на общем собрании участников общества. Подтверждающим документом в этом случае будет протокол общего собрания участников;
  • решением уполномоченного участника общества. Новые условия об оплате труда генерального директора он может прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Такой порядок предусмотрен в статье 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Рекомендация:Какая ответственность предусмотрена за задержку выплаты зарплаты

Сроки выплаты зарплаты

Организация должна выплачивать зарплату в установленные сроки (ст. 22 ТК РФ).

Сроки выплаты должны быть закреплены в одном из внутренних документов:

Периодичность выплаты зарплаты

Организация обязана выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ). Если установленный день выплаты совпал с выходным или нерабочим праздничным днем, выдавайте зарплату накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ).

Ответственность за задержку зарплаты

За задержку зарплаты предусмотрена ответственность:

  • для организации – административная – штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ);
  • для должностных лиц (например, руководителя):
    – административная – штраф в размере от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ);
    – уголовная (ст. 145.1 УК РФ);
    – дисциплинарная (ст. 192 ТК РФ).*

Уголовная ответственность руководителя

К уголовной ответственности руководителя организации могут привлечь при условии, что он был прямо или косвенно заинтересован в задержке зарплаты. При этом не имеет значения, какому количеству сотрудников была задержана выплата (достаточно одного). Сроки задержки зарплаты, при нарушении которых руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности, следующие:

  • полная невыплата – свыше двух месяцев;
  • выплата зарплаты в размере ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ) – свыше двух месяцев;
  • частичная невыплата – свыше трех месяцев.

Для руководителя, который допустил частичную невыплату зарплаты свыше трех месяцев, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:

  • штраф в размере до 120 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до одного года);
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до одного года.

К руководителю организации, в которой зарплата в течение двух месяцев полностью не выплачивалась либо выплачивалась в размере ниже МРОТ, применяются более жесткие меры уголовной ответственности. А именно:

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (или в размере зарплаты либо иного дохода осужденного за период до трех лет);
  • принудительные работы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет, при этом суд может дополнительно назначить лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Эти виды ответственности перечислены в частях 1 и 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ.

Если задержка зарплаты повлекла тяжкие последствия, то наказание будет еще более жестким (ч. 3 ст. 145.1 УК РФ).

Уголовной ответственности можно избежать, если причина задержки не зависела от воли руководителя.

Материальная ответственность организации

Материальная ответственность организации в виде выплаты компенсации за задержку зарплаты установлена статьей 236 Трудового кодекса РФ. Указанную компенсацию организация обязана выплатить сотрудникам даже в том случае, если задержка зарплаты произошла по независящим от нее причинам. Сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы должна быть отражена в расчетных листках (ст. 136 ТК РФ).

Если организация не выплачивает компенсацию добровольно, то принудить ее сможет суд (п. 55 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).*

Потери в связи с инфляцией

Ситуация: правомерны ли требования сотрудника возместить ему потери, связанные с инфляцией за период задержки зарплаты, одновременно с компенсацией за задержку

Получение компенсации за задержку выплаты зарплаты не лишает сотрудника права требовать возмещения потерь, связанных с инфляцией. Но для удовлетворения таких требований сотрудник должен обратиться в суд. Такие разъяснения дал Пленум Верховного суда РФ в пункте 55 постановления от 17 марта 2004 г. № 2.

Права сотрудника

Сотрудник имеет право прекратить работу, если задержка зарплаты составит более 15 дней. При этом сумма задолженности и виновность организации (отсутствие вины) в задержке значения не имеют (п. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Максимальный срок прекращения работы – до полного погашения задолженности. Перед тем как прекратить работу, сотрудники обязаны письменно уведомить руководителя о своих действиях. После этого они имеют право вообще не приходить на рабочие места (ч. 3 ст. 142 ТК РФ, п. 57 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2). В этом случае выйти на работу сотрудники обязаны только на следующий день после получения от организации письменного уведомления о готовности погасить задолженность по зарплате. При этом выплатить задержанную зарплату организация должна в день их выхода на работу.*

Такие условия предусмотрены в статье 142 Трудового кодекса РФ. Там же приведен перечень случаев, когда прекращать работу из-за задержки зарплаты запрещено.

Ситуация: как оплачивать рабочее время, если сотрудник прекратил работу из-за задержки зарплаты, которая составила более 15 дней

Рекомендуем выплатить сотруднику средний заработок за время, на которое была прекращена работа.

Порядок оплаты времени прекращения работы из-за задержки зарплаты законодательно не установлен. Более того, в Трудовом кодексе не прописана и сама обязанность работодателя оплатить это время.

Но, по мнению специалистов Минтруда России, сотрудник имеет право на сохранение средней зарплаты за период, на который он приостановил исполнение своих трудовых обязанностей в связи с задержкой зарплаты. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 25 декабря 2013 г. № 14-2-337.*

Таким образом, время, на которое сотрудник прекратил работу из-за того, что задержка зарплаты составила более 15 дней, оплатите в размере среднего заработка.

<…>

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Рекомендация:Как установить сотруднику режим неполного рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов (ст. 91 ТК РФ). В течение недели рабочее время нужно распределять так, чтобы его общая продолжительность не превышала этого ограничения. Наиболее распространенный вариант – восьмичасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе (выходные – суббота, воскресенье).

Действующий в организации режим рабочего времени должен быть закреплен в Правилах трудового распорядка и трудовых (коллективных) договорах (ст. 91 ТК РФ).*

Режим неполного рабочего времени

Помимо нормальной продолжительности рабочего времени, трудовое законодательство предусматривает режим неполного рабочего времени. Неполное рабочее время означает частичную занятость сотрудника либо в течение недели, либо в течение рабочего дня (смены). Например, не пять рабочих дней, а четыре или не восемь часов в день (за смену), а шесть.

Режим сокращенного рабочего времени

Трудовое законодательство предусматривает режим сокращенного рабочего времени. Он устанавливается для отдельных категорий сотрудников и засчитывается как полная норма труда (ст. 92 ТК РФ). Если же речь идет о режиме неполной рабочей недели, все нерабочие дни в таком случае отражаются как выходные дни (ст. 93 ТК РФ).*

Неполный график по просьбе сотрудника

На работу с неполным графиком организация может перевести любого сотрудника по его просьбе (заявлению) или по соглашению сторон трудового договора.*

В некоторых случаях установить сотруднику такой режим организация обязана. Это нужно сделать по просьбе:

  • беременной женщины;
  • одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
  • сотрудника, который ухаживает за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Такой порядок предусмотрен статьей 93 Трудового кодекса РФ.

<…>

Документальное оформление

Режим неполного рабочего времени может быть предусмотрен в трудовом договоре либо установлен приказом руководителя. В последнем случае, если для сотрудника этот режим отличается от общего, действующего в организации, этот факт необходимо отразить в трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ). Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении режима рабочего времени (ст. 72 ТК РФ). Кроме того, может потребоваться внести изменения во внутренние документы организации (например, в приложение к коллективному договору), если в них установлен список сотрудников, для которых действует режим неполного рабочего времени.

Оплата труда

Сотрудник, которому установлено неполное рабочее время, трудится меньше, чем остальные. Его работу оплачивают пропорционально установленному времени (например, половину дневной ставки), или в зависимости от выработки. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не сокращается, порядок исчисления трудового стажа не меняется, другие права сотрудника не ограничиваются.

Такой порядок установлен статьей 93 Трудового кодекса РФ.*

<…>

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

4. Рекомендация: Как оформить увольнение генерального директора

<…>

Документальное оформление

Для прекращения трудовых отношений с генеральным директором (независимо от основания) необходимо решение собственника имущества организации или соответствующего уполномоченного органа. В акционерных обществах это, как правило, общее собрание акционеров или совет директоров (наблюдательный совет) (п. 3 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). В обществах с ограниченной ответственностью – общее собрание участников (подп. 4 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Решение о прекращении трудового договора с генеральным директором оформите протоколом. Если в обществе только один акционер (участник), то увольнение генерального директора оформите решением единственного акционера (участника).

На основании решения издайте приказ об увольнении генерального директора по унифицированной форме № Т-8 (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1).

В трудовой книжке генерального директора сделайте запись об увольнении со ссылкой на решение собственников (реквизиты протокола общего собрания или решения единственного учредителя), на основании которого увольняется генеральный директор (п. 5.1 Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). Заверьте запись печатью организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 11 марта 2009 г. № 1143-ТЗ.

Пример оформления увольнения генерального директора

Генеральный директор ЗАО «Альфа» А.В. Львов был уволен в связи с принятием общим собранием акционеров решения о досрочном прекращении с ним трудового договора. Решение было оформлено протоколом.

<…>

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

По вопросу ликвидации организации

1. Рекомендация: Как провести ликвидацию ООО

Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации ООО и как назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению (п. 2 ст. 57 Закона об ООО):

  • совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • исполнительного органа;
  • участника ООО.

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 3637Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).*

Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам (абз. 1 п. 2 ст. 57 Закона об ООО):

  • о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО);
  • о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 57 Закона об ООО):

  • если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
  • если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию.

Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:

  • срок проведения ликвидации увеличится;
  • ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации ООО недействительным, поскольку на общем собрании участники не приняли такое решение единогласно

Общее собрание участников ООО «Т.» приняло решение о ликвидации общества.

ОАО «Г.» (участник ООО «Т.») голосовало против ликвидации. Оно посчитало, что принятое решение нарушает его права, и предъявило к ООО «Т.» требования о признании недействительными:

  • решения о ликвидации ООО «Т.»;
  • решения о назначении ликвидатора.

Обоснования ответчика: участниками ООО «Т.» являются ЗАО «Т.» с долей 99,4 процента уставного капитала и ОАО «Г.» с долей 0,6 процента уставного капитала. Следовательно, голос ОАО «Г.» никак не повлиял бы на принятие оспариваемых решений. Поэтому нарушения в проведении собрания следует признать несущественными (п. 2 ст. 43 Закона об ООО).

Суд не согласился с доводами ответчика. Решение о ликвидации должно приниматься всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Если один из участников (независимо от его доли в уставном капитале) голосует против такого решения, то общество не может быть ликвидировано. Следовательно, общее собрание участников проведено с существенным нарушением требований закона.

По этим причинам суд удовлетворил требования истца. В итоге ООО «Т.» не прекратило свою деятельность в процессе ликвидации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2009 г. № Ф04-62/2009(19231-А70-11) по делу № А70-3261/2008).

Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации ООО

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв.приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.

12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учетеабз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документовс целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации ООО, см. Как зарегистрировать ликвидацию ООО.*

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о начале процедуры ликвидации ООО

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.*

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о ликвидации организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов ликвидируемая организация должна была представить письменное сообщение о принятии решения о ликвидации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Как опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

В уведомлении нужно привести следующую информацию:

  • сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
  • срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Как составить промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»).

Баланс должен содержать сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований кредиторов;
  • о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы ликвидируемого ООО не предъявили требований в течение установленного срока

Нет, не нужно.

Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истеченияустановленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.

Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации ООО, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № Ф09-7165/11 по делу № А60-548/2011, ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. по делу № А56-18180/2010).

Вместе с тем, не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:

  • на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;
  • за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».

Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Как рассчитаться с кредиторами

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.*

В первую очередь нужно удовлетворить требования:

  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
  • о компенсации морального вреда;
  • о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.

Во вторую очередь необходимо:

  • рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в ООО по трудовому договору;
  • выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь следует рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е., по сути, в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ООО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, котораязафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к ООО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):

  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Как составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Решение об утверждении баланса принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).*

Как распределить имущество ликвидируемого ООО между участниками

По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 8 Закона об ООО).

Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе.* Это зависит от того, каков был объем обязательств ООО перед кредиторами. Действуют следующие правила:

  • между участниками распределяется все имущество ООО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. Имущество может распределяться лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, должно пройти два месяца с моментаопубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Во-вторых, промежуточный ликвидационный баланс должен свидетельствовать о том, что общество не является должником по обязательствам (т. е. кредиторы не предъявили требований, либо ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении таких требований);
  • между участниками распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
  • между участниками имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество ООО между участниками в порядке очередности (п. 1 ст. 58 Закона об ООО).

В первую очередь нужно выплатить распределенную, но невыплаченную часть прибыли. Если имущества недостаточно для выплаты такой части прибыли, то средства должны распределяться между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 2 ст. 58 Закона об ООО). Например, участник с долей 80 процентов уставного капитала сможет получить 80 процентов от имущества (от стоимости имущества).*

Во вторую очередь необходимо распределить имущество между участниками. Оно может распределяться лишь после полного удовлетворения требований в рамках первой очереди (п. 2 ст. 58 Закона об ООО). Участники получают часть имущества (часть стоимости имущества) пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Если между участниками в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого ООО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Геннадий Уваркин

кандидат юридических наук, заместитель генерального директора Правового бюро «Омега»

2. Рекомендация: Как зарегистрировать ликвидацию ООО

Ликвидация ООО считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО. Регистрирующий орган – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).

Чтобы зарегистрировать ликвидацию, общество должно выполнить ряд действий: направить в инспекцию несколько уведомлений, а затем представить установленный законодательством комплект документов.*

При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы в инспекцию представит не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет получить такие документы и внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного их комплекта инспекция будет вправе отказать в регистрации ликвидации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений, а также при нарушении срока подачи документов председателя ликвидационной комиссии ООО могут оштрафовать.

Как подать документы для регистрации ликвидации ООО в налоговую инспекцию

В процессе ликвидации нужно представить документы в налоговую инспекцию несколько раз: сначала нужно направить уведомления, затем подать комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет ли инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы Единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют*. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации ликвидации ООО, находящегося на территории Москвы.

При подаче документов в налоговую инспекцию необходимо проверить:

  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям. К примеру, нужно проследить за тем, чтобы подлинность подписей председателя ликвидационной комиссии (иного уполномоченного лица) на уведомлениях и заявлениях, подаваемых в инспекцию, была засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации);
  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о каком именно этапе ликвидации идет речь);
  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если председатель ликвидационной комиссии (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Способы представления документов в налоговую инспекцию:

1. Представление документов непосредственно в налоговый орган.

2. Направление документов почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

3. Направление документов в электронной форме через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. через Интернет):

Порядок оформления и представления электронных документов установлен приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента внесения той или иной записи в ЕГРЮЛ выдает заявителю (председателю ликвидационной комиссии, иному уполномоченному лицу) документы, подтверждающие факт внесения такой записи (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). А именно:

Если заявитель представил документы в инспекцию через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. через Интернет), то лист записи ЕГРЮЛ и выписку ему направляют по электронной почте. При этом заявитель по своему желанию может потребовать выдачи такого листа и выписки в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

Заявителю стоит учесть, что 18 сентября 2012 года вступил в силу Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н. Порядок регистрации ликвидации ООО этот административный регламент не изменил, однако теперь в случае спора с налоговой инспекцией можно дополнительно ссылаться на его положения.

Как уведомить налоговую инспекцию о выполнении того или иного действия в процессе ликвидации ООО

Налоговую инспекцию нужно уведомить о следующих действиях:

  • о принятии решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора);
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса.*

Уведомление о начале процедуры ликвидации

Решение о ликвидации ООО принимается общим собранием участников. После проведения собрания в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление о ликвидации ООО по форме № Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). При заполнении уведомления нужно указать, что документ представляется в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (п. 2.1 и 2.2 формы № Р15001). К уведомлению необходимо приложитьрешение о ликвидации ООО (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Уведомление подписывает председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или иное лицо, уполномоченное на это общим собранием участников (например, председательствующий на общем собрании). Его необходимо подать в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания участников (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Внимание! За нарушение срока уведомления о ликвидации ООО предусмотрена ответственность.

Если лицо, уполномоченное общим собранием участников, нарушит срок для подачи уведомления по форме № Р15001, это лицо могут привлечь к административной ответственности в связи с несвоевременной подачей документа (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказание за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

<…>

На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации). С этого момента не допускается:

  • государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО;
  • государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое ООО или которые возникают в результате его реорганизации.

До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о ликвидации общества по форме № С-09-4.*

Обоснование

Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р15001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса

После того как общее собрание участников утвердит промежуточный ликвидационный баланс, необходимо уведомить налоговую инспекцию о составлении такого баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Для этого председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен направить в инспекцию уведомление по форме № Р15001, указав в качестве причины подачи такого документа факт составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 формы № Р15001).*

<…>

Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО

Завершающий этап процедуры ликвидации – подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) может направить эти документы в инспекцию только после составления ликвидационного баланса. Как правило, документы подаются не ранее трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации ООО.

<…>

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации):

1) заявление о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@. Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором). Подписывая заявление, председатель (ликвидатор) тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;*

Обоснование

По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб.

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений.

На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию ООО – вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ:

Сведения о ликвидации ООО публикуются налоговой инспекцией в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

3. Гражданский кодекс РФ

<…>

«Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.*

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидацииюридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) или квидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка