Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

ПФР требует взносы с зарплаты, которую директор не получал

Подписка
6 номеров в подарок!
№2
1 июня 2015 227 просмотров

Наша организация провела в Германии обследование их доменных печей на предмет «диагностика Доменных печей акустическим методом» на их территории 05.01.2015г. Выставила счет на оплату и акт о проделанной работе в евро 17687. Курс евро по ЦБ РФ на 01.01.2015г. составлял 68,3681 руб. за 1 евро. В бух.. учете составили проводку: Д-т 90.1 К-т 62.1 на сумму 1209226,58 руб. А оплатила Германия 06.02.2015г. 17687 евро. На наш валютный счет, где произвели конвертацию по 75,5350 руб/евро. Сумма по приходу получилась 1335987,55 руб. Курс евро по ЦБ РФ на 06.02.2015г. составлял 77,9356 руб/ евро.Вопрос:1. Как правильно сформировать учет по возникшей ситуации- курсовая разница (проводки и суммы как правильно сформировать), т. к. эта ситуация сложилась в организации впервые.2. Как отразить в декларации по НДСЯ указала код 1010812 в разделе 7 декларации по НДС.Реализация работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (Статья 148 Кодекса). Права ли я?3. Пришло требование с ИФНС за 1 кв. 2015г. затребовали документы подтверждающие применение льгот по ст. 149 НК.Затребовали книгу покупок и продаж, журнал учета выставленных счетов-фактур, регистры налогового учета по счетам: 19,50,51,58,60,62,68,71,76,90.Как правильно дать пояснение для ИФНС?4. Чем отличаются регистры бухгалтерского учета от налоговых?Работаю в 1 С 8,3 где по налоговому учету автоматически программа ставит ту же проводку, что и в бух. учете.

1. Проводки представлены в пункте 1 ответа

2. Да, правильно, отражайте в разделе 7 с данным кодом, налоговая база -по курсу на дату отгрузки

3. Вы не осуществляете никаких операций по статье 149 НК РФ, Вы осуществляете операции по совокупности статей 146 и 148, то есть никаких льготриуемых операций Вы не совершаете. Так как Вы совершили только операции по реализации за пределами РФ, в текущем периоде «входной» НДС не мог быть принят к вычету и должен был быть отражен также в разделе 7. Соответственно, декларация по НДС у Вас не к возмещению, льготируемых операций Вы не осуществляли, никакие документы с Вас требовать не вправе, то есть Вы не должны ничего предоставлять в ИФНС, а должны написать ответ на требование, что операций по статье 149 НК РФ Вы не совершали, льготируемых операций не совершали, декларация по НДС не к возмещению, соответственно требование о предоставлении … неправомерно в силу пункта 7 статьи 88 НК РФ.

4. Регистры налогового учета разрабатываются и закрепляются учетной политикой, при этом они могут быть построены на регистрах бухучета с необходимыми дополнениями и уточнениями.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как отразить в бухучете поступление и использование валюты и валютной выручки

<…>


Поступление валютной выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) отражается на счете 52. К нему следует открыть субсчета:

  • «Текущий валютный счет»;
  • «Транзитный валютный счет».

По общему правилу использовать в расчетах иностранную валюту можно только в операциях с нерезидентами (подп. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Валютные операции с резидентами запрещены, за исключением специально предусмотренных случаев(подп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1ст. 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Подробнее об этом см. Какие валютные операции могут проводить российские организации.

Полученные средства в иностранной валюте переведите в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату их зачисления на транзитный валютный счет организации (абз. 1 п. 5 ПБУ 3/2006). Одновременно сделайте запись в регистрах бухгалтерского учета в иностранной валюте. Это следует из пункта 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Бухучет поступления валютной выручки зависит от условий договора. В частности, от того:

  • на какую дату переходит право собственности на товар или когда работы (услуги) считаются принятыми заказчиком (на дату отгрузки, дату подписания акта, на дату оплаты, дату оформления таможенной декларации и т. д.);
  • предусмотрена ли договором предоплата.

Если право собственности переходит на дату отгрузки (другую дату, отличную от даты оплаты) и договором предусмотрена последующая оплата, сделайте следующие проводки.

На дату перехода права собственности:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи товара.

На дату оплаты:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
– отражена оплата покупателем товара;

Дебет 52 субсчет «Текущий валютный счет» Кредит 52 субсчет «Транзитный валютный счет»
– валюта перечислена на текущий валютный счет.

Такой порядок следует из пункта 12 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 526290-1).

Если договором предусмотрена предоплата, полученный аванс не признается доходом организации и отражается в составе кредиторской задолженности (п. 3 и 12 ПБУ 9/99). Отразите получение валютной выручки в этом случае следующим образом.

На дату оплаты:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– поступила предоплата в иностранной валюте;

Дебет 52 субсчет «Текущий валютный счет» Кредит 52 субсчет «Транзитный валютный счет»
– валюта перечислена на текущий валютный счет.

На дату перехода права собственности:

Дебет 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам (работам, услугам)» Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи товара (выполнения работ, оказания услуг);

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62 субсчет «Расчеты по отгруженным товарам (работам, услугам)»
– зачтена полученная предоплата.

Такая схема проводок следует из пункта 12 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов (счета 526268,7690).

Подробнее об отражении в бухучете движения товаров (работ, услуг) в зависимости от условий договора см.:

Независимо от условий договора в бухучете организация должна переоценивать поступившие средства и дебиторскую задолженность в иностранной валюте. Дебиторскую задолженность по выданным авансам пересчитывать не нужно (п. 10 ПБУ 3/2006).

Переоценку делайте на дату:

  • совершения операции;
  • отчетную дату (на последний день каждого месяца).

Кроме того, в учетной политике для целей бухучета можно прописать порядок переоценки иностранной валюты по мере изменения курса.

Это предусмотрено пунктами 79–10 ПБУ 3/2006, пунктом 7 ПБУ 1/2008.

При переоценке возникают курсовые разницы:

  • положительные – если курс валюты к рублю на дату переоценки выше, чем на дату первоначального учета иностранной валюты;
  • отрицательные – если курс валюты к рублю падает.

Это следует из абзаца 4 пункта 3 и пункта 11 ПБУ 3/2006.

Расчет курсовых разниц целесообразно оформить в виде бухгалтерской справки-расчета, составленной в произвольной форме.

Положительные курсовые разницы учтите в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). Отрицательные курсовые разницы – в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). Об этом сказано и в пункте 13 ПБУ 3/2006.

<…>


Пример отражения в бухучете операции по реализации товаров на экспорт. Расчеты ведутся в иностранной валюте. Договором предусмотрен переход права собственности на товар после отгрузки. Оплата производится после отгрузки

ООО «Альфа» заключило внешнеторговый контракт на поставку товаров. Сумма контракта – 10 000 долл. США (НДС – 0%). По условиям договора право собственности переходит к покупателю после отгрузки.

28 января «Альфа» отгрузила товары на экспорт. Себестоимость реализованных товаров составляет 230 000 руб. 1 февраля покупатель полностью оплатит товары.

Курс доллара США, установленный ЦБ РФ, составлял (условно):

  • с 26 января – 29,70 руб./USD;
  • с 29 января – 29,90 руб./USD;
  • с 1 февраля – 29,80 руб./USD.

В бухучете сделаны следующие проводки.

28 января:

Дебет 62 Кредит 90-1
– 297 000 руб. (10 000 USD ? 29,70 руб./USD) – отражена выручка от реализации товаров после их отгрузки;

Дебет 90-2 Кредит 41
– 230 000 руб. – списана себестоимость реализованных товаров.

31 января:

Дебет 62 Кредит 91-1
– 2000 руб. (10 000 USD ? (29,90 руб./USD – 29,70 руб./USD)) – отражена положительная курсовая разница по обязательству покупателя, возникающая в связи с изменением курса валюты на отчетную дату.

1 февраля:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
– 298 000 руб. (10 000 USD ? 29,80 руб./USD) – получена оплата за отгруженный товар;

Дебет 52 субсчет «Текущий валютный счет» Кредит 52 субсчет «Транзитный валютный счет»
– валюта перечислена на текущий валютный счет.

Дебет 91-1 Кредит 62
– 1000 руб. (10 000 USD ? (29,90 руб./USD – 29,80 руб./USD)) – отражена отрицательная курсовая разница по обязательству покупателя, возникающая в связи с изменением курса валюты на дату оплаты.*

<…>

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

<…>


Истребование документов

86.68135 (6,7,8,9)

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

  • если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
  • если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);*
  • если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
  • если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ);
  • если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ), а также пояснения по вопросу использования той или иной льготы.*

Внимание: требуя документы, подтверждающие обоснованность льгот, налоговые инспекции должны применять понятие «льгота» именно в том смысле, который заложен в него пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса РФ. То есть требовать такие документы можно лишь в тех случаях, когда организация действительно пользуется преимуществами, которых лишены другие налогоплательщики.

Специальные правила налогообложения, которые распространяются на отдельные виды (группы) операций и которыми могут пользоваться любые категории плательщиков, льготами не признаются. Следовательно, требовать документы, подтверждающие обоснованность применения специальных общедоступных правил, налоговые инспекции не вправе.

Поясним. В пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ приведен обширный перечень операций, которые освобождены от НДС. Однако признаки льгот есть далеко не у каждой из них. Например, льготой считается освобождение, которым могут воспользоваться медицинские (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ), образовательные (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ) или религиозные (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ) организации. В отношении этих операций налоговые инспекции могут требовать подтверждающие документы. А вот операции по предоставлению займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), реализации жилых помещений (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ) или монет из драгоценных металлов (подп. 11 п. 2 ст. 149 НК РФ) льготными не признаются. При совершении этих операций НДС могут не платить любые организации. Следовательно, истребование каких-либо документов, подтверждающих право на освобождение в подобных операциях, не допускается.

Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и письмом Минфина России от 3 декабря 2014 г. № 03-07-15/61906.

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:*

<…>

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация: Как вести регистры налогового учета


Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
– аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка