Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
2 июня 2015 64 просмотра

В августе планируется собрание акционеров, на котором будет вынесено решение с 01.09. о добровольной ликвидации Общества. Однако у Общества имеются заключенные государственные контракты, срок действия которых до 31.12., которые расторгать не планируется, к тому же в случае расторжения предприятие потеряет значительные суммы обеспечения, проплаченные в обеспечение выполнения контрактов.1. Правомерно ли вынесение решения о ликвидации ОАО с 01.09. (срок действия Общества в Уставе не определен, достижение целей не достигнуто, в связи с выполнением текущей деятельности и обязательств до 31.12.)?2. Разрешено ли осуществлять основную деятельность в период ликвидации? Ведь после составления промежуточного ликвидационного баланса, который как правило составляется после формирования реестра кредиторов, по срокам это 2 месяца от начала ликвидации, т.е. полсе 01.11 деятельность вестись не должна.3. Возможно ли в августе на собрании акционеров дату начала ликвидации определить с 01.01.2016 или для этого следует проводить собрание акционеров в декабре?4. Сколько максимально месяцев может длиться ликвидация ОАО?5. Обязательны ли выездная налоговая проверка, проверки внебюджетных фондов и как происходит их продление в случае превышения срока 2-х месяцев? Проверке подлежат предыдущие 3 года или период до момента ликвидации также включается в проверку?

1. В статье 21 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» сказано, что общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований Закона об АО и устава общества. Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Таким образом, наличие действующих договоров с обязательствами организация не препятствует возможности ликвидации общества (вынесения решения о ликвидации).

2. Законодательством не запрещено осуществлять деятельность общества в период ликвидации до момента исключения общества из ЕГРЮЛ. Пунктом 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Поэтому после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица (Письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309). До этого момента организация является действующей и имеет право осуществлять деятельность в общеустановленном порядке, если такое решение будет принято ликвидационной комиссией.

3. Да, на внеочередном собрании акционеров может быть принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии в определенный период времени после внеочередного собрания. Сроки ликвидации указываются в таком решении. Это следует из ст. 21 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

4. Выездная налоговая проверка, проводимая в соответствии с п. 11 ст. 89 НК РФ в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, является самостоятельным видом выездной налоговой проверки и не подпадает под понятие повторной (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.07.2010 № А63-19428/2009). В данной норме сказано, что выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ). Перечень случаев, когда проверка может превышать 2 месяца установлен в пункте 4 приложения 2 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Ликвидация в него не входит. Таким образом, ликвидация общества может быть от двух – трех месяцев до полугода. Никаких максимальных сроков законодатель не устанавливает.

5. Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

При этом обязанности проводить выездные налоговые проверки организаций в связи с их ликвидацией в НК РФ и Законе 212-ФЗ не содержится.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист

Рекомендация:Как провести ликвидацию АО

<…>

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации АО и как назначитьликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание акционеров (подп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО). Если все голосующие акции общества принадлежат одному акционеру, он принимает решение единолично (п. 3 ст. 47 Закона обАО).*

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров (или единственного акционера АО). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу.

Собрание акционеров проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 5455 Закона об АО). Совет директоров (наблюдательный совет) АО вносит в повестку дня вопросы:

  • о ликвидации общества;
  • о назначении ликвидационной комиссии.

В частности, совет директоров (наблюдательный совет) должен предложить состав ликвидационной комиссии (указываются фамилии председателя (руководителя) и членов комиссии). В состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов АО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 21 Закона об АО):

  • если акционером общества является государство, то в состав комиссии необходимо включить представителя комитета по управлению имуществом (фонда имущества);
  • если акционером общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Можно ли передать полномочия по управлению делами общества не комиссии, а одному лицу

Да, можно.

Общее собрание акционеров вправе назначить ликвидатора, то есть лицо, которому передаются полномочия по управлению делами АО (п. 3 ст. 62 ГК РФ).*

Вместе с тем, передача полномочий одному лицу может привести к неблагоприятным последствиям. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом наликвидационную комиссию. Во избежание возможных рисков лучше назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать все полномочия одному лицу.

Решение о ликвидации принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • срок проведения ликвидации увеличится;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует противликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации АО недействительным, поскольку совет директоров с истекшими полномочиями созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации

Совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров. В повестку дня был внесен вопрос о ликвидации общества. Собрание приняло решение о ликвидации ОАО «М.» и о назначении ликвидатора.

Гражданка М. (акционер ОАО «М.») посчитала, что принятое решение нарушает ее права. Она предъявила к обществу требование о признании решения недействительным.

Суд установил, что в ОАО «М.» в течение двух лет не проводилось общее собрание акционеров. Следовательно, полномочия совета директоров прекратились, за исключением полномочий по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров (п. 1 ст. 66 Закона об АО). Однако совет директоров ОАО «М.» созвал внеочередное общее собрание акционеров и внес в повестку дня вопрос о ликвидации.

Суд посчитал, что такие нарушения при созыве собрания являются существенными. На основании этого он удовлетворил требования истца. В итоге ОАО «М.» не было ликвидировано (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2011 г. по делу № А56-31206/2009).

Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации АО

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению деламиАО (п. 3 ст. 21 Закона об АО).*

<…>

Владислав Добровольскийкандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин, старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин, главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка