Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 июня 2015 6 просмотров

ООО «ПрофСервис» рассматривает возможность заключения агентского договора с иностранной организацией – резидентом Таджикистана, в связи, с чем, возникает ряд вопросов, связанных с налогообложением.Согласно, условиям Договора ООО «ПрофСервис» (далее Агент) на регулярной основе осуществляет действия по ведению переговоров с потенциальными Клиентами иностранной организации (резидентами РФ): заключает от своего имени (Агента) договора на подбор и трудовую занятость работников, предоставляемых иностранной организацией, осуществляет расчеты, осуществляет контроль за состоянием разрешительных документов на осуществление деятельности работников на территории РФ, выставляет счета на оплату услуг, получает оплату от клиентов резидентов РФ, а также производит перечисление доходов иностранной организации за минусом своего вознаграждения.Какой порядок налогообложения дохода иностранной организации, учитывая, что между Правительством Российской Федерации и Правительством Республикой Таджикистан 31 марта 1997 году подписано Соглашение во избежание двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал, а именно:1. Следует ли Агенту (резиденту РФ) производить исчисление и удержание налога с дохода иностранной организации на территории РФ, какую налоговую ставку при этом следует применить?2. Что, в данной ситуации, является налоговой базой для исчисления налога с дохода: сумма, полученная от клиента на расчетный счет Агента, либо, сумма, полученная от Клиента за минусом агентского вознаграждения?3. Следует ли Агенту (резиденту РФ) производить исчисление и удержание налога на добавленную стоимость с дохода иностранной организации на территории РФ?4. Какую из ставок должен применить Агент при удержании налога на добавленную стоимость по отношению к доходу иностранной организации *18/118, либо *18/100?

 В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения доходы иностранной организации в России не облагаются. Посредника, участвующий в расчетах, является агентом по НДС. Налоговую базу определяйте без учета НДС. Сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по прямой ставке - 18 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых услуг.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 31.03.1997

<…>

«Статья 7. Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль, получаемая в одном Договаривающемся Государстве предприятием другого Договаривающегося Государства, облагается налогом, если только она получена через расположенное там постоянное представительство и только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.*

2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом Договаривающемся Государстве к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было обособленным и самостоятельным предприятием, осуществляющим такую же или аналогичную деятельность, при таких же или подобных условиях, и действовало совершенно независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении доходов (прибыли) постоянного представительства должны быть сделаны вычеты документально подтвержденных расходов, произведенных для целей деятельности постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Договаривающемся Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.

4. Никакая прибыль не относится к постоянному представительству предприятия Договаривающегося Государства на основании лишь закупки этим постоянным представительством товаров или изделий для предприятия.

5. Прибыль, относящаяся к постоянному представительству, определяется одинаковым способом из года в год, если только не возникнут достаточные и веские причины для изменения такого порядка.

6. Если прибыль включает виды доходов или прирост стоимости имущества, о которых отдельно говорится в других статьях настоящего Соглашения, то применяются положения этих статей.

<…>


Статья 22. Другие доходы

Виды доходов резидента Договаривающегося Государства независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях настоящего Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Договаривающемся Государстве.*»

<…>

2. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:*

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147148НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете* (п. 5 ст. 161 НК РФ);

<…>

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация: Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в статье 161 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):*

  • при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).*

Налоговая ставка

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России (ст. 164 НК РФ).

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:

Это следует из положений пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которая должна быть перечислена в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Рассчитанную таким образом сумму НДС налоговый агент обязан предъявить покупателю дополнительно к цене реализуемых товаров* (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Пример расчета НДС при реализации товаров иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете, по посредническому договору

ООО «Альфа» (комиссионер) реализует товары иностранной организации по договору комиссии. Иностранная организация (комитент) не состоит в России на налоговом учете. При реализации таких товаров в России НДС начисляется по ставке 18 процентов.

Согласованная с комитентом продажная стоимость товаров составляет 2 000 000 руб. (без учета НДС). Комиссионное вознаграждение (с учетом НДС) составляет 10 процентов от продажной стоимости товара (с учетом НДС) и удерживается комиссионером из средств, поступивших от покупателей.

Сумма НДС, которую «Альфа» предъявляет покупателям дополнительно к цене комиссионных товаров, равна:
2 000 000 руб. ? 18% = 360 000 руб.

Продажная цена товаров с учетом НДС составляет:
2 000 000 руб. + 360 000 руб. = 2 360 000 руб.

Все товары были реализованы и оплачены. В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 004
– 2 360 000 руб. – приняты к учету товары, полученные на комиссию;

Дебет 62 Кредит 76
– 2 360 000 руб. – отражена отгрузка товаров комитента;

Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 360 000 руб. – начислен НДС за иностранного комитента;

Кредит 004
– 2 360 000 руб. – списаны товары, реализованные по договору комиссии;

Дебет 76 Кредит 90-1
– 236 000 руб. (2 360 000 руб. ? 10%) – отражена сумма вознаграждения по договору комиссии;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 36 000 руб. (236 000 руб. ? 18/118) – начислен НДС с комиссионного вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 62
– 2 360 000 руб. – поступила оплата за товары;

Дебет 76 Кредит 51
– 1 764 000 руб. (2 360 000 руб. – 360 000 руб. – 236 000 руб.) – перечислены денежные средства комитенту.

<…>

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка