Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
4 июня 2015 4 просмотра

Наша организация находится на територии, где городские власти не хотят асфальтировать -ремонтировать дорогу. По совместной договоренности руководители прилежащих к этой дороге организаций договорились совместными усилиями произвести асфальтирование. Можно ли списать на затраты стоимость этих работ?

В данном случае учитывать такие расходы в расчете налога на прибыль рискованно. Это связано с тем, что, исходя из текста вопроса, на дорогу, которую хочет заасфальтировать организация, у нее нет права собственности, аренды, пользования и т.д., то есть основания для проведения вышеуказанных работ, а так же отсутствует договоренность (например, заключенный договор) с местными властями на асфальтирование дороги.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Можно ли в налоговом учете начислять амортизацию по таким объектам, как асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия, которые созданы без привлечения бюджетного (целевого) финансирования

Да, можно, если обустройство таких объектов обусловлено требованиями законодательства.

По общему правилу независимо от источников финансирования асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам внешнего благоустройства, и, следовательно, амортизация по ним не начисляется (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/63от 30 октября 2007 г. № 03-03-06/1/745от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/487от 25 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/201 и от 13 октября 2004 г. № 03-03-01-04/1/73.

В то же время для отдельных отраслей экономики обустройство производственных площадок с асфальтовым и другими видами покрытий рядом с производственными объектами является обязательным в силу законодательства, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В таких случаях организация может начислять на них амортизацию. Такой вывод сделан в письме Минфина России от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362.*

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие начислять амортизацию по асфальтовым (бетонным, тротуарным) покрытиям, созданным без привлечения бюджетных средств, независимо от того, обусловлено ли их обустройство нормами законодательства или нет. Они заключаются в следующем.

Асфальтовые (бетонные, тротуарные) покрытия относятся к объектам дорожного хозяйства. Буквальное прочтение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что если при строительстве объектов дорожного хозяйства не было использовано бюджетное или другое целевое финансирование, то амортизацию по таким объектам начислять можно. Главное, чтобы обустройство таких объектов было связано с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008от 14 января 2008 г. № А56-4910/2007от 18 июля 2005 г. № А56-11749/04 и от 25 октября 2004 г. № А56-32626/03Волго-Вятского округа от 22 октября 2008 г. № А28-1630/2008-43/29Московского округа от 23 июля 2008 г. № КА-А40/6654-08Уральского округа от 26 июня 2008 г. № Ф09-4500/08-С3Поволжского округа от 13 июня 2012 г. № А55-19091/2011).*

Кроме того, организация может включить такие объекты (стоимостью более 40 000 руб.) в состав амортизируемого имущества:

  • в качестве сооружения;
  • в качестве капитальных вложений в арендованные основные средства.

Учесть твердые декоративные покрытия в качестве сооружений можно по следующим основаниям. Во-первых, они улучшают доступ к организации, способствуют привлечению дополнительных клиентов, а значит, положительно влияют на увеличение продаж. Во-вторых, наличие твердого покрытия позволяет сократить время погрузочно-разгрузочных работ, что также повышает эффективность бизнеса. Из этого следует, что твердое покрытие используется в деятельности, связанной с получением доходов, и соответствует определению амортизируемого имущества, указанному в пункте 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ. Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 1 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Если твердое покрытие обустроено на арендованной земле, затраты на его строительство можно классифицировать как капитальные вложения в арендованные основные средства (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 16 марта 2006 г. № 18-11/1/20791). При этом в договоре аренды земли (дополнительном соглашении к нему) должно быть отражено согласие арендодателя (право арендатора) на производство неотделимых улучшений в виде асфальтового(бетонного, тротуарного) покрытия (абз. 1 п. 1 ст. 256 НК РФст. 615 ГК РФ). Кроме того, таким договором (дополнительным соглашением) должно быть предусмотрено, что арендодатель не возмещает арендатору стоимость капитальных вложений (абз. 4 п. 1 ст. 258 НК РФст. 623 ГК РФ). Основанием для начисления амортизации в этом случае является абзац 4 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 14 декабря 2007 г. № 20-12/119684от 17 марта 2006 г. № 18-11/20791). О применении амортизационной премии при амортизации неотделимых улучшений арендованного имущества см. Как рассчитать амортизацию по арендованным объектам основных средств в налоговом учете.

Не исключено, что при проверке налоговая инспекция не согласится с включением расходов на устройство (укладку) твердых покрытий в расчет налогооблагаемой прибыли. В таком случае свою позицию организации придется отстаивать в суде*.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья:Расходы на благоустройство – учет без конфликтов с чиновниками и не в ущерб компании

Любая компания стремится выглядеть респектабельно перед своими сотрудниками, деловыми партнерами и, конечно же, клиентами. Для этого приходится разбивать газоны, асфальтировать подъезды, обустраивать автостоянки, устанавливать уличное освещение. Список мероприятий по благоустройству территории можно продолжать долго. Причем в большинстве случаев без таких затрат действительно не обойтись. Вопрос только в том, как отразить их в учете.

Дело в том, что в законодательстве не сказано, что считать благоустройством. Признают этот факт в своих разъяснениях и контролирующие органы. Так, еще в письмах от 7 июля 2009 г. № 03-03-06/1/443 и от 19 июня 2008 г. № 03-03-06/1/362 представители Минфина России подчеркивали, что раз само понятие не определено, то нужно использовать его общепринятое значение. В том числе и для налогов.

По мнению чиновников, к расходам на внешнее благоустройство относятся все траты компании на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на своей территории. Это может быть*:

– разбивка клумб, газонов, посадка деревьев и кустарников;

– укладка асфальта* и плитки на тротуарах, пешеходных дорожках, вокруг магазинов и промышленных предприятий;

– установка скамеек, урн, скульптур и фонтанов;

– организация автостоянок и парковок, подъездных путей и погрузочно-разгрузочных площадок;

– внешнее освещение (установка уличных фонарей);

– другие аналогичные благоустраивающие мероприятия.

Как видите, список получается довольно значительный. В нем есть и те расходы, без которых многие компании попросту не смогут эффективно работать. Но ключевой момент в том, что, по мнению чиновников, затраты на внешнее благоустройство и озеленение не относятся к производственным зданиям, сооружениям или оборудованию. А это как раз напрямую влияет на их налоговый учет.

Рекомендация лектора

Безопаснее не принимать к вычету входной НДС по затратам на благоустройство

Контролирующие органы считают, что раз затраты на благоустройство необоснованны, то и входной НДС по ним принять к вычету нельзя. По мнению чиновников, объекты благоустройства не используются в деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). А значит, вычет налога компании не положен. Такой вывод представители Минфина России сделали в письме от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278. Но если компания в суде сможет доказать, что затраты на благоустройство территории обоснованны, то есть их можно списать в расходы, тогда и право на вычет НДС у компании есть. Пример тому – постановление ФАС Поволжского округа от 20 августа 2010 г. № А55-36402/2009.

Получится ли списать расходы при расчете налога на прибыль

Затраты на благоустройство могут быть достаточно внушительными. И зачастую дело здесь не в простом желании потратиться на внешний имидж. Речь может идти о привлечении и удержании клиентов. К примеру, мало кто выберет торговый центр без автостоянок и тротуаров, к которому невозможно нормально подъехать. Так что организациям в любом случае приходится вкладывать деньги, чтобы удержать покупателей.

Но несмотря на все эти вполне логичные доводы, чиновники рассуждают иначе: затраты на внешнее благоустройство не связаны с коммерческой деятельностью компании и не направлены на получение доходов. Поэтому учесть такие расходы нельзя . Об этом, к примеру, есть письма Минфина России от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35 и от 18 октября 2011 г. № 03-07-11/278*.

А вот для компаний, деятельность которых напрямую связана с отдыхом, лечением, выставками и культурно-массовыми мероприятиями, финансисты делают исключение. Так, санатории, пансионаты, лагеря, аквапарки и другие подобные организации, по мнению чиновников, вправе списывать в налоговом учете затраты на благоустройство территорий. Такой вывод следует из письма Минфина России от 9 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/736.

Кроме того, финансисты признают расходы обоснованными, и когда речь идет о компаниях в отдельных опасных отраслях промышленности. К примеру, организация занимается транспортировкой газа. Для нее обязанность по благоустройству прописана в специальных федеральных законах или в нормативных документах по промышленной безопасности. Об этом есть письмо Минфина России от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/203.

Ну, а всем остальным организациям учитывать расходы на благоустройство рискованно. Налоговики на местах придерживаются позиции финансистов и снимают такие затраты*.

Кроме того, что касается капитальных расходов, которые должны списываться через амортизацию, то чиновники ссылаются на подпункт 4пункта 2 статьи 256 НК РФ. В нем запрещено амортизировать объекты лесного и дорожного хозяйства, которые строились с бюджетным или другим целевым финансированием, и прочие аналогичные объекты внешнего благоустройства. Какие именно, в законе не уточняется.

Так что, как видите, норма прописана очень неоднозначно. И контролирующие органы трактуют такую формулировку с выгодой для бюджета. Они подчеркивают, что амортизировать объекты внешнего благоустройства компании не могут. И не важно, за счет бюджетных или собственных ресурсов они созданы. Пример тому – письмо Минфина России от 4 декабря 2008 г. № 03-03-06/4/94.

Правда, в судах некоторым компаниям удается доказать и обоснованность затрат, и возможность списывать расходы на благоустройство через амортизацию*.

Так, к примеру, в постановлениях ФАС Московского округа от 12 октября 2010 г. № КА-А40/12233–10 и ФАС Северо-Западного округа от 1 июня 2009 г. № А56-33207/2008 победили компании. Им удалось доказать, что расходы на благоустройство территорий связаны с деятельностью организаций, обеспечивают нормальные санитарно-гигиенические условия для работников, а также функционирование основных средств. Кроме того, они подчеркнули, что объекты внешнего благоустройства не амортизируются, только когда они созданы с помощью бюджетного или аналогичного финансирования. В остальных же случаях амортизировать такое имущество можно.

А также суды учитывают требования местного законодательства. Ведь если компания благоустраивает территорию, следуя указаниям органов власти, расходы являются вынужденными и обоснованными (постановление ФАС Московского округа от 25 мая 2011 г. № КА-А41/4670–11). Еще несколько судебных решений, где компаниям удалось отстоять затраты, посмотрите в таблице (см. ниже. – Примеч. ред.).

О ЛЕКТОРЕ

Александр Владимирович Анищенко прошел путь от рядового налогового инспектора до начальника ревизионного отдела крупного регионального холдинга. Автор многочисленных книг и публикаций по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

Судебные споры, в которых затраты на благоустройство признали обоснованными

Объект благоустройства Аргументы Реквизиты судебного решения
Ограждение Ограждение нужно для безопасности компании, ее работников и клиентов Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2009 г. № А45-4756/2009
Асфальтированная автостоянка Стоянка повышает уровень обслуживания и удобства посетителей Постановление ФАС Уральского округа от 14 января 2010 г. № 09–10855/09-С2
Озеленение и асфальтирование, рекультивация свалки Благоустройство территорий осуществлялось по согласованию с представителями местного природоохранного органа* Постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2007 г. № Ф09-6737/07-С2
Асфальтовое покрытие для прохода к арендуемому магазину Компания благоустраивала территорию на основании соглашения с арендодателем Постановление ФАС Московского округа от 26 августа 2011 г. № КА-А40/9285–11

Так что если ваша организация уже столкнулась с претензиями налоговиков или собирается учитывать затраты на благоустройство в расходах, посмотрите в решениях, какие аргументы судьи считают весомыми. Они помогут отстоять затраты.

Ну, а тем компаниям, которые не готовы спорить с налоговиками, советую затраты на благоустройство не учитывать. Тогда претензий со стороны инспекторов не будет. Это не самый выгодный, но уж точно наиболее безопасный вариант.

<…>

Александр Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ»

Журнал «Семинар для бухгалтера» № 4, 21014 г.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка