Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24
7 июня 2015 196 просмотров

Мы планируем заключение договора на обучении с гражданином Казахстана, нужно ли нам уведомлять какие либо службы? У нас стоматология и мы планируем провести обучение, а не принятие на работу гражданина казахстана. он не является сотрудником иностранной организации, он к нам обратился просто как физическое лицо на обучение

Официального разъяснения по данному вопросу нет. Однако согласно ФЗ-109 от 18.07.2006 г. ст.2 сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность. Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина. Таким образом, уведомлять территориальные органы ФМС организации при заключении договора на обучение с иностранцем не нужно. Уведомлять какие-либо другие службы также не предусмотрено законодательством.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Может ли работодатель заключить ученический договор и приступить к обучению иностранца, у которого отсутствует разрешение на работу или патент. Иностранец не является сотрудником организации

Да, может.

Разрешение на работу или патент требуется для осуществления иностранцем трудовой деятельности (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Трудовая деятельность в России возникает на основе трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение определенных работ или услуг. Ученический договор направлен на обучение (в т. ч. с возможностью дальнейшего трудоустройства). Вместе с тем, сам по себе такой договор не влечет возникновения трудовых отношений с организацией (гл. 32 ТК РФ).

Подтверждает это и порядок оформления разрешительной документации для приема на работу иностранцев. Так, для получения разрешения на привлечение визовых иностранцев работодатель представляет в ФМС России проект трудового или гражданско-правового договора (п. 34.3 регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589). А безвизовый иностранец предоставляет в ФМС России копию своего трудового или гражданско-правового договора в течение двух месяцев после получения патента (п. 7 ст. 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Таким образом, законодательство в принципе не предусматривает возможности выдачи разрешительной документации на основе ученических договоров. Отсюда следует вывод, что с иностранцем можно заключить ученический договор и начать обучение, при этом необходимости оформлять разрешение на работу или патент не возникнет. Такой вывод следует из статей 20205 Трудового кодекса РФ, пункта 34.3регламента, утвержденного приказом ФМС России от 30 октября 2014 г. № 589, а также статей13 и 13.3 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Еще один аргумент в пользу указанной позиции заключается в том, что законодательством предусмотрены суровые меры ответственности за привлечение иностранцев к труду без соответствующего разрешения (ст. 18.15 КоАП РФ). При этом какая-либо ответственность за привлечение иностранца к обучению без разрешения в законодательстве не предусмотрена, поскольку состава нарушения в данном случае не возникает. Это лишний раз свидетельствует о том, что для осуществления взаимоотношений в рамках ученического договора необходимость получать разрешение на работу отсутствует.

Если же после курса обучения с иностранцем будет заключен трудовой договор, то ему нужно будет оформить разрешение в общем порядке.*

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18.07.2006 № 109-ФЗ

<…>

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

<…>

7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;*

<…>

Статья 20. Обязательность учета иностранных граждан по месту пребывания

<…>

1. Иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Постановке на учет по месту пребывания подлежат:

1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) не имеет места жительства;

б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания;

в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;

г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

д) находится в учреждении, исполняющем административное наказание;

2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин:

а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания;

б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства;

в) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

3. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином:

1) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации;

2) не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации;

3) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, - в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи.

3.1. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 1 и подпунктами "а" - "в" пункта 2 части 2 настоящей статьи, принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, иностранный гражданин обязаны уведомить орган миграционного учета о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, прибывшего в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (за несколькими нерабочими днями).*

<…>

08.06.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка