Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23
10 июня 2015 23 просмотра

Вопрос такой: Как пошагово закрыть организацию как без долгов так и с долгами (возможно ли).Слышали что если закрываешь р/с то в течении 9 месяцев налоговая закрывает организацию (...так ли это?)СПАСИБО.

ИФНС самостоятельно может инициировать закрытие организации (исключить из реестра) если юридическое лицо не сдает отчетность в течение 12 месяцев, и отсутствует движения денег по всем расчетным счетам также в течение года (пункт 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ).

Соответственно, если планируется прекратить деятельность организации, можно либо инициировать добровольную ликвидацию (для этого учредители должны принять соответствующее решение), либо ждать, когда налоговый орган исключит организацию из ЕГРЮЛ.

Для начала добровольной ликвидации требуется принять решение учредителей о ликвидации организации (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ), и о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (им может быть директор организации или один из учредителей).

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв.приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.

12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учетеабз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документов с целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и Системы Юрист.

1. Рекомендация: Как провести ликвидацию ООО

Ликвидация ООО по решению его участников (добровольная ликвидация) – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, нарушение прав участников на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о ликвидации ООО недействительным. Составление ликвидационных балансов с нарушением требований закона будет основанием для отказа в регистрации ликвидации. Несоблюдение очередности при расчетах с кредиторами может повлечь предъявление иска к ликвидационной комиссии.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру ликвидации.

Положения Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Как принять решение о ликвидации ООО и как назначить ликвидационную комиссию

Решение о ликвидации принимает общее собрание участников (подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). В обществе с единственным участником решение единолично принимает этот участник (ст. 39 Закона об ООО).

Вопрос о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО (или единственного участника общества). Другие органы (например, единоличный исполнительный орган) не вправе принимать решение по такому вопросу (абз. 15 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Повестка дня общего собрания участников формируется по предложению (п. 2 ст. 57 Закона об ООО):

  • совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • исполнительного органа;
  • участника ООО.

Собрание участников проводится по общим правилам, установленным законом (ст. 3637Закона об ООО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО).*

Общее собрание участников принимает решения по следующим вопросам (абз. 1 п. 2 ст. 57 Закона об ООО):

  • о ликвидации общества. Решение о ликвидации считается принятым только тогда, когда за него проголосовали все участники общества (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО);
  • о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. Решение считается принятым тогда, когда за него проголосовали участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

При назначении ликвидационной комиссии в ее состав желательно включить генерального директора (иное лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа), главного бухгалтера, работников юридического, финансового отделов, отдела кадров. Другими словами, управлять делами общества должна комиссия, состоящая из высококвалифицированных специалистов ООО. Кроме того, закон устанавливает следующие правила (п. 4 ст. 57 Закона об ООО):

  • если участником общества является Российская Федерация, то в состав комиссии необходимо включить представителя Росимущества;
  • если участником общества является субъект РФ, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • если участником общества является муниципальное образование, то в состав комиссии необходимо включить представителя органа местного самоуправления.

Функции ликвидационной комиссии может осуществлять одно лицо – ликвидатор (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Однако во избежание возможных рисков предпочтительнее назначить комиссию, состоящую из профессионалов разного рода деятельности, а не передать полномочия одному лицу. Ведь ликвидатор зачастую не в силах самостоятельно исполнить все обязанности, возлагаемые законом на ликвидационную комиссию.

Внимание! Если общее собрание участников проведено с нарушением требований закона, то суд может признать решение о ликвидации недействительным.

В таком случае исполнительный орган ООО будет вынужден созвать еще одно (внеочередное) общее собрание участников (ст. 35 Закона об ООО), что негативно отразится на деятельности общества:

  • срок проведения ликвидации увеличится;
  • ликвидация может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о ликвидации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против ликвидации.

Пример из практики: суд признал решение о ликвидации ООО недействительным, поскольку на общем собрании участники не приняли такое решение единогласно

Общее собрание участников ООО «Т.» приняло решение о ликвидации общества.

ОАО «Г.» (участник ООО «Т.») голосовало против ликвидации. Оно посчитало, что принятое решение нарушает его права, и предъявило к ООО «Т.» требования о признании недействительными:

  • решения о ликвидации ООО «Т.»;
  • решения о назначении ликвидатора.

Обоснования ответчика: участниками ООО «Т.» являются ЗАО «Т.» с долей 99,4 процента уставного капитала и ОАО «Г.» с долей 0,6 процента уставного капитала. Следовательно, голос ОАО «Г.» никак не повлиял бы на принятие оспариваемых решений. Поэтому нарушения в проведении собрания следует признать несущественными (п. 2 ст. 43 Закона об ООО).

Суд не согласился с доводами ответчика. Решение о ликвидации должно приниматься всеми участниками общества единогласно (абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Если один из участников (независимо от его доли в уставном капитале) голосует против такого решения, то общество не может быть ликвидировано. Следовательно, общее собрание участников проведено с существенным нарушением требований закона.

По этим причинам суд удовлетворил требования истца. В итоге ООО «Т.» не прекратило свою деятельность в процессе ликвидации (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2009 г. № Ф04-62/2009(19231-А70-11) по делу № А70-3261/2008).

Какие действия должна выполнить ликвидационная комиссия в процессе ликвидации ООО

С момента принятия решения о ликвидации к ликвидационной комиссии переходят полномочия по управлению делами ООО (п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Комиссия должна:

1. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры ликвидации.

2. Опубликовать сообщение о ликвидации в органах печати.

3. Принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

4. Уведомить кредиторов ООО о ликвидации.

5. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв. приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444).

6. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением промежуточного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв.приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – Положение по ведению бухгалтерского учета).

7. Составить промежуточный ликвидационный баланс.

8. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

9. Уведомить налоговую инспекцию о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

10. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

11. Рассчитаться по долгам ООО с кредиторами.

12. Провести инвентаризацию активов и обязательств перед составлением окончательного ликвидационного баланса (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учетеабз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета).

13. Составить ликвидационный баланс (окончательный).

14. Созвать и провести общее собрание участников с целью утверждения ликвидационного баланса.

15. Распределить имущество ООО между участниками (при наличии такого имущества).

16. Подать в налоговую инспекцию установленный законодательством комплект документовс целью зарегистрировать ликвидацию ООО.

О том, как взаимодействовать с налоговой инспекцией при ликвидации ООО, см. Как зарегистрировать ликвидацию ООО.*

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о начале процедуры ликвидации ООО

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.*

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о ликвидации организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов ликвидируемая организация должна была представить письменное сообщение о принятии решения о ликвидации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

Как опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

Ликвидационная комиссия должна поместить сообщение (уведомление) о ликвидации ООО в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@). Правила приема и публикации сообщений представлены на сайте журнала.

В уведомлении нужно привести следующую информацию:

  • сведения о ликвидируемом ООО (полное и сокращенное наименования, местонахождение, ИНН/КПП, основной государственный регистрационный номер и дата его присвоения, государственный регистрационный номер записи и дата внесения записи, адрес и наименование регистрирующего органа);
  • порядок и условия заявления кредиторами ООО своих требований (местонахождение постоянно действующего исполнительного органа ООО, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с ООО – номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и т. д.);
  • срок для предъявления требований кредиторами. Такой срок не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации ООО (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Как составить промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Форма промежуточного ликвидационного баланса законодательно не утверждена. Вместе с тем, документ должен соответствовать требованиям, установленным в отношении бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)»).

Баланс должен содержать сведения (п. 2 ст. 63 ГК РФ):

  • о составе имущества ликвидируемого общества;
  • о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • о результатах рассмотрения требований кредиторов;
  • о перечне требований кредиторов, которые удовлетворил суд, причем независимо от того, приняла ли их ликвидационная комиссия. Сведения о таких требованиях необходимо включить в промежуточный ликвидационный баланс, если решение суда в отношении них вступило в законную силу.

Нужно ли включать в состав кредиторской задолженности задолженность по тем обязательствам, по которым кредиторы ликвидируемого ООО не предъявили требований в течение установленного срока

Нет, не нужно.

Во-первых, с 1 сентября 2014 года закон не предусматривает необходимости удовлетворять требования кредиторов, заявленные после истеченияустановленного срока (подп. «г» п. 20 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Фактически это означает, что кредиторы вправе предъявить требования лишь в срок, который установила ликвидационная комиссия.

Во-вторых, суды исходят из того, что если кредитор, извещенный о ликвидации ООО, не предъявил в установленный срок требование по тому или иному обязательству, то задолженность перед кредитором не включается в промежуточный ликвидационный баланс (определение ВАС РФ от 18 мая 2011 г. № ВАС-6618/11, постановления ФАС Уральского округа от 16 ноября 2011 г. № Ф09-7165/11 по делу № А60-548/2011, ФАС Северо-Западного округа от 6 апреля 2011 г. по делу № А56-18180/2010).

Вместе с тем, не будет лишним отразить в промежуточном ликвидационном балансе информацию об обязательствах, требования по которым не предъявлялись. Например, можно составить перечень таких обязательств и указать, что кредиторы по этим обязательствам были надлежащим образом уведомлены, однако не воспользовались правом на предъявление требований.

Промежуточный ликвидационный баланс вступает в силу с момента его утверждения общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Такое собрание проводится по инициативе ликвидационной комиссии. Комиссия вносит в повестку дня вопрос об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Решение принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

Другими словами, общее собрание участников утверждает баланс, если соблюдаются два условия:

  • на собрании присутствуют участники, обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» – 51 процент голосов, участник «В.» – 5 процентов голосов;
  • за утверждение баланса голосуют участники, присутствующие на собрании и обладающие в совокупности более 50 процентами голосов от общего числа голосов. Например, участник «А.» голосует «за», участник «В.» – «против».

Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания (п. 6 ст. 37 Закона об ООО). О составлении промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации).

Как рассчитаться с кредиторами

Ликвидируемое ООО обязано рассчитаться по долгам с кредиторами. Для этого ликвидационная комиссия должна выплатить кредиторам денежные суммы в порядке очередности (п. 1 ст. 64 ГК РФ).

С 1 сентября 2014 года расчеты с кредиторами можно начать лишь после погашения текущих расходов, необходимых для проведения ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 64 ГК РФ). По сути, речь идет о так называемой нулевой очереди, когда рассчитаться необходимо еще до того, как начнутся выплаты по предъявленным требованиям кредиторов.*

В первую очередь нужно удовлетворить требования:

  • о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
  • о компенсации морального вреда;
  • о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения либо повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве такого объекта, а также нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания или сооружения.

Во вторую очередь необходимо:

  • рассчитаться по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших в ООО по трудовому договору;
  • выплатить вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь следует рассчитаться по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь нужно произвести расчеты с другими кредиторами.

Наконец, после того как будут удовлетворены требования кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди (т. е., по сути, в пятую очередь), необходимо удовлетворить следующие требования:

  • о возмещении убытков в виде упущенной выгоды;
  • о взыскании неустойки (штрафа, пеней), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Специальные правила закон устанавливает для кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого ООО (залоговые кредиторы) (абз. 2 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Каждому кредитору ликвидационная комиссия выплачивает ту сумму, котораязафиксирована в промежуточном ликвидационном балансе (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Выплаты производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидационная комиссия может удовлетворить требования кредиторов каждой последующей очереди лишь после полного удовлетворения требований в рамках предыдущей очереди за исключением требований залоговых кредиторов (абз. 1 п. 2 ст. 64 ГК РФ).

Если ликвидационная комиссия отказывает в удовлетворении требования или уклоняется от его рассмотрения, то кредитор вправе предъявить к ООО иск об удовлетворении требования. Такой иск можно подать только до утверждения ликвидационного баланса. Если суд удовлетворит этот иск, ликвидационной комиссии понадобится выплатить кредитору присужденную ему денежную сумму в порядке установленной очередности (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Погашенными считаются следующие требования кредиторов (п. 5.1 ст. 64 ГК РФ):

  • требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
  • требования, в удовлетворении которых суд отказал.

Как составить ликвидационный баланс

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Баланс составляется по тем же правилам, которые применяются при разработке промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Решение об утверждении баланса принимается простым большинством голосов от общего числа голосов участников ООО, если устав общества не предусматривает иное (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).*

Как распределить имущество ликвидируемого ООО между участниками

По закону участники ликвидируемого ООО вправе получить часть его имущества (или стоимость имущества), оставшегося после расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 8 Закона об ООО).

Между участниками может распределяться либо все имущество общества, либо его часть. Может возникнуть ситуация, когда имущество не распределяется вовсе.* Это зависит от того, каков был объем обязательств ООО перед кредиторами. Действуют следующие правила:

  • между участниками распределяется все имущество ООО, если общество не имеет обязательств перед кредиторами. Имущество может распределяться лишь при соблюдении двух условий. Во-первых, должно пройти два месяца с моментаопубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Во-вторых, промежуточный ликвидационный баланс должен свидетельствовать о том, что общество не является должником по обязательствам (т. е. кредиторы не предъявили требований, либо ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении таких требований);
  • между участниками распределяется часть имущества, если у общества были обязательства перед кредиторами и после расчетов с такими кредиторами остались нераспределенные средства. Сведения об этих средствах должны содержаться в ликвидационном балансе;
  • между участниками имущество не распределяется, если исходя из сведений ликвидационного баланса оно отсутствует.

Ликвидационная комиссия должна распределить имущество ООО между участниками в порядке очередности (п. 1 ст. 58 Закона об ООО).

В первую очередь нужно выплатить распределенную, но невыплаченную часть прибыли. Если имущества недостаточно для выплаты такой части прибыли, то средства должны распределяться между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества (абз. 2 п. 2 ст. 58 Закона об ООО). Например, участник с долей 80 процентов уставного капитала сможет получить 80 процентов от имущества (от стоимости имущества).*

Во вторую очередь необходимо распределить имущество между участниками. Оно может распределяться лишь после полного удовлетворения требований в рамках первой очереди (п. 2 ст. 58 Закона об ООО). Участники получают часть имущества (часть стоимости имущества) пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Если между участниками в рамках одной очереди возникнет спор о том, кому из них нужно передать имущество (вещь) ликвидируемого ООО, ликвидационной комиссии понадобится продать эту вещь с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

Геннадий Уваркин

кандидат юридических наук, заместитель генерального директора Правового бюро «Омега»

2. Рекомендация: Как зарегистрировать ликвидацию ООО

Ликвидация ООО считается завершенной с момента ее государственной регистрации. Регистрация осуществляется посредством внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО. Регистрирующий орган – ФНС России в лице ее территориальных органов (налоговых инспекций).

Чтобы зарегистрировать ликвидацию, общество должно выполнить ряд действий: направить в инспекцию несколько уведомлений, а затем представить установленный законодательством комплект документов.*

При этом необходимо соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов, их содержанию, а также способу представления. Так, если документы в инспекцию представит не уполномоченное на это лицо, инспекция откажется их принять. При подаче документов ненадлежащим способом регистрирующий орган не сможет получить такие документы и внести запись в ЕГРЮЛ. В случае предъявления неполного их комплекта инспекция будет вправе отказать в регистрации ликвидации. Наконец, при включении в документы недостоверных сведений, а также при нарушении срока подачи документов председателя ликвидационной комиссии ООО могут оштрафовать.

Как подать документы для регистрации ликвидации ООО в налоговую инспекцию

В процессе ликвидации нужно представить документы в налоговую инспекцию несколько раз: сначала нужно направить уведомления, затем подать комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности общества.

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет ли инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы Единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют*. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации ликвидации ООО, находящегося на территории Москвы.

При подаче документов в налоговую инспекцию необходимо проверить:

  • соответствуют ли представляемые документы установленным законодательством требованиям. К примеру, нужно проследить за тем, чтобы подлинность подписей председателя ликвидационной комиссии (иного уполномоченного лица) на уведомлениях и заявлениях, подаваемых в инспекцию, была засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации);
  • подаются ли документы в полном объеме (перечень документов зависит от того, о каком именно этапе ликвидации идет речь);
  • направляются ли документы в налоговую инспекцию надлежащим способом;
  • не содержат ли документы недостоверных сведений (неточностей, искажений в содержании). Если председатель ликвидационной комиссии (иное уполномоченное лицо) общества представит в инспекцию документы, содержащие недостоверные сведения, то он может быть привлечен к административной ответственности (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказания за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

Способы представления документов в налоговую инспекцию:

1. Представление документов непосредственно в налоговый орган.

2. Направление документов почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

3. Направление документов в электронной форме через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. через Интернет):

Порядок оформления и представления электронных документов установлен приказом ФНС России от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@.

Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента внесения той или иной записи в ЕГРЮЛ выдает заявителю (председателю ликвидационной комиссии, иному уполномоченному лицу) документы, подтверждающие факт внесения такой записи (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации). А именно:

Если заявитель представил документы в инспекцию через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. через Интернет), то лист записи ЕГРЮЛ и выписку ему направляют по электронной почте. При этом заявитель по своему желанию может потребовать выдачи такого листа и выписки в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации).

Заявителю стоит учесть, что 18 сентября 2012 года вступил в силу Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н. Порядок регистрации ликвидации ООО этот административный регламент не изменил, однако теперь в случае спора с налоговой инспекцией можно дополнительно ссылаться на его положения.

Как уведомить налоговую инспекцию о выполнении того или иного действия в процессе ликвидации ООО

Налоговую инспекцию нужно уведомить о следующих действиях:

  • о принятии решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (о назначении ликвидатора);
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса.*

Уведомление о начале процедуры ликвидации

Решение о ликвидации ООО принимается общим собранием участников. После проведения собрания в налоговую инспекцию необходимо представить уведомление о ликвидации ООО по форме № Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). При заполнении уведомления нужно указать, что документ представляется в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица и формированием ликвидационной комиссии (п. 2.1 и 2.2 формы № Р15001). К уведомлению необходимо приложитьрешение о ликвидации ООО (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Уведомление подписывает председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или иное лицо, уполномоченное на это общим собранием участников (например, председательствующий на общем собрании). Его необходимо подать в течение трех рабочих дней после даты проведения общего собрания участников (п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).

Внимание! За нарушение срока уведомления о ликвидации ООО предусмотрена ответственность.

Если лицо, уполномоченное общим собранием участников, нарушит срок для подачи уведомления по форме № Р15001, это лицо могут привлечь к административной ответственности в связи с несвоевременной подачей документа (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Наказание за такое правонарушение – предупреждение или штраф в размере 5 тыс. руб.

<…>

На основании представленных документов налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что ООО находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона о государственной регистрации). С этого момента не допускается:

  • государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО;
  • государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое ООО или которые возникают в результате его реорганизации.

До 24 августа 2013 года в налоговую инспекцию также нужно было представлять сообщение о ликвидации общества по форме № С-09-4.*

Обоснование

Такое требование было установлено в подпункте 4 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ. Уведомление направляли в налоговую инспекцию по месту нахождения общества. С 24 августа 2013 года налогоплательщики освобождены от исполнения этой обязанности (подп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

В настоящее время достаточно уведомить налоговую инспекцию только по форме № Р15001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса

После того как общее собрание участников утвердит промежуточный ликвидационный баланс, необходимо уведомить налоговую инспекцию о составлении такого баланса (п. 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации). Для этого председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен направить в инспекцию уведомление по форме № Р15001, указав в качестве причины подачи такого документа факт составления промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 формы № Р15001).*

<…>

Что нужно сделать для того, чтобы налоговая инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО

Завершающий этап процедуры ликвидации – подача установленного законодательством комплекта документов в налоговую инспекцию. Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) может направить эти документы в инспекцию только после составления ликвидационного баланса. Как правило, документы подаются не ранее трех месяцев с момента принятия решения о ликвидации ООО.

<…>

Перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации):

1) заявление о государственной регистрации ООО в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной приказом № ММВ-7-6/25@. Документ подписывается председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором). Подписывая заявление, председатель (ликвидатор) тем самым подтверждает, что при ликвидации соблюден установленный законом порядок и завершены расчеты с кредиторами;

2) ликвидационный баланс;

3) документ об уплате государственной пошлины в размере 800 руб.;*

Обоснование

По закону размер госпошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 20 процентов размера госпошлины, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Другими словами, размер госпошлины за регистрацию ликвидации равен 20 процентам от 4 тыс. руб., то есть 800 руб.

4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенных законодательством сведений.

На основании представленных документов налоговая инспекция регистрирует ликвидацию ООО – вносит в ЕГРЮЛ запись о ликвидации. С этого момента общество считается прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Инспекция не позднее одного рабочего дня с момента регистрации выдает заявителю документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ:

Сведения о ликвидации ООО публикуются налоговой инспекцией в журнале «Вестник государственной регистрации» (п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 г. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

Сергей Карулин

главный юрисконсульт ОАО «Реестр»

3. Статья: Налоговые инспекторы обещают ликвидировать недействующие компании

Документ: Приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@, зарегистрирован в Минюсте России 13 сентября 2010 года, вступил в силу 3 октября 2010 года.
Что изменилось в работе: Налоговики начнут списывать безнадежные долги брошенных компаний и исключать их из реестра.

Недействующую компанию налоговики могут исключить из реестра самостоятельно. Такая возможность им предоставлена пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Речь идет о тех организациях, которые брошены директором и учредителями и не сдают отчетность в течение 12 месяцев. Еще одно условие – отсутствие движения денег по всем расчетным счетам также в течение года.*

И хотя норма существует уже давно, на практике она не работала. И вот почему. Налоговики путали общий порядок ликвидации организаций, описанный в статье 61 Гражданского кодекса РФ, и упрощенную процедуру исключения из реестра. В первом случае ликвидировать компанию нельзя до тех пор, пока она не погасит имеющиеся у нее долги, в том числе и перед бюджетом. Во втором случае закон не делает таких ограничений. А так как у большинства неработающих компаний есть пусть и копеечные, но долги, выписать их из реестра в общем порядке не получалось.

И хотя судьи ВАС РФ в постановлении Пленума от 20 декабря 2006 г. № 67напоминали налоговикам, что исключить организацию из госреестра можно и при наличии долгов, ситуация не менялась. Ведь одна из главных отговорок инспекторов – нет процедуры, позволяющей списать старые налоговые долги.

Теперь такая процедура утверждена (приказ ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@) и уже вступила в силу. Она касается всех предприятий, имеющих долги перед бюджетом по состоянию на 1 января 2010 года. Поэтому если у вас есть бездействующая компания, которую никак не получалось закрыть из-за наличия недоимки, то лучше по-прежнему не сдавать по ней отчетность – скоро налоговики сами ее ликвидируют.*

Журнал «Главбух», № 20, Сентябрь 2010

4. Статья: Неработающую компанию ликвидировать не обязательно, а вот отчетность за нее сдавать нужно

Наша компания была зарегистрирована в 2008 году и никакой деятельности не вела. Несет ли учредитель какую-либо ответственность, если компания не представляла отчетность в налоговую и при этом до сих пор не ликвидирована?

Спрашивает
И.Г. БОРИСОВА,
гл. бухгалтер ООО «Гелиос-С» (г. Арсеньев)

За то, что компания не ликвидирована, ответственность учредителю не грозит. Ведь нет закона, который бы обязывал подавать документы на ликвидацию, если на протяжении определенного периода времени фирма деятельности не ведет.

Что касается ответственности за несдачу отчетности, то она есть. Ведь даже неработающая компания должна представлять бухгалтерскую и налоговую отчетность (подп. 4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Если не было движения денежных средств по кассе, расчетному счету, отсутствовали объекты налогообложения, значит, вы могли подавать единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма такой декларации утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н. Ее нужно сдавать не позднее 20-го числа месяца, следующего за прошедшими кварталом, полугодием, 9 месяцами или годом.

Если сроки сдачи нарушены, руководителя компании могут привлечь к административному штрафу в размере 300–500 руб. (ст.15.5 КоАП РФ). На такую же сумму проверяющие штрафуют и за несдачу нулевых балансов. И если руководителем компании является учредитель, то штраф за несданную отчетность будет наложен на него.

Кроме того, за каждую несданную нулевую декларацию компанию могут оштрафовать на 100 руб. по статье 119 НК РФ.*

Отвечает
Анна ГОЛОВИНА,
адвокат МКА «ФБК-Право»

Журнал «Главбух», №17, сентябрь 2010

11.06.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка