Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 июня 2015 19 просмотров

Подскажите пожалуйста- состоит в налоговой в качестве налогоплательщика и состоит на учете в налоговой по месту нахождения недвижимого имущества- это одно итоже для иностранной организации или как это отражается на оплате налогов. И что из них относится к Постоянным представительством или это 3 разные понятия?

Понятия таких состояний в нормативных актах не раскрыты, а их влияния на налоги описаны в рекомендациях «Комментарий к статье 376 Налогового кодекса РФ» и «Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС», в письмах «НДС при покупке имущества у иностранного лица», Минфина России от 10.04.13 № 03-07-14/11907, «О налоге на добавленную стоимость» и «О налогообложении доходов, полученных иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства, от продажи недвижимости на территории Российской Федерации», а также в Постановлении ФАС ЦО от 21.03.2008 № А14-3444/2007. При этом понятие постоянного представительства раскрыто в рекомендации «Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.12.2014 № 03-02-07/1/65795

«В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее*.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации(далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Согласно пункту 4 статьи 83 Кодекса постановка на учет в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учёт такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи. Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет в налоговом органе и перечень которых утверждается Минфином России.

Пунктом 4 раздела II Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н (далее - Особенности), предусмотрено, что иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

Также указанным пунктом Особенностей установлен перечень документов, необходимых для постановки на учет в налоговом органе иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения».

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.07.2009 № 03-02-07/1-366

«Вопрос

Компания имеет в РФ аккредитованное представительство и состоит на налоговом учете в г.Москве.

Компания планирует приобрести недвижимое имущество (складские помещения) в одном из регионов РФ.

Просим разъяснить, необходимо ли компании встать на налоговый учет в этом регионе в соответствии п.2.1 приказа МНС РФ от 7 апреля 2000 года № АП-3-06/124, который предусматривает образование отделения и подачу в территориальный налоговый орган заявления по форме 2001И, в следующих случаях:

1. Компания использует складские помещения для хранения своей продукции.

2. Компания сдает складские помещения в аренду.

3. Компания предоставляет складские помещения в безвозмездное пользование.

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о порядке постановки на учет иностранной организации по месту нахожденияпринадлежащего ей недвижимого имущества и сообщается следующее*.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Согласно пункту 5 статьи 83 Кодекса постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Кодекса.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановка на учет иностранных организаций в настоящее время осуществляется в соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение), утвержденным приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, впредь до утверждения Особенностей учета иностранных организаций Минфином России.

В соответствии с пунктом 2.1.1.1 указанного Положения иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Постановка на учет иностранных и международных организаций, имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 2.4 Положения.

Пунктом 2.4.3 указанного Положения установлены документы, которые представляет иностранная организация, имеющая недвижимое имущество, при постановке на учет в налоговом органе.

Таким образом, иностранная организация, имеющая на территории Российской Федерации недвижимое имущество, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту его нахождения при представлении документов, указанных в пункте 2.4.3 Положения».

3. Рекомендация:Комментарий к статье 376 Налогового кодекса РФ

В статье 376 Налогового кодекса РФ установлен общий порядок определения базы для расчета налога на имущество*.

Налоговая база определяется плательщиками самостоятельно отдельно в отношении имущества:*

  • расположенного по:
    – местонахождению российской организации;
    – месту постановки на учет в налоговой инспекции постоянно действующего представительства иностранной организации;
  • каждого обособленного подразделения, имеющего собственный баланс;
  • расположенного вне местонахождения организации, обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;
  • входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • база для расчета налога с которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • облагаемого по разным налоговым ставкам;
  • используемого в рамках договора простого товарищества (п. 1 ст. 377 НК РФ).

Особый порядок определения налоговой базы действует в отношении недвижимости, расположенной на:*

  • территории нескольких субъектов РФ;
  • на территории субъекта и в территориальном море России, на континентальном шельфе или в ее исключительной экономической зоне.

К таким объектам могут относиться трубопроводы, электросети, железнодорожные магистрали и т. п. Налоговую базу в этом случае нужно определять отдельно по каждому объекту. Долю, которая относится к тому или иному региону, следует рассчитывать пропорционально части стоимости объекта, расположенного в соответствующем регионе.

Для расчета базы налога на имущество необходимо определить:

  • среднюю стоимость имущества для определения налоговой базы для ежеквартального расчета налога нарастающим итогом;
  • среднегодовую стоимость имущества при определении налоговой базы за год.

При расчете обоих показателей стоимость имущества, база для определения налога по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, не учитывается.

Особый порядок определения налоговой базы (определенной как среднегодовая стоимость имущества) предусмотрен для организаций, на балансе которых имеются объекты транспортной инфраструктуры. Такие организации вправе уменьшать базу по налогу на имущество на стоимость законченных капвложений в строительство, модернизацию и реконструкцию:*

  • судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России (например, шлюзов, судоподъемников);
  • портовых гидротехнических сооружений (волноломов, пирсов, причалов и т. д.);
  • сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (например, сооружений и оборудования на территории аэропортов), за исключением систем централизованной заправки самолетов и космодрома.

При расчете налога на имущество не учитываются перечисленные виды капвложений, которые включены в балансовую стоимость названных объектов или учтены в качестве основных средств начиная с 1 января 2010 года. При этом период ввода в эксплуатацию самого объекта, подвергшегося реконструкции или модернизации (до или после 1 января 2010 года), значения не имеет.

4. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

<…>

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:*

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ).

<…>

Ольга Цибизова,

заместитель директора департаментаналоговой и

таможенно-тарифной политики Минфина России

5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 07.08.2008 № 03-07-08/196

«Вопрос*

Каков порядок обложения НДС операций по реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ и приобретаемого российской организацией у иностранного лица на основании договора купли-продажи?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о применении налога на добавленную стоимость в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, приобретаемого российской организацией у иностранного лица на основании договора купли-продажи, и сообщает следующее*.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации товаров в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст.147 Кодекса, на основании которых местом реализации недвижимого имущества признается территория Российской Федерации, если такое имущество находится на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары у иностранного лица.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранного лица на основании договора купли-продажи недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость. При этом указанная организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента соответствующие суммы налога, имеет право на вычет данных сумм в порядке, предусмотренном ст.ст.171172 и 174 Кодекса.

Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

6. Статья:Об уплате НДС при покупке недвижимости в Крыму и вычете по запоздавшему счету-фактуре

<…>

Но в рассматриваемой ситуации речь идет о покупке недвижимого имущества. Отличительная особенность — собственники недвижимости обязаны встать на учет по месту нахождения имущества (п. 1 ст. 83 НК РФ)*. Значит, украинский продавец состоит на учете в налоговой инспекции Республики Крым. Таким образом, он самостоятельно уплачивает в бюджет НДС со стоимости реализуемого объекта (письмо Минфина России от10.04.13 № 03-07-14/11907)*».

<…>

11 июнь 2015

Розалина Лахман,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

7. ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 07.06.2013 № ЕД-4-3/10454

«Вопрос*

ОАО (резидент Республики Беларусь) просит дать разъяснение по вопросу порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст.147 НК РФ местом реализации товара считается территория Российской Федерации в случае, если товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется. Поэтому местом реализации указанного в письме имущества, находящегося на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и его реализация является объектом налогообложения НДС.

Согласно ст.11143 НК РФ иностранные юридические лица признаются плательщиками НДС. При этом в соответствии с правилами п.1 и 2 ст.161 НК РФ при реализации товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары у иностранных лиц.

Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, в соответствии со ст. 83 НК РФ, утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 № 117н (далее - Приказ).

Пунктом 14 Приказа установлено, что постановка на учет в налоговом органе иностранной организации осуществляется по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества. Также п.16 Приказа определено, что иностранная организация (в том числе кредитная организация) подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором ей открывается счет в рублях или в иностранной валюте. Если в связи с проведением операций по счетам в банках на территории Российской Федерации у иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах, возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие иностранные организации подлежат также постановке на учёт в налоговых органах (п.19 Приказа).

На основании изложенного при реализации на территории Российской Федерации недвижимого имущества иностранная организация-продавец должна исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС, при этом на основании п.5 ст.174 НК РФ иностранная организация-продавец обязана представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует отметить, что в ст.149 НК РФ приведен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). В частности, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (пп.22 п.3 ст.149 НК РФ).

На основании пп.6 п.2 ст.146 НК РФ операции по реализации земельных участков не признаются объектами налогообложения по НДС.

Таким образом, реализация жилого дома освобождается от обложения НДС, а реализация земельного участка не признается объектом обложения НДС.

При этом реализация нежилого здания подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Просим разъяснить порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость при реализации недвижимого имущества на территории Российской Федерации иностранным юридическим лицом, не являющимся резидентом Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о порядке уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации имущества иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, сообщает следующее.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм налога возлагается на налоговых агентов.

В том случае, если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, то при реализации на территории Российской Федерации недвижимого имущества, облагаемого НДС, налогоплательщиком НДС на основании статьи 143 Кодекса является указанная иностранная организация.

При этом согласно пункту 5 статьи 174 Кодекса указанная иностранная организация обязана представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом».

7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦО ОТ 21.03.2008 № А14-3444/2007

«Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:*

Председательствующего

Чаусовой Е.Н.

Судей

Маргеловой Л.М.

Стрегелевой Г.А.

При участии в заседании:*

от заявителя

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

от Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области

от Межрайонной инспекции ФНС РФ №4 по Воронежской области

Не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.09.2007г. (судья Соболева Е.П.) по делу №А14-3444/2007 180/28,

У с т а н о в и л*

Открытое акционерное общество «Минудобрения» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области от 12.03.2007г. №11 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 12020929руб..

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.09.2007г. заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставки 0 процентов за июнь 2006г., представленной ОАО «Минудобрения», принято решение от 12.03.2007г. №11, которым отказано в применение налоговых вычетов на сумму 12020929руб..

Инспекция полагает, что ОАО «Минудобрения» неправомерно предъявило к вычету НДС в указанном размере как налоговый агент, поскольку у него отсутствовала обязанность по удержанию у иностранного лица и перечислению в бюджет налога, ссылаясь на то, что иностранная организация обязана сама была исчислить и уплатить налог, поскольку состоит на налоговом учете по месту нахождения недвижимого имущества.

Не согласившись с решением налогового органа, ОАО «Минудобрения» обратилось с заявлением в суд.

В соответствии с п.2 ст.141 Налогового кодекса РФ иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 07.04.2000г. №АП-3-06/124, предусмотрено, что иностранная организация, осуществляющая деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением ИНН и КПП, а также при наличии в Российской Федерации недвижимого имущества и транспортных средств, принадлежащих ей на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения.

При этом в зависимости от оснований постановки на учет иностранное лицо представляет в налоговый орган различные формы заявлений, однако в обоих случаях налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

Согласно п.1 ст.161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

Пунктом 2 статьи 161 НК РФ определено, что налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Судом установлено и не опровергнуто налоговым органом, что ТОО «TRANSPIPE LP» (Британские Виргинские острова), не имея на территории Российской Федерации обособленных подразделений, филиалов, представительств, заявлений в налоговый орган о постановке на учет в качестве налогоплательщика не представляло, налоговых деклараций не подавало, счета-фактуры не оформляло, не исчисляло и не уплачивало НДС в бюджет с выручки, полученной от оказываемых им услуг, о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества заявителя не информировала.

Учитывая положение, а также положение п.7 ст.3 Налогового кодекса РФ, суд сделал правильный вывод, что заявитель, являясь налоговым агентом, обоснованно удержал и перечислил в бюджет НДС, и с соблюдением требований ст.171172173 Налогового кодекса РФ правомерно предъявил к вычету налог на добавленную стоимость в спорном размере*.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется*.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

П о с т а н о в и л*

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.09.2007г. по делу №А14-3444/2007 180/28 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия».

8. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 03.03.2014 № 03-08-05/8961

«Вопрос*

Общество, являясь юридическим лицом, созданным в соответствии с правом Федеративной Республики Германия, приобрело на территории Российской Федерации земельный участок.

Свидетельство о государственной регистрации права на Земельный участок выдано 08.11.2013.

Общество не имеет представительства на территории Российской Федерации и не ведет деятельности на территории РФ.

Продавец земельного участка - Акционерное общество, Швейцария, также не имеет представительства и не ведет деятельности на территории Российской Федерации.

Если деятельность иностранной организации на территории РФ не привела к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, то такая иностранная организация, в соответствии со статьями 246 и 247 НК РФ, признается плательщиком налога на прибыль в РФ в отношении тех видов доходов, которые определены в пункте 1 статьи 309 НК РФ. В данном случае, к таким доходам относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (подп.6 п.1 ст.309 НК РФ).

При этом, обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса РФ, возлагаются на организацию, выплачивающую доходы иностранной организации - налогового агента.

На основании пункта 4 статьи 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, определенные для подачи налоговых расчетов в статье 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по установленной форме.

В связи с приобретением Обществом Земельного участка у Общества возникла обязанность уплаты налога на прибыль организаций, удержанного Обществом при оплате стоимости земельного участка, у продавца на основании положений статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации.

На день составления настоящего Запроса Общество не имеет документа, подтверждающего Постановку Общества на учет в качестве налогоплательщика, по имеющейся информации, постановка на налоговый учет не произведена.

В связи с вышеизложенным прошу разъяснить:

1. Имеет ли Общество возможность уплатить в бюджет налог на прибыль организаций, удержанный у продавца земельного участка, не имея на руках документа о постановке Общества на налоговый учет по месту нахождения указанного земельного участка?

2. Будет ли являться нарушением налогового законодательства уплата Обществом налога до получения Обществом документа о постановке на налоговый учет?

3. Будет ли обязанность Общества уплатить налог на прибыль организаций, удержанный Обществом у продавца при оплате стоимости земельного участка, считаться исполненной, в случае если Общество уплатит указанную сумму до получения документа, подтверждающего постановку общества на налоговый учет?

4. Будет ли сумма, удержанная Обществом у продавца земельного участка и уплаченная Обществом в бюджет до получения Обществом документа о постановке Общества на налоговый учет, зачтена в качестве налога на прибыль организаций.5. Каков порядок уплаты налога на прибыль Обществом в случае, указанном в настоящем Запросе.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов, полученных иностранной организацией, не имеющей постоянное представительство, от продажи недвижимости на территории Российской Федерации и сообщает следующее*.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, не связанным с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника, относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 284 Кодекса налоговая ставка на вышеуказанный вид дохода иностранной организации, не связанный с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливается в размере 20 процентов с учетом положений статьи 310 Кодекса.

Одновременно необходимо отметить следующее, на основании пункта 1 статьи 83 Кодекса и пункта 14 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденных Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н иностранная организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и такая иностранная организация будет уплачивать налог самостоятельно.

Однако, если на момент выплаты дохода по договору купли-продажи иностранная организация - продавец не представила свидетельство о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации, иностранная организация - покупатель обязана удержать налог на прибыль и перечислить его в бюджет.

При этом обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, в соответствии с пунктом 1 статьи 310 Кодекса возлагаются на организацию, выплачивающую доходы иностранной организации - налогового агента.

Кроме того, на основании пункта 4 статьи 310 Кодекса налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, определенные для подачи налоговых расчетов в статье 289 Кодекса, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по установленной форме.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

9. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль

<…>

Ситуация: в каких случаях признается, что иностранная организация имеет в России постоянное представительство в целях уплаты налога на прибыль*

Постоянным представительством признается любое обособленное подразделение, через которое иностранная организация ведет в России предпринимательскую деятельность на регулярной основе (п. 3 ст. 306 НК РФп. 1 ст. 2 ГК РФ). Под регулярной деятельностью понимается деятельность иностранной организации на территории России в течение периода, продолжительность которого (непрерывно или в совокупности) превышает 30 календарных дней в году (письмо Минфина России от 24 июня 2008 г. № 03-08-05).

Если со страной, резидентом которой является иностранная организация, заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, то в нем могут быть указаны другие признаки постоянного представительства. Если признаки постоянного представительства в российском налоговом законодательстве и в соглашении об избежании двойного налогообложения определены по-разному, действуют нормы соглашения (подп. 2 п. 4 ст. 7 НК РФ).

Статус организации, имеющей в России постоянное представительство, иностранная компания получает после постановки на налоговый учет по месту ведения предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 23 НК РФраздел II приложения к приказу Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 117н). После получения этого статуса иностранная организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль (п. 4 ст. 286 НК РФ).

Кроме того, в некоторых случаях постоянным представительством иностранной организации может быть признана российская компания – дистрибьютор. Например, в постановлении от 6 февраля 2015 г. № А40-155695/12 Арбитражный суд Московского округа указал, что деятельность иностранной компании, которая распространяла в России фармацевтическую продукцию через эксклюзивного российского дистрибьютора, носила характер деятельности постоянного представительства. К такому выводу суд пришел, рассмотрев условия дистрибьюторского договора. Согласно договору, иностранная компания обеспечивала дистрибьютора своей продукцией, оформляла всю документацию, необходимую для регистрации и ввоза этой продукции в Россию, а также безвозмездно снабжала его рекламными материалами. При этом право собственности на товары иностранной компании переходило к дистрибьютору за границей. Суд усмотрел в этом признаки подготовительной и вспомогательной деятельности в интересах третьего лица. То есть деятельности, которая приводит к образованию постоянного представительства (п. 3 ст. 307 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка