Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№23
17 июня 2015 78 просмотров

Налоговая инспекция выставила нам акт налоговой проверки по земельному налогу, в котором выставила большую сумму налога к доплате! В собственности нашей организации несколько земельных участков. Категория всех земельных участков- земли сельхоз. назначения. В соответствии со ст. 394.НК РФНалоговые ставки:1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначенияИменно по ставки 0,3 мы расчитывали сумму земельного налога за 2014 год, в акте налоговая по некоторым учаскам расчитала налог по ставку 1,5% поясняя это тем,что у этих земель разрешенное использование дачное строительство и ссылаясь на определение ВАС 1910/14 от 19.02.20141.Правомерны ли действия налоговой инспеции, веди в кодексе ничего не сказано про разрешенное использование, а четко написано 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения???2. Есть ли возможность оспорить данный акт?

Согласно позиции ВАС, изложенной в Определении от 19.02.2014 №1310/14 коммерческая организация не вправе применять ставку налога в размере 0,3% в отношении земельных участков для дачного строительства. Данная позиция активно поддерживается Минфином России и ФНС России.

Однако в судебной практике высказывается и другое мнение (см., например, Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 10.12.2013 №№ А41-28872/2013, 10АП-11819/2013). Так, согласно данного судебного акта ставки земельного налога устанавливаются в зависимости от назначения земельных участков (объекта налогообложения в соответствии с его назначением), а не от вида деятельности собственника участка.

Однако, учитывая мнение контролирующих органов и ВАС, отстаивать такую точку зрения компании придется в суде.

В случае несогласия с результатами налоговой проверки компания может подать возражения в течение месяца со дня получения акта проверки. Акт представляется в письменной форме в налоговый орган, проводивший проверку. К возражениям приложите документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 19.02.2014 №№ ВАС-1310/14, А41-49641/12

[Суд отказал в передаче дела в Президиум ВАС РФ, при этом указав, что для применения пониженной ставки земельного налога необходимо отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и использование этих земельных участков для сельскохозяйственного производства]

<…>

Руководствуясь положениями статей 387388394 Налогового кодекса Российской Федерации и поименованными решениями органов муниципальных образований, суды пришли к выводу о том, что для применения пониженной ставки земельного налога необходимо отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и использование этих земельных участков для сельскохозяйственного производства.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" спорные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, суды признали неправомерным применение обществом пониженной ставки земельного налога 0,195 процента в отношении спорных участков.

Доводы заявителя о том, что установление разрешенного вида использования спорных земельных участков "для дачного строительства" позволяет в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации применить пониженную ставку земельного налога в отношении принадлежащих заявителю участков, учитывались ранее судами и получили правовую оценку, отраженную в оспариваемых судебных актах.

Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее участникам (членам) в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, тогда как заявитель к таким субъектам не относится, зарегистрированные за ним земельные участки не используются им по целевому назначению и приобретались не в целях непосредственного использования, подобного использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства.*

<…>

2. ИНФОРМАЦИЯ ФНС РОССИИ от 19.11.2014 № б/н

Тема спора: Правомерность применения пониженной ставки по земельному налогу организацией в отношении участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства

<…>

Согласно абзацу первому подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли в Российской Федерации подразделяются на 7 категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Статьей 77 Земельного кодекса установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Из системного толкования пункта 2 статьи 7, статьи 77, пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0.3 % возможно при соблюдении одновременно двух условий: отнесение земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.

В рассматриваемом периоде, Решением городского поселения от 22.11.2010 установлена ставки земельного налога в размере 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства и налоговая ставка 1.5 % в отношении прочих земельных участков.

В соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговая ставка в размере 0.3 % может применяться в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Поскольку спорный земельный участок отнесен к категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения» налогоплательщик считает правомерным применение при исчислении земельного налога ставки 0,3 %, установленной Решением совета депутатов Муниципального образования от 22.11 2010.

Согласно пункту 1 статьи 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом

Термин «дачное хозяйство» используется в Федеральном законе от 15.04.1998 № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Исходя из положения Федерального закона от 15.04.1988 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» применение налоговой ставки 0,3 % возможно лишь в отношении тех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан при условии соблюдения целевого назначения земельного участка.

Общество является коммерческой организацией (основным видом экономической деятельности является производство общестроительных работ).

Таким образом, при исчислении земельного налога коммерческой организацией в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для дачного строительства» должна применяться налоговая ставка, установленная «для прочих земельных участков» в размере 1,5 %.

Согласно письмам Минфина России от 04.12.2013 № 03-05-06-02/52781, от 11.02.2013 № 03-05-04-02/3224, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/76 в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для дачного строительства» ставка в размере 0,3 % не применима. Целью введения пониженной ставки было содействие учрежденным гражданами некоммерческим организациям в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Аналогичная позиция, о неправомерности исчисления налога исходя из пониженной ставки, подтверждена Определением ВАС РФ от 19.02.2014 № ВАС-1310/14 по делу № А41- 49641/12.*

Поскольку земельный участок по целевому назначению не используется и приобретался Обществом не в целях непосредственного использования, подобно использованию гражданами для садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства, Решение налогового органа о начислении недоимки соответствует закону. Такая же позиция высказана в Определении ВАС РФ от 21.01.2013 № ВАС-15663/12 по делу № А41-42470/2011.

Учитывая вышеизложенное, Решение Инспекции от 08.09.2014 в части доначисления Х земельного налога, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ и начисления пени правомерно.

Таким образом, апелляционная жалоба Общества не подлежит удовлетворению в отношении спорного земельного участка по которому доказан факт неправомерного применения ставки налога в размере 0,3 %.

На основании вышеизложенного по итогам рассмотрения апелляционной жалобы и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации.

РЕШИЛ:

Оставить апелляционную жалобу Х без удовлетворения.

В соответствии со статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации утвердить Решение ИФНС России от 08.09.2014 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение вступает в силу со дня принятия настоящего решения.

В случае несогласия с настоящим решением оно может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 137-139 Налогового кодекса Российской Федерации.

<…>

3. Рекомендация:Как оформить возражения к акту налоговой проверки

Если организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, она может представить в инспекцию возражения по акту в целом или его отдельным положениям. Это правило действует в отношении актов, составленных как по результатам выездных, так и камеральных проверок.

Срок подачи возражения

Подать возражения можно в течение месяца с того дня, как организация получила акт налоговой проверки. Такой порядок предусмотрен в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.* Месячный срок действует в том случае, если вы готовите возражение на акт, который поступил в организацию 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗписьмо ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

<…>

В любом случае срок считают со дня, следующего за тем, когда получили акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Пример отсчета месячного срока для подачи возражений по акту налоговой проверки

Организация получила акт налоговой проверки 2 сентября 2013 года. Возражения нужно представить не позднее 2 октября 2013 года.

Ситуация: как отсчитать месячный срок на подачу возражений, если акт налоговой проверки был направлен в организацию заказным письмом по почте

Месячный срок на подачу возражений отсчитывайте с седьмого дня с момента отправки заказного письма. Дело в том, что датой вручения акта, направленного заказным письмом, считается не день его фактического получения, а шестой день с момента его отправки по почте (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

Оформление возражения

Возражения по акту налоговой проверки подавайте в письменном виде. К ним можно приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Кроме того, подтверждающие документы можно передать в налоговую инспекцию и отдельно от возражений в заранее согласованный срок. Возражения и документы направляйте в ту инспекцию, сотрудники которой проводили проверку. Об этом говорится в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Типового образца для оформления возражений по акту нет, поэтому их можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы в возражениях были перечислены конкретные пункты акта, с которыми организация не согласна, и дано четкое обоснование такой позиции со ссылками на прилагаемые документы. Если точка зрения организации подтверждается письмами Минфина России, налоговой службы или судебной практикой, то будет нелишним сделать ссылку и на них. Подписать возражения по акту может либо руководитель организации, либо уполномоченное им лицо (например, главный бухгалтер).*

<…>

Подробнее о процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки см. Как оформляется решение по результатам налоговой проверки.

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка