Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сколько НДФЛ теперь удерживать с работника — новые примеры от ФНС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
18 июня 2015 27 просмотров

Мы продаем холодильники магазину бытовой техники и у нас есть договор с данным магазином о сервисном обслуживании, по этому договору мы обязаны возместить расходы исполнителю, который производит гарантийный ремонт и предпродажный ремонт. По договору поставки мы обязуемся осуществлять сервисное обслуживание и имеем право привлекать для этого третьих лиц. Поставщик и Фирма - изготовитель холодильников не компенсируют наши расходы на сервисное обслуживание. Можем ли мы создавать резерв по гарантийному ремонту? Распространяется ли этот резерв и на предпродажное обслуживание. Возникает ли у нас раздельный учет по НДС?

Если расходы на гарантийный ремонт Ваша организация признает оценочным обязательством, она должна создавать в бухучете резерв на гарантийный ремонт. При этом обязанность создания резерва не ставится в зависимость от того, получает Ваша организация компенсацию расходов на гарантийный ремонт или нет.

Перечень затрат, связанных с гарантийным ремонтом, законодательно не определен. Поэтому в зависимости от того, как организация проводит гарантийный ремонт (собственными силами или с привлечением сервисных центров) и от того, какие виды работ необходимо выполнить при проведении ремонта, расходы на гарантийный ремонт могут включать в себя, в том числе, расходы на предпродажное обслуживание.

Так как Ваша организация помимо гарантийного ремонта, занимается еще и облагаемыми НДС видами деятельности, она обязана обеспечить раздельный учет по НДС. Вы вправе не вести раздельный учет в тех налоговых периодах, в которых затраты на гарантийный ремонт и другие не облагаемые НДС операции не превышают 5% от общей величины совокупных расходов за квартал.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и продукции (работ)

Понятие гарантийного ремонта

Гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) могут проводить:

Гарантийному ремонту (гарантийному обслуживанию) подлежат товары (результаты работ), в отношении которых установлен гарантийный срок. Датой начала гарантийного срока является дата передачи товаров (результатов выполненных работ) покупателю (заказчику). То есть дата оформления товаросопроводительных документов или акта приемки выполненных работ. Такой порядок следует из положений статей 470, 471 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 19 Закона от 7 февраля 1991 г. № 2300-1.

Изготовители и торговые организации могут проводить гарантийный ремонт продукции (гарантийное обслуживание):

  • собственными силами;
  • силами сторонних организаций (специализированных сервисных центров).

Расходы на гарантийный ремонт

Перечень затрат, связанных с гарантийным ремонтом, законодательно не определен. В зависимости от того, как организация проводит гарантийный ремонт (собственными силами или с привлечением сервисных центров) и от того, какие виды работ необходимо выполнить при проведении ремонта, расходы на гарантийный ремонт могут включать в себя:

  • затраты на устранение недостатков товара (расходы на оплату труда сотрудников, которые заняты ремонтом; покупка комплектующих (запчастей), используемых при устранении недостатков);
  • затраты на доставку товара от покупателя продавцу (изготовителю) для проведения ремонта;
  • затраты на доставку товара от продавца (изготовителя) покупателю после ремонта;
  • затраты на проведение экспертизы товара, выявление причин возникновения недостатков товара (расходы на оплату труда сотрудников, которые проводят экспертизу);
  • затраты на оплату услуг по ремонту сторонней организации.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация:Как создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ)

Выдавая гарантию, организация принимает на себя обязательство безвозмездно (для покупателя, заказчика) устранить обнаруженные в будущем недостатки товаров, готовой продукции (работ). В некоторых случаях организация должна признать в бухучете оценочное обязательство. Это нужно сделать, если одновременно выполняются следующие условия:
– в течение определенного периода организация обязана производить ремонт реализованных товаров, готовой продукции (работ), так как выдала на них гарантию;
– существует вероятность того, что экономические выгоды, необходимые для исполнения оценочного обязательства, уменьшатся;
– величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Это следует из пункта 5 ПБУ 8/2010, которое применяется начиная с отчетности за 2011 год.

Когда создается резерв

Если расходы на гарантийный ремонт, которые могут возникнуть у организации в будущем, организация признает оценочным обязательством, то в бухучете нужно создать резерв предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010).

ОСНО

В целях равномерного списания расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданных товаров (выполненных работ) организация вправе создать специальный резерв (п. 1 ст. 267 НК РФ). Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Подробнее об этом см. Как создать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию в налоговом учете.

Порядок учета расходов на создание резерва для расчета налога на прибыль установлен статьей 267 Налогового кодекса РФ.

Сумму отчислений в резерв рассчитайте по формуле:

Сумма отчислений в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание = Выручка от реализации товаров (работ), по которым предоставлялась гарантия за отчетный период, без НДС Предельный размер отчислений на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание


Предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) рассчитайте по формуле:

Предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, % = Расходы на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) за период, в течение которого предоставлялась гарантия на товары (работы) : Выручка от реализации товаров (работ) с гарантийными обязательствами за период, в течение которого предоставлялась гарантия на товары (работы), без НДС 100%


При расчете предельного размера отчислений в резерв учитывайте показатели следующим образом. Показатели нужно взять за три предыдущих года. Если товары (работы), на которые предоставляется гарантия, организация реализует менее трех лет, то показатели берутся за фактический период реализации гарантийных товаров (работ).

Если раньше организация не принимала на себя гарантийных обязательств, то предельный размер отчислений в резерв определите как сумму ожидаемых расходов. Этот показатель рассчитайте по плану выполнения гарантийных обязательств с учетом срока их гарантии и ориентировочных затрат на ремонт.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Ситуация: должны ли создавать резерв на гарантийный ремонт торговые организации, если расходы на такой ремонт впоследствии возмещает производитель

Если расходы на гарантийный ремонт организация признает оценочным обязательством, она должна создавать в бухучете резерв на гарантийный ремонт (п. 8 ПБУ 8/2010).

При этом обязанность создания резерва не ставится в зависимость от того, получает торговая организация компенсацию расходов на гарантийный ремонт или нет.

Суммы, полученные от производителя в качестве возмещения расходов на гарантийный ремонт, учитывайте в составе прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99).

Из рекомендации «Как создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ)»

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и продукции (работ)

НДС

На стоимость работ по гарантийному ремонту (техническому обслуживанию) товаров и бытовых приборов НДС не начисляйте. Льготой можно воспользоваться, только если поступления и расходы, связанные с гарантийным ремонтом, будут учтены обособленно. Это следует из положений подпункта 13 пункта 2 и пункта 4 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Если организация приобретает комплектующие и запчасти для ремонта (либо выполняет ремонт силами сервисных центров), то входной НДС к вычету не принимайте, а учитывайте его в стоимости приобретенных материалов:

Дебет 10 Кредит 19
– учтен входной НДС в стоимости запчастей (комплектующих);

Дебет 20 (23) Кредит 19
– учтен входной НДС в стоимости услуг сервисного центра.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Если доля затрат на гарантийный ремонт в общей сумме расходов на производство не превышает пять процентов, то сумму входного НДС по этим затратам организация вправе принять к вычету (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). Подробнее об этом см. Как принять к вычету входной НДС по имуществу (работам, услугам), которое будет использоваться как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

5. Рекомендация:Как принять к вычету входной НДС по имуществу (работам, услугам), которое будет использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях

Необходимость раздельного учета

Организация обязана вести раздельный учет входного НДС по имуществу, которое она будет использовать как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях. Организуйте раздельный учет по НДС:

  • если, помимо облагаемых НДС операций, организация выполняет операции, освобожденные от налогообложения;
  • если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД.

Об этом сказано в абзаце 5 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Необходимость ведения раздельного учета обусловлена тем, что принять к вычету всю сумму входного НДС по товарам (работам, услугам), используемым и в облагаемых, и в необлагаемых операциях, нельзя – ее нужно распределять.

Внимание: если организация не ведет раздельный учет, то при проверке налоговая инспекция восстановит весь входной НДС по товарам (работам, услугам), которые приобретались для использования в облагаемых и необлагаемых операциях. В частности, по общехозяйственным расходам.

Как следствие, у организации возникнет недоимка по НДС, на которую инспекторы могут начислить пени и штрафы. Кроме того, восстановленные суммы налога организация не сможет включить в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль. Это следует из абзаца 6 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

НДС по товарам (работам, услугам), которые были использованы только в облагаемых операциях, восстановлению не подлежит, даже если раздельный учет входного налога организация не ведет. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 января 2007 г. № 03-07-15/02.

Освобождение от раздельного учета

Не распределять входной НДС можно только в одном случае: если за квартал доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС, не превышает 5 процентов. Тогда всю сумму входного НДС, предъявленную поставщиками в этом квартале, можно принять к вычету. Об этом говорится в абзаце 7 пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее о необходимости ведения раздельного учета в отдельных ситуациях см. Как организовать раздельный учет операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Долю расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС, рассчитайте по формуле:

Доля расходов на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС = Расходы на приобретение, производство или реализацию товаров (работ, услуг, имущественных прав), реализация которых освобождена от НДС, за квартал 100%
Совокупные расходы на приобретение, производство или реализацию за квартал

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

19.06.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка