Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 июня 2015 3689 просмотров

Вопрос об эквайринге. У нас в организации нет кассы (наличными за услуги не принимаем), все платежи идут через расчетный счет. Допустимо ли в этом случае использование эквайринга? Ведь средства идут сразу на расчетный счет и по кассе ничего не проходит. Спасибо

Расчеты с гражданами с применением платежных терминалов признаются безналичными расчетами (п. 19 ст. 3 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Тем не менее Федеральным законом № 54-ФЗ определено, что расчеты платежными картами через pos-терминалы должны осуществляться с применением кассовой техники.

Без ККТ можно работать только в определенных законом случаях. В частности, при оказании платных услуг населению, но только при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Если вы оказываете услуги населению, поименованные в данном классификаторе, то вы вправе вместо кассового чека выдавать вместе со слипом (чеком, выдаваемым терминалом) бланк строгой отчетности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении расчеты с покупателями через платежный терминал (pos-терминал).

C 5 мая 2014 года организации и предприниматели при реализации товаров (работ, услуг) населению должны по выбору покупателей принимать оплату как наличными, так и банковскими картами.

Исключение сделано для организаций и предпринимателей, у которых показатели выручки или остаточной стоимости ОС и НМА за прошлый год не превышают предельных значений, установленных для микропредприятий. Правда, пока такие лимиты установлены только для выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг – без учета НДС она не должна быть больше 60 млн руб. Если показатели выручки не выходят за рамки предельного значения, то, как и прежде, можно работать только с наличными. Принимать к оплате банковские карты такие организации и предприниматели не обязаны.

Это следует из положений статьи 16.1 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 и постановления Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101.

Расчеты граждан с организациями и предпринимателями за полученные товары (работы, услуги) через платежные терминалы (pos-терминалы) с использованием банковских (платежных) карт называются эквайрингом. Такие расчеты проводят кредитные организации – эквайреры. Об этом сказано в пункте 1.9 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. № 266-п.

Заключение договора эквайринга

По условиям договора эквайринга (разновидность договора банковского счета) банк открывает счет, на который будут поступать деньги по платежным картам покупателей (ст. 845, 846 ГК РФ). Осуществление операций в рамках такого договора предполагает установку специального оборудования – платежного терминала. Данное оборудование организация может купить или взять в аренду у банка. Как правило, за проведение эквайринговых операций организация выплачивает банку вознаграждение – определенный процент от суммы поступивших денежных средств (ст. 851 ГК РФ).

Документальное оформление

Расчеты с гражданами с применением платежных терминалов признаются безналичными расчетами (п. 19 ст. 3 Закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ). Для осуществления расчета сотрудник организации (кассир) должен провести карту клиента через терминал, имеющий связь с банком. В момент проведения операции по каналу связи терминал передает номер платежной карты в банк, который, в свою очередь, проверяет наличие средств на счете гражданина. После подтверждения платежеспособности банк дает команду на списание средств.

Кассир возвращает карту клиенту с приложением:
– слипа (чека, выдаваемого платежным терминалом);
– кассового чека.

В данном случае кассовый чек является первичным учетным документом. Если же организация проводит расчеты с гражданами без применения ККТ, то вместо кассового чека выдайте гражданину соответствующий бланк строгой отчетности или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за проданные товары.

Об этом сказано в пункте 5.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, пунктах 1, 2, 2.1 статьи 2, статье 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 ноября 2013 г. № 03-01-15/49854 и от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29.

Внимание: невыдача гражданину кассового чека или другого документа, подтверждающего факт получения оплаты, а также отказ в выдаче документов, подтверждающих получение денежных средств, может повлечь за собой административную ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Данные о сумме выручки, полученной в наличной и безналичной форме, отразите в журнале кассира-операциониста по форме № КМ-4.

При этом информацию о выручке, полученной с применением платежного терминала, отразите следующим образом:
– в графе 12 – количество платежных (банковских) карт;
– в графе 13 – общая сумма средств, полученных с применением платежных (банковских) карт.

Основанием для заполнения граф формы № КМ-4 является Z-отчет, снятый с ККТ в конце смены кассира.

Такой порядок приведен в письме УФНС России по г. Москве от 20 января 2011 г. № 17-15/4707.

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация:Когда ККТ можно не применять

В каких случаях можно не применять ККТ Основание

Оказание платных услуг населению

Вместо кассового чека обязательно выдавайте утвержденный бланк строгой отчетности. Перечень услуг населению приведен в классификаторе ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163

пункт 2 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Продажа газет, журналов и сопутствующих товаров

Торговля в киоске. Доля газет и журналов в продажах больше 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, выручку от продажи газет, журналов необходимо учитывать раздельно от сопутствующих товаров

абзац 2 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Продажа ценных бумаг абзац 3 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Продажа лотерейных билетов абзац 4 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте абзац 5 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Обеспечение питанием учащихся и сотрудников образовательных организаций во время занятий

Только если эти организации работают по общим основным образовательным программам. То есть организации дошкольного образования и начального, основного и среднего общего образования

абзац 6 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;

часть 3 статьи 12 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Торговля на рынках, ярмарках и выставках

Кроме торговли в магазинах, павильонах, палатках, автолавках, фургонах, контейнерах и других аналогичных торговых местах, обеспечивающих показ и сохранность товара. Применять ККТ придется и при торговле непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений

абзац 7 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Разносная мелкорозничная торговля с ручных тележек, корзин, лотков

Кроме технически сложных товаров и продуктов, требующих определенных условий хранения и продажи

абзац 8 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Продажа чайной продукции в пассажирских вагонах по утвержденному ассортименту абзац 9 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив абзац 11 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Продажа из цистерн пива, кваса, молока, растительного масла, живой рыбы, керосина. Торговля вразвал овощами и бахчевыми культурами абзац 12 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Прием стеклотары и утиля

За исключением металлолома

абзац 13 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Продажа предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний

В культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях или в других местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей

абзац 14 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Продажа почтовых марок и других знаков почтовой оплаты по номиналу абзац 15 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Любая деятельность (в т. ч. торговля алкогольной продукцией) в отдаленных или труднодоступных местностях

Кроме городов, районных центров, поселков городского типа. То есть только в сельских поселениях, отнесенных к указанным территориям. Перечень таких территорий утверждается на региональном уровне.

Это правило не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства

абзац 16 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;

абзац 2 пункта 6 статьи 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ

Продажа в сельских населенных пунктах лекарственных препаратов через: Аптечные организации, расположенные в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах абзац 17 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ
Обособленные подразделения медицинских организаций, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. К таким подразделениям могут относиться: амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики. При условии, что в данной местности нет аптечных организаций

Деятельность на ЕНВД и на патентной системе налогообложения

При условии, что по требованию покупателя вместо кассового чека будет выдан товарный чек, квитанция или другой документ, подтверждающий получение денег.

Данный порядок применяется, только если деятельность не подпадает под действие пунктов 2 и 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

пункт 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

Сделки, в результате которых не происходит реализации товаров, оказания услуг или выполнения работ

Например, получение или выдача займа наличными

пункт 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ

3. Рекомендация:В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.

Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим. Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО. Например, услуга по лечению при проживании в пансионатах в ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. За разъяснениями об отнесении того или иного вида деятельности к услугам, оказываемым населению, можно обратиться в территориальное отделение Росстандарта. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-11-11/43794 и от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034), ФНС России от 7 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4329.

Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
  • ИНН, присвоенный организации;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата расчетов и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.

Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО, в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Подробнее о составлении бланков строгой отчетности см. Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.

Ситуация: может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно

Да, может.

Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • код формы бланка по ОКУД.

Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Утверждать формы таких бланков в уполномоченном федеральном ведомстве (в т. ч. в Минфине России) не нужно. Правомерность указанной позиции подтверждена Минфином России в информационном письме от 22 августа 2008 г., в письмах от 8 сентября 2010 г. № 03-01-15/7-204, от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-239, от 16 июня 2008 г. № 03-01-15/8-230.

Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.

Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:

Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.

Ограничение действует в отношении:

  • организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
  • организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 43, 58, 66, 111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.

Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:

Ситуация: можно ли применять бланки строгой отчетности вместо кассового аппарата в случае отключения электричества

Нет, нельзя.

Ранее Минфином России был утвержден специальный бланк, который можно было выдавать гражданам в этом случае (письмо Минфина России от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32). Однако теперь Закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ не содержит такого основания применения бланков строгой отчетности как отключение электричества. Поэтому бланк, действующий в случае отключения электроэнергии, утвержденный письмом Минфина России от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32, применять нельзя как противоречащий действующему законодательству. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 13 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-32 и ФНС России от 9 марта 2006 г. № ШТ-6-06/245.

При этом за неприменение ККТ в случае отключения электроэнергии организация может быть привлечена к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ситуация: можно ли применять ККТ при расчетах за оказанные населению услуги, если для вида деятельности организации утверждены формы бланков строгой отчетности

Да, по общему правилу можно.

Организация имеет право оформлять получение денег от населения либо бланками строгой отчетности, либо чеком ККТ (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Исключения могут быть установлены только в специальных нормативных актах, регулирующих деятельность организации. Например, деятельность ломбардов регулирует Закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ, который обязывает их использовать сохранные квитанции и залоговые билеты (ст. 7 и 9 Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ). Поэтому ломбард не имеет права применять ККТ вместо бланков строгой отчетности. Аналогичную точку зрения высказывает и Минфин России в письме от 18 марта 2008 г. № 03-01-15/3-67.

Ситуация: можно ли использовать приходный кассовый ордер (форма № КО-1) в качестве бланка строгой отчетности

Нет, нельзя.

Приходный кассовый ордер (ф. КО-1) в качестве бланка строгой отчетности не соответствует требованиям действующего законодательства (постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). В частности, в нем не предусмотрены такие обязательные реквизиты, как шестизначный номер и серия бланка. Таким образом, использовать приходный кассовый ордер как бланк строгой отчетности при расчетах с населением нельзя.

Ситуация: нужно ли перед применением регистрировать бланки строгой отчетности или автоматизированную систему печати таких бланков в налоговой инспекции

Нет, не нужно.

На сегодняшний день ни в Законе от 22 мая 2005 г. № 54-ФЗ, ни в постановлении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 нет требования о регистрации в налоговой инспекции как самих бланков строгой отчетности, так и автоматизированной системы их печати. Поэтому регистрировать их не нужно. Аналогичная точка зрения выражена в письмах Минфина России от 5 мая 2014 г. № 03-01-15/20962, от 25 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-250 и ФНС России от 6 июня 2012 г. № АС-4-2/9337.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

19.06.2015г.

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Статьи по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка