Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24
3 мая 2015 8 просмотров

Мы находимся в Крыму,зарегистрировали ООО - сельхозрынок 3 марта 2015 года - ОКВЭД 70.20 - сдаем в аренду торговые места,скажите пожалуйста в каких экологических органах нам нужно зарегистрироваться и когда, пользуемся мы недрами или нет, что мы загрязняем, какие разрешения требуют, оказывается надо было сдавать отчет за 1 кв. 2015 года и платить что - то,у нас с этим полная неразбериха, никто ничего толкрм не знает, многим предпринимателям уже Росприроднадзор наложил штрафы по 50000 - 200000 тысяч.

Регистрироваться в территориальном органе РОСПРИРОДНАДЗОРА вашему ООО нужно, если оно:

1) является собственником отходов, подлежащих утилизации – остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, товаров (продукции), утратившей свои потребительские свойства. Тогда вам нужно получить разрешение на размещение отходов в территориальном органе МИНПРИРОДЫ России.

2) эксплуатирует стационарный объект, осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, или эксплуатирует объект – источник стоков загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (не по договору с канализационной службой). В этом случае вашему ООО следует получить в РОСТЕХНАДЗОРЕ разрешение на выбросы (сбросы), в котором будут зафиксированы нормативы выбросов (сбросов).

Затем вам нужно:

- рассчитать плату за загрязнение окружающей среды за 1 квартал;

- перечислить плату за загрязнение окружающей среды за 1 квартал с опозданием (срок установлен до 20 апреля 2015 г.);

- представить в РОСПРИРОДНАДЗОР расчет платы за загрязнение окружающей среды за 1 квартал с опозданием (срок установлен до 20 апреля 2015 г.).

Если ваше ООО эксплуатирует объект, сбрасывающий стоки в канализацию, то по этим стокам не нужно рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды. В этом случае вам нужно перечислять плату за сброс сточных вод в канализационные сети.

Что касается пользования недрами, то ваше ООО недрами не пользуется, если не осуществляет виды деятельности, указанные в ст. 6 Закона от 21.02.1992 № 2395-1.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья:Разъяснено, кто должен вносить плату за загрязнение окружающей среды

<…>

Отходы производства образуются в результате использования сырья, материалов, полуфабрикатов. Поэтому плата взимается именно с собственника данных ресурсов *. Основание – статья 210 Гражданского кодекса РФ.

<…>

Определением КС РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду признана обязательной. При этом, как пояснили чиновники Росприроднадзора, каких-либо льгот не предусмотрено (информация от 25 августа 2014 г.). Получается, что данная плата взимается независимо от видов деятельности. Хозяйства, обязанные перечислять платежи за негативное воздействие, ставятся на учет в территориальных органах Росприроднадзора. Порядок определения платы и ее предельных размеров утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, а форма расчета – приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Базовые нормативы платежей установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 *.

Как следует из пунктов 1, 2 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557, перечисление необходимо сделать до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. А им является календарный квартал *. Если хозяйство не внесет плату, то его могут оштрафовать. Размер санкций составляет от 3000 до 6000 руб. для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 руб. для организаций (ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Хозяйство арендует производственное помещение

А как быть, если организация арендует производственное помещение? Кому в этом случае принадлежат отходы, полученные в ходе ее деятельности? Росприроднадзор поясняет, что права собственности на них могут быть прописаны в договоре аренды. Если предусмотрено, что право собственности переходит к арендодателю, он и должен вносить плату за загрязнение среды. Если же в договоре этот вопрос не урегулирован, то рассчитать и перечислить платеж должно хозяйство *.

От мусора можно избавиться поразному

Предприятие может отказаться от права собственности на отходы, продав их, обменяв или же на основании каких-либо других сделок. Кроме того, хозяйство может заказать услуги по вывозу мусора. В этом случае обратите внимание на следующее. Сам по себе договор о транспортировке и размещении отходов не освобождает хозяйство от платы за негативное воздействие на окружающую среду (информация от 25 августа 2014 г.). А вот при передаче отходов специализированной компании на основании договора об их конечном размещении происходит переход права собственности. И тогда именно данная компания (а не хозяйство) должна рассчитать и перечислить платежи *.

<…>

Журнал «Учет в сельском хозяйстве», № 10, октябрь 2014

2. Рекомендация:Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием *.

<…>

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения *. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект *. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся *:

Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Обратите внимание: с 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается * (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413).

<…>

Обязанность вносить плату за атмосферные выбросы возникает у организаций независимо от вида осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). Определяющим является факт оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Об этом говорится в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

<…>

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются стоки, сбрасываемые в поверхностные и подземные водные объекты.

Если организация сбрасывает стоки в систему канализации (по договору, заключенному с канализационной службой), сбросов в водные объекты не происходит. В этом случае вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не нужно *. Платить за загрязнение будет канализационная служба, которая осуществляет сброс стоков непосредственно в водные объекты.

Такой вывод следует из пункта 2 статьи 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, пункта 1.1 Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г.

<…>

Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются *:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Ситуация:Должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды *.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

<…>

Из рекомендации «Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

4. Ситуация:Когда перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плату за негативное воздействие на окружающую среду перечисляйте в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом * (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

При этом, если выброс (сброс) загрязняющих веществ продолжается в период простоя (консервации) оборудования или в период приостановления деятельности, обязанность по внесению платы с организации не снимается.

Из рекомендации «Как перечислить плату за загрязнение окружающей среды в бюджет»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

5. Рекомендация:Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия *:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Об этом сказано в пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Как определить, у кого возникает такая обязанность, см. Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

<…>

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, со сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также с приемом отчетности по этому виду платежей, возлагались на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции переданы Росприроднадзору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору было поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. В переходный период все вопросы, связанные с составлением и сдачей расчета платы за загрязнение окружающей среды, следует решать по согласованию с территориальными подразделениями Росприроднадзора. Информация о новых полномочиях Росприроднадзора и его территориальных подразделений размещена на официальном сайте ведомства.

До настоящего времени Росприроднадзор не принял новых нормативных актов, регулирующих порядок заполнения и сдачи расчетов, поэтому при их составлении необходимо руководствоваться приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 *.

<…>

Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории (объекта размещения отходов) *. Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию).

Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на организацию, то можно сдать один расчет в службу Росприроднадзора по местонахождению организации.

Такой порядок следует из положений пунктов 2, 4, 5 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

<…>

Расчет нужно сдать в одном экземпляре. Последний срок сдачи – 20-е число месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом (п. 2, 3 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

6. Ситуация:Входят ли в состав платы за загрязнение окружающей среды платежи за сброс в системы канализации сточных вод, ливневых стоков, загрязняющих веществ

Нет, не входят.

Плата за загрязнение окружающей среды и плата за сброс сточных вод в системы канализации – это разные категории платежей *. И основания для них тоже разные.

Платой за загрязнение вы возмещаете ущерб от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Точнее говоря, компенсируете расходы государства на нейтрализацию (предотвращение) вреда, который организации наносят окружающей среде в процессе своей деятельности. Такие платежи поступают частично в федеральный бюджет, а частично – в бюджеты субъектов РФ. Перечислять подобный сбор должны все организации, которые сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в атмосферу или в водные объекты.

Это следует из положений статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, статей 51 и 57 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

А вот плата за сброс сточных вод в канализационные сети в бюджеты не поступает. Такие платежи вы перечисляете специализированным организациям, которые занимаются водоотведением на закрепленных за ними территориях. Это следует из положений пункта 19 статьи 1 Водного кодекса РФ, пунктов 1, 9, 16 статьи 2 и статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ. Договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения со специализированной организацией заключают на основании пунктов 24, 29 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

То есть к плате за загрязнение окружающей среды, которую взимает государство, платежи за сброс сточных вод никакого отношения не имеют – это самостоятельный вид затрат, связанный с оплатой услуг сторонних организаций.

Из рекомендации «Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

7. Рекомендация:Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации *. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.

По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:

  • предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
  • временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
  • сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.

<…>

Предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов вводятся в действие разрешениями * (п. 5.8 Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).

На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду разрешения выдает Ростехнадзор * (п. 5.3.3.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 30 июля 2004 г. № 401). Разрешения на размещение отходов выдает территориальный орган Минприроды России * (п. 5.1 временных Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

05.05.2015г.

С уважением,

Анастасия Дегтяренко, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка