Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 мая 2015 337 просмотров

Если лимит кассы не установлен для малых фирм, то остаток в кассе должен быть? Ссылки на судебный арбитраж вышлите пожалуйста. Налоговая инспекция претензии предъявляет, что остаток должен быть нулевой

 Малые предприятия и предприниматели имеют право не устанавливать лимит остатка наличности (п. 2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Поэтому если организация отменит лимит кассы (приказом руководителя), в кассе можно хранить наличность без ограничений по сумме. Банк России подтвердил правильность такого подхода (письмо Банка России от 8 декабря 2014 г. № 29-1-1-6/9698). Поэтому если малая компания не установила лимит, то руководитель может сам решить, сколько наличных будет храниться в кассе до следующего дня.

Однако налоговые органы в некоторых случаях приходят к выводу, что если лимит не установлен, то он будет нулевым, а все наличные в кассе на конец дня — сверхлимитными. При этом сложившаяся судебная практика (пока немногочисленная) поддерживает позицию контролирующих органов, признавая в аналогичных ситуациях нарушение малыми предприятиями установленных правил кассовой дисциплины (см., например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 N А05-2033/2014, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 N 18АП-1884/2015, Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.11.2014 N А26-6511/2014).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе

Наличные деньги организации могут хранить в кассе только в пределах установленного лимита. То есть ежедневно в кассе может оставаться не больше определенной суммы. Размер такого лимита определяет руководитель организации. И именно с этой величиной надо сравнивать остаток наличных в кассе, выведенный по кассовой книге на конец рабочего дня. Такой порядок установленпунктом 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Если в кассе окажется денег больше установленного лимита, то разницу надо сдавать в банк. Вы вправе установить самостоятельно, как часто будете сдавать сверхлимитную выручку. Инкассировать наличные деньги в банк нужно только за те дни, когда денежный остаток в кассе на конец рабочего дня превышает установленный лимит. Например, если сдаете выручку раз в пять дней, то эта цифра (5) используется в расчете лимита. Она не должна превышать семи рабочих дней. А если в населенном пункте нет банка – 14 рабочих дней. Но если сдаете деньги в банк каждые пять дней, а лимит был превышен раньше, то сдать наличность нужно, не дожидаясь этого срока. Если лимит не превышен, посещать банк не нужно.

Лимит кассового остатка определяйте исходя из объема:

При этом наиболее подходящий способ расчета лимита организация вправе выбрать самостоятельно.

Это следует из пунктов 1 и 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Главбух советует: новый порядок установления лимита остатка наличных денег в кассе в соответствии с указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У действует с 1 июня 2014 года. Поэтому, чтобы избежать претензий контролирующих ведомств, переутвердите старый лимит новым приказом руководителя.

В старом приказе, утверждающем лимит, стоит дата его утверждения и, скорее всего, ссылка на реквизиты прежнего порядка ведения кассовых операций. Поэтому есть риск, что инспекторы посчитают такой приказ недействующим, лимит – нулевым, а выручку в кассе – сверхлимитной. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность. Поэтому организации следует с 1 июня утвердить новый приказ о расчете лимита в соответствии с действующим указанием Банка России.

Кто должен соблюдать лимит по кассе

Лимит кассового остатка должны соблюдать организации (за исключением субъектов малого предпринимательства). При этом организационно-правовая форма и применяемая система налогообложения значения не имеют. Такой порядок установлен пунктом 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, пунктом 4 статьи 346.11 ипунктом 5 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Для малых предприятий и предпринимателей установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Они могут не устанавливать лимит остатка в кассе. Такая льгота предусмотрена абзацем 10 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Решение не устанавливать лимит можно оформить соответствующим приказом.*

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья: Малая компания вправе отменить лимит кассы когда угодно

«…Наша компания относится к малым. Следовательно, может не устанавливать лимит наличных. Вправе ли мы от него отказаться в декабре и какие документы для этого оформить?..»

— Из письма главного бухгалтера Ксении Витковской, г. Всеволожск Ленинградской обл.

Да, Ксения, компания вправе отменить лимит в декабре.

С 1 июня 2014 года малые компании вправе не утверждать лимит. То есть они вправе хранить в кассе любую сумму наличных. Основание — пункт 2Указания Банка России от 11.03.14 № 3210-У. Если компания не отказалась от лимита в июне, она вправе сделать это в любое другое время. Запретов в Указании № 3210У на этот счет нет. Чтобы отменить лимит, необходимо только издать приказ руководителя. Образец приказа есть в «УНП» № 22, 2014.*

Алексей Булгаков, эксперт «УНП»

Журнал «Учет. Налоги. Право» № 44-45, 2–8 декабря 2014

3. Статья: С 1 июня 2014 года организации малого бизнеса и предприниматели могут не устанавливать лимит кассы

Разрешено вносить исправления в кассовую книгу и ведомости

Запрещено выдавать и погашать займы из наличной выручки

ИП разрешено забирать из кассы всю наличную выручку

С1 июня 2014 года изменились правила ведения кассовых операций юридическими лицами и предпринимателями. Новый порядок их осуществления установлен указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У (далее — Порядок ведения кассы). Со дня вступления этого документа в силу отменено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, которое было утверждено Банком России 12.10.11 № 373-П и действовало с 1 января 2012 года.

Кроме того, с 1 июня 2014 года применяются новые правила проведения наличных расчетов (утв. указанием Банка России от 07.10.13 № 3073-У, далее — Правила расчета наличными). С этой же даты утратило силу прежнее указание Банка России от 20.06.07 № 1843-У о предельном размере расчетов наличными (п. 1 указания Банка России от 16.10.13 № 3076-У).

Изменений и уточнений в указанных документах по сравнению с ранее действовавшими нормами много. Остановимся на наиболее важных из них.

Для субъектов малого предпринимательства и ИП предусмотрен упрощенный порядок ведения кассовых операций

Для организаций малого бизнеса упрощение правил ведения кассы заключается лишь в одном. Теперь они вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе. То есть начиная с 1 июня 2014 года малые предприятия вправе хранить в кассе всю наличную выручку без каких-либо ограничений и не обязаны сдавать ее в банк для зачисления на расчетный счет (абз. 10 п. 2 Порядка ведения кассы).

Аналогичное послабление предусмотрено и для предпринимателей (абз. 10 п. 2 Порядка ведения кассы). Чтобы воспользоваться указанной возможностью, необходимо оформить приказ руководителя организации или предпринимателя о том, что с 1 июня 2014 года лимит кассы не устанавливается (подробнее читайте ниже). Такой приказ целесообразно датировать 30 мая 2014 года или раньше, поскольку 1 июня 2014 года — это выходной день (воскресенье).*

СПРАВКА

Какие организации относятся к малым

Юридическое лицо считается субъектом малого предпринимательства, если оно соответствует следующим критериям ( п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»):

— средняя численность его работников за предыдущий календарный год составляет не более 100 человек;
— выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предыдущий календарный год не превышает 400 млн. руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 09.02.13 № 101);
— доля участия в его уставном капитале других юридических лиц, которые сами не являются субъектами малого или среднего предпринимательства, составляет не более 25%;
— суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале юридического лица не превышает 25% (за некоторыми исключениями)

Если отказ от лимита кассы оформить как отмену ранее действовавшего приказа, есть риск, что налоговики посчитают этот лимит нулевым. Иными словами, весь остаток наличных денег в кассе они будут расценивать как сверхлимитный. А накопление в кассе наличных средств сверх установленного лимита является административным правонарушением (абз. 9 п. 2 Порядка ведения кассы). За его совершение взыскиваются штрафы: с организации — в размере от 40000 до 50000 руб., с ее должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Предприниматели могут не оформлять кассовые документы и не заполнять кассовую книгу

Впрочем, в целях внутреннего контроля или по другим причинам малые предприятия и ИП вправе и после 1 июня 2014 года утвердить лимит остатка наличных денег в кассе и всю сверхлимитную наличность сдавать в банк.

Для предпринимателей, помимо отмены лимита кассы, предусмотрена еще одна льгота. Начиная с 1 июня 2014 года они могут не оформлять кассовые документы и не заполнять кассовую книгу (абз. 2 п. 4.1 и абз. 9 п. 4.6Порядка ведения кассы). При этом под кассовыми документами понимаются приходные и расходные кассовые ордера (абз. 1 п. 4.1 Порядка ведения кассы). Организациям малого бизнеса такая возможность не предоставлена.

Организации теперь вправе выбирать, как рассчитывать лимит кассы — исходя из объема поступлений или выдачи наличных денег

До 1 июня 2014 года большинство юридических лиц и предпринимателей определяли лимит кассы исходя из суммы наличных денег, поступивших в кассу за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Рассчитывать лимит исходя из объема выдачи денег из кассы можно было лишь при отсутствии наличной выручки (п. 2 приложения к Положению, утв. Банком России 12.10.11 № 373-П).

Теперь организации вправе самостоятельно решать, с помощью какого из двух указанных вариантов расчета они будут устанавливать лимит кассы (абз. 2 п. 2 Порядка ведения кассы). Формулы расчетов не изменились. Они приведены в приложении к Порядку ведения кассы (подробнее читайте ниже).*

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Компаниям безопаснее переутвердить лимит кассы, применяемый с 1 июня 2014 года

Даже если организация не планирует пересматривать размер лимита кассы, полагаем, что из-за вступления в силу нового Порядка ведения кассы ей безопаснее заново утвердить этот лимит. При этом в приказе руководителя компании целесообразно указать, что новый лимит действует с 1 июня 2014 года, и сделать ссылку на Порядок ведения кассы.

Если приказ об установлении лимита кассы не переоформить, налоговики могут признать прежний лимит недействующим. Ведь он был принят в соответствии с уже отмененным документом. А это повлечет административные штрафы на организацию и ее должностных лиц за накопление в кассе сверхлимитных наличных денег (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ)

Отметим, что выбор порядка расчета лимита кассы предусмотрен лишь для юридических лиц. Предприниматели в соответствующих нормах не упоминаются. Видимо, из-за того, что с 1 июня 2014 года они вправе вообще не устанавливать лимит кассы. Однако, если ИП все-таки намерен утвердить лимит кассы, непонятно, как ему его рассчитывать.

Получается, предпринимателям теперь безопаснее отказаться от лимита кассы. Иначе налоговики могут посчитать, что лимит рассчитан неверно, и признать часть или весь остаток наличных денег в кассе сверхлимитным. Такое нарушение влечет взыскание с предпринимателя административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 и примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

<…>

ЕленаВайтман, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Давид Околелов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Журнал «Российский налоговый курьер» № 13-14, июль2014

4. Статья: В кассе малой компании можно хранить очень много налички

Малые предприятия могут хранить в кассе наличность без ограничений по сумме. Нужно лишь отменить приказ о лимите наличных. Это подтвердили специалисты Банка России.

С 1 июня действует правило о том, что малые предприятия и предприниматели имеют право не устанавливать лимит остатка наличности (п. 2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У). Но эту норму стали толковать двояко. Выгодный подход: если лимит не установлен, то в кассе можно хранить сколько хочешь. А невыгодный такой: если не установить лимит, то он будет нулевым, а все наличные в кассе на конец дня — сверхлимитными.

Специалисты Банка России подтвердили правильность выгодного варианта. То есть если малая компания не установила лимит, то руководитель может сам решить, сколько наличных будет храниться в кассе до следующего дня.*

В приказе руководителя стоит четко прописать, что с такой-то даты компания как субъект малого предпринимательства не устанавливает лимит наличных (образец смотрите в статье «Как безопаснее всего переустановить лимит кассы по новым правилам», опубликованной в «Главбухе» № 12, 2014). Это обезопасит ее на случай кассовой проверки.

Если же компания не отменит лимит кассы, то его нужно будет соблюдать. Иначе инспекторы могут взыскать штраф в размере до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КОАП РФ).*

Источник: письмо Банка России от 8 декабря 2014 г. № 29-1-1-6/9698

Журнал «Главбух» № 1, Январь 2015 года

5. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014 N А05-2033/2014

<…>

«в нарушение пунктов 1.2, 1.3 Положения N 373-П предпринимателем Ковальчук И.А. не определен лимит остатка наличных денег, поэтому он равен нулю. Таким образом, завышался лимит остатка наличных денежных средств в кассе.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что индивидуальным предпринимателем Ковальчук И.А. не обеспечена организация ведения кассовой книги, приходных кассовых ордеров, расходных кассовых ордеров, допущены случаи невнесения в кассовую книгу записей о поступлении за период с 03.10.2013 по 02.12.2013 наличных денежных средств в размере 15 000 руб. в день их поступления, в связи с чем имеет место неоприходование в кассу денежной наличности, а также предпринимателем не соблюден порядок хранения свободных денежных средств, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.*

В обоснование апелляционной жалобы предприниматель Ковальчук И.А. указывает, что Положение N 373-П, за нарушение которого она привлечена к ответственности, отменено с 01.06.2014 в связи с изданием Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У. Согласно данному Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У предприниматели не обязаны вести кассовые книги, устанавливать лимит остатка наличных денег, оформлять кассовые документы. В связи с этим предприниматель Ковальчук И.А. полагает, что данное Указание улучшает ее положение и она согласно статье 1.7 КоАП РФ не может быть привлечена к ответственности.

Эти доводы являются необоснованными.

Согласно приведенному Указанию Банка России от 11.03.2014 N 3210-У:

- индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (пункт 2 Указания);

- индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться (пункт 4.1 Указания);

- если индивидуальные предприниматели в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовая книга 0310004 ими может не вестись (пункт 4.6 Указания).

Таким образом, освобождение от обязанности вести кассовую книгу и оформлять кассовые документы предусмотрено для предпринимателей, ведущих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Предприниматель Ковальчук И.А. к таковым не относится, так как указанный учет ею не ведется. Доказательств его ведения в материалы дела не представлено.

Ковальчук И.А. является плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Согласно пункту 5 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики данного налога обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из материалов дела следует, что предпринимателем Ковальчук И.А. не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции. Она имела возможность для соблюдения установленных требований, однако в рассматриваемом случае ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Доказательства невозможности соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые она не могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась, в материалы дела не представлены.

<…>

Суд первой инстанции правомерно отказал предпринимателю в признании допущенного им правонарушения малозначительным, указав на невозможность применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.»

<…>

6. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2015 N 18АП-1884/2015

<…>

«Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Согласно ст. 2 Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014 N 3210-У "о порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание) для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.*

Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица (абц. 4 ст. 2 Указания).

Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абз. 5, ст.. 2 Указания).

Установленные нарушения в виде неустановления лимитов остатков денежных средств, не оприходования части денежной выручки подтверждены материалами проверки и не оспариваются. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности объективной стороны правонарушения, выраженной в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка в области финансов и финансовой дисциплины, в связи с чем, вина в совершенном правонарушении является очевидной.*

Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел возможность для обеспечения исполнения требований, предусмотренных Указанием, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, однако, не принял всех зависящих от него мер по его соблюдению.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Суд со ссылкой на п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указал, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2, ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В силу п. 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным. В данном случае признаки малозначительности не установлены.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что предприятие предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено. Те обстоятельства, на которые ссылается предприятие, могут отнесены к категории смягчающих.»

<…>

7. Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.11.2014 N А26-6511/2014

<…>

«В обоснование требований заявитель указал на отсутствие события правонарушения и вины общества в его совершении; ссылаясь на пункт 2 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", которым предусмотрено, что накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. Режим работы салонов связи по приему платежей от физических лиц установлен с 09.00 часов до 19.00 часов, тогда как обслуживающий банк принимает наличные денежные средства от организации до 16.00 часов текущего рабочего дня, в связи с чем вся дневная выручка, полученная после 16.00 часов, хранится в кассе салонов связи; выразил свое несогласие с исчисленным налоговым органом размером лимита нахождения наличных денег в кассе организации, поскольку при исчислении лимита не были приняты во внимание суммы полученного комиссионного вознаграждения за декабрь 2013 года, а также исключены средства принятые платежным агентом по приему платежей от физических лиц. Кроме того, обществом 01.06.2014 было принято распоряжение об отмене лимита остатка наличных денег в кассе (л.д. 2-3).*

На основании поручения заместителя начальника Инспекции от 24.06.2014 N 27 (л.д. 86) должностными лицами налогового органа в период с 24.06.2014 по 15.07.2014 проведена проверка в отношении общества по вопросам полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и зачисления наличных денежных средств на специальный банковский счет платежными агентами за период с 19.04.2014 по 19.06.2014. С копией поручения законный представитель общества ознакомлен 24.06.2014 (л.д. 86).

Результаты проверки отражены в акте N 15 от 15.07.2014 (л.д. 62-75), копия акта получена законным представителем общества 15.07.2014 (л.д. 75).

15 июля 2014 года уполномоченным должностным лицом налогового органа в присутствии законного представителя общества - директора Семак М.А. составлен протокол N 43 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ (л.д. 54-61). Копия протокола законному представителю вручена 15.07.2014 (л.д. 60). В возражениях на протокол законный представитель юридического лица указала, что с выявленными нарушениями не согласна, поскольку при проведении проверки налоговым органом не были учтены все обстоятельства, имеющие значение для дела; кроме того, вина общества не установлена (л.д. 47-48).

В протоколе указано, что при ведении кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

ООО "Питер" как юридическое лицо, осуществляющее кассовые операции, до 01.06.2014 должно было устанавливать максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций.

Обществом представлен расчет установленного лимита остатка кассы на 2014 год в размере 983 345,21 руб.

Лимит рассчитан из объема полученных наличных денежных средств за декабрь 2013 года в сумме 30 483 701,49 руб. и по формуле 30 483 701,49 / 31 (расчетный период в рабочих днях) * 1 (период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях) = 983 345,21 руб., при этом в состав объема наличных денежных средств включены средства, принятые платежным агентом по приему платежей от физических лиц, а также комиссионное вознаграждение платежного агента, что является нарушением порядка расчета лимита денежных средств.

Исчисленный налоговым органом в ходе проверки ООО "Питер" лимит кассы на 2014 год по формуле 1 873 550,60 / 31 (расчетный период в рабочих днях) * 1 (период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях) составил 60 437,12 руб.

Таким образом, проверкой установлено накопление в кассе общества наличных денег сверх рассчитанного лимита в период с 19.04.2014 по 19.06.2014.*

Выявленные факты свидетельствуют о нарушении обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в неправильном расчете лимита кассы, то есть несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств и накоплении ежедневно в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, а также нарушении ведения кассовых операций по ведению кассовой книги при учете выручки от продажи товаров (работ, услуг) и денежных средств, принятых платежным агентом от физических лиц.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 утверждено Положение N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", действовавшее в проверяемый период (утратило силу с 01.06.2014) (далее - Положение N 373-П).

Указанное Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения, и индивидуальных предпринимателей (пункт 1.1).

Юридическое лицо при получении наличных денежных средств обязано руководствоваться Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", вступившим в силу с 01.06.2014 (далее - Указания Банка России N 3210-У).

Согласно пункту 1.2 Положения N 373-П для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель).

Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Указаний Банка России N 3210-У.

Лимит остатка наличных денег - это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге остатка наличных денег на конец рабочего дня.

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег. Расчет лимита производится по формуле, приведенной в приложении к Положению N 373-П, и в пункте 1 Приложения к Указанию Банка России N 3210-У (абзац 1, 2 пункта 2 Указания Банка России N 3210-У, пункт 1.3 Положения N 373-П).*

Платежный агент, осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - платежный агент), банковский платежный агент (субагент), осуществляющий деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - банковский платежный агент (субагент), при определении лимита остатка наличных денег не учитывают наличные деньги, принятые ими при осуществлении указанной деятельности (далее - наличные деньги, принятые платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) (пункт 1.3 Положения N 373-П, абзац 3 пункта 2 Указаний Банка России N 3210-У).

Следовательно, обязанность у платежного агента (субагента) по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет наступает в день получения наличных денег при инкассации.

Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (пункт 1.4 Положения N 373-П, абзац 8, 9 пункта 2 Указаний Банка России N 3210-У).

Из материалов дела следует, что обществом лимит рассчитан из объема полученных наличных денежных средств за декабрь 2013 года в сумме 30 483 701,49 руб. и по формуле: 30 483 701,49 / 31 (расчетный период в рабочих днях) * 1 (период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях) = 983 345,21 руб., при этом в состав объема наличных денежных средств включены средства, принятые платежным агентом по приему платежей от физических лиц, а также комиссионное вознаграждение платежного агента, что является нарушением порядка расчета лимита денежных средств.

В ходе проверки налоговым органом был пересчитан лимит остатка наличных денег в кассе с учетом сумм полученной выручки от реализации строительных материалов, платы за комплекты подключения за декабрь 2013 года, на основании представленных обществом документов. Торговая выручка от розничной торговли товарами и платы за комплекты подключения за декабрь 2013 года составила 1 873 550,60 рублей.

Лимит на 2014 год пересчитан по формуле: 1 873 550,60 / 31 (расчетный период в рабочих днях)* 1 (период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях) в размере 60 437,12 руб.

Проверкой установлено накопление в кассе ООО "Питер" наличных денег сверх рассчитанного лимита: 28.05.2014 - 254 037,06 руб., 29.05.2014 - 252 062,33 руб., 30.05.2014 - 396 083,51 руб.

Таким образом, ООО "Питер" допустило нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в ежедневном накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что подтверждает событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Статьи по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка