Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
12 мая 2015 26 просмотров

Подскажите пожалуйста, не знаю как поступить. ООО, предоставляем ЖКУ, УСН (доходы - расходы).У нас заключен договор на предоставление субсидий с Администрацией ЖКХ (возмещение затрат из-за разницы в тарифах)На конец 2014г. у Администрации перед нами образовался долг. Эту сумму денег администрация должна перечислить теплосетевой компании.Обычно это договор цессии, но в 2015 наша компания подписала Агентский договор с теплосетевой, где Агент обязуется уменьшать задолженность Принципала на сумму поступивших субсидий на Р/С Агента за отопление и ГВС по договору.Я не пойму, как мне отразить в бух. и налоговом учете эту сумму.На конец периода у меня проводка Д76.09 Кр 91 Компенсация расходов из бюджета.

На сумму задолженности бюджета по предоставлению субсидии в бухучете сделайте проводку:

Дебет 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по субсидиям» Кредит 91-1 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

На дату утверждения отчета агента, в котором отражено уменьшение Вашей задолженности по возмещению расходов, в бухучете сделайте проводки:

Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов» – отражена сумма расходов, подлежащих возмещению посреднику (на основании договора и отчета посредника);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов» Кредит 76 субсчет «Расчеты с бюджетом по субсидиям» – зачтена сумма возмещаемых расходов в счет поступившей агенту субсидии.

На дату утверждения отчета агента или иного документа, в котором отражено уменьшение задолженности Вашей организации, полученную субсидию включите в состав доходов при упрощенке. Одновременно признайте затраты, которые возмещаются агенту по условиям договора.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

<…>

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Ситуация: нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:

  • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.*

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).*

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

  • средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
  • средства получены по сертификату на привлечение сотрудников в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных в соответствии с Законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1;
  • средства получены для использования по иному назначению.

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

  • двух лет – по субсидиям в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • трех лет – по субсидиям, полученным на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных. При нарушении условий получения субсидий по данным основаниям всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5, 6, 8 и 9 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, на содействие самозанятости безработных граждан, а также на привлечение трудовых ресурсов в субъекты РФ, которые включены в перечень приоритетных, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. При этом организации, которые применяют объект «доходы», при определении облагаемого налогом дохода суммы субсидий, указанные в графе 4, учитывать не должны. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 3 марта 2014 г. № 03-11-11/8826 и ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

<…>

Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)»

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Ситуация: можно ли учесть в расходах на упрощенке затраты, оплаченные за счет государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием

Да, можно, но при условии что госпомощь для целей налогообложения не признавалась целевым финансированием.*

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках таких средств (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Аналогичной точки зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях налогообложения. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, государственную помощь, которую организация получает на финансирование целевых мероприятий, нужно учесть в составе внереализационных доходов (п. 1 ст. 346.15, ст. 250 НК РФ). Соответственно, на расходы, оплаченные за счет таких средств, можно уменьшить базу по единому налогу, при условии что они предусмотрены статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

<…>

Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)»

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4. Рекомендация:Как заказчику оформить и отразить в бухучете реализацию товаров (работ, услуг) через посредника

<…>

Бухучет: посредник участвует в расчетах

Если посредник участвует в расчетах, в учете заказчика операции, связанные с исполнением посреднического договора, отражаются следующими проводками (без учета операций по НДС).

После передачи товаров (работ, услуг) на дату их реализации посредником:

Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг) по посредническому договору;

Дебет 90-2 Кредит 45 (20, 23…)
– списана себестоимость товаров (работ, услуг), реализованных по посредническому договору;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)» Кредит 62
– отражена задолженность посредника по перечислению оплаты за реализованные товары (работы, услуги).

На дату утверждения отчета посредника:*

Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению»
– отражена сумма вознаграждения, причитающаяся к уплате посреднику;

Дебет 44 Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов»
– отражена сумма расходов, подлежащих возмещению посреднику (на основании договора и отчета посредника).*

На дату поступления оплаты от посредника:

Дебет 50 (51) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
– получены от посредника денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) (за вычетом суммы вознаграждения и суммы возмещаемых по договору расходов);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по вознаграждению» Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
– зачтена сумма посреднического вознаграждения в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги);

Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником по возмещению расходов» Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
– зачтена сумма возмещаемых расходов в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги).

<…>

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка