Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
13 мая 2015 542 просмотра

Мы- МУП. Свободные денежные средства мы располагали на депозитных счета. Хочу уточнить: правомерны ли были наши действия или муниципальные унитарные предприятия не имеют права располагать денежные средства на депозитных счетах и нужно ли согласие учредителя? Спасибо

 действительно, муниципальные унитарные предприятия вправе совершать некоторые сделки только при наличии согласия на то собственника их имущества. Речь идет о следующих видах сделок:

Соответственно, если сделка по размещению денежных средств МУП на депозите не является для предприятия крупной сделкой или сделкой с заинтересованностью, а устав МУП не содержит каких-либо особых требований по ее заключению, получать согласие учредителя на ее совершение не требуется.

Однако следует учесть, что приобретение банковских продуктов (в том числе и заключение договора на банковское обслуживание, и размещение средств в банке) является закупкой, и должны поводится в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом 223-ФЗ.

При открытии депозитного счета в банке заключается договор банковского вклада. Соответственно такого вида действия по открытия депозита является сделкой (Статья 834 ГК РФ). В п. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ определен закрытый перечень отношений, на которые Закон не распространяется, при этом, отбор финансовых организаций в этом перечне не поименован. Таким образом, выбор финансовой организации для заключения с ней договора банковского вклада (на открытие депозита) должен проводиться на общих основаниях, предусмотренных Законом № 223-ФЗ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Системы Юрист».

1. Рекомендация:Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника

Государственные или муниципальные унитарные предприятия (далее – предприятия) в отличие от юридических лиц иных организационно-правовых форм вправе совершать некоторые сделки только при наличии согласия на то собственника их имущества. Речь идет о следующих видах сделок:

  • сделки, связанные с обременениями, уступка требований, перевод долга, а также договор простого товарищества;
  • заимствования;
  • решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации;
  • распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями;
  • распоряжение недвижимым имуществом;
  • создание филиалов и открытие представительств;
  • сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • крупные сделки;
  • предусмотренные уставом предприятия иные сделки, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества.
  • сделки, связанные с обременениями, уступка требований, перевод долга, а также договор простого товарищества;
  • заимствования;
  • решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации;
  • распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями;
  • распоряжение недвижимым имуществом;
  • создание филиалов и открытие представительств;
  • сделки, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • крупные сделки;
  • предусмотренные уставом предприятия иные сделки, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества.*

<…>

Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность

Под сделкой с заинтересованностью, в которой участвует предприятие, понимается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя предприятия.

При этом в отличие от других организационно-правовых форм юридических лиц заинтересованным лицом закон признает только руководителя предприятия.

Некоторые правила одобрения сделок с заинтересованностью, совершаемых предприятием, определены в статье 22 Закона о предприятиях. Общие условия одобрения сделок предусмотрены встатье 157.1 Гражданского кодекса РФ. Они применяются, когда отношения не урегулированыЗаконом о предприятиях.

Обоснование

С 1 сентября 2013 года начала действовать статья 157.1 Гражданского кодекса РФ, посвященная согласию на совершение сделки. Она внесена в кодекс Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».

Ее положения являются общими. По отношению к ней будут иметь приоритет специальные нормы, закрепленные в законах (например, в Законе о предприятиях) или в иных правовых актах (например, в приказе ФМБА России от 1 сентября 2011 г. № 357 «Об организации работы в Федеральном медико-биологическом агентстве по согласованию совершения крупных сделок подведомственным федеральным государственным унитарным предприятиям, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований и других сделок»).

Таким образом, специальное законодательство может устанавливать более строгие требования к порядку одобрения сделки, нежели Гражданский кодекс РФ. В то же время закон об унитарных предприятиях недостаточно регулирует процедуру одобрения сделок.

Когда специальные нормы не устанавливают дополнительных требований, нужно руководствоваться положениями статьи 157.1 Гражданского кодекса РФ.

Подробнее см. Что такое сделка с заинтересованностью и каков порядок ее совершения унитарным предприятием.

Крупные сделки

Под крупной сделкой предприятия понимается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого:

  • превышает 10 процентов уставного фонда унитарного предприятия
  • или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ.

Такое правило устанавливает пункт 1 статьи 23 Закона о предприятиях.

Названная статья предусматривает также некоторые правила одобрения крупных сделок, совершаемых предприятием. Общие требования к одобрению сделок предусмотрены в статье 157.1Гражданского кодекса РФ. Они применяются, когда отношения не урегулированы Законом о предприятиях.

Подробнее см. Что такое крупная сделка и каков порядок ее совершения унитарным предприятием.

Иные сделки

В уставе предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, для которых не предусмотрено законом обязательное согласие на их совершение собственника имущества, но для которых оно становится обязательным в силу указания на то в уставе (абз. 2 п. 4 ст. 18 Закона о предприятиях).

В уставе может быть предусмотрена обязанность получения согласия на совершение определенной сделки в виде разрешения одного государственного или муниципального органа власти, предоставленного им по согласованию с другим государственным или муниципальным органом власти. Так, например, собственник может установить необходимость получения предприятием согласия для сдачи недвижимого имущества в аренду в виде разрешения одного муниципального органа власти, которое дается им по согласованию с другим муниципальным органом власти (постановление ФАС Поволжского округа от 19 мая 2011 г. по делу № А12-14567/2010).

Хотя не являются сделкой прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора, однако такие действия также требуют согласия собственника имущества предприятия (подп. 8 п. 1 ст. 20 Закона о предприятиях).

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Анзор Ганижев

кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», юрисконсульт ЗАО «Региональная генерирующая компания № 1»

Наталья Шмакова

старший эксперт ЮСС «Система Юрист», кандидат юридических наук

2. Рекомендация:В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом

Одна из характерных особенностей государственных и муниципальных унитарных предприятий – установленный для них порядок совершения сделок как с движимым, так и недвижимым имуществом.

Такой порядок различается в зависимости от вида унитарного предприятия:

  • для предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, он один;
  • для казенного предприятия – порядок другой.

Как вправе распоряжаться имуществом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Для всех видов имущества предприятия предусмотрено одно общее ограничение.

Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом (не только недвижимым, но и движимым) только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. То есть предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности.*

Сделка, которую предприятие совершило с нарушением этого требования, является ничтожной. Такое правило устанавливает пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

При этом не имеет значения, получило предприятие согласие собственника на совершение такой сделки или нет, все равно такая сделка считается недействительной (ничтожной).

<…>

Распоряжение недвижимым имуществом предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника его имущества:

  • продавать принадлежащее ему недвижимое имущество;
  • сдавать его в аренду (причем если истек срок действия договора аренды, на который было получено согласие, то для заключения договора на новый срок потребуется новое согласие собственника – см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2010 г. по делу № А32-14304/2009);
  • отдавать в залог;
  • вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
  • иным способом распоряжаться таким имуществом.

<…>

Распоряжение движимым имуществом предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако при этом предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, которая осталась в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 Закона о предприятиях).

Подробнее см. При каких условиях унитарное предприятие обязано передавать часть прибыли собственнику.

Помимо общего правила о самостоятельном распоряжении движимым имуществом в рамках своейправоспособности, есть также дополнительные ограничения в отношении движимого имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Самую большую группу таких ограничений предусматривает Закон о предприятиях. Предприятие не вправе без согласия на то собственника:

  • распоряжаться движимым имуществом для участия предприятия в коммерческой или некоммерческой организации (абз. 1 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях; подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях);
  • распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также акциями, которые принадлежат предприятию (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника).*

Суд признает договор купли-продажи доли в уставном капитале общества недействительным при отсутствии согласия собственника на такую сделку. При этом, по мнению суда, такое согласие нужно получить от собственника до совершения сделки, оно должно быть выражено в отношении конкретной сделки и содержать предмет и сведения о согласовании ее существенных условий. Однако предприятие может получить одобрение такой сделки после ее совершения. Такая сделка не будет являться недействительной;

<…>

  • заключать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Кроме того, Закон о предприятиях позволяет закрепить в уставе предприятия виды и (или) размер иных сделок, которые предприятие не сможет заключать без согласия собственника. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;
  • заключать сделки с заинтересованностью. Подробнее см. Что такое сделка с заинтересованностью и каков порядок ее совершения унитарным предприятием;
  • заключать крупные сделки. Подробнее см. Что такое крупная сделка и каков порядок ее совершения унитарным предприятием.

Решения по вопросам согласования принимаются лицами, уполномоченными собственником имущества предприятия.

Собственник может выразить свое согласие путем визирования письма предприятия, которое обращено к собственнику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. по делу № А82-11843/2010).

Помимо Закона о предприятиях, ограничения на совершение сделок могут быть установлены также:

  • иными законами. Как правило, это случаи, касающиеся всех юридических лиц. Например, запрет дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ);
  • иными нормативно-правовыми актами.*

<…>

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Анзор Ганижев

кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», юрисконсульт ЗАО «Региональная генерирующая компания № 1»

Наталья Шмакова

старший эксперт ЮСС «Система Юрист», кандидат юридических наук

3. Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) организациям с долей участия государства (субъекта РФ, муниципального образования)

При приобретении товаров (работ, услуг) отдельные категории организаций обязаны соблюдать особый порядок размещения заказов, установленный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Этот порядок применяется при закупке товаров как для собственных нужд организации, так и для их дальнейшей перепродажи (письмо Минэкономразвития России от 2 сентября 2011 г. № Д28-317).

С какой целью применяется особый порядок

Порядок, предусмотренный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, призван обеспечить:

  • информационную открытость закупок;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров (работ, услуг);
  • реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Для реализации этих требований каждый заказчик обязан разработать и разместить на сайте www.zakupki.gov.ru/223:

  • положение о закупке;
  • план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

На кого распространяется порядок

К заказчикам товаров (работ, услуг), на которых распространяются требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в частности, относятся следующие.

  1. Государственные корпорации и компании; унитарные предприятия*; автономные учреждения; естественные монополии; организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности в сфере электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
  2. Организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.
  3. Дочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пунктах 1 и 2.
  4. Субдочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пункте 3.

<…>

.

Требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не применяются при:

  • купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей;
  • приобретении биржевых товаров в соответствии с Законом от 20 февраля 1992 г. № 2383-1;
  • размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ;
  • закупках в области военно-технического сотрудничества;
  • закупках в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • выборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Положение о закупке

Положение о закупке является одним из основных документов, регулирующих закупочную деятельность заказчика. Этот документ должен содержать:

  • требования к закупке;
  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки.

Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Положение о закупке размещается в закрытой части сайта www.zakupki.gov.ru/223. Для того чтобы разместить данное положение, через интерфейс сайта формируется документ, содержащий следующие основные сведения о нем:

  • наименование положения о закупке;
  • полное и сокращенное наименование заказчика в соответствии с его учредительными документами;
  • ИНН, ОГРН заказчика;
  • дата утверждения и вступления в силу положения о закупке;
  • наименование органа, утвердившего положение о закупке.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Положение о закупке, а также вносимые в него изменения, должны быть размещены в течение 15 дней со дня их утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).*

Планы закупок товаров

Планы закупок товаров (приобретения работ, услуг) разрабатываются и размещаются на сайтеwww.zakupki.gov.ru/223 на длительный период – не менее чем на один год. Порядок разработки, оформления и размещения планов закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Порядок размещения на сайте www.zakupki.gov.ru/223 информации о закупке определен Положением, утвержденным постановлением Правительством РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

В соответствии с планами закупок заказчики размещают заказы на поставку товаров (приобретение работ, услуг) не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908).

Выбор поставщика товаров

Для заключения договора заказчик должен определить поставщика товаров (исполнителя работ, услуг). Выбор поставщика (исполнителя) производится либо по итогам проведения конкурса (аукциона), либо другим способом, предусмотренным в положении о закупке. Извещение о проведении конкурса (аукциона) должно быть опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru/223 не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе).

Участником закупки может быть любая организация, а также гражданин (в т. ч. предприниматель), которые соответствуют условиям, установленным заказчиком в положении о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Например, таким условием может быть отсутствие претендента на исполнение заказа в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Правительство РФ вправе установить приоритет товаров (работ, услуг) российского происхождения по отношению к товарам (работам, услугам), происходящим из иностранного государства. Кроме того, Правительство РФ может определить особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом сказано вчасти 8 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Победителем конкурса (аукциона), то есть потенциальным поставщиком (исполнителем), с которым может быть заключен договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), признается:

  • при проведении конкурса – лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора;
  • при проведении аукциона – лицо, предложившее наиболее выгодную цену договора.

Это следует из положений частей 2–3 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

<…>

Какие сведения не подлежат размещению

Не подлежат размещению на сайте www.zakupki.gov.ru/223:

  • сведения о закупках, которые составляют государственную тайну (если такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);
  • сведения о закупках, которые не относятся к государственной тайне, но в отношении которых принято специальное решение Правительства РФ;
  • сведения рекламного характера;
  • извещения о закупках, дублирующие ранее размещенные.

Кроме того, заказчик вправе не размещать на сайте www.zakupki.gov.ru/223 сведения о закупках товаров (работ, услуг):

  • стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.;
  • стоимость которых не превышает 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год превышает 5 млрд руб.

Об этом сказано в частях 15 и 16 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 494, и пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.*

Порядок размещения заказчиками информации

Порядок регистрации заказчиков установлен приказом Минэкономразвития России, Федерального казначейства от 10 августа 2012 г. № 506/13н.

Порядок размещения заказчиками информации о закупках закреплен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Не позднее 10-го числа каждого месяца заказчик должен размещать на сайте www.zakupki.gov.ru/223 сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных за истекший месяц, по результатам закупок:

  • товаров (приобретения работ, услуг) на общих основаниях;
  • у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о которых составляют государственную тайну;
  • сведения о которых не размещались на сайте www.zakupki.gov.ru/223 по решению Правительства РФ.

Такой порядок предусмотрен частью 19 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: если организация нарушает порядок размещения заказов, предусмотренный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, ее действия (бездействие) могут быть обжалованы в судебном порядке или в ФАС России.

Основанием для подачи жалобы в ФАС России является следующее.

1. Неразмещение (несвоевременное размещение) на сайте www.zakupki.gov.ru/223:

  • положения о закупке;
  • изменений, вносимых в положение о закупке;
  • информации о закупке, подлежащей размещению на сайте (www.zakupki.gov.ru/223).

2. Предъявление к поставщику (подрядчику, исполнителю) требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке.

3. Осуществление заказчиками закупки товаров (приобретения работ, услуг) в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Такой порядок предусмотрен частью 10 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Отказ от проведения закупки

Заказчик может отказаться от проведения закупки. Тогда он размещает на сайте www.zakupki.gov.ru/223информацию об отказе от проведения закупки. Порядок размещения такой информации установлен пунктами 30–32Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4. Гражданского кодекса РФ

<…>

«Статья 834 ГК РФ. Договор банковского вклада

1. По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.

2. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, признается публичным договором (статья 426).*

3. К отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы или не вытекает из существа договора банковского вклада.

Юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

4. Правила настоящей главы, относящиеся к банкам, применяются также к другим кредитным организациям, принимающим в соответствии с законом вклады (депозиты) от юридических лиц».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка