Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 мая 2015 362 просмотра

В 2010 году было принято решение о ликвидации организации.В 2015 году принято восстановить деятельность организации (отменить ликвидацию).Налоговая требует предоставить "0" декларацию за прошедшие года и оплатить штраф за не сдачу отчетности.ВОПРОС:Законно ли требование налоговой по оплате штрафа, если на тот период организация была на стадии ликвидации?

 Вообще не законно, но существует вероятность того, что общество будет отстаивать такое мнение в судебном порядке.

Вопрос о сдачи отчетность в период ликвидации является в законодательстве спорным. Если после составления промежуточного баланса организация не проводит налогооблагаемых операций, то налоговые декларации сдайте вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Если проводит – с окончательным ликвидационным балансом.

Представление налогоплательщиком налоговых деклараций не свидетельствует об осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в течение последних двенадцати месяцев, поскольку были представлены "нулевые" налоговые декларации. Законодатель установил два признака недействующего юридического лица, одновременное соблюдение которых является основанием для исключения его из ЕГРЮЛ в административном порядке: непредставление отчетности за последние двенадцать месяцев предшествующих моменту принятия уполномоченным органом соответствующего решения, отсутствие движения по банковским счетам. Об этом сказано в Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.08.2009 № А06-710/2009.

Отменяя решение о ликвидации организация признает тот факт, что она с 2010 по 2015 деятельность не осуществляла. А значит за это период необходимо предоставить нулевые декларации или единую упрощенную, но при условии, что по счетам не было движений.

Официальных разъяснений по этому вопросу нет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух и в статье журнала «Главбух»

1. Ситуация: Когда нужно сдать последние налоговые декларации при ликвидации организации

Если после составления промежуточного баланса организация не проводит налогооблагаемых операций, то налоговыедекларации сдайте вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Если проводит – с окончательнымликвидационным балансом.

При ликвидации организации в налоговую инспекцию нужно сдать промежуточный (п. 3 ст. 20 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) и окончательный (подп. «б» п. 1 ст. 21 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) ликвидационные балансы. При этом возможны два варианта:*

  • после составления промежуточного баланса организация не проводит операций, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов;
  • после составления промежуточного баланса организация проводит операции, в результате которых у нее возникает обязанность по уплате налогов.

В первом случае последние налоговые декларации сдайте вместе с промежуточным ликвидационным балансом. Во втором случае налоговую отчетность следует представить одновременно с окончательным ликвидационным балансом.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья:НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ФИРМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ

В каком порядке представлять декларации

При ликвидации фирмы последним налоговым периодом для нее будет период от начала года до дня завершения процесса ликвидации и удаления записи из ЕГРЮЛ (ст. 55 Налогового кодекса РФ). В отношении же тех налогов, по которым налоговый период составляет месяц или квартал, последний налоговый период определяется по согласованию с налоговой инспекцией.

Согласно нормам Кодекса налоговые декларации надо представлять после окончания налогового периода. Однако ликвидированной организации тогда уже не будет, и сдавать бумаги окажется некому. Когда же в этом случае надо представлять декларации?

Существует два мнения на этот счет. Первое - что подавать последние декларации надо в момент, когда подано уведомление о ликвидации. А второе мнение - последний раз отчитаться надо на дату составления ликвидационного баланса. Разберем каждую из двух точек зрения подробнее.

1. По мнению сотрудников ФНС России, декларации надо подавать вместе с уведомлением о ликвидации. Причем декларации заполняются за весь налоговый период независимо от того, когда он окончится. Если затем у вас будут какие-то дополнительные доходы или расходы, то вам придется представлять "уточненку".

Примечание. Комментирует Марина Балакирева, советник налоговой службы РФ II ранга:

- Декларации по налогу на прибыль за текущий налоговый период можно представить вместе с уведомлением о ликвидации. При этом неважно, когда фактически заканчивается этот период. Ведь после подачи уведомления организация находится в стадии ликвидации. И хозяйственной деятельности, за исключением деятельности, связанной с расчетами с кредиторами, вести не должна. Если потом фирма все же производит какие-то дополнительные расходы или получает доходы, то она должна подать уточненную декларацию.

Заметим, что выездная проверка налоговиков будет охватывать только период до подачи уведомления. Проверять деятельность организации за время, пока идет процедура ликвидации, скорее всего, не будут. И даже если после ликвидации проверка произойдет, то взыскивать штрафы и недоимки будет не с кого.

Примечание. Комментирует Юрий Воробьев, адвокат Baker&McKenzie, CIS Ltd:

- В Налоговом кодексе РФ нет четких разъяснений по вопросу представления деклараций ликвидируемой фирмой. Если трактовать Кодекс буквально, то последний период, за который следует сдавать декларации, заканчивается в момент исключения фирмы из ЕГРЮЛ. На практике это невыполнимо по следующим причинам. Во-первых, после ликвидации сдавать декларации будет уже некому. Во-вторых, если даже они будут сданы до удаления организации из реестра, то проверять их после ликвидации уже будет поздно. Ведь наказать фирму за недостоверные сведения и взыскать недоимки, пени и штрафы налоговики уже не смогут. Поэтому в действительности сдавать декларации нужно только за период до подачи заявления о ликвидации.

2. Во многих налоговых инспекциях придерживаются другого порядка. Инспекторы на местах считают, что последняя налоговая отчетность представляется на дату составления окончательного ликвидационного баланса. А до этого момента декларации надо сдавать в обычном порядке. И на дату подачи уведомления никаких деклараций специально представлять не надо. Ведь фирма продолжает существовать до удаления записи из ЕГРЮЛ, и у нее еще могут возникнуть обязательства по уплате налогов.*

Примечание. Комментирует Ирина Харитонова, начальник отдела по работе с налогоплательщиками МРИ ФНС России N 17 по Московской области:

- После выездной налоговой проверки и расчетов с кредиторами фирма составляет окончательный ликвидационный баланс. Вместе с ним она должна представить и окончательные налоговые декларации. Причем даже если какая-то деятельность организацией после подачи уведомления о ликвидации еще велась, то повторная выездная проверка не проводится, и декларации проверяет камеральный отдел инспекции.

Как видим, мнение сотрудников налоговой службы на местах может отличаться от позиции вышестоящих чиновников. В целом же мы советуем поступать следующим образом. Если ликвидация предполагается в текущем налоговом периоде и никаких расчетов, влияющих на налоги, не предвидится, лучше подать декларации вместе с уведомлением. А все возможные изменения в исчисленных налогах за этот период будут отражаться уже в "уточненках".

Если же ликвидационный баланс вы составите в следующем периоде, то декларации за текущий год сдайте по его окончании в общем порядке. Потом при сдаче ликвидационного баланса вы должны будете представить декларации за налоговый период.

<…>

"Главбух", 2006, N 8

М.В.Скороходов

Старший эксперт

департамента налогов и права

Компании "ФБК"

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка