Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
30 апреля 2015 4 просмотра

Один наш Казахский Покупатель после получения товара, как положено оформил Заявление об уплате косвенных налогов и как и положено 2 экземпляра прислал нам по почте. Мы естественно подали пакет документов на возмещение НДС, так как весь пакет был собран. В последствии оказалось, что через месяц, после того как он подал это заявление в свою налоговую инспекцию, Покупатель обнаружил там какие-то ошибки и вторично подал заявление. Первое заявление он подал в сентябре, повторно в октябре. О том, что подал исправление, Покупатель забыл, не забрал наши экземпляры с печатями из своей налоговой инспекции и, естественно нам не прислал. Наша налоговая инспекция обнаружила, что в их базе то заявление, которое мы предоставили в оригинале, отозвано, но есть другое на эту же сумму и на этом основании нам отказали в вычетах по НДС. Правы ли они?Другой наш казахский покупатель прислал одно Заявление об уплате косвенных налогов по двум контрактам, указав только один контракт на титульном листе. Корректирующие заявления (разбить это не правильное на 2 правильных) он предоставлять не хочет, объясняя это тем, что их налоговая инспекция отказывается принимать подобные Заявления, так как налог по заявлению уплачен правильно. Мы с ним уже полгода бьемся и все без толку. Что нам делать? Наша налоговая инспекция по этому заявлению нам в вычетах тоже отказала.

1. Первое решение можно оспорить. Тем более, что есть похожее положительное решение. В разделе II приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе сказано, что в случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, при наличии в налоговом органе одного государства-члена подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства-члена факта уплаты косвенных налогов в полном объеме. В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2013 № А13-10751/2012 налоговики установили, что, по данным федерального информационного ресурса "Таможенный союз-обмен", заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отсутствует. Следовательно, контрагент его отозвал. Однако компания представила в суд оригинал спорного заявления. В итоге суд поддержал правомерность применения НДС по ставке 0% в отношении поставки товаров в Республику Казахстан.

2. А вот в отношении второй ситуации рекомендуем сделать официальный запрос в Минфин России. Арбитражной практики по нему не сложилось. Но при буквальном подходе к вышеназванным нормам следует, что налоговый орган отказать организации в вычете НДС не вправе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в документах, которые Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 16.04.2014 № 03-07-РЗ/17338 «О размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации на экспорт товаров, вывозимых из РФ в Республику Казахстан в рамках договора, заключенного с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товара»

В связи с письмом по вопросу размера ставки налога на добавленную стоимость, применяемой при реализации на экспорт товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Казахстан в рамках договора, заключенного с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товара, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Применение налога на добавленную стоимость в торговых отношениях между хозяйствующими субъектами Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года (далее - Соглашение), а также Протоколом о принципах взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее - Протокол).

В соответствии со статьей 2 Соглашения и пунктом 1 статьи 1 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола, в том числе заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленного по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года, с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств).Таким образом, при реализации на экспорт товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Казахстан в рамках договора, заключенного с хозяйствующим субъектом Республики Казахстан, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговый орган вышеуказанных документов, включая указанное заявление с отметкой налогового органа Республики Казахстан об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость.

2. раздел II приложения 18 "Договор о Евразийском экономическом союзе"

<…>

7. Налоговый орган проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

В случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, при наличии в налоговом органе одного государства-члена подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства-члена факта уплаты косвенных налогов в полном объеме* (освобождения от уплаты косвенных налогов).

3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2013 № А13-10751/2012

<…>

В ходе камеральной проверки Инспекция выявила, что по данным федерального информационного ресурса "Таможенный союз-обмен" заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 № 4 отозвано. Как указал налоговый орган, ТОО "Алматинская продовольственная компания" вновь заявило о ввозе спорного товара и уплате косвенных налогов только в марте 2012 года (том дела 3, листы 5 - 11).

Применение НДС при реализации товаров в рамках таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол). При этом согласно положениям статьи 1 Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками государств - членов таможенного союза, с территории одного государства - участника таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза.

В соответствии со статьей 2 Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта.

Согласно статье 4 Соглашения порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляется в соответствии с отдельным протоколом, заключаемым между сторонами.

В силу пункта 1 статьи 1 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

При экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена таможенного союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются перечисленные в пункте 2 статьи 1 Протокола документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Указанные документы на основании пункта 3 статьи 1 Протокола представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Судами установлено, материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что Общество вместе с декларацией представило заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 № 4 с соответствующей отметкой налогового органа Республики Казахстан.

Налоговый орган на основании пункта 5 статьи 1 Протокола проверяет обоснованность применения нулевой ставки НДС, а также принимает (выносит) соответствующее решение согласно законодательству государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Во втором абзаце пункта 5 статьи 1 Протокола установлено право налогового органа принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС при непредставлении в налоговый орган заявления, но при условии наличия в налоговом органе одного государства подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Статьей 6 Соглашения предусмотрено, что обмен информацией между налоговыми органами стран-участников таможенного союза, включающий также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов, осуществляется в соответствии с отдельным межведомственным протоколом.

Согласно статье 1 Протокола от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов" (далее - Протокол об обмене информацией) обмен информацией, необходимой для обеспечения полноты сбора косвенных налогов в странах-участниках, предусмотрен в электронном виде по каналам связи.

В статье 2 Протокола об обмене информацией указано, что налоговые органы государств - членов таможенного союза обмениваются информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов таможенного союза, налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде электронных файлов. Обмен информацией осуществляется между налоговыми органами ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Налоговые органы обеспечивают полноту и достоверность информации о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов таможенного союза.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Протокола, если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства - члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

Инспекция не заявляет о том, что она не получила в рамках установленного между налоговыми органами государств - членов таможенного союза обмена информацией реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде электронных файлов.

В подтверждение факта отзыва заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 № 4 Инспекция представила в материалы данного дела распечатку из базы данных федерального информационного ресурса "Таможенный союз-обмен" (том дела 4, листы 105 - 106).

Согласно положениям статьи 71 АПК РФ каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В статье 2 Протокола об обмене информацией указано, что в случае необходимости налоговый орган - отправитель информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств - членов таможенного союза может произвести отзыв заявления. В соответствии со статьями 276-22 и 276-23 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов подлежит отзыву из органов налоговой службы на основании заявления налогоплательщика в случаях ошибочного представления или при необходимости внесения изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в том числе в случае возврата ввезенного товара. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов считается ошибочно представленным в случае, если обязанность по представлению такого заявления указанным Кодексом не предусмотрена. Внесение изменений и дополнений в заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов производится налогоплательщиком путем отзыва ранее представленного заявления с одновременным представлением нового заявления.

В спорном случае заявитель представил налоговому органу подлинник заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с соответствующими отметками налогового органа Республики Казахстан.

Однако Инспекция посчитала, что поскольку по данным федерального информационного ресурса "Таможенный союз-обмен" заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 № 4 отсутствует, следовательно, оно отозвано контрагентом. При этом никаких действий в рамках налоговой проверки в подтверждение этого обстоятельства налоговый орган не осуществил.

Только в рамках судебного разбирательства в суде первой инстанции для подтверждения законности вывода об отзыве ТОО "Алматинская продовольственная компания" этого заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 № 4 Инспекция через Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области направила запросы в налоговые органы Республики Казахстан (том дела 3, листы 12 - 18 и том дела 4, листы 107 - 114).

Налоговый департамент по городу Алматы на основании запроса Инспекции провел встречную проверку ТОО "Алматинская продовольственная компания", по результатам которой составлен акт от 30.11.2012 № 4067. В акте проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.07.2011 по 30.09.2011 не подтвержден факт отзыва упомянутой организацией заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 19.07.2011 № 4.

Доказательств, свидетельствующих о возврате товара или валютной выручки, в материалах дела не имеется. Наоборот, в материалы дела Обществом представлены данные об исполнении договора и получении от контрагента информации о получении товара, а также весь комплект оригинальных документов, которые служат основанием для применения ставки 0 процентов к спорной экспортной операции, реальность которой ничем не опровергается налоговым органом. Согласно имеющимся в деле документам (том дела 4, листы 99, 100) ТОО "Алматинская продовольственная компания" уплатило НДС в июле 2011 года.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что суды после тщательного исследования фактических обстоятельств данного дела и представленных сторонами доказательств пришли к правильному выводу о представлении Обществом в налоговый орган полного пакета документов, предусмотренный статьей 1 Протокола, для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки по НДС по заявленной экспортной операции. Следовательно, заявитель доказал правомерность предъявления к вычету 477 474 руб. НДС*.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка