Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Какие люди в нашей бухгалтерии!

Подписка
Срочно заберите все!
№24
4 мая 2015 3 просмотра

Магазин торгует табачными изделиями, какие документы должны сопровождать товар при приеме и какие налоги платятся при реализации табачных изделий?нужно ли платить акциз если организация не является производителем?

Нет, не нужно, и должны сопровождать товар при приёме документы, составленные в соответствии с рекомендацией «В каком порядке оприходовать товары» с учётом рекомендаций «Как организовать документооборот в бухгалтерии», статьи «Минфин согласился, что первичку можно утвердить в договоре» и книги «Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю», а налоги платятся при реализации табачных изделий в соответствии с рекомендациями «Как рассчитать НДС» и «Как рассчитать налог на прибыль».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip-версия

1. Книга: Порядок исчисления и уплаты акцизов

<…>

Напомним, что согласно действующему законодательству маркировке акцизными марками при ввозе на территорию России подлежит табачная продукция. Порядок маркировки табачной продукции акцизными марками установлен постановлением Правительства РФ от 20.02.2010 № 76*.

<…>

НАЛОГОВЫЙ ОТЧЕТ 2015

2. Рекомендация:Какие операции облагаются акцизом

Объектами обложения акцизом признаются определенные операции, совершаемые с подакцизными товарами. Перечень таких операций приведен в статье 182 Налогового кодекса РФ. Перечень операций, не облагаемых акцизом, приведен в статье 183 Налогового кодекса РФ*.

Операции, облагаемые акцизами

Операции, облагаемые акцизом, можно разделить на две группы:*

1. Операции с подакцизными товарами, совершаемые их производителями. При этом в целях налогообложения к производителям подакцизных товаров приравниваются лица, которые совершают:

  • розлив алкогольной продукции и пива. В данной ситуации объект обложения акцизами возникает, если в соответствии с техническими регламентами или нормативно-технической документацией розлив является составной частью общего процесса производства этих товаров. Поэтому, например, розлив этилового спирта, который не относится к указанным категориям, не рассматривается как производство подакцизной продукции (письмо ФНС России от 1 ноября 2013 г. № ЕД-4-3/19703);
  • смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме организаций общепита). В данной ситуации объект налогообложения возникает, если в результате смешения получается подакцизный товар, налоговая ставка по которому превышает налоговые ставки по товарам, использованным в качестве компонентов для смешения.

Это следует из положений пункта 3 статьи 182 Налогового кодекса РФ.

2. Операции с подакцизными товарами, совершаемые другими лицами.

Операции, совершаемые производителями

Производитель должен начислить акциз при совершении следующих операций:*

Реализация подакцизных товаров

Реализацией признается передача права собственности на подакцизные товары (на возмездной или безвозмездной основе) от их производителя другому лицу. Поэтому по общему правилу для производителей подакцизных товаров объектами обложения акцизом являются любые операции, в результате которых они теряют право собственности на эти товары*.

Следовательно, начислить и уплатить акциз в бюджет производитель обязан при совершении следующих операций:*

  • передача подакцизных товаров в собственность на безвозмездной основе (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ). Например, по договору дарения (ст. 572 ГК РФ), в качестве образцов для проведения сертификации (по Закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ) или для проведения рекламных акций (при дегустации алкогольной или табачной продукции, раздаче потенциальным покупателям);
  • передача произведенных подакцизных товаров в качестве натуральной оплаты (например, при бартерных сделках или при выдаче подакцизных товаров (за исключением спиртных напитков) в счет оплаты труда);
  • реализация произведенных подакцизных товаров в качестве предметов залога. Причем объект налогообложения возникает именно при утрате права собственности на заложенные подакцизные товары (например, при их продаже третьим лицам или при выкупе залогодержателем). При передаче подакцизных товаров в залог акциз начислять не нужно (п. 1 ст. 334ст. 335 ГК РФ);
  • передача произведенных подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного (ст. 409 ГК РФ) или новации (ст. 414 ГК РФ);
  • недостача подакцизных товаров в части, превышающей нормы естественной убыли (п. 4 ст. 195 НК РФ).

Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса РФ*.

<…>

Переработка давальческого сырья

В процессе исполнения договоров о переработке давальческого сырья объект обложения акцизом возникает:*

  • при передаче собственником произведенных им подакцизных товаров на переработку в качестве давальческого сырья (подп. 12 п. 1 ст. 182 НК РФ);
  • при передаче (на территории России) переработчиком давальческого сырья подакцизных товаров, произведенных им из этого сырья (подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ).

В первом случае объект налогообложения возникает непосредственно у производителя подакцизных товаров, переданных им в переработку на давальческой основе. При этом не имеет значения, для переработки в какие именно товары (в подакцизные или любые другие) он передает произведенные им подакцизные товары. Если лицо передает на переработку подакцизный товар, им не произведенный, то такая передача объектом обложения акцизом не признается.

Если производители табака на давальческой основе передают его на переработку для производства табачной продукции, объект налогообложения тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 12 пункта 1 статьи 182 и статьи 193 Налогового кодекса РФ, согласно которым табак как сырье подакцизным товаром не является*.

<…>

Нина Нечипорчук,

заместитель начальника отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация:В каком порядке оприходовать товары

Документальное оформление

Порядок документального оформления поступивших товаров зависит от того, где они получены:*

  • на складе организации-покупателя (если доставку организует продавец);
  • в другом месте, предусмотренном договором (если доставку организует, в т. ч. частично, покупатель), например, на складе поставщика, в порту или на железнодорожной станции.

Если организация получает товары на складе поставщика и самостоятельно организует их доставку, то уполномоченному лицу организации нужно выдать доверенность (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5)*.

Доверенность на получение товаров можно составить по форме № М-2или № М-2аФорму № М-2 используют организации, которые выдают относительно немного доверенностей. При ее получении сотрудник должен расписаться в отрывной части документа, которая остается у организации. Если получение доверенностей носит массовый характер, то удобнее использовать форму № М-2а. В этом случае заводят книгу учета выданных доверенностей, в которой сотрудник расписывается в получении доверенности*.

Доверенности по формам № М-2 или № М-2а можно выдавать только штатным сотрудникам. В доверенности должны быть заполнены все реквизиты, включая образец подписи сотрудника, на имя которого она выдана. Доверенности обычно выдают на срок не более 15 дней. Если товары поступают в плановом порядке, доверенность может быть выдана на месяц*.

Такой порядок установлен разделом 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а*.

Одновременно с товаром поставщик должен передать получателю товаросопроводительные документы. Такими документами могут быть накладные, товарно-транспортные накладные, другие документы, подтверждающие количество и качество полученных товаров*.

Если приемка производится не на складе организации-получателя, а у поставщика или в другом месте (например, на железнодорожной станции), то товар допускается принимать по количеству мест, весу или по количеству единиц, указанных на упаковке (таре). Принять товар таким образом можно, если он находится в целой упаковке (таре). Такие правила установлены пунктом 2.1.2 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5*.

Если приемка производится без осмотра каждой единицы товара, об этом нужно сделать отметку на товаросопроводительном документе (накладной). Такие правила установлены пунктом 2.1.5 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5*.

Обычно передача товара от поставщика покупателю оформляется товарной накладной по форме № ТОРГ-12. В зависимости от способа перевозки наряду с товарной накладной к грузу может быть оформлена:*

Ситуация: можно ли оприходовать товар без товарной накладной по форме № ТОРГ-12. На груз выписана товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т. Поставщик доставляет товар покупателю автомобильным транспортом*

Нет, нельзя.

Чтобы отразить в бухучете получение товара, организация обязана использовать первичные документы, содержащие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Если доставка груза осуществляется транспортной компанией (автомобильным транспортом), выписывается товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (раздел 2 указаний, утвержденныхпостановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78п. 2 ст. 785 ГК РФ). При перевозках собственным автотранспортом продавец также выписывает товарно-транспортную накладную. Этот документ может служить основанием для отражения поступивших товаров в бухучете покупателя (п. 2.1.3 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 49224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Помимо этого товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) является документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (раздел 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78п. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998). Поэтому, если покупатель одновременно выступает заказчиком перевозки товаров, наличие у него товарно-транспортной накладной (формы № 1-Т) необходимо (письмо ФНС России от 18 августа 2009 г. № ШС-20-3/1195).

Товарная накладная по форме № ТОРГ-12 заполняется всеми организациями-продавцами при оформлении продажи (отпуска) товаров сторонней организации (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Она является первичным документом, удостоверяющим передачу товара от продавца к покупателю (если в договоре не указан особый порядок).

Таким образом, товарно-транспортная накладная и товарная накладная – документы не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Так, в товарной накладной есть место для отражения номера транспортной накладной. При этом товарно-транспортная накладная содержит не все реквизиты, касающиеся продажи товаров, указанные в товарной накладной (например, в ней не выделен отдельной строкой НДС). Поэтому, несмотря на то что принять товар на учет организация-покупатель может только на основании товарно-транспортной накладной (письмо Минфина России от 15 июня 2010 г. № 03-03-06/1/413), лучше такое поступление оформить двумя документами: и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, и товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Это обезопасит покупателя от возможных налоговых претензий проверяющих. Для этих целей требуйте от поставщиков и обеспечивайте сохранность обоих товаросопроводительных документов.

Ситуация: можно ли оприходовать товар без товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Поставщик доставляет товар покупателю автомобильным транспортом. Покупателю представлена только товарная накладная по форме № ТОРГ-12*

Можно, но только при условии, что покупатель не является заказчиком перевозки.

Первичным документом, на основании которого товар принимается к учету, может служить товарная накладная по форме № ТОРГ-12(указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). При этом если товар доставляется покупателю автомобильным транспортом, то наряду с товарной накладной необходима товарно-транспортная накладная, например, поформе № 1-Т (или транспортная накладная по форме, утвержденнойпостановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это связано с тем, что товарно-транспортная накладная является документом, предназначенным для расчетов за перевозки товаров автомобильным транспортом (раздел 2 указаний, утвержденныхпостановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78п. 2 ст. 785 ГК РФп. 6 Инструкции от 30 ноября 1983 г. Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998).

Этот документ служит подтверждением не только перевозки товаров, но и их отгрузки. Поэтому покупатель на его основании может отразить в бухучете поступление товаров (п. 2.1.3 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78, п. 49224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Но если покупатель не является заказчиком перевозки, то действующий порядок не предусматривает обязательного наличия у него товарно-транспортной накладной. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 является достаточным условием для отражения прихода в бухучете (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 15 июня 2010 г. № 03-03-06/1/413 и ФНС России от 18 августа 2009 г. № ШС-20-3/1195.

Чтобы отразить в бухучете получение товара, организация должна использовать первичные документы, содержащие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Таким образом, товарно-транспортная накладная и товарная накладная – документы не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Так, в товарной накладной есть место для отражения номера транспортной накладной. При этом товарно-транспортная накладная содержит не все реквизиты, касающиеся продажи товаров, указанные в товарной накладной (например, в ней не выделен отдельной строкой НДС). Поэтому, несмотря на то что принять товар на учет организация-покупатель может только на основании товарной накладной, лучше такое поступление задокументировать и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, и товарной накладной, например, по форме № ТОРГ-12. Это обезопасит покупателя от возможных налоговых претензий проверяющих. Для этих целей требуйте от поставщиков и обеспечивайте сохранность обоих товаросопроводительных документов.

<…>

Приемка товаров на склад

Приемку товаров на склад должна осуществлять комиссия, назначенная приказом руководителя. После завершения приемки комиссия составляет акт, например, по форме № ТОРГ-1*.

Если в течение дня от одного и того же поставщика поступает несколько партий однородных грузов, то можно составить один акт о приемке товаров за день. В этом случае, принимая каждую отдельную партию, материально ответственное лицо фиксирует необходимые данные на оборотной стороне акта. В конце дня определяется общий итог, который переносится в акт о приемке. Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 49 и пунктом 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Для сокращения документооборота акт приемки можно не оформлять, если отсутствуют расхождения по количеству и качеству товаров. Его может заменить штамп, поставленный на документе поставщика (например, на накладной). Штамп должен содержать те же реквизиты, что и форма № ТОРГ-1. Об этом сказано в пунктах 49 и 224 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Неотфактурованная поставка

Если товары поступили без документов, то их также необходимо принять к учету. Обычно такие товары приходуют по рыночным или учетным ценам. Об этом сказано в пунктах 36 и 39 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

Товар, поступивший без товаросопроводительных документов, называется неотфактурованным. Принять его к учету можно на основании акта, например, по форме № ТОРГ-4, составленного комиссией с участием материально ответственного лица (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132)*.

После получения товаросопроводительных документов сравните указанную в них цену с учетной ценой, по которой товары были оприходованы. Если учетная цена равна цене поставщика, ее корректировать не нужно. Если цены не совпадут, записи в учете по приходу товаров нужно исправить*.

Порядок корректировки цены товара по неотфактурованной поставке зависит от того, остались товары на складе или уже были реализованы. Если на дату поступления документов вся партия товаров еще на складе, увеличьте ее стоимость на разницу между учетной стоимостью и стоимостью по документам поставщика. Если часть товаров реализована или списана в производство, корректировку проведите так:*
1. Определите разницу между учетной ценой товаров и ценой по документам поставщика.
2. Определите долю товаров, которые остались на складе и которые списаны в производство.
3. Увеличьте стоимость товаров в части товаров на складе.
4. Увеличьте расходы в части списанных (реализованных) товаров.

Пример корректировки стоимости товаров после получения документов поставщика. На момент получения документов часть товаров реализована*

ООО «Альфа» в сентябре получило от поставщика товары без документов. Товар оприходовали по учетной цене 300 000 руб. Накладные и счета-фактуры были получены «Альфой» в ноябре. По документам стоимость товаров оказалась выше по сравнению с учетными ценами. Разница составила 30 000 руб. На момент поступления документов часть товаров на сумму 80 000 руб. была реализована. Доля проданных товаров составила 27 процентов (80 000 руб. : 300 000 руб. ? 100%). Доля товаров, которые числятся на складе, – 73 процента (220 000 руб. : 300 000 руб. ? 100%).

Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие корректировки.

При оприходовании товаров:

Дебет 41 Кредит 60 субсчет «Расчеты по неотфактурованным поставкам»
– 300 000 руб. – оприходованы товары по учетной цене;

Дебет 60 субсчет «Расчеты по неотфактурованным поставкам» Кредит 60
– 300 000 руб. – отражена задолженность перед поставщиком.

После получения документов поставщика:

Дебет 41 Кредит 60
– 21 900 руб. (30 000 руб. ? 73%) – увеличена стоимость товаров на складе по неотфактурованной поставке;

Дебет 90-2 Кредит 60
– 8100 руб. (30 000 руб. ? 27%) – увеличены расходы в части проданных товаров по неотфактурованной поставке.

Ситуация: нужно ли распечатывать акт о приемке товаров (форма № ТОРГ-1), составленный в электронном виде*

Нет, не нужно, если на документе есть электронные подписи.

Акт о приемке по форме № ТОРГ-1 может быть составлен как на бумаге, так и в электронном виде (п. 1214 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Независимо от этого он должен быть подписан лицами, которые сдают и принимают товары (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если организация ведет учет на основании электронных документов, то их заверяют электронными подписями в порядке, установленном Законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ. Правомерность использования электронной подписи подтверждена письмом Минфина России от 19 мая 2006 г. № 02-14-13/1297.

Выявление недостачи

Если фактическое количество (качество, ассортимент) товаров не соответствует документам передающей стороны, то необходимо приостановить приемку товара и вызвать представителя организации поставщика (изготовителя). Если в установленные сроки представитель поставщика (изготовителя) не прибыл, то покупатель имеет право провести приемку этого товара без него с привлечением независимого специалиста. Такие правила установлены пунктом 2.1.7 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5 и указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132*.

При выявлении недостачи (порчи) российских товаров комиссия составляет акт. Его можно составить по форме № ТОРГ-2, а при недостаче (порче) импортных товаров – по форме № ТОРГ-3*.

Ситуация: обязана ли торговая организация-покупатель проверять количество (качество) полученного товара в каждой упаковке. Приемка товара проводится на складе покупателя*

Порядок приемки товаров получателем в каждом конкретном случае может регулироваться законодательством, государственными стандартами, договором или обычаями делового оборота (ст. 474513ГК РФ).

По общему правилу торговые организации не проверяют количество и качество товара, если он поступил в невскрытой упаковке (таре). Проверку количества (качества) в этом случае можно провести при последующей продаже товара. Проводить приемку в таком порядке рекомендует пункт 7 Инструкции, утвержденной постановлением Госарбитража при Совмине СССР от 15 июля 1965 г. № П-6 и пункт 5Инструкции, утвержденной постановлением Госарбитража при Совмине СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7. Организации могут применять этот порядок по взаимной договоренности (п. 14 постановления ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18). В то же время в договоре может быть определен и другой порядок приемки товаров, в том числе предусматривающий обязательный осмотр каждой единицы товара.

Ситуация: нужно ли лицу, принимающему товар, подписывать накладную, по которой при приемке выявлена недостача*

Да, нужно.

При получении товара ответственный сотрудник организации должен расписаться в товаросопроводительных документах. Объясняется это тем, что фактически передача товара состоялась, а значит, первичный документ должен быть оформлен. В частности, это означает, что на документе должны стоять подписи лиц, принимавших товар. Чтобы зафиксировать в документе недостачу, рядом с подписью сделайте пометку «Недостача (порча) товара отражена в акте № ___ от ________ 200 _ г.». Такие выводы можно сделать на основании статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.

Организация складского учета

Складской учет товаров организация может организовать двумя способами:*

  • сортовым – в этом случае каждый сорт (вид) поступившего товара учитывается отдельно;
  • партионным – учет товаров ведется в разрезе поступивших партий.

Такой порядок предусмотрен пунктом 250 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.

При сортовом методе учета поступление товаров отражается в карточке количественно-стоимостного учета, например, по форме № ТОРГ-28. На каждое наименование (сорт) товара заводите отдельную карточку. Для сокращения документооборота допускается учет нескольких однородных товаров с одинаковой ценой в одной карточке. Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132*.

Если организация учитывает товар партионным способом, поступление товаров отражается в партионной карте, например, по форме № МХ-10. Партионная карта заводится на каждую полученную партию товаров и оформляется в двух экземплярах. Один из них остается на складе, второй – передается в бухгалтерию. Складской экземпляр заполняет ответственный сотрудник по мере отпуска товара. После того как он будет заполнен, его тоже передают в бухгалтерию. Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 № 66*.

Руководитель организации должен установить периодичность передачи приходных документов со склада в бухгалтерию. Оформить решение руководителя можно графиком документооборота, отдельным приказом или Положением о складском учете. В зависимости от условий работы организации интервалы между передачей накопленных документов могут составлять от 1 до 10 дней. При передаче документов составляйте сопроводительные реестры, например, по форме № ТОРГ-31. Такие реестры готовьте в двух экземплярах. Один из них остается у материально ответственного лица на складе, а второй передается с документами в бухгалтерию. Обычно реестры сдаются одновременно с товарными отчетами, например, по форме № ТОРГ-29. Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 и пунктом 2.2.8 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5*.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация:Как организовать документооборот в бухгалтерии

<…>

Первичные документы

Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом*. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.

Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:*

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
  • подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.

Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.

Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Типовые формы

Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению остаются формы, установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов. Таким образом, организация обязана применять типовые формы документов, утвержденные Правительством РФ, Банком России (например, платежные поручения, расходные и приходные кассовые ордера) и другими уполномоченными органами во исполнение федеральных законов. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941*.

<…>

Как утвердить формы

Формы первичных документов утвердите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008)*.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

5. Статья:Минфин согласился, что первичку можно утвердить в договоре

О первичных документах

Письмо Минфина России от 05.08.13 № 03-03-06/1/31261

Компания вправе подтверждать расходы первичными документами, формы которых поставщик приложил к договору. Утвердил он эти бланки в своей учетной политике или нет, не важно. Такой выгодный для компаний вывод впервые сделал Минфин России в письме от 05.08.13 № 03-03-06/1/31261(ответ на частный запрос)*.

С 2013 года формы всех первичных документов утверждает директор компании (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Формально образцы бланков должны быть частью бухгалтерской учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008). По этой причине многие компании решили, что только такая первичка и подтверждает расходы в налоговом учете. И для подстраховки стали просить у поставщиков копию учетной политики или выписки из нее, а также настаивать, чтобы во всех накладных и актах продавец делал ссылку на реквизиты приказа, которым эти формы утверждены.

Из нового разъяснения Минфина следует, что подобные запросы излишни. Для подтверждения затрат не имеет значения, утвердил поставщик первичку в учетной политике или нет. Достаточно, чтобы ее форма была приложена к договору и отвечала требованиям статьи 9 закона № 402-ФЗ. А именно содержала все обязательные для первичного документа реквизиты: название, дату составления, наименование компании, содержание хозяйственной операции, единицу измерения, величину натурального или денежного измерения, подписи ответственных работников, их Ф. И. О. и должности.

Выводы чиновников логичны и выгодны для компаний. Покупатель действительно не вправе диктовать поставщику, как ему оформлять свою первичку. И не обязан выяснять, утвердил ее у себя контрагент или нет.

Даже если у поставщика в учетной политике одна форма, а покупателю он выставил другую, расходы покупатель все равно подтвердил документом. Как мы выяснили, в Минфине согласны с тем, что подпись руководителя поставщика на форме первичного документа свидетельствует о ее утверждении, даже если шаблон отличается от приложенного к политике. Но, чтобы исключить возможные споры с налоговиками, покупатель может в своей учетной политике сделать оговорку, что он подтверждает расходы не только первичкой, утвержденной контрагентом, но и документами, формы которых согласованы в договорах.

30 20–26 августа2013

Виталий Терещенко, эксперт «УНП»

6. Книга:Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога*.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса*.

2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов)*.

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав*.

При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1—3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой*.

<…>

Комментарий к статье 168

В соответствии со статьей 168 НК РФ стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), а также переданных имущественных прав складывается из их цены и соответствующей суммы налога*.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщики составляют счета-фактуры, которые выставляются покупателям в течение пяти дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ на выставление счета-фактуры отводится пять дней с даты их отгрузки. Что же касается даты выставления универсального передаточного документа (УПД), то в части 3 статьи 9 Закона № 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть оформлен при совершении факта хозяйственной жизни либо непосредственно после его окончания. Поэтому оформлять его следует при совершении факта хозяйственной жизни либо сразу после него*.

Также в течение пяти дней со дня составления документов, поименованных в пункте 10 статьи 172 НК РФ, продавцом выставляется корректировочный счет-фактура при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав вследствие уточнения цены (тарифа) или количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Внесение корректировок в первичные документы, если стороны используют УПД, дано в письме ФНС России от 24.01.2014 № ЕД-4-15/1121@. В нем сказано, что вносить исправления в первоначальный УПД не требуется, ведь универсальный документ, помимо реквизитов счета-фактуры, содержит показатели первичного документа (накладной, акта приемки-передачи и т. д.). Для отражения факта изменения поставки, в целях исчисления НДС, продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру*.

Налоговые агенты также должны оформлять счета-фактуры. Об этом сказано в пункте 3 статьи 168 НК РФ. Такая обязанность возложена на следующих налоговых агентов:*

— покупателей товаров (работ, услуг), реализованных на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п. 2 ст. 161 НК РФ);

— арендаторов федерального, регионального и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);

— покупателей (получателей) государственного и муниципального имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Данные налоговые агенты, рассчитав сумму НДС в соответствии с требованиями пунктов 1—3 статьи 161 Кодекса, обязаны составить счет-фактуру в общеустановленном порядке в момент исчисления налога, подлежащего удержанию. При этом счет-фактура должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса (см. комментарий к указанной статье)*.

В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма налога должна быть выделена отдельной строкой. Это является одним из обязательных условий для принятия НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам к вычету*.

<…>

НДС. АКЦИЗЫ. КОММЕНТАРИИ К ГЛАВАМ 21 И 22 НК РФ

7. Рекомендация:Как рассчитать НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которая подлежит уплате в бюджет, нужно определить:*

НДС к начислению

НДС к начислению рассчитывайте по каждой операции, облагаемой этим налогом (п. 1 ст. 166 НК РФ). При этом используйте формулу:*

НДС к начислению = Налоговая база ? Ставка НДС

Налоговая база

Налоговую базу определяйте в соответствии со статьями 154–159161–162Налогового кодекса РФ. Подробнее об определении налоговой базы по конкретным операциям см.:*

НДС к уплате

Общую сумму начисленного НДС определяйте по итогам налогового периода – квартала (ст. 163 НК РФ)*.

Общую сумму налога можно уменьшить на сумму входного НДС за минусом восстановленных сумм. В итоге сумму НДС к уплате в бюджет рассчитайте по формуле:*

НДС к уплате = НДС к начислению Входной НДС, принятый к вычету + НДС, восстановленный в налоговом периоде

 Такие правила установлены в пункте 1 статьи 173 Налогового кодекса РФ*.

<…>

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой и

таможенно-тарифной политики Минфина России

8. Рекомендация:Как рассчитать налог на прибыль

Сумму налога на прибыль рассчитывайте отдельно по каждому виду операций (доходов, видов деятельности), в отношении которых установлены разные налоговые ставки (п. 2 ст. 274 НК РФ). При этом сумма налога по операциям (доходам, видам деятельности), в отношении которых предусмотрена ставка налога на прибыль 0 процентов, будет равна нулю*.

Налоговая база

Чтобы рассчитать сумму налога на прибыль, определите налоговую базу (п. 1 ст. 286 НК РФ). Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала года и до его окончания (п. 7 ст. 274 НК РФ). При расчете используйте формулу:*

Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20% = Доходы (от реализации и внереализационные) нарастающим итогом с начала года Расходы (связанные с производством и реализацией и внереализационные) нарастающим итогом с начала года + Убытки по операциям, учитываемым при расчете налога на прибыль в особом порядке Доходы, указанные в пункте 5.3раздела V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600 Убытки прошлых лет

 Такой порядок следует из статьи 274 Налогового кодекса РФ и раздела V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600*.

При этом к операциям, убытки от которых учитываются при налогообложении прибыли в особом порядке, относятся:*

  • операции по реализации прав на земельные участки (ст. 264.1 НК РФ);
  • операции по реализации амортизируемого имущества (п. 3 ст. 268 НК РФ);
  • операции по реализации прав требования долга (ст. 279 НК РФ);
  • операции, связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств (ст. 275.1 НК РФ);
  • операции, связанные с деятельностью учредителей доверительного управления (ст. 276 НК РФ);
  • операции с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на рынке ценных бумаг (ст. 280 НК РФ).

Такой перечень приведен в разделах XIII Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600*.

Доходы и расходы по таким операциям учитываются отдельно (п. 2 ст. 274 НК РФ)*.

Если результат расчетов получился отрицательным, налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ)*.

Если организация является контролирующим лицом, то в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний она должна определять налоговую базу отдельно. Рассчитывать налог по этой прибыли нужно с учетом особенностей, установленных статьей 309.1 Налогового кодекса РФ. Уменьшать налоговую базу за счет расходов или убытков, связанных с другой деятельностью контролирующего лица, запрещено. Такой порядок установлен пунктом 21 статьи 274 Налогового кодекса РФ*.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период по налогу на прибыль равен одному году (п. 1 ст. 285 НК РФ). Отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и девять месяцев текущего года. Исключение предусмотрено только для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли. Для них отчетным периодом является месяц, два месяца и так далее до конца года. Об этом сказано в пункте 2 статьи 285 Налогового кодекса РФ*.

По окончании каждого отчетного периода нужно рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 2 ст. 286 НК РФ). Таким образом, налоговую базу формируйте на конец каждого отчетного периода (ежеквартально, ежемесячно)*.

Расчет налога и авансовых платежей

Как сумму налога по ставке 20 процентов, так и сумму авансовых платежей по нему рассчитывайте отдельными суммами, перечисляемыми в:*

  • федеральный бюджет;
  • региональный бюджет.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ*.

Сумму авансового платежа по налогу на прибыль за отчетный период определите по формулам:

Авансовый платеж по налогу на прибыль за отчетный период, зачисляемый в федеральный бюджет = Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, за отчетный период ? Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2%)
Авансовый платеж по налогу на прибыль за отчетный период, зачисляемый в региональный бюджет = Налоговая база по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, за отчетный период ? Ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет (18% или ниже, если это установлено региональным законодательством)

 Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 286Налогового кодекса РФ*.

Пример расчета налоговой базы по налогу на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20 процентов*

Отчетным периодом для налога на прибыль в организации является квартал. Региональная ставка по налогу наприбыль – 18 процентов.

Доходы организации в I квартале, облагаемые по ставке 20 процентов, составили 1 200 000 руб., а расходы, связанные с получением этих доходов, – 2 000 000 руб. Таким образом, в I квартале организация получила убыток 800 000 руб. (2 000 000 руб. – 1 200 000 руб.). Налоговая база и авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал равны 0.

Доходы организации во II квартале, облагаемые по ставке 20 процентов, составили 2 500 000 руб., а расходы, связанные с получением этих доходов, – 1 000 000 руб. Следовательно, по итогам полугодия доходы и расходы организации составляют:
– доходы – 3 700 000 руб. (1 200 000 руб. + 2 500 000 руб.);
– расходы – 3 000 000 руб. (2 000 000 руб. + 1 000 000 руб.).

Налоговая база по итогам полугодия равна 700 000 руб. (3 700 000 руб. – 3 000 000 руб.). Авансовый платеж по налогу на прибыль за этот отчетный период составляет:
– в федеральный бюджет – 14 000 руб. (700 000 руб. ? 2%);
– в региональный бюджет – 126 000 руб. (700 000 руб. ? 18%).

По итогам года рассчитайте сумму налога на прибыль по таким формулам:*

Налог на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, зачисляемый в федеральный бюджет = Налоговая база по налогу на прибыль за год ? Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2%)

Налог на прибыль по операциям, облагаемым по ставке 20%, зачисляемый в региональный бюджет = Налоговая база по налогу на прибыль за год ? Ставка налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет (18% или ниже, если это установлено региональным законодательством)

 Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 286 Налогового кодекса РФ*.

Региональные льготы

Для отдельных категорий организаций субъекты РФ вправе понижать ставку налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет. По общему правилу налоговая ставка может быть снижена с 18 до 13,5 процента (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ). Другие условия предусмотрены для организаций, которые являются участниками региональных инвестиционных проектов. В течение первых пяти лет получения доходов по инвестиционному проекту региональная налоговая ставка для них не может превышать 10 процентов. Зато в течение следующих пяти лет ставка должна быть не менее 10 процентов (п. 3 ст. 284.3 НК РФ)*.

На практике могут возникать ситуации, когда в течение налогового периода размер налоговой ставки меняется. В частности, это возможно:*

  • если организация, применяющая пониженную ставку, перестает соответствовать критериям, при которых она имеет право на данную льготу;
  • если региональным законом изначально предусмотрена возможность применения пониженной ставки до определенного периода.

Порядок расчета годовой суммы налога на прибыль за год в таких случаях Налоговым кодексом РФ не установлен. Вместе с тем, форма декларации по налогу на прибыль предусматривает возможность расчета налога с использованием льготных ставок в течение неполного налогового периода*.

Чтобы рассчитать итоговую сумму налога на прибыль с учетом разных ставок, применяемых в течение одного года, нужно выделить налоговую базу, в отношении которой применяется пониженная налоговая ставка. В декларации по налогу на прибыль этот показатель нужно указать по строке 130 листа 02. Величину пониженной ставки укажите по строке 170 листа 02. По строке 200 листа 02 отражается общая сумма налога на прибыль, зачисляемая в региональный бюджет. Она складывается из суммы налога, рассчитанной по пониженной ставке (произведение показателей строк 130 и 170 листа 02), и суммы налога, рассчитанной по обычной ставке ((строка 120 – строка 130) ?строка 160 листа 02)*.

Об этом сказано письме Минфина России от 8 июня 2011 г. № 03-02-07/1-184. Письмо поясняет порядок заполнения прежней формы декларации по налогу на прибыль. Тем не менее им можно руководствоваться и сейчас: в этой части в декларации ничего не изменилось*.

Пример расчета годовой суммы налога на прибыль. В течение налогового периода организация применяет различные ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет*

Законом субъекта РФ предусмотрено применение пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет (16%), для организаций, осуществляющих капитальные вложения и занимающихся производством электроэнергии. Кроме того, установлено, что льгота применяется при выполнении следующих условий:

  • капитальные вложения осуществлены на территории данного региона;
  • размер капитальных вложений больше или равен сумме экономии, образующейся в результате применения пониженной ставки.

В первом полугодии организация отвечала установленным критериям и рассчитывала налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет, по ставке 16 процентов. С июля организация перестала соответствовать условиям, необходимым для применения льготы, и стала рассчитывать налог на прибыль на общих основаниях (в региональный бюджет – по ставке 18%).

Годовую сумму налога на прибыль бухгалтер организации определил следующим образом.

Налоговая база за год составила 250 000 000 руб. Этот показатель отражен по строке 120 листа 02 декларации поналогу на прибыль. Из этой суммы бухгалтер выделилналоговую базу за январь–июнь, с которой налог на прибыль в региональный бюджет рассчитывался по ставке 16 процентов. Она составила 95 000 000 руб. Этот показатель бухгалтер отразил по строке 130 листа 02.

Ставки налога на прибыль отражены в декларации следующим образом:

Годовая сумма налога на прибыль составляет:
– в федеральный бюджет – 5 000 000 руб. (250 000 000 руб. ? 2%);
– в региональный бюджет – 43 100 000 руб. ((250 000 000 руб. – 95 000 000 руб.) ? 18% + 95 000 000 руб. ? 16%).

Сумма налога, зачисляемого в федеральный бюджет (5 000 000 руб.), отражена по строке 190 листа 02. Сумма налога, зачисляемого в региональный бюджет (43 100 000 руб.), отражена по строке 200 листа 02.

Специальные налоговые ставки

Налог на прибыль по каждой операции, облагаемой по специальным налоговым ставкам, рассчитайте отдельно (п. 2 ст. 274 НК РФ). В частности, это касается следующих операций:*

  • выплата (или получение) дивидендов (п. 3 ст. 284 НК РФ);
  • выплата дохода иностранным организациям, не имеющим представительств в России (п. 2 ст. 284 НК РФ);
  • выплата (или получение) процентов по государственным или муниципальным ценным бумагам (п. 4 ст. 284 НК РФ).

Налоговую базу по каждой из таких операций определяйте не нарастающим итогом, а отдельно по каждой выплаченной (или полученной) сумме*.

Сумма налога, рассчитанного по специальным налоговым ставкам, полностью зачисляется в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ). Поэтому для расчета воспользуйтесь такой формулой:*

Налог на прибыль по операциям, облагаемым по специальным ставкам = Налоговая база по налогу наприбыль по каждой выплаченной (полученной) сумме ? Ставка налога (20%, 15%, 13% или 10%)

 Это предусмотрено пунктами 4–6 статьи 286 Налогового кодекса РФ и разделом XII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600*.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка