Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 мая 2015 17 просмотров

Организация (РФ) приобретает услуги, работы у Организации (Казахстан). Работы оплачиваются авансом.Организация (Казахстан) работает с НДС.Какие и когда налоги уплачиваются? Можно ли взять к вычету НДС с услуг Организации (Казахстан).

В данном случае все зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг). В отношении работ и услуг действуют нормы 148-й статьи Кодекса. По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика.

Если местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория РФ, то Вы должны исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. На основании пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу. То есть, в момент перечисления аванса Вы должны перечислить в бюджет и сумму НДС. Определять сумму налога нужно по расчетным ставкам – 18/118 или 10/110. Но если в договоре это условие не отражено, НДС нужно начислить со стоимости работ (услуг) без учета налога. То есть по прямым ставкам – 18 или 10 процентов. Заплатить налог в данном случае Вам придется за счет собственных средств.

После уплаты сумму входного налога заказчик вправе принять к вычету. Но так как Вы перечисляете аванс, то НДС подлежат вычету только после принятия на учет работ, услуг. При этом в наличии обязательно должны быть соответствующие первичные документы и счета-фактуры на сумму предоплаты. Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 21.06.2013 №03-07-08/23545.

Если местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Нужно ли начислить НДС со стоимости работ (услуг), оказанных российской организации белорусской (казахской, армянской) организацией. Белорусская (казахская, армянская) организация не состоит в России на налоговом учете.

Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Исключение предусмотрено в отношении работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 29 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель (заказчик) (подп. 4 п. 29 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской (казахской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму входного налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ)*.

Если местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. Вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, на суммы налогов, уплаченных за рубежом, не распространяются*.

В ситуациях, когда белорусская (казахская, армянская) организация выполняет работы для российской организации по переработке давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки в Россию, белорусская (казахская, армянская) сторона должна будет начислить налог по ставке 0 процентов. При этом налоговой базой признается стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (с учетом акциза, если товар подакцизный). Об этом сказано в пункте 31 и разделе II приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе. Местом выполнения работ признается территория Республики Беларусь (Республики Казахстан, Республики Армения). Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

Из рекомендации «Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза»

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Ситуация: Как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу.

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).

Налоговой базой для расчета НДС по работам (услугам), приобретенным у иностранных организаций, является их стоимость с учетом налога. То есть определять сумму налога нужно по расчетным ставкам – 18/118 или 10/110 (п. 1 ст. 161 НК РФ). Но если в договоре это условие не отражено, НДС нужно начислить со стоимости работ (услуг) без учета налога. То есть по прямым ставкам – 18 или 10 процентов. Заплатить налог организации придется за счет собственных средств. Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 15 августа 2008 г. № 03-07-07/78, от 20 июля 2006 г. № 03-04-08/156 и от 5 августа 2005 г. № 03-04-08/215*.

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724.

Из рекомендации «Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС»

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Письмо Минфина России от 21.01.2015 № 03-07-08/1467

Об определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в отношении приобретаемых за иностранную валюту у иностранного лица услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации

Вопрос
ЗАО, руководствуясь пп.2 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит вас предоставить письменные разъяснения по вопросу применения законодательства, в целях исполнения обязанностей налогового агента по НДС.
В соответствии со статьей 161 НК РФ налогоплательщики обязаны исполнять обязанности налогового агента, в частности, при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав у иностранных организаций, не состоящих на учете в российских налоговых органах в качестве налогоплательщиков (п.1, 2 ст.161 НК РФ). В соответствии с п.5 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Доходы (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте, которые формируют налоговую базу, налоговому агенту необходимо пересчитать в российские рубли.
Порядок пересчета выручки (расходов), выраженной в иностранной валюте, в рубли определен пунктом 3 ст.153 НК РФ. В нем указано, что при определении налоговой базы по НДС выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), имущественных прав, установленному статьей 167 НК РФ, или на дату фактического осуществления расходов. На наш взгляд, формулировка пункта 3 статьи 153 НК РФ не позволяет налоговым агентам, производя пересчет, быть однозначно уверенными в правильности своих действий.

<…>

Российская организация планирует приобретать у иностранных лиц, не стоящих на учете в налоговых органах РФ, за иностранную валюту услуги, имущественные права, местом реализации которых является территория РФ.
На какую дату налоговый агент должен определить налоговую базу по НДС: на дату фактического осуществления расходов, определяемую налогоплательщиком в соответствии со статьей 272 НК РФ или на дату выплаты дохода иностранному лицу?

<…>


В соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица.
На основании пункта 4 статьи 174 Кодекса уплата налога на добавленную стоимость налоговым агентом производится одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранному лицу, не состоящему на налоговом учете в налоговом органе и оказывающему указанные услуги.
Пунктом 5 статьи 45 Кодекса установлено, что обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Поэтому в случае приобретения у иностранного лица вышеуказанных услуг за иностранную валюту налог на добавленную стоимость исчисляется в рублях. При этом согласно пункту 3 статьи 153 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость по таким операциям пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов.
Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у иностранного лица, не осуществляющего деятельность в Российской Федерации и не состоящего на учете в российских налоговых органах, услуги, местом реализации которых является Российская Федерация, определяет налоговую базу по налогу на добавленную стоимость по таким операциям на дату выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу*.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме

Новости по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка