Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 мая 2015 68 просмотров

Подскажите пожалуйста как можно объединить ОАО и МУП учредителями которых являются администрация города?

 Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Таким образом, администрация вправе принять решение о преобразовании МУП в ОАО. После соответствующего преобразования у администрации появиться возможность провести слияние двух обществ. О том как это сделать смотрите в ниже приведенной рекомендации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Рекомендация. Как провести слияние АО

<…>

«Слияние АО – достаточно длительная и сложная процедура, результат которой во многом зависит от правильной работы юриста. Каждый этап требует максимальной собранности и внимательности. Так, договор о слиянии, составленный с нарушением требований законодательства, может повлечь недействительность реорганизации АО. Ненадлежащее уведомление антимонопольного органа о слиянии АО в установленных законом случаях будет основанием для административной ответственности. Нарушение прав акционеров на общем собрании может стать причиной для признания судом решения о слиянии АО недействительным. Подача в регистрирующий орган неполного комплекта документов не позволит внести в ЕГРЮЛ запись, подтверждающую факт реорганизации.

С 1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция главы 4 Гражданского кодекса РФ, во многом изменившая процедуру реорганизации в форме слияния.

Положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) теперь применяются постольку, поскольку они не противоречат новым правилам Гражданского кодекса РФ.

Обоснование

Такой вывод следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Понятие слияния АО и основные этапы работы юриста в процессеслияния АО

Слияние АО – форма реорганизации АО, при которой два или несколько обществ (реорганизуемые лица) прекращают свою деятельность, а их права и обязанности переходят к новому, возникающему в процессе реорганизации обществу (создаваемое лицо).

С 1 сентября 2014 года в слиянии АО могут участвовать не только акционерные общества (как это было раньше), но и юридические лица других организационно-правовых форм, которые закон разрешает преобразовывать друг в друга(абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ). В частности, провести слияние АО теперь можно с ООО, хозяйственным товариществом (полным и коммандитным), производственным кооперативом. Однако нельзя это сделать при участии некоммерческой организации (в т. ч. ассоциации, общественной организации и т. д.) или государственного (муниципального) унитарного предприятия.

Обоснование

Закон позволяет преобразовывать хозяйственные общества и товарищества одного вида в хозяйственные общества и товарищества другого вида, а также в производственные кооперативы (п. 1 ст. 68 ГК РФ).

Однако запрещена реорганизация хозяйственных обществ и товариществ в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации (п. 3 ст. 68 ГК РФ).

131.75994 (11,17)

Можно ли провести слияние АО одновременно с другой формой реорганизации

Да, с 1 сентября 2014 года это допустимо, однако пока такую комбинированную реорганизацию по возможности лучше не проводить.

Сейчас закон разрешает сочетать между собой разные формы реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Например, можно провести слияние АО и сразу выделить из состава созданного лица отдельное юридическое лицо (т. е. объединить процедуры слияния и выделения). Допустимо разделить созданное лицо на две или несколько организаций. Также закон не запрещает присоединить созданное лицо к другому (уже существующему) лицу.

Вместе с тем, на практике при сочетании разных форм реорганизации в настоящее время может возникнуть ряд проблем.

166.2055 (11,17)

Совет

До тех пор пока Закон об АО не приведут в соответствие новой редакции главы 4Гражданского кодекса РФ, по возможности лучше все же не проводить комбинированную реорганизацию, а именно:

  • не участвовать в слиянии вместе с юридическими лицами других организационно-правовых форм;
  • не сочетать разные формы реорганизации.

Несмотря на то что формально комбинированная реорганизация теперь разрешена, конкретный порядок ее проведения закон не устанавливает. В связи с этим не исключено, что на практике возникнут непредвиденные проблемы, решить которые может оказаться довольно затруднительно. К примеру, налоговая инспекция может отказаться по тем или иным причинам регистрировать юридическое лицо, создаваемое в процессе комбинированной реорганизации. Причем при обжаловании такого отказа могут появиться сложности, поскольку судебная практика по аналогичным спорам пока отсутствует.

Вывод: чтобы в максимальной степени обезопасить себя от рисков, в настоящее время от комбинированной реорганизации лучше отказаться. Например, последовательно провести две реорганизации (предположим,слияние и выделение) вместо одной совмещенной. Однако нужно понимать, что на это уйдет больше времени и средств, чем при комбинированной реорганизации. Вопрос о том, что важнее – время или гарантия отсутствия рисков, лучше всего согласовать с руководством АО.

Чтобы реорганизация в форме слияния прошла в соответствии с законом и без негативных последствий, юрист реорганизуемого АО должен в первую очередь составить примерный план действий. Процедура складывается из нескольких этапов. При слиянии АО необходимо:

1. Принять решение о созыве общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме слияния.

2. Провести инвентаризацию активов и обязательств (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

3. Разработать договор о слиянии и проект устава создаваемого лица, согласовать условия этих документов с юридическими отделами всех организаций, участвующих в реорганизации.

4. Оценить характер последствий предполагаемой реорганизации: будет ли реорганизация соответствовать требованиям антимонопольного законодательства и нужно ли получать согласие антимонопольного органа.

5. Провести общее собрание акционеров с целью принятия решения о слиянии АО.

6. Уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации.

7. Уведомить кредиторов реорганизуемого АО и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков.

8. Провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утв.приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444; далее – Регламент).

9. Выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 7576 Закона об АО).

10. Зарегистрировать выпуск акций, размещаемых в результате слияния (при создании в процессе слияния нового АО).

11. Представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

12. Зарегистрировать реорганизацию (подать в регистрирующий орган документы для внесения записей в ЕГРЮЛ), после чего созданное лицо обязано совершить ряд действий.

131.77242 (11,17)

Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о реорганизацииАО в форме слияния

Нет, не нужно.

Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.

Обоснование

Ранее такое требование было установлено в пункте 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).

Закон обязывал письменно сообщать о реорганизации АО (в т. ч. в форме слияния) в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).

В адрес территориального органа каждого из фондов общество должно было представить письменное сообщение о принятии решения о реорганизации. Сообщения подавали в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).

Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому можно было направлять их в свободной форме, указав все необходимые сведения.

131.75995 (11,17)

Необходимо ли при слиянии АО составлять передаточный акт

Нет, с 1 сентября 2014 года закон такой обязанности не предусматривает.

По старым правилам положения о правопреемстве при слиянии требовалось отразить в передаточном акте. Сейчас указание на необходимость составлять такой акт из закона исключили (п. 1 ст. 58 ГК РФподп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Вероятно, это объясняется тем, что при слиянии АО не возникает неопределенности относительного того, какие права и обязанности переходят к правопреемнику (поскольку все права и обязанности переходят кконкретному лицу – создаваемой организации). В результате у кредиторов не появляется сомнений по вопросам правопреемства.

167.2988 (11,17)

Внимание! Если АО является эмитентом облигаций, необходимо провести дополнительные мероприятия в процессе его реорганизации в форме слияния.

Закон предоставляет акционерным обществам право размещать облигации (п. 1 ст. 33 Закона об АО). Если реорганизуемое общество воспользовалось такой возможностью (т. е. стало эмитентом облигаций), то реорганизацию необходимо провести с учетом ряда особенностей.

Во-первых, после принятия решения о реорганизации нужно:

  • внести изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций;
  • заменить ранее выданные или оформленные сертификаты облигаций на предъявителя, выпущенных в документарной форме, на новые сертификаты. В новых сертификатах необходимо указать, что эмитент облигаций – создаваемое лицо.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 6 статьи 27.5-5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ).

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вносит совет директоров реорганизуемого акционерного общества, если его полномочия не отнесены к компетенции общего собрания акционеров.

Обоснование

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг вносит орган эмитента, к компетенции которого отнесено утверждение такого решения (п. 2 ст. 24.1 Закона о РЦБп. 9.3 положения Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»; далее – Положение о стандартах эмиссии).

Правом утверждать это решение обладает совет директоров (наблюдательный совет) либо орган управления, осуществляющий функции совета директоров хозяйственного общества (п. 2 ст. 17 Закона о РЦБп. 3.2 Положения о стандартах эмиссии).

Функции совета директоров акционерного общества может осуществлять общее собрание акционеров, но только в случае, если одновременно выполняются два условия (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО):

  • число акционеров – владельцев голосующих акций реорганизуемого общества менее 50;
  • устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Суть изменений сводится к тому, что в качестве эмитента облигаций указывается не реорганизуемое АО, а его правопреемник – создаваемое лицо. Такие изменения нужно изложить по форме, приведенной в приложении 19 к Положению о стандартах эмиссии.

Изменения можно внести без согласия владельцев облигаций (п. 4 ст. 24.1 Закона о РЦБ).

Если выпуск (дополнительный выпуск) облигаций подлежал государственной регистрации, то изменения, внесенные в решение о таком выпуске, также нужно зарегистрировать (п. 5 ст. 24.1 Закона о РЦБ). Документы, необходимые для регистрации, перечислены в пунктах 9.911.3 Положения о стандартах эмиссии. Порядок регистрации установлен в пунктах 2.1–5 статьи 20, пунктах 6–9 статьи 24.1 Закона о РЦБ.

Изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций вступают в силу с момента завершения реорганизации (абз. 3 п. 6 ст. 27.5-5 Закона о РЦБп. 11.5 Положения о стандартах эмиссии).

Во-вторых, в течение 30 дней с момента завершения реорганизации созданное юридическое лицо обязаноуведомить Банк России о реорганизации эмитента облигаций и его замене на правопреемника. Если реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, то вместо Банка России необходимо уведомить биржу, допустившую биржевые облигации к организованным торгам (п. 7 ст. 27.5-5 Закона о РЦБп. 11.6 Положения о стандартах эмиссии).

В-третьих, созданное лицо обязано осуществить раскрытие информации по правилам статьи 30 Закона о РЦБ в каждом из следующих случаев:

  • проспект облигаций реорганизованного акционерного общества подлежал государственной регистрации;
  • реорганизованное АО было эмитентом биржевых облигаций, допущенных к организованным торгам с представлением бирже проспекта биржевых облигаций.

Такое правило установлено в пункте 8 статьи 27.5-5 Закона о РЦБ.

Как разработать договор о слиянии АО

Договор о слиянии необходимо заключить между АО и другими реорганизуемыми лицами (п. 2 ст. 16 Закона об АО).

Юристы участвующих в реорганизации организаций совместно разрабатывают договор о слиянии до даты проведения общих собраний акционеров (участников) в этих организациях. Договор подписывают лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа каждой организации (генеральные директора).

По закону договор о слиянии должен содержать (п. 3 ст. 16 Закона об АО):

  • сведения о реорганизуемых лицах и создаваемом лице (наименование, местонахождение);
  • порядок и условия слияния. Обычно стороны определяют этапы процедуры слияния: срок для проведения общего собрания акционеров (участников) каждой организации, порядок и срок для уведомления кредиторов, порядок и срок для опубликования сообщения в средствах массовой информации и т. д.;
  • порядок конвертации акций каждого из реорганизуемых АО в акции создаваемого АО (при создании акционерного общества);
  • соотношение (коэффициент) конвертации акций каждого из реорганизуемых обществ и создаваемого АО (при создании акционерного общества). Коэффициент конвертации показывает, сколько акций реорганизуемого АО конвертируются в одну акцию создаваемого АО;
  • указание о количестве членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого лица. Необходимо закрепить общее их число в создаваемом лице, а также указать, сколько членов совета директоров избирает каждое реорганизуемое АО. Однако рассматриваемое условие нельзя включать в договор, если в создаваемом лице функции совета директоров будет осуществлять общее собрание акционеров (участников);
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого лица;
  • список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого лица (при условии, если устав создаваемого лица предусматривает наличие этого органа и относит его образование к компетенции общего собрания акционеров);
  • указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемой организации;
  • наименование и сведения о местонахождении регистратора создаваемого лица. Такое условие необходимо закрепить в договоре, если число акционеров создаваемого АО более 50 (абз. 2 п. 3 ст. 44 Закона об АО).

131.75996 (11,17)

Кто может быть акционером акционерного общества, создаваемого в результатеслияния

Изначально только акционеры реорганизуемых обществ. Их акции будут конвертированы в акции создаваемого акционерного общества в соответствии с установленным порядком конвертации. Однако если акционер предъявит требование о выкупе и лишится акций реорганизуемого АО, то стать акционером создаваемого акционерного общества он не сможет (ст. 75 Закона об АО).

Третьи лица могут стать акционерами создаваемого акционерного общества лишь после его государственной регистрации (например, при последующем приобретении его акций). Непосредственно в момент регистрации выступить в роли учредителей третьим лицам не удастся. Нельзя создать общество, часть акций которого будет размещена путем конвертации в связи со слиянием (п. 52.1 Положения о стандартах эмиссии), а другая часть – посредством распределения при учреждении (п. 12.1 Положения о стандартах эмиссии). Учреждение и реорганизация общества – это разные способы создания акционерного общества (ст. 8 Закона об АО).

131.75997 (11,17)

Кто может передать имущество в уставный капитал юридического лица, создаваемого в результате слияния

Только реорганизуемые лица.

Ни акционеры (участники) реорганизуемых организаций, ни любые другие лица не вправе передать имущество в уставный капитал юридического лица, создаваемого в процессе слияния.

Уставный капитал создаваемого лица формируется за счет:

  • уставного капитала каждого из реорганизуемых лиц
  • и (или) иных собственных средств реорганизуемых лиц (добавочного капитала, нераспределенной прибыли и т. д.).

Такое правило установлено в абзаце 2 пункта 50.11 Положения о стандартах эмиссии.

Помимо перечисленных выше обязательных условий, договор о слиянии может содержать:

  • дополнительные данные о членах ревизионной комиссии (ревизоре), членах коллегиального исполнительного органа создаваемой организации и лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого лица (п. 3.1 ст. 16 Закона об АО). В договор можно внести указание об аудиторе создаваемого лица. Также можно закрепить сведения о регистраторе (если он является держателем реестра в создаваемом АО, где число акционеров менее или равно 50). Все эти сведения фиксируются в договоре с целью наиболее детально урегулировать отношения между акционерами, создаваемым лицом и органами этого лица;
  • условие об особом порядке совершения отдельных сделок (видов сделок) или запрет на их совершение с момента утверждения договора и до момента завершения реорганизации (абз. 1 п. 7 ст. 15 Закона об АО). Цель такого условия – ограничить вывод активов обществ, участвующих в реорганизации. Например, в договоре можно закрепить, что с момента его утверждения запрещаются сделки по отчуждению недвижимого имущества сторон. В таком случае интересы акционеров будут наиболее защищены: реорганизация не повлечет неблагоприятных последствий (недвижимость всех реорганизуемых АО перейдет только к создаваемому лицу, а не к третьим лицам). Если же сделка по отчуждению недвижимого имущества будет совершена, акционер или реорганизуемое общество смогут подать иск о признании ее недействительной;
  • условие об ответственности сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;
  • условие о действии договора во времени. По закону договор о слиянии вступает в силу с момента его утверждения всеми общими собраниями акционеров (участников) реорганизуемых лиц (абз. 2 п. 2 ст. 16 Закона об АО). Повторять это правило еще и в самом договоре необязательно. Но все же желательно это сделать, чтобы избежать возможных разногласий и недопонимания;
  • другие положения о реорганизации, не противоречащие закону. Например, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого лица управляющей организации или управляющему.

В каких случаях нужно получить согласие антимонопольного органа наслияние АО

Перед тем как принять решение о слиянии АО, необходимо проверить, нужно ли получить предварительное согласие антимонопольного органа (ФАС России) или достаточно будет уведомить о реорганизации. Возможно, не потребуется ни согласия, ни уведомления. Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции):

1. Предварительное согласие ФАС России на слияние АО требуется в следующих случаях.

Во-первых, если реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями и соблюдается одно из условий (п. 1 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • суммарная стоимость активов реорганизуемых лиц (или активов их групп лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб. или суммарная выручка лиц (или их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд руб.;
  • одно из реорганизуемых лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

Во-вторых, если реорганизуемые лица являются финансовыми организациями и суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную (п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции):

  • Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если лица поднадзорны Центробанку России);
  • Правительством РФ единолично (если лица не поднадзорны Центробанку России).

В каждом из указанных выше случаев необходимо оформить ходатайство о получении согласия антимонопольного органа на проведение реорганизации в форме слияния. Ходатайство составляют в письменном виде в произвольной форме. Документ должны подписать руководители всех реорганизуемых юридических лиц (ч. 6 ст. 32 Закона о защите конкуренциип. 3.23 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, утв. приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 342; далее – Административный регламент).

Такое ходатайство, а также ряд иных документов и сведений необходимо представить в подразделение антимонопольного органа, которое определяют по правилам пунктов 3.93.10 Административного регламента.

В течение 30 дней с даты получения документов антимонопольный орган обязан рассмотреть их и в письменной форме сообщить заявителю об удовлетворении ходатайства или об ином принятом решении (ч. 1 ст. 33 Закона о защите конкуренции).

167.2989 (11,17)

Внимание! Если организации, участвующие в слиянии АО, нарушат требования о получении согласия ФАС России, могут возникнуть негативные последствия.

Во-первых, реорганизуемые лица либо лицо, созданное в результате слияния, могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 300 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ).

Так, если по Закону о защите конкуренции слияние АО должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа, то административная ответственность наступает в каждом из следующих случаев:

  • ходатайство не представлено в антимонопольный орган;
  • представлено ходатайство, содержащее заведомо недостоверные сведения;
  • нарушены порядок и сроки подачи ходатайства.

Во-вторых, антимонопольный орган получит право обратиться в суд с иском о ликвидации созданного лица либо о его реорганизации в форме выделения или разделения. Суд удовлетворит такой иск, если истец докажет, что создание лица привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 1 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

2. О слиянии АО необходимо уведомить ФАС России не позднее чем через 45 дней после даты слияния в следующем случае.

Должны одновременно выполняться четыре условия (ч. 1 ст. 31 Закона о защите конкуренции).

Во-первых, все реорганизуемые лица входят в одну группу лиц.

Во-вторых, не позднее чем за один месяц до реорганизации любое из лиц, входящих в эту группу, представило в ФАС России перечень лиц по форме, утвержденной приказом ФАС России от 20 ноября 2006 г. № 293.

В-третьих, состав лиц, входящих в эту группу, на момент реорганизации не изменился по сравнению с перечнем лиц, представленным в ФАС России.

В-четвертых, имеет место одна из ситуаций:

  • реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями и при этом суммарная стоимость активов лиц (или активов их группы лиц) по последним балансам превышает 7 млрд руб., или суммарная выручка лиц (или их группы лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает 10 млрд руб.;
  • реорганизуемые лица не являются финансовыми организациями и при этом одно из лиц включено в реестрхозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов;
  • реорганизуемые лица – финансовые организации, суммарная стоимость активов которых по последним балансам превышает величину, установленную либо Правительством РФ по согласованию с Центробанком России (если лица поднадзорны Центробанку России), либо Правительством РФ единолично (если лица не поднадзорны Центробанку России).

131.75998 (11,17)

Нужно ли уведомлять ФАС России о слиянии АО, если реорганизуемые организации не входят в одну группу лиц

Нет, не нужно.

Если в роли реорганизуемых лиц выступают организации, не входящие в одну группу лиц, и если при этом не требуется предварительное согласие ФАС России, то направлять в антимонопольный орган уведомление или ходатайство не понадобится.

Ранее (до 30 января 2014 года) Закон о защите конкуренции предусматривал ряд случаев, когда созданное АОдолжно было уведомить ФАС России о своем образовании в результате реорганизации (п. 13 ч. 1 ст. 30 Закона о защите конкуренции). Например, такое уведомление нужно было направить тогда, когда суммарная стоимость активов по последним балансам реорганизуемых обществ, не являющихся финансовыми организациями, или суммарная выручка обществ от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышала 400 млн руб.

В настоящее время уведомить ФАС России необходимо лишь в случае, если одновременно выполняютсяусловия, предусмотренные в части 1 статьи 31 Закона о защите конкуренции.

Если все четыре условия выполняются, созданное лицо должно уведомить антимонопольный орган о реорганизации в течение 45 дней начиная со дня регистрации (ч. 3 ст. 31 Закона о защите конкуренции). Уведомление составляют в письменном виде в произвольной форме. Документ должен подписать генеральный директор созданного лица (ч. 6 ст. 32 Закона о защите конкуренциип. 3.23 Административного регламента).

Такое уведомление, а также ряд иных документов и сведений необходимо представить в подразделение антимонопольного органа, которое определяют по правилам пунктов 3.133.15 Административного регламента.

167.2990 (11,17)

Внимание! Если лицо, созданное в результате слияния АО, нарушит требования об уведомлении ФАС России, могут возникнуть негативные последствия.

Во-первых, созданное лицо могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа от 150 тыс. до 250 тыс. руб. (ч. 4 ст. 19.8 КоАП РФ).

Так, если по Закону о защите конкуренции слияние АО должно осуществляться с последующим уведомлением антимонопольного органа, то административная ответственность наступает в каждом из следующих случаев:

  • уведомление не представлено в антимонопольный орган;
  • представлено уведомление, содержащее заведомо недостоверные сведения;
  • нарушены порядок и сроки подачи уведомления.

Во-вторых, антимонопольный орган получит право обратиться в суд с иском о признании реорганизации недействительной. Суд удовлетворит такой иск, если истец докажет, что реорганизация привела или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения (ч. 4 ст. 34 Закона о защите конкуренции).

3. Если реорганизация в форме слияния не относится к случаям, описанным в пунктах 1 и 2, то не требуется направлять в ФАС России ходатайство или уведомление.

Как принимается решение о реорганизации АО в форме слияния

Решение о реорганизации в форме слияния принимается общим собранием акционеров каждого реорганизуемого АО(подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО).

По закону вопрос о реорганизации вносится в повестку дня собрания только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 49 Закона об АО). Иной порядок внесения вопроса о реорганизации может предусматриваться уставом АО. Например, можно установить, что такой вопрос вправе внести в повестку дня акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентами (5% и т. д.) голосующих акций.

Решение принимается большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Итоги голосования необходимо оформить в протоколе общего собрания акционеров (п. 2 ст. 63 Закона об АО).

Решение может содержать указание на срок, по истечении которого оно не подлежит исполнению.

Пример формулировки условия о сроке, по истечении которого решение о реорганизации не подлежит исполнению

«Реорганизация в форме слияния должна быть осуществлена в течение пяти месяцев со дня принятия решения о реорганизации и утверждения договора о слиянии. Если по истечении указанного срока общество не реорганизовано, то принятое решение не подлежит исполнению, а договор считается расторгнутым».

Течение указанного срока прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации создаваемого лица.

Совет директоров (наблюдательный совет) каждого реорганизуемого АО вносит в повестку дня общего собрания акционеров:

  • вопрос о реорганизации в форме слияния. Такой вопрос включает в себя утверждение договора о слиянии и уставасоздаваемого лица;
  • вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого лица. Такой вопрос не вносится в повестку дня, если в создаваемом лица функции совета директоров будет осуществлять общее собрание акционеров(участников).

167.2991 (11,17)

Внимание! Если общее собрание акционеров проведено с нарушением требований закона, то решение о реорганизации АО в форме слияния могут признать недействительным.

Требование о признании такого решения недействительным могут предъявить (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеры реорганизуемого АО;
  • иные лица, не являющиеся акционерами, если такое право им предоставлено законом.

Обратиться с этим требованием в суд можно не позднее трех месяцев после того, как в ЕГРЮЛ внесут запись о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Если суд удовлетворит такое требование, наступят негативные последствия. Они будут различаться в зависимости от того, зарегистрировали ли создаваемое лицо или еще нет.

Однако в любом случае лица, недобросовестно способствовавшие принятию решения о реорганизации, будут обязаны солидарно возместить убытки (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ):

  • акционеру реорганизуемого АО, который либо голосовал против решения о реорганизации, либо не принимал участия в голосовании;
  • кредиторам реорганизованного АО.

Если решение о реорганизации признают недействительным до регистрации создаваемого лица, совет директоров (наблюдательный совет) будет вынужден провести еще одно (внеочередное) общее собрание акционеров (ст. 55 Закона об АО), что негативно отразится на деятельности АО:

  • срок проведения реорганизации увеличится. К тому же, возможно, другое лицо, участвующее в реорганизации, откажется от процедуры слияния в связи с нарушением срока для принятия решения о реорганизации;
  • АО понесет расходы на проведение нового собрания;
  • реорганизация АО в форме слияния может вообще не осуществиться. Ведь лицо, которое обжаловало решение о реорганизации в связи с нарушением требований проведения собрания, скорее всего, в будущем проголосует против реорганизации.

Если создаваемое лицо успеют зарегистрировать, то оно будет нести солидарную ответственность наряду сдругими ответственными лицами (п. 4 ст. 60.1 ГК РФ). При этом созданная организация продолжит свою деятельность. Признание решения о реорганизации недействительным не будет влечь ликвидации созданного лица или служить основанием для признания совершенных им сделок недействительными (п. 2 ст. 60.1 ГК РФ).

167.2992 (11,17)

Внимание! Если общее собрание акционеров не примет решение о слиянии АО, но слияниевсе равно проведут, то суд может признать реорганизацию несостоявшейся

Требование о признании реорганизации АО несостоявшейся может предъявить акционер, который голосовал против принятия решения о реорганизации или не принимал участия в голосовании по данному вопросу (п. 1 ст. 60.2 ГК РФ).

Факт того, что суд признает реорганизацию АО несостоявшейся, повлечет следующие последствия (п. 2 ст. 60.2 ГК РФ).

Во-первых, юридические лица, существовавшие до реорганизации (в т. ч. и реорганизованное АО), восстановятся, и одновременно с этим прекратится созданное юридическое лицо. Об этом внесут записи в ЕГРЮЛ.

Во-вторых, сделки между созданным лицом и лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохранят свою силу. Однако стороной по этим сделкам будет считаться не созданное лицо (оно прекратит свою деятельность), а восстановленные юридические лица. Такие лица будут считаться солидарными должниками и солидарными кредиторами по данным сделкам.

В-третьих, переход прав и обязанностей от реорганизованных юридических лиц к созданному лицу будет считаться несостоявшимся. Если должники реорганизованного АО, добросовестно полагавшиеся на правопреемство на стороне кредитора, совершат предоставление в пользу созданного лица (внесут платежи, окажут услуги и т. д.), такое предоставление будет считаться совершенным в пользу реорганизованного (управомоченного) АО. Если за счет имущества (активов) реорганизованного АО созданное лицо исполнит обязанности другого реорганизованного лица, восстановленное АО сможет защитить свои интересы любым из двух способов:

  • потребовать от другого реорганизованного лица выплатить неосновательное обогащение;
  • попытаться оспорить произведенные выплаты, то есть добиться того, чтобы сделку между созданным (и впоследствии прекратившимся) лицом и получателем платежей признали недействительной. Это удастся сделать при условии, если получатель платежей знал или должен был знать о незаконности реорганизации.

В-четвертых, акционеры реорганизованного АО будут признаны обладателями акций в том размере, в котором акции принадлежали им до реорганизации. Если в процессе реорганизации или по ее окончании произойдет смена участников (акционеров), акционер, утративший акции в реорганизованном АО, сможет потребовать:

  • возвратить ему акции с выплатой справедливой компенсации лицам, к которым такие акции (доля участия) перешли в процессе или после реорганизации, и
  • возместить убытки за счет лиц, виновных в утрате акций.

Какие действия нужно выполнить после принятия решения о реорганизации АО в форме слияния

После принятия решения о реорганизации на общем собрании акционеров реорганизуемого АО это общество должно выполнить ряд установленных законом действий:

  • уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации;
  • уведомить кредиторов и рассчитаться с теми из них, кто предъявит требование о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении убытков;
  • провести сверку расчетов с налоговой инспекцией (п. 3.3 Регламента);
  • выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе (ст. 7576 Закона об АО);
  • зарегистрировать выпуск акций, размещаемых в результате слияния (при создании в процессе слияния нового АО);
  • представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ определенные законодательством сведения.

167.2993 (11,17)

Внимание! Если реестр акционеров общества, участвующего в слиянии, ведет регистратор,АО обязано уведомить его о начале процедуры реорганизации.

АО, которое не ведет реестр акционеров самостоятельно, должно представить своему регистратору один из следующих документов, заверенных обществом:

  • копию протокола общего собрания акционеров, принявшего решение о реорганизации;
  • выписку из такого протокола.

Документ нужно представить регистратору в течение семи рабочих дней со дня составления протокола собрания (п. 1.6 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н). В свою очередь, протокол необходимо составить в течение трех рабочих дней с момента закрытия собрания (п. 1 ст. 63 Закона об АО). Таким образом, регистратора нужно уведомить о начале процедуры реорганизации не позднее 10 рабочих дней с момента принятия решения о слиянии.

Как уведомить налоговую инспекцию о начале процедуры реорганизации

В налоговую инспекцию необходимо представить письменное уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № P12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней после того, как юридическое лицо, от имени которого будет подаваться уведомление, приняло решение о реорганизации. Причем уведомление надо представить вместе с принятым решением ослиянии.

Обоснование

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ, пункте 1 статьи 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), пункте 19 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент предоставления услуги по госрегистрации).

Уведомление подписывает генеральный директор (иное лицо, действующее от имени организации без доверенности) того юридического лица, которое определено решением о реорганизации. Если решение (в т. ч. утвержденный договор ослиянии) такую обязанность не предусматривает, уведомление подписывает генеральный директор (иное уполномоченное лицо) организации, принявшей решение о реорганизации последней (п. 1 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации).

131.75999 (11,17)

Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о начале процедуры реорганизации АО в форме слияния

Да, нужно, за исключением ситуации, когда уведомление направляют в инспекцию в форме электронного документа.

С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».

Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о начале процедуры реорганизации не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет уведомление через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).

Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрациип. 38 Административного регламента предоставления услуги по госрегистрацииабз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утв. приказом № ММВ-7-6/25@).

Уведомление нужно представить в инспекцию по местонахождению того юридического лица, от имени которого подписан документ. Важно проследить за тем, чтобы инспекция осуществляла функции регистрирующего органа. Так, в городах с численностью населения от 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан Единый регистрационный центр, то другие городские инспекции регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (Единым регистрационным центром) является МИФНС № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать уведомление о начале процедуры реорганизации АО, находящегося на территории Москвы.

167.2994 (11,17)

Внимание! Если реорганизуемое АО не уведомит налоговую инспекцию о начале процедурыслияния, возникнут негативные последствия.

Во-первых, налоговая инспекция может отказать в регистрации создаваемого юридического лица. В связи с этим не удастся завершить реорганизацию.

Обоснование

Уведомление налоговой инспекции о начале реорганизации – обязательный этап процедурыслияния.

Если общество не уведомит инспекцию, то оно не сможет оповестить о реорганизации своих кредиторов, то есть опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» необходимые сообщения. Дело в том, что для такой публикации нужно представить в редакцию журнала документ, подтверждающий внесение в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации. Это следует из абзаца 2 пункта 1 статьи 60 Гражданского кодекса РФ и прямо предусмотреноправилами на сайте журнала.

В свою очередь, при регистрации создаваемого юридического лица в инспекцию необходимо представить доказательства того, что реорганизуемое АО уведомило кредиторов.

Правда, такую обязанность устанавливает не Закон о государственной регистрации (т. е. не специальный нормативный акт, регулирующий порядок регистрации юридических лиц), а абзац 2пункта 6 статьи 15 Закона об АО. Поэтому есть мнение, что при регистрации реорганизации доказательства уведомления кредиторов на самом деле представлять не нужно. В частности, наофициальном сайте ФНС России в перечне представляемых документов эти доказательства не названы.

Однако все же не исключен риск того, что инспекция откажет в регистрации создаваемого лица, сославшись на отсутствие доказательств уведомления кредиторов. Причем в случае спора с инспекцией суд может встать на ее сторону и посчитать, что доказательства уведомления – это обязательные документы при регистрации. Такой вывод нередко встречался в судебной практике 2006–2011 годов (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 24 марта 2011 г. по делу № А32-11446/2010ФАС Уральского округа от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9539/07-С4 по делу № А76-2083/07-56-121ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2006 г. № А33-9795/06-Ф02-6492/06-С2 по делу № А33-9795/06). Не исключено, что к этому выводу суд придет и в настоящее время.

В частности, инспекция (суд) может придерживаться следующей позиции.

Законодательство о государственной регистрации юридических лиц состоит из (абз. 3 ст. 1 Закона о государственной регистрации):

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Закона о государственной регистрации;
  • иных нормативных правовых актов, издаваемых в соответствии с двумя указанными выше законами.

В свою очередь, Закон об АО в соответствии с Гражданским кодексом РФ определяет порядок реорганизации акционерных обществ (п. 1 ст. 1п. 1 ст. 15 Закона об АО). Следовательно, при регистрации реорганизации необходимо не только соблюсти порядок, предусмотренный Законом о государственной регистрации, но и исполнить обязанность, установленную Законом об АО (т. е. представить в регистрирующий орган доказательства уведомления кредиторов).

Если же создаваемую организацию все-таки зарегистрируют, впоследствии могут возникнуть споры с кредиторами реорганизованного АО. Причем, скорее всего, суд будет руководствоваться правилами о солидарной ответственности, предусмотренными в пункте 3 статьи 60 Гражданского кодекса РФ.

131.76000 (11,17)

Обязано ли каждое реорганизуемое акционерное общество направить в адрес кредиторов письменные уведомления о начале процедуры слияния по правилам статьи 13.1 Закона о государственной регистрации

Нет, не обязано.

Пункт 2 статьи 13.1 Закона о государственной регистрации действительно предусматривает обязанность направить в адрес кредиторов письменные уведомления о реорганизации. Однако в пункте указано, что такое правило применяется в случае, если другие (специальные) законы не устанавливают иной порядок уведомления кредиторов.

Порядок уведомления кредиторов при реорганизации АО установлен пунктом 6 статьи 15 Закона об АО. Ранее (до 31 декабря 2008 года) этот пункт обязывал реорганизуемое АО направлять в адрес всех известных ему кредитивов письменные уведомления о начале процедуры реорганизации. Если АО не исполняло эту обязанность, суд признавал недействительным решение налоговой инспекции о регистрации реорганизации.

С 31 декабря 2008 года и по настоящее время действуют другие правила уведомления кредиторов (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»). Теперь пункт 6 статьи 15 Закона об АО не обязывает направлять сообщения в адрес каждого кредитора.

Кредиторы вправе обратиться к АО с требованиями о досрочном исполнении обязательства либо о его прекращении и возмещении связанных с этим убытков (далее – требования), если одновременно выполняются следующие условия:

1) права требования кредитора возникли до того, как АО опубликовало первое уведомление о реорганизации (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ);

2) АО не предоставило кредитору достаточное обеспечение (абз. 3 п. 2 ст. 60 ГК РФ);

3) закон либо соглашение кредитора с АО не предусматривает запрета предъявить требование (абз. 1 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Требования к АО кредиторы вправе предъявить:

Факт того, что кредитор предъявил требование, не считается основанием приостанавливать процедуру реорганизации (абз. 6 п. 2 ст. 60 ГК РФ). В то же время исполнить это требование понадобится до завершения данной процедуры. В качестве одного из возможных способов исполнения закон прямо называет внесение долга в депозит (абз. 4 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Вместе с тем, кредитор утратит право требовать досрочного исполнения обязательства (его прекращения и возмещения убытков), если в течение 30 дней с момента, когда кредитор предъявил требование, АО предоставит ему достаточное обеспечение (абз. 5 п. 2 ст. 60 ГК РФ).

167.2996 (11,17)

Внимание! Если АО, реорганизуемое в форме слияния, не исполнит требование кредитора и не предоставит достаточное обеспечение, возникнет солидарная ответственность

Солидарную ответственность перед кредитором будут нести:

1) юридическое лицо, созданное в результате реорганизации;

2) лица, имевшие фактическую возможность определять действия реорганизованного АО (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ);

3) члены наблюдательного совета и правления реорганизованного АО;

4) генеральный директор реорганизованного АО.

Однако лица, указанные в пунктах 2–4 приведенного выше списка, будут отвечать при условии, что они своими действиями (бездействием) способствовали тому, что реорганизуемое АО не исполнило требование кредитора и не предоставило достаточное обеспечение.

Такие правила установлены в пункте 3 статьи 60 Гражданского кодекса РФ.

Как представить документы для государственной регистрации выпуска акций

При реорганизации акционерного общества в форме слияния размещение акций создаваемого АО происходит на основании решения о такой реорганизации (п. 1 ст. 27.5-5 Закона о РЦБп. 47.1 Положения о стандартах эмиссии). Причем документы для государственной регистрации выпуска акций необходимо подать в регистрирующий орган до того момента, как зарегистрируют самого эмитента – общество, создаваемое в результате слияния (абз. 2 п. 2 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ,абз. 2 п. 49.5 Положения о стандартах эмиссии).

Чтобы зарегистрировать выпуск акций, нужно оформить и утвердить решение об их выпуске (п. 1 ст. 19 Закона о РЦБп. 1.1 Положения о стандартах эмиссии). Сделать это имеет смысл после того, как истечет 45-дневный срок для предъявления акционерами требований о выкупе акций (абз. 2 п. 3 ст. 76 Закона об АО).

Обоснование

При слиянии АО не конвертируются акции, в отношении которых акционер предъявил требование о выкупе и которые общество выкупило в соответствии со статьей 75 Закона об АО, но не успело реализовать до даты государственной регистрации создаваемого АО (п. 50.5 Положения о стандартах эмиссии).

Правило о том, что решение о выпуске акций необходимо утвердить не позднее шести месяцев с момента принятия решения об их размещении, при реорганизации в форме слияния не применяется (абз. 2 п. 3.4 Положения о стандартах эмиссии).

Решение о выпуске акций нужно составить по форме, приведенной в приложении 15 к Положению о стандартах эмиссии (п. 48.3 Положения о стандартах эмиссии).

Решение утверждает совет директоров того реорганизуемого общества, которое определено решением о реорганизации. Если эта обязанность не прописана, решение о выпуске акций утверждает совет директоров общества, принявшего решение о слиянии последним (п. 2 ст. 17абз. 2 п. 4 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 3.248.2 Положения о стандартах эмиссии).

131.76001 (11,17)

Может ли возникнуть ситуация, когда решение о выпуске акций, размещаемых в результате слияния, будет утверждать не совет директоров, а иной орган

Да, может.

Вместо совета директоров решение о выпуске акций уполномочено утверждать общее собрание акционеров реорганизуемого общества, если одновременно выполняются два условия:

  • число акционеров – владельцев голосующих акций реорганизуемого общества менее 50;
  • устав общества предусматривает, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров.

Такое правило установлено в абзаце 2 пункта 1 статьи 64 Закона об АО.

Решение о выпуске акций подписывает генеральный директор общества, утвердившего такое решение. В решении необходимо указать дату его подписания и поставить печать реорганизуемого общества (абз. 2 п. 4 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ, п. 3.648.2 Положения о стандартах эмиссии).

131.76002 (11,17)

Реорганизуемое АО передало полномочия генерального директора управляющей компании. Кто должен подписать решение о выпуске акций, размещаемых в процессеслияния

Подписать решение должно одно из следующих лиц.

1. Генеральный директор управляющей компании. При этом необходимо указать номер и дату заключениядоговора, по которому реорганизуемое АО передало полномочия генерального директора управляющей компании (далее – договор о передаче полномочий).

2. Представитель управляющей компании, действующий на основании доверенности. При этом нужно указать номер и дату выдачи такой доверенности, а также номер и дату заключения договора о передаче полномочий.

Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 3.6 Положения о стандартах эмиссии.

После принятия решения о выпуске акций необходимо подготовить комплект документов для подачи в регистрирующий орган. Функции такого органа осуществляет Банк России в лице своих структурных подразделений (п. 1 ст. 20 Закона о РЦБ).

131.76003 (11,17)

В какое структурное подразделение Банка России нужно представить документы для регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме слияния

В зависимости от конкретной ситуации, либо в Департамент допуска на финансовый рынок, либо в территориальное учреждение Банка России.

Это следует из пункта 1 указания Банка России от 6 августа 2014 г. № 3360-У «О представлении в Банк России документов для государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспектов ценных бумаг, отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг эмитентов, не являющихся кредитными организациями» (далее – указание № 3360-У).

В Департамент допуска на финансовый рынок документы необходимо представить в следующих ситуациях (подп. 2.6 п. 2 указания № 3360-У):

  • размер уставного капитала создаваемого АО составляет или превышает 5 млрд руб.;
  • хотя бы одно из реорганизуемых лиц – эмитент, эмиссионные документы которого регистрирует Департамент допуска на финансовый рынок.

В иных случаях документы нужно подать в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения создаваемого АО (п. 34 указания № 3360-У).

Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме слияния (п. 5.249.1 Положения о стандартах эмиссии):

1. Заявление о государственной регистрации выпуска акций по форме, приведенной в приложении 3 к Положению о стандартах эмиссии.

2. Копии уставов всех реорганизуемых обществ со всеми изменениями и (или) дополнениями.

3. Копия (выписка из) протокола общего собрания акционеров, которым принято решение о реорганизации в формеслияния. Такую копию (выписку) нужно представить в отношении каждого реорганизуемого общества. При этом документ обязательно должен содержать данные о кворуме и результатах голосования за принятие решения о слиянии. Если решение принял единственный акционер, вместо копии (выписки из) протокола собрания надо представить копию (выписку из) решения о реорганизации, принятого единолично.

4. Копия договора о слиянии.

5. Документы, подтверждающие внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что общества находятся в процессе реорганизации(выписки из ЕГРЮЛ в отношении каждого реорганизуемого общества).

6. Решение о выпуске акций в трех экземплярах по форме, приведенной в приложении 15 к Положению о стандартах эмиссии (п. 5.6 Положения о стандартах эмиссии).

7. Копия (выписка из) протокола заседания совета директоров (протокола общего собрания акционеров), которым утверждено решение о выпуске акций. Копия (выписка) должна содержать данные о кворуме и результатах голосования за утверждение выпуска.

8. Платежное поручение с отметкой банка об исполнении, подтверждающее факт оплаты госпошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Если пошлину платит представитель реорганизуемого общества наличными деньгами в банк, то необходимо представить квитанцию, подтверждающую оплату. С 1 января 2015 года размер пошлины составляет 35 тыс. руб. (абз. 3 подп. 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

9. Опись представленных документов по форме, приведенной в приложении 9 к Положению о стандартах эмиссии.

131.76004 (11,17)

Какие документы не нужно представлять для государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме слияния

Не требуется представлять в Банк России (п. 5.5абз. 5 п. 49.1п. 49.4 Положения о стандартах эмиссии):

  • анкету эмитента по форме, приведенной в приложении 7 к Положению о стандартах эмиссии;
  • копию документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента (копию свидетельства о государственной регистрации создаваемого АО);
  • копию устава создаваемого АО;
  • справку эмитента об оплате его уставного капитала;
  • копии актов (описей) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества;
  • копии первичных учетных документов по материальным ценностям (копии актов приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и т. д.);
  • копии перечней (описей) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации;
  • копии расшифровок (описей) кредиторской и дебиторской задолженностей.

Кроме того, теперь не требуется подавать копию передаточного акта, несмотря на то что такой документ указан в перечне представляемых документов (абз. 5 п. 49.1 Положения о стандартах эмиссии). Это объясняется тем, что с 1 сентября 2014 года Гражданский кодекс РФ не обязывает составлять передаточный акт при реорганизации в форме слияния.

Однако, если решение о реорганизации приняли еще до 1 сентября 2014 года и бухгалтерия составила передаточный акт, все же не будет лишним представить его копию для регистрации выпуска акций вместе с другими необходимыми документами. Это в максимальной степени обезопасит АО от того, что Банк России откажет в регистрации.

166.2056 (11,17)

Совет

Конкретный перечень представляемых документов имеет смысл уточнить в том структурном подразделении Банка России, куда документы будут подаваться. Дело в том, что в каждом конкретном подразделении требования к составу представляемых документов могут немного отличаться от требований, установленных в законодательстве.

131.76005 (11,17)

Нужно ли регистрировать проспект акций, размещаемых при реорганизации в формеслияния, одновременно с выпуском этих акций

Это делать не обязательно.

По закону государственная регистрация выпуска акций должна сопровождаться регистрацией проспекта акций, если одновременно выполняются два условия:

  • акции размещаются путем подписки;
  • отсутствуют обстоятельства, приведенные в подпунктах 1–8 пункта 1 статьи 22 Закона о РЦБ.

Такие правила установлены в пункте 1 статьи 22 Закона о РЦБ, пунктах 1.360.2 Положения о стандартах эмиссии.

При реорганизации в форме слияния акции размещаются путем конвертации (п. 52.1 Положения о стандартах эмиссии). Следовательно, регистрировать проспект акций одновременно с выпуском акций не требуется. Впоследствии созданное АО сможет зарегистрировать проспект акций по правилам главы 63 Положения о стандартах эмиссии.

Вместе с тем, не запрещено регистрировать проспект акций одновременно с их выпуском (п. 1.360.1Положения о стандартах эмиссии). Косвенное подтверждение того, что государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме слияния, может сопровождаться регистрацией их проспекта, содержится в абзаце 4 пункта 49.6 Положения о стандартах эмиссии.

При одновременной регистрации выпуска акций и проспекта акций реорганизуемое АО должно представить в регистрирующий орган дополнительные документы.

131.76006 (11,17)

Государственная регистрация выпуска акций, размещаемых при реорганизации в форме слияния, сопровождается регистрацией проспекта этих акций. Какие документы нужно представить в регистрирующий орган

Помимо документов, необходимых для регистрации выпуска акций, в Банк России необходимо представить (п. 5.3 Положения о стандартах эмиссии):

  • проспект акций, соответствующий требованиям статьи 22 Закона о РЦБ;
  • копию (выписку из) протокола заседания совета директоров (протокола общего собрания акционеров), которым утвержден проспект акций. Копия (выписка) должна содержать данные о кворуме и результатах голосования за утверждение проспекта.

Если ранее реорганизуемое АО представляло документы для их предварительного рассмотрения, то в регистрирующий орган также нужно подать:

  • копию уведомления регистрирующего органа о соответствии (несоответствии) документов требованиям законодательства РФ;
  • справку об устранении всех несоответствий требованиям законодательства (в случае если регистрирующий орган выявил такие несоответствия по результатам предварительного рассмотрения документов).

Банк России обязан зарегистрировать выпуск акций (либо принять мотивированное решение об отказе в регистрации) в течение 20 дней с момента получения документов (подп. 1 п. 3 ст. 20 Закона о РЦБподп. 5.8.2 п. 5.8 Положения о стандартах эмиссии). Если одновременно с выпуском акций регистрируется их проспект, регистрацию проводят в течение 30 дней с момента получения документов (подп. 1 п. 3 ст. 20 Закона о РЦБподп. 5.8.1 п. 5.8 Положения о стандартах эмиссии).

В качестве подтверждения того, что выпуск акций зарегистрирован, Банк России в течение трех рабочих дней с момента регистрации выдает следующие документы (п. 49.6 Положения о стандартах эмиссии):

  • уведомление о государственной регистрации выпуска акций с указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу с даты государственной регистрации создаваемого АО;
  • два экземпляра решения о выпуске акций с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска акций и указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу с даты государственной регистрации создаваемого АО. Впоследствии копию любого из экземпляров понадобится представить в налоговую инспекцию для регистрации создаваемого общества (подп. «з» п. 1 ст. 14 Закона о государственной регистрации).

Если одновременно с выпуском акций регистрировался их проспект, регистрирующий орган выдает также два экземпляра проспекта акций с отметкой о его регистрации, государственным регистрационным номером выпуска акций и указанием на то, что решение о государственной регистрации выпуска вступает в силу с даты государственной регистрации создаваемого АО.

Если впоследствии налоговая инспекция откажет в регистрации создаваемого АО, решение о регистрации выпуска акций аннулируется (п. 3 ст. 27.5-5 Закона о РЦБ).

Как зарегистрировать юридическое лицо, создаваемое при реорганизацииАО в форме слияния

Реорганизация АО в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего (созданного) лица. При этом реорганизуемые лица прекращают свою деятельность (п. 2 ст. 16 Закона о государственной регистрации).

Государственная регистрация осуществляется посредством внесения налоговой инспекцией записей в ЕГРЮЛ. Для регистрации создаваемого лица реорганизуемые лица должны подать в инспекцию установленный законодательством комплект документов.

С 1 сентября 2014 года документы для регистрации разрешено подать не раньше того, как истечет срок для обжалования решения о реорганизации, то есть не ранее трех месяцев с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедурыслияния (абз. 3 п. 4 ст. 57 ГК РФ).

О представлении документов каждое реорганизуемое АО должно уведомить своего регистратора, ведущего реестр акционеров (п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии). Уведомление нужно направить в день подачи документов в инспекцию.

Несмотря на то что формально реорганизация считается завершенной после ее регистрации налоговой инспекцией, созданное АО (правопреемник) обязано совершить ряд действий, связанных с проведенной реорганизацией:

  • сообщить регистраторам, которые вели реестры акционеров в реорганизованных АО, о факте своей регистрации (абз. 2 п. 50.7 Положения о стандартах эмиссии);
  • разместить акции путем конвертации (п. 52.1 Положения о стандартах эмиссии);
  • направить в Банк России уведомления об изменении сведений, связанных с выпуском ценных бумаг (раздел XIII Положения о стандартах эмиссии), а именно об уменьшении количества ценных бумаг выпуска в результате погашения размещенных акций обществ в связи с их реорганизацией (абз. 2 подп. 59.1.1 п. 59.1 Положения о стандартах эмиссии);
  • утвердить и зарегистрировать отчет об итогах выпуска акций (главы 851 Положения о стандартах эмиссии);
  • заключить договор на ведение реестра с регистратором, указанным в договоре о слиянии. Если договор о слияниитакое указание не содержит, но при этом созданное АО намерено (обязано) передать реестр акционеров профессиональному регистратору, договор на ведение реестра можно заключить с любым регистратором».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка