Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В январе у вас новые сроки отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24
5 мая 2015 86 просмотров

Республика Крым. Сколько в штате должно быть сотрудников, чтобы у пр-я возникла обязанность принять инвалида? Какими нормами это регулируется?

Если среднесписочная численность сотрудников превышает пороговое значение, и нет объективной причины не нанимать гражданина, для которого предусмотрена квота, то предприятие обязано будет принять на работу гражданина с инвалидностью (ч. 1 ст. 64 ТК РФ). Квоты устанавливаются муниципальным законодательством (при среднесписочной численности сотрудников от 35 до 100 человек) или региональным законодательством (при среднесписочной численности сотрудников от 100 человек), в размере от 2-х до 4-х процентов среднесписочной численности сотрудников.

В соответствии с Законом Республики Крым «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите», в регионе установлены следующие квоты для инвалидов:

  • При численности работников не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек - устанавливается квота в размере 3 процентов от среднесписочной численности работников.
  • При численности работников более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников.

Указанные правила действуют с 1 января 2015 г. (п. 1 ст. 10 Закона № 24-ЗРК)

За нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность для должностных лиц (штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ)).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Ситуация:Можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве

Да, можно. Однако сделать это организация вправе только по объективной причине или когда квота выбрана полностью.

Ведь если среднесписочная численность сотрудников превышает пороговое значение, и нет объективной причины не нанимать гражданина, для которого предусмотрена квота, то его придется принять в штат. По-другому поступить работодатель не вправе (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).*

К объективным причинам отказа в приеме на работу относят, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Давайте разберемся с существующим порядком.

Государственные гарантии

Квотирование рабочих мест установлено законодательно. Это дополнительная гарантия трудоустройства для инвалидов и молодежи. Разобраться в том, когда нужно применять квоту, поможет таблица.

Среднесписочная численность у работодателя Группы населения, для которых квота предусмотрена Как утверждают квоту Предельный размер квоты Основание
От 35 до 100 человек Инвалиды Местные власти вправе сами решить устанавливать квоту для приема или нет Не более 3 процентов среднесписочной численности персонала Часть 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
От 100 человек Инвалиды и молодежь В субъектах РФ квоту устанавливают обязательно Больше 2 и меньше 4 процентов среднесписочной численности сотрудников Пункты 1 и 2статьи 13 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1,
часть 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ*

В среднесписочной численности персонала для расчета квоты сотрудников с вредными и (или) опасными условиями труда не считайте. Главное, подтвердить тяжелые условия результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).

Это следует из положений статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Квоты в Москве

В Москве квотируют рабочие места при среднесписочной численности сотрудников более 100 человек (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90). А значит, при меньшей среднесписочной численности предоставлять рабочие места по квоте не обязательно.

Квоты для приема на работу в Москве действуют для инвалидов и молодежи определенных категорий, перечисленных в части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Так, например, квотирование предусмотрено для выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Организации обязаны создавать или выделять квотируемые рабочие места самостоятельно за счет собственных средств. Рабочие места считают созданными, выделенными, если на них трудоустроены граждане, в отношении которых предусмотрена квота.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 2, частью 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, пунктами 2.62.7 постановления правительства г. Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Вот как распределяется московская квота в 4 процента от среднесписочной численности сотрудников:

  • не менее 2 процентов – для трудоустройства инвалидов;
  • не более 2 процентов – для зачисления в штат молодежи определенных категорий.

При этом соотношение доли инвалидов к доле молодежи можно варьировать в сторону увеличения доли инвалидов, но только в пределах установленных 4 процентов. Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

  • об имеющихся вакансиях;
  • о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, пунктом 3 части 2 статьи 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.*

Кроме того, в Москве организации, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек, обязаны ежеквартально предоставлять в Центр квотирования рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90п. 2.9 положения, утвержденногопостановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

  • от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций;
  • от 3000 до 5000 руб. – для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статьей 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).*

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

Иван Шкловец,

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

2. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 02.07.2014 № 24-ЗРК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите»

«Настоящим Законом регулируются отношения, связанные с обеспечением дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Статья 1. Законодательство о квотировании и резервировании рабочих мест

Законодательство о квотировании и резервировании рабочих мест основывается на соответствующих положениях Конституции Российской ФедерацииКонституции Республики Крым, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Крым, законов Республики Крым и иных нормативных правовых актов Республики Крым.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) квота - количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;

2) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

3) работодатель - физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником;

4) невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, отсутствие выделенных либо специально созданных рабочих мест, а также непредставление организацией в установленном законодательством порядке информации о выполнении квоты.

Категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для которых устанавливаются квоты:

1) инвалиды;*

2) граждане, особо нуждающиеся в социальной защите, не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда и в связи с этим испытывающие трудности в поиске работы, к которым относятся:

несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости);

беженцы и вынужденные переселенцы;

граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 3. Условия, размер и порядок установления квоты

1. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников.

2. Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, в следующем процентном отношении от среднесписочной численности работников:

1) для приема на работу граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 4 процента;

2) для приема на работу граждан, указанных в пункте 2 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 1 процент.*

3. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

4. Работодатели самостоятельно определяют размер квоты исходя из среднесписочной численности работников без учета филиалов и представительств организаций, расположенных в другой местности. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Округление количества квотируемых рабочих мест при их расчете производится в сторону уменьшения до целого значения.

Количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов, учитывается при определении количества квотируемых мест как занятые инвалидами из числа квоты.

5. Квота устанавливается на срок не менее одного календарного года с учетом ситуации, складывающейся на рынке труда Республики Крым.

6. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере занятости для каждого предприятия, учреждения, организации, физического лица - работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Статья 4. Резервирование рабочих мест

На предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, у физических лиц - работодателей, за исключением организаций, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Закона, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется в порядке, определяемом Советом министров Республики Крым.

Статья 5. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели имеют право:

1) получать от исполнительных органов государственной власти Республики Крым в сфере занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда, а также иную информацию, необходимую для реализации прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Законом;

2) давать заявки в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере занятости на переобучение инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, направляемых исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере занятости с последующим обязательным трудоустройством в организации;

3) на компенсацию расходов на создание специальных рабочих мест для инвалидов из бюджета Республики Крым в размерах и порядке, определяемых Советом министров Республики Крым.

2. Работодатели обязаны:

1) выделить, а в случае необходимости создать рабочие места для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с решениями об установлении квот, минимального количества специальных рабочих мест и количества резервируемых рабочих мест для инвалидов, а также количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

2) принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о создаваемых или выделяемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

3) ежемесячно представлять в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов; ежеквартально - информацию о выполнении квоты для приема на работу иных категорий граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона;

4) представлять в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере занятости информацию об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках решений об установлении количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение 10 дней со дня увольнения работника по форме, установленной Советом министров Республики Крым;

5) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 6. Стимулирование работодателей

1. Работодателям, выделяющим или создающим рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающим на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, предоставляется приоритетное право на получение инвестиций из бюджета Республики Крым в соответствии с законодательством.

2. Представительные органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов самостоятельно решают вопросы стимулирования работодателей, выделяющих или создающих рабочие места в соответствии с установленными квотами и количеством резервируемых рабочих мест и трудоустраивающих на эти рабочие места инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Статья 7. Источники финансирования

Финансирование мероприятий по квотированию и резервированию рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Крым, работодателей и иных не запрещенных законодательством источников.*

Статья 8. Контроль за исполнением настоящего Закона

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется органами государственной власти и исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере занятости в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 9. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Ответственность за нарушение настоящего Закона наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.*

2. Нормативные акты Совета министров Республики Крым подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его официального опубликования»

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка