Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Какие люди в нашей бухгалтерии!

Подписка
Срочно заберите все!
№24
12 мая 2015 24 просмотра

В нашей организации была проведена ВНП, по которой ч/з несколько дней будет вынесено Решение. Нами предоставлялись возражения по Акту. С Решением не согласны, будем обращаться в суд. Вопрос: Существуют ли способы отсрочки уплаты недоимки, пени, штрафа по Решению до рассмотрения материалов дела в суде?

Если в течении 8 дней со дня получения организацией требования об уплате налога недоимка не погашена, инспекция выносит решение о его взыскании во внесудебном порядке.

Приостановить исполнение решения о взыскании недоимки можно в трех случаях.

  1. инспекция предоставила рассрочку или отсрочку по уплате налога.
  2. суд (судебный пристав) наложил арест на денежные средства налогоплательщика в банках.
  3. решение приостановить взыскание недоимки вынес вышестоящий налоговый орган.

Кроме того, инспекция должна отозвать решение о взыскании, если:
– срок уплаты налогов, сборов, пеней, штрафов изменился в соответствии с главой 9 Налогового кодекса РФ;
– недоимка погашена (в т. ч. зачетом излишне уплаченных сумм в счет погашения недоимки);
– недоимка признана безнадежной к взысканию и списана;
– налогоплательщик подал уточненную декларацию, по данным которой он должен уплатить меньшую сумму налога;
– банк отправил инспекции информацию об остатках денежных средств на других счетах налогоплательщика, которые могут быть использованы для уплаты недоимки.

Таким образом, в данном случае организации следует обратиться в вышестоящий налоговый орган (или суд) для оспаривания решения инспекции (причем до вынесения вышестоящим органом или судом решения недоимка может быть взыскана, поскольку само по себе обращение налогоплательщика с заявлением об оспаривании решения налогового органа не отменяет возможность инспекции взыскать долг.

А обращение к налоговому органу за рассрочкой (отсрочкой) платежа занимает продолжительное время, и может быть расценено как признание налогоплательщиком правомерности решения налогового органа, вынесшего решение о взыскании недоимки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:К какой ответственности может быть привлечена организация (ее должностные лица) по результатам налоговой проверки

<…>


Смягчающие обстоятельства

Привлекая организацию к налоговой ответственности, инспекция обязана учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Перечень смягчающих обстоятельств приведен в пункте 1статьи 112 Налогового кодекса РФ. При наличии хотя бы одного из них сумма штрафа должна быть уменьшена по крайней мере в два раза. Об этом сказано в пункте 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: можно ли изменить решение инспекции. По результатам проверки инспекция привлекла организацию к ответственности без учета смягчающих обстоятельств

Да, можно, в части привлечения организации к ответственности.

Налоговый кодекс РФ прямо обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Если инспекция нарушает процедуру рассмотрения материалов проверки, в частности не учитывает смягчающие обстоятельства, то это может стать основанием для изменения ее решения в судебном порядке в части привлечения организации к ответственности (п. 14 ст. 101 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАСПоволжского округа от 2 декабря 2009 г. № А65-12335/2008, Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4603/2009(12011-А67-34), Московского округа от 18 марта 2008 г. № КА-А40/1662-08, Северо-Западного округа от 12 мая 2008 г. № А56-27789/2007).

Ситуация: может ли инспекция при принятии решения по проверке учитывать смягчающие обстоятельства, не указанные в Налоговом кодексе РФ

Да, может.

Налоговый кодекс РФ обязывает инспекцию при принятии решения по итогам проверки учитывать смягчающие обстоятельства (подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ). Их перечень приведен в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Данный перечень не является исчерпывающим, поэтому при принятии решения по проверке инспекция по своему усмотрению может учитывать и иные смягчающие обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ).

На практике инспекции редко пользуются этим правом и в качестве смягчающих учитывают только те обстоятельства, которые прямо прописаны в Налоговом кодексе РФ*. Однако организация, которая считает, что при назначении штрафа должны быть учтены другие смягчающие обстоятельства, может обратиться в арбитраж. Окончательное решение по этому вопросу примет суд (подп. 3 п. 1 и п. 4 ст. 112 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых смягчающими признавались следующие обстоятельства:

  • организация совершила налоговое правонарушение впервые (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 27 июля 2009 г. № А65-26698/2008,Центрального округа от 20 июля 2009 г. № А48-4868/08-13, Московского округа от 22 января 2009 г. № КА-А41/13108-08, Восточно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № А74-1719/08-Ф02-7037/08);
  • тяжелое финансовое положение организации (см., например, постановления ФАСЗападно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4603/2009(12011-А67-34),Северо-Западного округа от 18 июня 2009 г. № А26-6260/2007, Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2009 г. № А58-6935/08-Ф02-1710/09, Дальневосточного округа от 8 апреля 2009 г. № Ф03-1132/2009, Московского округа от 14 марта 2008 г. № КА-А41-1508-08, Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2009 г. № А53-6367/2008-С5-34);
  • наличие значительной кредиторской задолженности (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 1 июля 2009 г. № А66-749/2007, Дальневосточного округа от 3 марта 2009 г. № Ф03-112/2009, Восточно-Сибирского округа от 31 января 2008 г. № А19-7282/07-57-Ф02-9683/07);
  • негативные экономические последствия деятельности предыдущего руководства организации (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 января 2009 г. № Ф04-497/2009(20368-А45-49));
  • добровольное погашение недоимки, пеней и штрафов, начисленных в ходе проверки (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2009 г. № А32-9223/2008-58/153, Северо-Западного округа от 20 апреля 2009 г. № А05-9965/2008, от 15 января 2009 г. № А56-2942/2008, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2009 г. № А33-11962/08-Ф02-444/09, Западно-Сибирского округа от 20 января 2009 г. № Ф04-14/2009(19098-А03-6), Московского округа от 13 октября 2008 г. № КА-А40/8307-08);
  • организация признала вину в совершении налогового правонарушения (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2009 г. № А26-6260/2007,Дальневосточного округа от 21 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/71, Уральского округа от 1 октября 2007 г. № Ф09-7943/07-С2);*
  • несоразмерность штрафа допущенному нарушению (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 июня 2009 г. № А44-3494/2008, Западно-Сибирского округа от 10 июня 2009 г. № Ф04-3444/2009(8552-А67-34), Восточно-Сибирского округа от 28 июля 2008 г. № А19-14445/07-24-Ф02-2851/08, Московского округа от 9 июля 2008 г. № КА-А41/5492-08);
  • нестабильность законодательства в проверяемый период, наличие в нем противоречий и неясностей (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 августа 2009 г. № А66-569/2008, от 19 ноября 2007 г. № А56-5091/2007, Западно-Сибирского округа от 4 марта 2009 г. № Ф04-1149/2009(1335-А45-37), от 13 марта 2008 г. № Ф04-1691/2008(1961-А75-29), Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. № А19-15712/06-52-Ф02-741/07).

Отягчающие обстоятельства

Наряду со смягчающими в Налоговом кодексе РФ предусмотрено и отягчающее обстоятельство. Это повторное привлечение организации к ответственности за аналогичное правонарушение в течение 12 месяцев. О нем говорится в пунктах 2 и 3 статьи 112 Налогового кодекса РФ. При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа за налоговое правонарушение увеличивается на 100 процентов (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит в организации два и более налоговых правонарушения, то она может взыскать штрафные санкции за каждое из них. Более строгая санкция не поглощает менее строгую. Это следует из положений пункта 5 статьи 114 Налогового кодекса РФ.

Административная ответственность

Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит подведомственные ей административные правонарушения, будет составлен протокол, который поступит на рассмотрение руководителю инспекции или в суд, в зависимости от вида нарушения. Окончательное решение о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности принимает руководитель инспекции (судья). Это следует из положений пункта 5 части 2 и части 1 статьи 28.3, статей 23.123.5Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если должностное лицо совершит два и более административных правонарушения, то его накажут за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ). В то же время привлекать к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение законодательство не разрешает (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, бухгалтера нельзя дважды привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу одной и той же декларации, если это нарушение будет выявлено инспекцией сначала в ходе одной проверки, а затем в ходе другой. При назначении административного наказания будут учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства (п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Уголовная ответственность

Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Об этом говорится в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Подробнее о составе налоговых преступлений и мерах ответственности за них см. таблицу.

Ситуация: можно ли за налоговое преступление оштрафовать организацию

Нет, нельзя.

Одной из особенностей уголовного права является то, что к ответственности можно привлечь только вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Поэтому привлечь организацию к уголовной ответственности (например, оштрафовать по статье 199Уголовного кодекса РФ) невозможно.

Лицо, впервые совершившее налоговое преступление, предусмотренное статьей 199 Уголовного кодекса РФ, освобождается от уголовной ответственности, если полностью погасит недоимки по налогам, а также пени и штрафы за счет собственных средств или за счет средств организации, в которой было выявлено уклонение от уплаты налогов (примечание 2 к ст. 199 УК РФ).

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация:Как взыскивается недоимка по налогам

Если у организации есть недоимка по налогам (штрафам, пеням), налоговая инспекция может взыскать ее:
– самостоятельно в принудительном порядке (п. 110 ст. 46 НК РФ). До этого инспекция должна направить организации требование об уплате налога и выполнить ряд предварительных условий;
– в судебном порядке в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Требование об уплате

По общему правилу требование об уплате налога (штрафа, пеней) инспекция направляет организации (предпринимателю) в течение трех месяцев с того момента, как обнаружит недоимку (п. 1 ст. 70 НК РФ). Исключение из этого правила составляют требования об уплате налога. Когда сумма недоимки, а также пеней и штрафов, относящихся к ней, меньше 500 руб., требование могут выставить в течение одного года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование же по результатам налоговой проверки инспекторы вправе выставить и вовсе в течение 20 рабочих дней с того момента, как вступило в силу решение по итогам такой проверки (п. 2 ст. 70п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А данные решения начинают действовать через месяц после того, как их вручили представителю организации. Если же передать решение представителю организации невозможно, его направят по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки (п. 9 ст. 101п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть вручено одним из следующих способов:

  • передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Это установлено в пункте 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Требование об уплате налога, направленное по почте, доставляется по адресу местонахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ). По общему правилу оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки заказного письма (п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Однако факт получения требования в этот срок можно оспорить в суде, в том числе по иску налоговой инспекции о взыскании недоимки по налогу (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О).

Порядок направления требования по телекоммуникационным каналам связи, а также электронные формы и форматы сопроводительных документов утверждены приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700. Если требование направлено в виде электронного документа, оно считается полученным с момента отправления организацией электронной квитанции о приеме. В этом случае требование на бумажном носителе налоговая инспекция не направляет. Если инспекция не получит квитанцию о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено в общем порядке.

Это следует из пунктов 512 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700.

<…>


Исполнение требования

Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено*. Налоговая инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Это следует из абзаца 4 пункта 4 статьи 69 ипункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

<…>

Исполнение решения о взыскании

Решение о принудительном взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет*. Инспекция должна направить в этот банк поручение на перечисление налога (штрафа, пеней) в бюджет (п. 24 ст. 46 НК РФ). Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего операционного дня. Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение будет помещено в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Такие правила установлены пунктом 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ и пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств. Для этого налоговая инспекция должна дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса РФ. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Их можно учесть и при расчете налога на прибыль (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ), и при расчете единого налога с разницы между доходами и расходами при упрощенке (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора налоговым инспекциям запрещено (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств на рублевых и валютных банковских счетах недостаточно, инспекция вправе обратить взыскание на электронные денежные средства организации. Для этого она направит в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручение на их перевод на счет налогоплательщика в банке. По аналогии со средствами на банковских счетах вначале взыскиваются электронные денежные средства в рублях, а в случае их нехватки – в иностранной валюте. Причем валютные денежные средства банк должен перевести на валютный счет организации, указанный в поручении инспекции. Если в поручении указан только рублевый счет, руководитель инспекции одновременно с поручением на перевод электронных денежных средств должен направить в банк поручение на продажу не позднее следующего дня валюты организации. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Банк должен исполнить поручение по электронным денежным средствам в рублях не позднее одного операционного дня со дня получения поручения, а по средствам в валюте – не позднее двух операционных дней. Если электронных денежных средств для полного погашения недоимки все-таки недостаточно, банк будет исполнять поручение по мере получения электронных денежных средств организации-должника.

Такой порядок предусмотрен в пункте 6.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

При отсутствии денег на банковских счетах инспекция имеет право взыскать недоимку с лицевых счетов организации – получателя бюджетных средств (п. 3.1 ст. 46 НК РФст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ). Без решения суда инспекция может взыскать денежные средства с лицевого счета, если сумма задолженности не превышает 5 млн руб. Если задолженность больше, для ее взыскания потребуется судебное решение (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ).*

<…>

Взыскание недоимки через суд

В судебном порядке взыскиваются недоимки:
– с организаций, которым открыт лицевой счет, если размер задолженности превышает 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);
– возникшие в результате переквалификации сделок, статуса или характера деятельности организации (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);
– возникшие в результате проверок правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).*

Кроме того, в судебном порядке взыскиваются недоимки с организаций, которые являются взаимозависимыми по отношению к организациям, у которых эти недоимки возникли. Причем речь идет только о недоимках, возникших по итогам налоговых проверок и непогашенных в течение трех месяцев.

Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций возможно в следующих случаях:

– если на их банковские счета поступает выручка за товары (работ, услуги), реализованные организациями, у которых возникла недоимка (в т. ч. если выручка поступает через совокупность взаимосвязанных операций с участием лиц, которые не признаются взаимозависимыми);
– если организация, у которой возникла недоимка, узнав о назначении выездной или проведении камеральной проверки, передала взаимозависимой организации денежные средства или другое имущество, в результате чего взыскание недоимки стало невозможным.

Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены вподпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налоговых органов

<…>

Обжалование действий инспекции

Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):

  • в ФНС России или ее региональном управлении;
  • в арбитражном суде.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.

До 1 января 2014 года обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в суде и вышестоящем налоговом органе можно одновременно (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ).

Решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки

Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).

УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*

О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.*

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.

В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).

Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009

.

Ситуация: как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

Действие или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении и в арбитражном суде.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении (УФНС России), так и в арбитражном суде. При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Например, такие действия возможны, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2Налогового кодекса РФ.*

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует действия, бездействие налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

<…>

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4. Статья: НЕ ОТСТУПАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРОВЕРКАХ

<…>

Порядок оспаривания действий и решений налоговых инспекторов

На практике имеется два варианта обжалования в зависимости от того, что именно намерен обжаловать налогоплательщик.

Если обжалуется не вступившее в силу решение о привлечении к налоговой ответственности (и об отказе в таковом), то применяется особая процедура, в которой досудебное обжалование обязательно предшествует обращению в суд.

В общем виде, согласно статье 101.2 НК РФ, порядок действий таков:

  • апелляция в вышестоящий налоговый орган (срок – 10 дней с получения оспариваемого решения);
  • если апелляция не оправдала ожиданий, следует обращение с иском в суд.

Если решение уже вступило в силу, то на обращение с жалобой в вышестоящий орган есть один год. Все прочие решения налогового органа, а также противоправные действия и бездействие сотрудников налоговых органов обжалуются по выбору налогоплательщика в вышестоящий орган (или вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд (срок – три месяца со дня издания оспариваемого ненормативного акта или с момента, когда были нарушены права). При этом обращения могут направляться в любом порядке, одновременно и последовательно. Например, после неудачного обжалования в вышестоящем органе и в суде можно отдельно попытаться обжаловать решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе в суд как еще одно неправомерное решение, нарушающее права налогоплательщика.

До принятия постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды» оспаривание решений налоговых органов было упешным для налогоплательщиков в 75 процентах случаев. В результате ужесточения политики государства в области налогового администрирования применение вышеуказанного постановления в арбитражных судах изменило ситуацию, практически поменяв стороны местами – сегодня свыше 60 процентов оспариваемых по налоговым решениям сумм суды обязывают налогоплательщиков перечислять в бюджет.

Например, если до 2006 года для подтверждения расходов на услуги по предоставлению во временное пользование рабочего персонала (аутстаффинг) налогоплательщики могли обойтись договором, актом приемки и платежным документом, то уже в 2009 году такая схема ухода от налогов была описана в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.09 № 12418/08. Судьи указали явные признаки такой схемы: взаимозависимость сторон сделки, общий адрес, переход работников от заказчика к исполнителю, а также отсутствие иных заказчиков у фирмы, предоставляющей персонал, и применение ею УСН (в то время позволяло сократить расходы на ЕСН). В такой ситуации единственной целью заключения договора аренды персонала могло быть только получение необоснованной налоговой выгоды.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.09 № А33-15680/08-Ф02-2137/09 суд отказал налогоплательщику в признании расходов и поддержал позицию налогового органа, в частности потому, что система расчетов за поставленный товар не имела экономического смысла. Расчеты производились с целью создания видимости движения товара. Денежные средства, которые поступали на счет, обналичивались через банкомат руководителем контрагента, отрицавшим какие-либо связи с налогоплательщиком. Причем этот счет был открыт на короткий срок и в иных целях не использовался.

На этом примере видно, что налоговые органы стали более тщательно отслеживать и анализировать направления финансовых потоков, что дает им существенные возможности для выявления налоговых правонарушений.

Сегодняшняя судебная практика принимает порой обратное направление, когда чаша судейских весов склоняется на сторону налогоплательщиков. Например, постановлением ФАС Московского округа от 16.03.12 № А41-21175/11 решение налогового органа было отменено. В ходе проверки инспекторы посчитали, что представленные налогоплательщиком в подтверждение расходов и вычетов документы содержат недостоверные сведения, не подтверждают реальности хозяйственных операций и подписаны неустановленными лицами.

Однако суд с этим не согласился, поскольку представленные налогоплательщиком документы подтверждают реальность хозяйственных операций, расходы являются обоснованными и документально подтвержденными, налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов, и получение необоснованной налоговой выгоды налоговым органом не было доказано.

При формальной позиции налогоплательщика и налогового органа арбитражный суд чаще всего принимает сторону последнего. Одних правильно оформленных документов сегодня уже недостаточно для подтверждения своих прав на получение вычетов, применение льгот и успешного прохождения налоговой проверки, поскольку инспекторы обращают внимание на все косвенные признаки реальности заключенной сделки. Например, есть ли у подрядчика достаточные ресурсы (трудовые, технические, материальные), возможно ли силами имеющегося автопарка перевезти указанные в документах грузы на те расстояния и в те сроки, которые стоят в договоре и товаросопроводительной документации и т.п. А если выяснится, что в цепочке поставщиков кто-то один злостно не платит налоги, то отбиться от обвинений в неуплате налогов и его партнерами оказывается непросто. Поэтому налогоплательщику необходимо самостоятельно осуществлять сбор доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность сделок, добросовестность в отношениях с поставщиками, фактический характер взаимоотношений с контрагентами.

Обжалование решения налогового органа – комплексная задача, при ее решении необходимо учитывать и обходить целый ряд проблем, которые возникают при оспаривании решения налогового органа в суде.

Обжалование решения налогового органа не приостанавливает исполнение данного решения автоматически, и потому налоговая инспекция выполняет все предусмотренные НК РФ действия, направленные на взыскание налогов и сборов, которые фактически парализуют деятельность организации на время арбитражного процесса. Оспорить применение обеспечительных мер удается крайне редко.*

Юристы налоговых органов в обязательном порядке обжалуют решения, вынесенные арбитражными судами первой инстанции в пользу налогоплательщика. И зачастую успешно. Более того, обжалуются и решения арбитражных судов апелляционной инстанции, вынесенные в пользу налогоплательщика. Нередки случаи, когда налогоплательщик успешно проходит суды первой и второй инстанций, после чего кассационная коллегия отменяет первоначальное решение и поворачивает вопрос в пользу налогового органа. В наиболее тяжелом случае дело может быть отправлено на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, что на деле означает повторное рассмотрение дела от начала и д?? конца по всем инстанциям. На полный круг уходят годы.

Если по результатам проверки будет выявлена неуплата налогов на сумму свыше 2 млн рублей, копии материалов проверки отсылают в правоохранительные органы, даже если решение налогового органа в это время обжалуется в арбитражном суде.

<…>

Порядок проведения налоговой проверки и оспаривания решений

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка