Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
13 мая 2015 408 просмотров

У нас ЗАО.По новой редакции ГК теперь все АО должны проводить аудиторскую проверку. До вступления этих поправок мы не обязаны были проводить аудиторскую проверку в обязательном порядке.В связи с нововведениями от сентября 2014 г. обязаны ли мы проводить аудиторскую проверку за 2014 г. или обязательной будет только проверка за 2015 г., проводимая в 2016 г.? Ведь поправки были введены позднее сроков проведения Годового собрания акционеров, на котором по идее и должен быть выбран аудитор (мы не избирали аудитора) и принято решение о проведении проверки.Если аудиторская проверка должна быть проведена за 2014 г., то получается, что в срочном порядке нужно проводить внеочередное ОСА и определять аудитора и условия договора с ним для проверки годовой бух. отчетности за 2014 год, а уже потом на очередном ГОСА (в мае-июне 2015 г.) утвердить аудитора для проверки отчетности за 2015 год?Или все-таки нужна будет аудиторская проверка только за 2015 год?Какая ответственность ждет организацию, которая не проведет аудиторскую проверку (штрафы)? Кто может потребовать предоставить отчет о проверке?

С 1 сентября 2014 г. такой организационно – правовой формы, как ЗАО, больше нет, она упоминается в ГК РФ, однако само понятие «акционерное общество» осталось, и установлена обязанность проводить аудиторскую проверку акционерных обществ. При этом положения Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ и Закона о бухгалтерском отчете № 402-ФЗ продолжают применятся к акционерным обществам в прежнем порядке.

Хотя общество в соответствии с требованиями нового Закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ не будет оштрафовано за отсутствие аудиторского заключения в составе годовой бухгалтерской отчетности, представляемой обществом в налоговую инспекцию, остается обязанность публиковать его в СМИ вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, а также представить в Росстат.

При отсутствии аудиторского заключения отчетность будет неполной, и организация может быть привлечена к ответственности по п. 2 статьи 15.19. КоАП РФ. Штраф для должностных лиц установлен в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

Если статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для должностного лица организации (руководителя) (статья 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях)

срок от одного года до двух лет; для юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Кроме того, имеется ответственность за непредставление аудиторского заключения акционерам (штраф на должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок до одного года, на юридических лиц – от 500 000 до 700 000 руб. (часть 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях)).

При этом бывшим ЗАО обязательный аудит за 2014 г. все же безопаснее провести. Связано это с тем, что изменения в ГК вступили в силу осенью 2014 года, поэтому поправка распространяется на отчетность за 2014 год. Такую позицию подтверждает Минфин (см., таблицу всех организаций, обязанных проводить аудит в 2014 году, в которой указаны акционерные общества (на сайте minfin.ru в разделе «Документы»).

При этом чтобы выбрать аудитора на 2014 год, не обязательно проводить внеочередное собрание акционеров. Этот вопрос можно решить на годовом собрании в 2015 году. Ведь сдавать аудиторское заключение вместе с отчетностью не обязательно. Его можно представить в отделение статистики в течение 10 рабочих дней с момента составления, но не позднее 31 декабря 2015 года (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Гражданский кодекс РФ

<…>

«Статья 66.3. Публичные и непубличные общества

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью, а также акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признается непубличным.*

3. По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

1) о передаче на рассмотрение наблюдательного совета или коллегиального исполнительного органа вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов:

внесения изменений и дополнений в устав хозяйственного общества, утверждения устава в новой редакции;

реорганизации или ликвидации хозяйственного общества;

определения количественного состава наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа (если его формирование отнесено к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества), избрания их членов и досрочного прекращения их полномочий;

определения количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;

увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью непропорционально долям его участников или за счет принятия третьего лица в состав участников такого общества;

утверждения внутреннего регламента хозяйственного общества;

2) о закреплении за наблюдательным советом общества полностью или в части функций коллегиального исполнительного органа общества либо об отказе от образования исполнительного органа, если его функции осуществляются наблюдательным советом;

3) о передаче единоличному исполнительному органу функции коллегиального исполнительного органа;

4) об отказе от создания ревизионной комиссии либо о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом общества;

5) об изменении установленного законами и иными правовыми актами порядка созыва, подготовки и проведения общих собраний участников хозяйственного общества, принятия ими решений при условии, что такие изменения не лишают участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем;

6) об отличных от установленных законами и иными правовыми актами требованиях к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний наблюдательного совета и (или) коллегиального исполнительного органа общества;

7) о порядке осуществления преимущественного права покупки доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью или преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций или ценных бумаг, конвертируемых в его акции, а также о максимальной доле участия одного участника в уставном капитале хозяйственного общества;

8) иные положения в случаях, предусмотренных законами о хозяйственных обществах.

4. В случаях, когда положения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не относятся к числу положений, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами обязательному включению в устав, они могут быть предусмотрены корпоративным договором, сторонами которого являются все участники непубличного хозяйственного общества."».

<…>

Статья 67.1. Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах

1. Управление в полном товариществе и товариществе на вере осуществляется в порядке, установленном статьями 71 и 84 настоящего Кодекса.

2. К исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65_3 настоящего Кодекса, относятся:

1) изменение размера уставного капитала общества, если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах;

2) принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества другому хозяйственному обществу (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), а также утверждение такой управляющей организации или такого управляющего и условий договора с такой управляющей организацией или с таким управляющим, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65_3);

3) распределение прибылей и убытков общества.

3. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении:

1) публичного акционерного общества лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии (пункт 4 статьи 97);

2) непубличного акционерного общества путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;

3) общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

4. Общество с ограниченной ответственностью для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вправе, а в случаях, предусмотренных законом, обязано ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Такой аудит также может быть проведен по требованию любого из участников общества.

5. Акционерное общество для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должно ежегодно привлекать аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, уставом общества, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества должен быть проведен по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале акционерного общества составляет десять и более процентов*».

<…>

2. Рекомендация:В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;*
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

<…>

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 34 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • организаций, формирующих консолидированную отчетность.

Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

Главбух советует: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

<…>


Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Об этом сказано в статье 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.*

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

<…>

«Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках

<…>

2. Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей*».

<…>

3. Рекомендация: Кто, как и когда обязан представить бухгалтерскую отчетность

Cоставлять и сдавать бухгалтерскую отчетность должны те, кто обязан вести бухучет. А это все организации независимо от применяемой системы налогообложения (ч. 1 ст. 6ч. 2 ст. 13Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Не обязаны составлять бухгалтерскую отчетность при определенных условиях лишь индивидуальные предприниматели и структурные подразделения иностранных организаций.

<…>

Состав отчетности

Состав бухгалтерской отчетности, которую организация должна представить, определите в соответствии со статьей 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, ПБУ 4/99 и приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

<…>

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). В частности, это касается организаций, которые должны проводить обязательный аудит. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Кроме того, в обязательном порядке публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность должны ОАО (п. 1 ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). ЗАО и ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗп. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Опубликовать отчетность можно в средствах массовой информации либо в виде брошюр (буклетов), которые распространить среди своих пользователей.

Данный порядок публикации бухгалтерской отчетности является обязательным, в том числе и для организаций, применяющих упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).*

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

<…>

«Статья 15.19. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках

<…>

2. Нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей*».

<…>

5. Статья: О чем спорят коллеги. Обязаны ли все акционерные общества пройти аудит в 2015 году?

ЯБЛОКО РАЗДОРА: в конце 2014 года вступили в силу поправки, которые обязали все АО проводить аудит бухгалтерской отчетности. Но не ясно, распространяется ли это правило на отчетность за 2014 год.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО: за непредставление аудиторского заключения в статистику компанию могут оштрафовать на сумму до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). А еще документ может потребовать банк или контрагент.

На форуме сайта www.klerk.ru коллеги горячо спорили о том, надо ли всем акционерным обществам проводить аудит бухгалтерской отчетности за 2014 год. Раньше обязательный аудит был необходим только для отчетности ОАО. Теперь упоминание об открытых обществах исключили (ст. 3 Федерального закона от 01.12.14 № 403-ФЗ). Кроме того, правила об обязательном аудите появились и в статье 67.1 ГК РФ, которая действует с 1 сентября 2014 года. Формально выходит, что аудит теперь нужен всем акционерным обществам. Но выбор аудитора надо было одобрить на общем собрании акционеров в прошлом году, когда новые правила еще не действовали. Поэтому и возникла неясность.

Версия 1

Аудит в 2015 году проводить не надо

Некоторые коллеги пришли к выводу, что поправка не распространяется на отчетность за 2014 год. Аргументы в защиту такой позиции следующие. Акционерное общество выбирает аудитора для проверки отчетности за очередной год на общем собрании акционеров (ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ). В прошлом году его требовалось провести не позднее 30 июня 2014 года. В этот момент ЗАО еще не обязали проходить аудит. Обязанности проводить внеочередное собрание акционеров тоже нет.

Версия 2

Необходимо провести аудит отчетности за 2014 год

Другие участники форума пришли к выводу, что аудит отчетности за 2014 год обязателен. Бухгалтерскую отчетность компания будет составлять в 2015 году. Крайний срок представления баланса в инспекцию и статистику — 31 марта. Поправка об обязательном аудите в ГК РФ действует с 1 сентября 2014 года. Поэтому у компаний достаточно времени, чтобы до сдачи отчетности провести внеочередное собрание и выбрать аудитора. Кроме того, никаких переходных положений в законах№ 99-ФЗ и № 403-ФЗ не предусмотрено.

Наше мнение

Безопаснее выбрать аудитора и пройти проверку

Всем акционерным обществам безопаснее провести аудит в 2015 году. Изменения в ГК вступили в силу осенью 2014 года, значит, поправка распространяется на отчетность за 2014 год. Такую позицию подтверждает Минфин. Недавно чиновники опубликовали на своем официальном сайтеminfin.ru в разделе «Документы» таблицу, в которой сказано, кто обязан проводить аудит в 2014 году. В частности, это все акционерные общества.

Чтобы выбрать аудитора на 2014 год, не обязательно проводить внеочередное собрание акционеров. Этот вопрос можно решить на годовом собрании в 2015 году. Ведь сдавать аудиторское заключение вместе с отчетностью не обязательно. Его можно представить в отделение статистики в течение 10 рабочих дней с момента составления, но не позднее 31 декабря 2015 года (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).*

Журнал «Учет. Налоги. Право» № 6, 10–16 февраля 2015

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка