Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23
14 мая 2015 17 просмотров

Сообщение с требование о предоставление пояснений, исполнитель не указан, должны ли быть обязательные реквизиты такого рода сообщений?

Да, поскольку все требования о предоставлении пояснений (как письменных, так и устных) направляются налогоплательщику по установленным формам, в них имеются обязательные реквизиты, которые должна указать инспекция.

Так при обнаружении ошибок в декларации, инспекция должна сообщить о них проверяемой организации по форме, которая приведена в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В этом сообщении инспекция должна описать выявленные ошибки и и предложить организации дать письменные пояснения.

При требовании устных пояснений организации направляется уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений по форме уведомления из приложения 1 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Причем в обоих уведомлениях указывается наименование организации – получателя (исполнителя).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

<…>

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.

<…>

Обнаружение ошибок в декларации

Если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружит ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными (сведениями), она должна будет сообщить об этом проверяемой организации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Форма сообщения законодательством не утверждена. На практике инспекциям рекомендовано применять форму, образец которой приведен в приложении 2 к письму ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705. В сообщении инспекция описывает выявленные ошибки и (или) противоречия и предлагает организации дать им письменные пояснения, а в случае необходимости внести исправления в проверяемую декларацию (расчет).*

Ситуация: должна ли инспекция сообщать организации об ошибках (противоречиях), обнаруженных (выявленных) в ходе камеральной налоговой проверки

Да, должна. Сообщение о выявленных ошибках и обнаруженных противоречиях является обязанностью инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с тем, несоблюдение инспекцией этой обязанности не является основанием для отмены решения по камеральной проверке. Безусловным основанием для отмены решения является нарушение инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Несообщение организации о выявленных в ходе камеральной проверки ошибках и противоречиях к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке.

Ситуация: должна ли инспекция сообщить организации о выявленной в ходе камеральной налоговой проверки ошибке в декларации (расчете). Ошибка привела к переплате налога

Да, должна.

В ходе камеральной проверки инспекция обязана сообщать организации обо всех выявленных ею ошибках в декларации (расчете). При этом неважно, привели указанные ошибки к занижению налоговых платежей или, наоборот, - к их переплате. Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Более того, налоговое законодательство прямо обязывает инспекцию сообщать организации о каждом обнаруженном факте излишней уплаты налога (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Если организация представит письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям, то инспекция обязана рассмотреть их, прежде чем зафиксировать факт нарушения в акте (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Если организация устранит выявленные ошибки и (или) противоречия путем внесения изменений и подачи уточненной декларации (расчета), то инспекция обязана прекратить проверку по первичной декларации (расчету) и начать новую камеральную проверку по уточнению. При этом документы, полученные от организации в рамках прекращенной камеральной проверки, инспекция может использовать в рамках новой камеральной проверки по уточнению. Об этом говорится в пункте 9.1статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция потребовать представить дополнительные документы. В ходе камеральной проверки обнаружены ошибки в декларации (расчете) и (или) противоречия между имеющимися данными

Нет, не может.

По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.

При обнаружении ошибок в декларации (расчете) и (или) противоречий между имеющимися данными инспекция вправе потребовать от организации:

  • дать письменные пояснения по выявленным ошибкам и (или) противоречиям;
  • устранить выявленные ошибки и (или) противоречия, путем внесения изменений в проверяемую декларацию (расчет).

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Исходя из буквального толкования положений данного пункта, следует, что при обнаружении (выявлении) ошибок или противоречий инспекция может требовать от организации лишь письменные пояснения к ним или их устранения. Требовать представить какие-либо дополнительные документы к пояснениям инспекция не вправе.

Организация может лишь сама принять решение представить к своим письменнымпояснениям дополнительные подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Главбух советует: если в ходе камеральной проверки инспекция обнаружила несоответствие данных, отраженных в отчетности, имеющимся у нее сведениям и запросила дополнительные документы, представьте их.

Законодательство не содержит норм, разрешающих запрашивать дополнительные документы при выявлении расхождений между показателями налоговой отчетности и данными, имеющимися в инспекции. Тем не менее в постановлении от 15 марта 2012 г. № 14951/11 Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность таких требований. Поэтому, если необходимые документы у организации есть и они подтверждают данные отчетности, целесообразно исполнить запрос инспекции.

Ситуация: нужно ли организации представлять письменные пояснения по требованию инспекции, если в требовании не указано, какие именно ошибки и (или) противоречия были выявлены при камеральной проверке

Нет, не нужно.

Требовать от организации письменные пояснения инспекция может только при обнаружении в отчетности ошибок и противоречий. В этом случае инспекция обязана сообщить организации о выявленных неточностях и одновременно может потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Если инспекция требует представить письменные пояснения без указания на выявленные ошибки и (или) противоречия, то исполнять требование организация не обязана. Оно считается незаконным.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого вывода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08, ФАС Московского округа от 12 января 2010 г. № КА-А40/14809-09от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6618-09Центрального округа от 7 июля 2009 г. № А08-900/2009-16, Восточно-Сибирского округа от 30 июня 2009 г. № А19-14101/08от 25 мая 2009 г. № А33-15083/08-Ф02-2251/09, Уральского округа от 2 марта 2009 г. № Ф09-762/09-С3от 2 декабря 2008 г. № Ф09-8292/08-С2).

<…>

Вызов в инспекцию

В ходе камеральной налоговой проверки инспекция также вправе потребовать устные пояснения от организации (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Для этого она может направить в организацию уведомление о вызове для дачи необходимых пояснений. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В уведомлении инспекция обязана подробно указать цель вызова организации (приложение 1 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338)*. Налоговое законодательство не устанавливает никаких ограничений для инспекции в отношении их права вызова организации, в том числе для дачи устных пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи в Порядке, утвержденномприказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/169.

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 16.07.2013 № АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

<…>


«Приложение 2. Сообщение N ____ (с требованием представления пояснений)

На основании пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации настоящим сообщается, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки
, представленной за ,
(наименование налоговой декларации (расчета)) (период)
выявлены
(указываются выявленные камеральной налоговой проверкой ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленные несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля)
Данные несоответствия (противоречия) указывают на возможное нарушение положений
п. __ ст.__ НК РФ, предусматривающей
,
(указываются положения нарушенной нормы)
на основании вышеизложенного усматриваются признаки совершения налогового правонарушения, предусмотренного пунктом _____ статьей ______ Налогового кодекса Российской Федерации.
Прошу представить в течение 5 дней пояснения или уточненную налоговую декларацию. Вместе с пояснениями могут быть представлены подтверждающие документы.
(должность, наименование налогового органа)
(дата) (подпись) (Ф.И.О.)
** "Сообщение (с требованием представления пояснений) получил":
(полное наименование организации или полное наименование организации и обособленного подразделения организации)
(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

* Здесь и далее отчество указывается при наличии.

** Заполняется в случае вручения Сообщения (с требованием представления пояснений) непосредственно соответствующему лицу».

3. ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах»

<…>

Приложение № 1

УТВЕРЖДЕНО


приказом ФНС России
от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@
(В редакции,
введенной в действие
с 8 декабря 2012 года
приказом ФНС России
от 23 июля 2012 года
№ ММВ-7-2/511@)

Форма по КНД 1165009

(полное наименование организации или полное наименование
организации и филиала (представительства) организации,
или полное наименование ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков, ИНН/КПП (Ф.И.О.физического лица, ИНН (при наличии);
место нахождения организации (место жительства физического лица)

Приложение 1. Уведомление N ___________ о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации
(должность, наименование налогового органа, Ф.И.О.)
вызывает
(полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное
наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии)
в
(наименование налогового органа)
по адресу
(место нахождения налогового органа и № комнаты)
(указать день и время)
(указать подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)

Подпись должностного лица налогового органа:

(должность, наименование налогового органа)
(подпись) (Ф.И.О.)
Телефон:
"Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) получил"
Подпись руководителя организации (филиала, представительства, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, иного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (физического лица) (представителя)
(наименование организации (филиала (представительства)
(подпись) (Ф.И.О.)

 Здесь и далее отчество указывается при наличии.

 При необходимости могут быть указаны несколько дней и приемные часы.

<…>

14.05.2015г.

С уважением,

Алла Пыжова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка