Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24
14 мая 2015 12 просмотров

У нас заключен договор с организацией Казахстана, в котором прописано, что мы возмещаем расходы по доставке комплектующих. Поставщик отправил комплектующие через DHL и перевыставил нам расходы.1) Должны ли мы возмещаемые расходы включить в стоимость комплектующих?2) Возникает ли у нас обязанность по уплате НДС в бюджет?3) Возникает ли нулевая ставка и нужно ли ее подтверждать?4) Если мы заключим договор с Российской транспортной компанией, у кого возникает обязанность по уплате налогов в бюджет?

1. Да, указанные расходы следует включить в стоимость комплектующих.

2. Нет, обязанности по уплате НДС в бюджет нет, т.к. вы не оказываете никаких услуг, а всего лишь компенсируете расходы Вашего продавца.

3. Нет, права на применение налоговой ставки 0 процентов у Вас нет, т.к. вся документация оформлена на Вашего поставщика, а не на Вас.

4. налоги будет оплачивать Российская компания.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза.

Нормативная база

Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:

Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).

Налогоплательщики

При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь, Казахстан и Армения у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (п. 4 ст. 72 Договора о евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ (п. 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).

Исключением является ввоз на территорию России товаров:
– в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
– освобожденных от налогообложения при ввозе. Их перечень приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ;
– в связи с их передачей в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
– гражданами для личных нужд (для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью).

Об этом сказано в пункте 6 статьи 72 Договора о евразийском экономическом союзе, пункте 13 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе, подпункте 3 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса РФ.

Внимание: при определении перечня товаров, не облагаемых НДС при ввозе в Россию, ориентируйтесь только на статью 150 Налогового кодекса РФ. Товары, перечисленные в статье 149 Налогового кодекса РФ, не облагаются при ввозе, только если на соответствующую позицию есть ссылка из статьи 150 Налогового кодекса РФ.

Например, лом и отходы черных металлов не относятся к необлагаемым товарам по статье 150 Налогового кодекса РФ. Поэтому, несмотря на то что данный товар поименован в статье 149 Налогового кодекса РФ, при его ввозе в Россию нужно заплатить НДС. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 18 сентября 2014 г. № ГД-18-3/1260.

Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 25 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). *

Ставка НДС

Ставку НДС надо определять по российскому налоговому законодательству (п. 17 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Поэтому в зависимости от вида ввозимых товаров она составит 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, организации, применяющие общую систему налогообложения и не использующие налоговое освобождение по статьям 145 и 149 Налогового кодекса РФ, могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Расчет НДС

Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:

Сумма НДС = Стоимость импортируемых товаров + Акцизы (по подакцизным товарам) ? Ставка НДС (10% или 18%)


При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе, письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281 (несмотря на то что в письме сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о евразийском экономическом союзе, эти разъяснения можно применять и в настоящее время).

При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.

При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Если стоимость товаров (переработки давальческого сырья) выражена в иностранной валюте, налоговою базу определите исходя из договорной стоимости товаров (работ), пересчитанной в рубли. Пересчет производите по курсу Банка России на дату принятия товаров (продуктов переработки) к учету (п. 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как часть стоимости предмета лизинга, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы. При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.

Об этом сказано в пунктах 14 и 15 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;

Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.

Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза. Стоимость товаров в договоре указана в иностранной валюте

В августе ООО «Альфа» импортировало в Россию автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки – 22 000 долл. США. 15 августа «Альфа» приняла погрузчик на учет. 19 августа оплатила ввезенный товар.

Условный курс доллара на даты совершения операций составлял:

– 15 августа – 31,0000 руб./USD;

– 19 августа – 30,0000 руб./USD.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
– 682 000 руб. (22 000 USD ? 31,0000 руб./USD) – принят к учету импортированный погрузчик;

Дебет 60 Кредит 51
– 660 000 руб. (22 000 USD ? 30,0000 руб./USD) – оплачен погрузчик;

Дебет 60 Кредит 91-1
– 22 000 руб. (682 000 руб. – 660 000 руб.) – отражена положительная курсовая разница;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 122 760 руб. (682 000 руб. ? 18%) – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 122 760 руб. – перечислен НДС со стоимости импортного товара.

Уплата налога и подача декларации

Заплатить НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:

  • в котором товары были приняты к учету;
  • в котором наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Об этом говорится в пункте 19 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

В этот же срок покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (п. 20 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). К декларации нужно приложить:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью). Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России.
  • выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. При наличии переплаты по федеральным налогам инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран участниц Таможенного союза. В этом случае представлять банковскую выписку не нужно;
  • транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
  • счета-фактуры на отгрузку товаров (либо другой документ, если выписка счета-фактуры не предусмотрена национальным законодательством продавца);
  • договор, на основании которого товар ввозится в Россию (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
  • информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (если товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в т. ч. не являющегося участником Таможенного союза). В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о лице, у которого он приобрел товары: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если лицо, у которого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно указываются аналогичные сведения о собственнике. Сообщение должно быть подписано руководителем организации-продавца и заверено ее печатью. Если сообщение составлено на иностранном языке, обязательно наличие его перевода на русский язык. Информационное сообщение можно не представлять, если все необходимые сведения отражены в договоре (контракте), на основании которого товар ввозится в Россию);
  • договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
  • договор (контракт), в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации или в электронном виде. Электронный формат должен быть утвержден ФНС России.

Об этом сказано в пункте 20 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

При необходимости организация может подать уточненное заявление (взамен ранее представленного). Заявление можно подать:
– на бумаге (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
– в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.

Если уточненное заявление влечет за собой изменение показателей (стоимость товаров, сумма налога к уплате), нужно подать уточненную специальную декларацию. Если таких изменений нет, уточненную декларацию подавать не нужно.

Кроме того, к уточненному заявлению нужно приложить пакет документов, если с первоначальным заявлением такие документы не подавались.

Такой порядок предусмотрен пунктом 21 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

Ситуация: какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт импорта товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза. Доставка товаров осуществляется поставщиком товаров (иностранной организацией)

Используйте транспортные (товаросопроводительные) документы, которые предусмотрены национальным законодательством страны – участницы Таможенного союза и подтверждают перемещение товаров в Россию (подп. 3 п. 20 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Например, если импортируете товары из Республики Беларусь, в налоговую инспекцию можно представить документы, составленные по образцам, приведенным в приложении к письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 мая 2010 г. № 8-2-7/2255.

Так, доставляя в Россию товар автомобильным транспортом, в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа можно использовать CMR-накладную. Ее составляют в соответствии с инструкцией, которая утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 февраля 2012 г. № 11. К этому документу дополнительно приложите товарную накладнуюТН-2, форма которой утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192.

Если товары доставляются в Россию воздушным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована авиационная накладная (Air Waybill-AWB). Ее оформляют в соответствии с требованиями Варшавской конвенции от 12 октября 1929 г.

Если товары доставляются в Россию железнодорожным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы накладные СМГС, формы которых приведены в приложениях 12.1–12.5 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.

Это следует из письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 мая 2010 г. № 8-2-7/2255 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29 июня 2010 г. № ШС-37-3/5424).

Если организация приобрела товары по договору лизинга, то при первой уплате НДС организация прилагает к декларации полный пакет перечисленных документов. При подаче последующих деклараций организация прилагает только заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью) и банковскую выписку, подтверждающую уплату очередной суммы НДС.

Такой порядок следует из положений абзаца 3 подпункта 8 пункта 20 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

<…>

Подтверждение уплаты НДС

После того как организация представит необходимый пакет документов, инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года). Это нужно, чтобы в дальнейшем:

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме подано заявление.

Заявление подано на бумаге. Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:

  • сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
  • подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
  • подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.

Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов.

Заявление подано в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Налоговая инспекция в подтверждение уплаты НДС направит в электронном виде документ. Форма такого документа должна быть утверждена ФНС России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года.

Уплата НДС не подтверждена

Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030.

Принудительное взыскание НДС

Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 22 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

НДС при оказании услуг

Ситуация: нужно ли начислить НДС со стоимости работ (услуг), оказанных российской организации белорусской (казахской, армянской) организацией. Белорусская (казахская, армянская) организация не состоит в России на налоговом учете

Ответ на этот вопрос зависит от вида выполняемых работ (оказываемых услуг) и от того, какое государство признается местом реализации этих работ (услуг).

По общему правилу местом реализации работ (услуг) является территория той страны, в которой организация-исполнитель зарегистрирована в качестве налогоплательщика (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Исключение предусмотрено в отношении работ (услуг), перечисленных в подпунктах 1–4 пункта 29 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе. Например, местом реализации рекламных (маркетинговых, юридических, консультационных и т. п.) услуг считается территория государства, где зарегистрирован их покупатель (заказчик) (подп. 4 п. 29 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

Если местом реализации услуг является территория России, то заказчик услуг, оказанных белорусской (казахской) организацией, должен исполнить обязанности налогового агента по НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). То есть удержать и перечислить в бюджет НДС со стоимости оказанных услуг. После уплаты сумму входного налога заказчик вправе принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Если местом реализации услуг не является территория России, то объект обложения НДС по российскому законодательству не возникает (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 28 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе). Сумму НДС (его аналога), уплаченную иностранным контрагентам по законодательству других государств, к вычету не принимайте. Вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ, на суммы налогов, уплаченных за рубежом, не распространяются.

В ситуациях, когда белорусская (казахская, армянская) организация выполняет работы для российской организации по переработке давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки в Россию, белорусская (казахская, армянская) сторона должна будет начислить налог по ставке 0 процентов. При этом налоговой базой признается стоимость выполненных работ по переработке давальческого сырья (с учетом акциза, если товар подакцизный). Об этом сказано в пункте 31 и разделе II приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе. Местом выполнения работ признается территория Республики Беларусь (Республики Казахстан, Республики Армения). Если в дальнейшем продукты переработки будут ввезены на территорию России, то российская организация должна будет начислить НДС по ввезенным продуктам переработки исходя из стоимости оказанных ей услуг в порядке, предусмотренном для импорта товаров из стран – участниц Таможенного союза. Это следует из положений пункта 14 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе.

Пример отражения в бухучете суммы НДС со стоимости услуг, оказанных российской организации белорусской организацией. Местом реализации услуг является территория Республики Беларусь. Белорусская организация не состоит в России на налоговом учете

ООО «Альфа» ведет в России деятельность, облагаемую НДС. «Альфа» заключила договор с белорусской транспортной компанией на перевозку материалов по территории Республики Беларусь (из г. Минска в г. Брест). Стоимость транспортных услуг составляет 35 400 руб. (в т. ч. НДС – 5400 руб.).

Местом реализации транспортных услуг является территория Республики Беларусь (подп. 5 п. 29 приложения 18 к Договору о евразийском экономическом союзе).

НДС со стоимости транспортных услуг был предъявлен организации по законодательству иностранного государства (а не в соответствии с российским законодательством). Поэтому сумму входного НДС бухгалтер «Альфы» к вычету не принял. В бухучете сумму налога бухгалтер включил в состав расходов.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76
– 30 000 руб. – отражены расходы по транспортировке материалов на территории Республики Беларусь;

Дебет 19 Кредит 76
– 5400 руб. – отражена сумма НДС, предъявленная транспортной компанией;

Дебет 20 Кредит 19
– 5400 руб. – отнесена сумма входного НДС на производственные расходы. *

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Статья:Какие затраты включать в первоначальную стоимость основного средства, чтобы не было штрафа

<…>

Ваша компания приобрела или построила основное средство. Теперь важно правильно сформировать его первоначальную стоимость. И как вы помните, помимо расходов на покупку (или сооружение) туда входят и дополнительные затраты. Те, что связаны с доставкой и доведением объекта до состояния, в котором его можно использовать. Так сказано в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Но вот что конкретно подразумевается под этими дополнительными расходами, в кодексе не уточнено.

Перечень затрат, по поводу которых у контролеров уже есть четкое мнение, мы привели в таблице ниже. А на трех неоднозначных ситуациях, по которым чиновники высказались совсем недавно, остановимся подробнее.

Какие расходы безопаснее включать в первоначальную стоимость основного средства, а какие нет

Вид расходов Как безопаснее учесть Где об этом сказано
Расходы, которые безопаснее учитывать в первоначальной стоимости
Госпошлина за госрегистрацию недвижимости или транспорта Такие пошлины Минфин России требует включать в первоначальную стоимость. Исключение — ситуация, когда госрегистрация запоздала и объект на этот момент уже эксплуатировали. Тогда списать госпошлину можно сразу в прочих расходах Письма Минфина России от 4 марта 2010 г. № 03-03-06/1/113, от 11 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/89
Таможенные сборы и ввозные пошлины Пошлины и сборы, которые компания уплачивает при ввозе основного средства в Россию, напрямую связаны с его приобретением. Не входят в первоначальную стоимость лишь НДС и акцизы Письмо Минфина России от 8 июля 2011 г. № 03-03-06/1/413
Лицензии на программы для ЭВМ Компания купила компьютер и к нему лицензии (неисключительные права) на программы. Без них объект работать не может. Поэтому расходы на лицензии формируют его первоначальную стоимость Письмо ФНС России от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7756
Расходы на демонтаж старого оборудования Вместо демонтированного оборудования установлено другое. Расходы на разборку связаны с подготовкой к эксплуатации нового основного средства Письмо Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-03-06/1/806
Затраты на строительный проект Эти затраты сотрудники ФНС причислили к капитальным, как напрямую связанные с созданием основного средства Письмо ФНС России от 21 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6494
Зарплата работников-строителей и начисленные на нее страховые взносы Компания строит объект хозяйственным способом. В первоначальную стоимость надо включить не только зарплату работников-строителей, но и страховые взносы Письмо Минфина России от 15 марта 2010 г. № 03-03-06/1/135
Расходы на создание санитарно-защитных зон Производственная организация сформировала санитарно-защитную зону по требованию закона. Соответствующие расходы входят в первоначальную стоимость объекта. А если их нельзя отнести к конкретному объекту, тогда учитывают как материальные затраты Письмо Минфина России от 17 июня 2010 г. № 03-03-06/1/418
Пусконаладочные работы, связанные со строительством Затраты на заложенные в смету работы (как «вхолостую», так и «под нагрузкой») учитывают в первоначальной стоимости объекта. При условии, что на момент их выполнения она еще не сформирована Письмо Минфина России от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/560
Расходы, которые нельзя учитывать в первоначальной стоимости
Проценты по кредиту на покупку или строительство объекта Для процентов по долгам всех видов в статье 269 НК РФ установлен особый порядок учета. Кредиты на покупку или строительство основных средств — не исключение Письмо Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-03-06/1/398
Расходы на асфальтирование и озеленение вокруг торгового центра Объекты внешнего благоустройства амортизировать нельзя (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому расходы на их создание при расчете налога на прибыль учитывать не нужно Письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 03-03-06/1/35
Увеличение лизинговых платежей Компания получила объект по договору лизинга, учла его на своем балансе и начала эксплуатировать. После этого лизингодатель увеличил лизинговые платежи. Сумма доплаты первоначальную стоимость не увеличивает, поскольку это не предусмотрено кодексом Письмо Минфина России от 4 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/62

<…>

Осторожно!

Единовременно списать расходы на консультационные услуги, связанные с основным средством, можно, только если они оказаны после ввода в эксплуатацию.

Впрочем, вы, конечно, можете рискнуть и сослаться на те же нормы статьи 264 кодекса и в случае с «консультационными» расходами до покупки объекта. Если дело дойдет до суда, шансы выиграть достаточно высоки. Пример тому — постановление ФАС Московского округа от 7 июня 2010 г. № КА-А40/5378-10. Ведь если кодекс с равными основаниями позволяет отнести расходы к разным группам, компания вправе сделать свой выбор самостоятельно (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Вы выкупаете основное средство, которое прежде арендовали

Теперь представим, что ваша компания долгое время арендовала здание или какую-то его часть. В помещении пришлось установить, к примеру, систему вентиляции или отопления — другими словами, вы произвели неотделимые улучшения. Согласие арендодателя на подобные капитальные вложения ваше руководство получило. Но договорились, что затраты на них он не возмещает. Поэтому до тех пор, пока действовал договор аренды, вы постепенно списывали стоимость всех этих неотделимых улучшений в составе налоговых расходов через амортизацию (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса).

И вот через некоторое время ваша компания выкупает арендованное помещение. Но к моменту такой сделки стоимость тех самых капвложений полностью не списана. Можно ли учесть ее остаток в первоначальной стоимости перешедшего в собственность здания? К сожалению, нет. Такая возможность Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. И об этом чиновники из Минфина России предупредили в письме от 13 февраля 2012 г. № 03-03-06/2/20.

Специалисты финансового ведомства разъяснили, что к расходам, связанным с покупкой основного средства, недоамортизированная стоимость улучшений не относится. Нельзя ее причислить и к расходам на достройку, реконструкцию или модернизацию. То есть пункт 2 статьи 257 Налогового кодекса РФ здесь тоже неприменим.

Поспорить тут с чиновниками сложно. Арбитражной практики на эту тему пока нет. Поэтому остается только придерживаться их позиции.

Ваша компания потратилась на доставку и монтаж имущества, которое взяла в лизинг

И еще одна ситуация, в которой стоит следовать разъяснениям чиновников. Допустим, ваша компания получила имущество в лизинг. По условиям договора вы учитываете такой объект у себя на балансе.

В любом случае первоначальную стоимость лизингового имущества формирует лизингодатель. Он определит ее по тем же правилам, которые действуют при покупке основного средства. Так сказано в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. И в соответствии с тем же пунктом в первоначальную стоимость он включит затраты на доставку и монтаж.

А если сопутствующие затраты легли на плечи лизингополучателя, то есть вашей компании? Увеличивать ли вам на них ту стоимость, о которой заявил лизингодатель? Нет, не надо. В Налоговом кодексе РФ такого правила нет. Но расходы на доставку и монтаж лизингового имущества вы можете признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В Минфине России подтвердили это письмом от 3 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/64.

Внимание!

Включить в первоначальную стоимость основного средства расходы на доставку и монтаж может только лизингодатель. У лизингополучателя такого права нет.

Все бы хорошо, но списывать названные расходы единовременно чиновники не разрешают. Они требуют относить их на расходы постепенно, в течение срока действия договора лизинга. Применяйте именно этот подход, если конфликты вам ни к чему.

Если же готовы спорить, в том числе и в суде, то вот вам аргумент в защиту. Прочие расходы, связанные с расчетами за выполненные работы, списываются сразу — на последнее число отчетного (налогового) периода или на дату получения расчетных документов. Это прямо предусмотрено подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ. А «принцип равномерности» упомянут в кодексе лишь по отношению к конкретной ситуации — когда по условиям договора оплата поступает в течение более чем одного отчетного периода, а поэтапной сдачи товаров (работ, услуг) нет.

<…>

Главное, о чем важно помнить

1 Контролеры требуют включать в первоначальную стоимость даже те расходы, которые Налоговый кодекс РФ напрямую относит к прочим.

2 Расходы на подготовку объекта к работе увеличивают его первоначальную стоимость при условии, что их понесли до ввода в эксплуатацию.

Журнал «Главбух» № 10, Май 2012

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка