Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отражать цены, чтобы на счете 42 не было путаницы

Подписка
Срочно заберите все!
№23
15 мая 2015 75 просмотров

Ответ дан по декларациям, если они сданы в 2015 году. У меня бы вопрос тогда и не возникал. Декларация на прибыль за 2012 год сдана 18/03/2013г., уточненные декларации за этот период не подавались. С организацией, которая в информационном письме указана как "однодневка", работали только в 2012г. Требование поступает 12/05/2015г.! Я уже думала, что я что-то упустила в нашем стремительно меняющемся законодательстве. Ответ на "критерии фирм-однодневок" не дан в принципе. Ответ общий по камеральным проверкам, но не на мой вопрос. Спасибо.

В пункте 3 ст. 88 НК РФ, на который ссылается инспекция в своем требовании, есть такая формулировка:

«Если камеральной налоговой проверкой выявлены… несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля…».

Отсюда можно предположить, что инспекция, проверяя декларацию за 2015 год, выявила в ней несоответствия сведений с имеющимися у инспекции сведениями и документами по ранее представленной декларации за 2012 год и поэтому потребовала пояснения.

Что касается срока давности по декларации за 2012 год, то следует отметить следующее. Для выездных проверок статье 89 НК РФ установлено правило, что проверкой могут быть охвачены только три года, предшествующие году проверки. В отношении камеральных проверок такой нормы в НК РФ нет. Поэтому следует ориентироваться на срок, установленный в ст. 113 НК РФ – три года со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение.

Но дело в том, что по сути в данном случае не проводится камеральная проверка декларации за 2012 год. И никаких ограничений по срокам в отношении запрашиваемых пояснений нормы НК РФ не содержат. Поэтому формально инспекция может запросить пояснения по декларации за 2012 год.

Как было отмечено в предыдущем ответе, ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений НК РФ не предусматривает. Тем не менее, своевременная подача пояснений может избавить организацию от проблем с необоснованным доначислением налога, пеней и привлечением к ответственности по итогам камеральной проверки.

О критериях «однодневок» подробно см. статьи № 3 и 4 ниже в ответе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. Налоговый кодекс РФ

<…>

«Статья 88. Камеральная налоговая проверка

<…>

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля,* об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка».

<…>

2. Рекомендация: Как подать документы по требованию проверяющих при камеральной налоговой проверке

<…>

Пояснения организации

Письменные пояснения, которые налоговая инспекция вправе запросить в ходе камеральной проверки при обнаружении ошибок и (или) противоречий, организация может подать в произвольной форме.* Пояснения по отдельным декларациям рекомендуется подавать на бланках, разработанных налоговой службой. В частности, образец ответа на требование о представлении пояснений по декларации по НДС рекомендован письмом ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.

К пояснениям организация вправе приложить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, а также другие подтверждающие документы по своему усмотрению. Это следует из пункта 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ.

Представлять к пояснениям дополнительные документы, которые потребовала сама инспекция, организация не обязана. Такое требование со стороны инспекции неправомерно.

Представить запрошенные пояснения в инспекцию организации следует в течение пяти рабочих дней:

  • со дня получения от инспекции сообщения о выявленных ошибках и (или) неточностях, в котором содержится требование представить пояснения или внести изменения;*
  • со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений в связи с уменьшением суммы налога к уплате в бюджет по результатам проверки уточненной декларации (расчета);
  • со дня получения от инспекции требования о представлении пояснений, обосновывающих сумму полученного убытка, заявленного в декларации (расчете) за налоговый (отчетный период);
  • со дня получения от инспекции требования представить пояснения и документы, связанные с участием в региональном инвестиционном проекте;
  • со дня получения налоговым агентом от инспекции требования представить документы, подтверждающие правильность удержания налога на прибыль по ценным бумагам.

Такой порядок следует из пункта 3 статьи 88, пункта 6 статьи 6.1, пункта 1 статьи 214.8 Налогового кодекса РФ.

Отсчет срока начинается на следующий день за днем фактического вручения указанного сообщения* (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Пример определения предельного срока на представление пояснений по требованию инспекции в рамках камеральной налоговой проверки

16 июня 2015 года организация подала в инспекцию уточненную декларацию по транспортному налогу. 14 июля 2015 года организация получила из инспекции сообщение о выявленных ошибках и (или) неточностях с требованием представить пояснения или внести изменения. Предельный срок на подачу пояснений (внесение изменений) – с 15 по 21 июля 2015 года включительно.

Ответственности за непредставление (несвоевременное представление) письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает* (ст. 88 НК РФ).

Главбух советует: Если инспекция в ходе камеральной проверки требует представить письменные пояснения по выявленным ошибкам и противоречиям, исполните ее требование.

Несмотря на то что ответственности за непредставление письменных пояснений Налоговый кодекс РФ не предусматривает, своевременная подача пояснений может избавить организацию от проблем с необоснованным доначислением налога, пеней и привлечением к ответственности по итогам камеральной проверки.*

Для подачи устных пояснений должностному лицу организации (руководителю) нужно прийти в инспекцию в срок, указанный в уведомлении о вызове. За неявку по вызову руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности.

<…>

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Статья: Инспекторы Питера по-новому вычисляют однодневки

Как рассказали «УНП» специалисты налогового управления по Санкт-Петербургу, среди контрагентов проверяемых компаний по-прежнему часто попадаются однодневки. Но они усовершенствовались. Теперь у фиктивной компании может не быть стандартного набора признаков однодневки, поэтому налоговики вычисляют их по новым критериям.

До недавнего времени налоговики считали однодневкой компанию, если у нее массовый адрес, директор, а в штате всего один человек. По словам сотрудников УФНС, создатели схем это учли, и теперь такие критерии уже не работают. Для уклонения от налогов используются организации, зарегистрированные не по массовому адресу. И руководитель однодневки может быть директором одной-единственной компании. Кроме того, в штате такой организации часто бывает больше одного человека. То есть однодневка может быть похожа на обычную действующую компанию.

Есть несколько новых признаков, по которым налоговики наверняка могут вычислить однодневку (см. подверстку). Во-первых, она, как правило, не участвует в операции одна. Деньги проходят через целую цепочку технических компаний. Все эти организации создаются в одно и то же время, с разницей в один-два месяца, и незадолго до совершения сделки с проверяемой организацией (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.13 № А56-48073/2012). За время своего существования однодневки обычно проводят всего одну сделку и после этого не работают. Кроме того, у однодневок не бывает на балансе основных средств, чаще всего они не отчитываются в инспекцию и не платят налоги.

Впрочем, даже если инспекторы заподозрили схему, доказать ее получается не всегда. Одних признаков однодневок у контрагентов для этого недостаточно. Суды не соглашаются с доначислениями, если инспекция не доказала, что компания знала о недобросовестности контрагента, в частности, в силу взаимозависимости с ним (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.05.13 № А13-11789/2011).

Новые признаки однодневок

— директор числится только в этой компании, а ее адрес не массовый;

— у компании небольшой штат (2–3 человека);

— деньги приходят в компанию через цепочку похожих организаций;

— все контрагенты компании созданы примерно в одно и то же время (разница не больше месяца);

— за время существования компании у нее проходит очень мало сделок (как правило, одна).*

36 1–7 октября2013

4. Статья: Какими способами компании в настоящее время распознают в контрагенте однодневку

Чаще всего контролеры рекомендуют проверять контрагента, используя информацию о нем из госреестра. На практике такая проверка не всегда результативна, ведь на момент совершения сделки сведения могут измениться. Периодически налоговики уточняют наиболее эффективные, по их мнению, способы проверки партнеров. Какие приемы в настоящий момент используют компании?

При проверке налоговики нередко доначисляют компании налоги и привлекают ее к ответственности, указывая на сотрудничество с недобросовестным контрагентом. Ведь будь налогоплательщик законопослушным и добросовестным, прояви он должную осмотрительность, он не заключил бы сделку с таким поставщиком. Значит, либо компания неответственно подошла к выбору своего партнера, либо выбрала его умышленно. Следовательно, по мнению налоговиков, вычет по НДС или расходы по налогу на прибыль необоснованны.

Практика показывает, что зачастую налогоплательщикам удается отстоять свою правоту в суде. Вместе с тем многих претензий можно избежать, если заранее выявить и исключить сомнительные признаки, которыми обладает потенциальный партнер. Рассмотрим, какие меры принимают компании в настоящее время, чтобы избежать обвинений контролеров в сотрудничестве с фирмой-однодневкой.

Компании продолжают запрашивать официальные сведения о контрагенте из государственного реестра

Еще в 2009 году Минфин России в письме от 10.04.09 № 03-02-07/1-177 указал, что для подтверждения осмотрительности и осторожности при выборе контрагента организация должна получить копию свидетельства о постановке его на учет в налоговом органе, проверить факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ, получить доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента, а также использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента.

Позднее налоговики в письме от 11.02.10 № 3-7-07/84 отметили, что действующее в настоящее время законодательство не препятствует появлению фирм-однодневок. По сути, контролеры не наделены ни полномочиями, ни обязанностями по проверке достоверности представляемых на регистрацию юридического лица документов. Следовательно, ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов таких сомнительных фирм. Ведомство рекомендовало налогоплательщику обратиться к своему контрагенту с просьбой представить копии учредительных документов, свидетельства о регистрации в ЕГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, лицензий, приказов, подтверждающих право руководителя подписывать документы, а также информацию о том, не привлекался ли он к налоговой или административной ответственности. По мнению контролеров, систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Перед подписанием договора компании проверяют актуальность сведений из ЕГРЮЛ, которые представил контрагент

В последнее время финансисты все чаще обращают внимание налогоплательщиков на необходимость проявления должной осмотрительности при выборе контрагента (письма от 26.08.13 № 03-02-07/1/35024 и от 03.08.12 № 03-02-07/1-197). Вместе с тем отметим, что законодательство не обязывает компанию получать регистрационную или иную информацию о партнере. Следовательно, сам по себе факт такого запроса не может априори исключать претензии к компании.

Запрос о контрагенте организации стараются отправить в регистрирующий орган за пять дней до заключения договора

В настоящее время получить открытые и общедоступные сведения о контрагенте, содержащиеся в государственном реестре, можно посредством письменного запроса (ч. 1 ст. 6Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон № 129-ФЗ ) или через сервис «Проверь себя и контрагента» на сайте налоговой службы (см. ниже врезку «Читайте на e.rnk.ru»).

При этом регистрирующий орган обязан ответить на запрос не позднее пяти дней со дня его получения (ч. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ). Кроме того, в случае изменения отдельных сведений, содержащихся в учредительных документах, налогоплательщик уведомляет об этом регистрирующий орган. Указанные изменения отражаются в госреестре в течение пяти дней с момента получения соответствующего заявления (ч. 2 ст. 19 Закона № 129-ФЗ).

ЧИТАЙТЕ НА E.RNK.RU

На сайте налоговой службы доступно более 25 онлайн-сервисов для налогоплательщиков

Подробное описание основных интернет-сервисов ФНС России, а также статистику их применения по данным опроса среди читателей журнала «Российский налоговый курьер» читайте в статье «29 электронных помощников налогоплательщика, разработанных специалистами ФНС России»

НА ПРАКТИКЕ

Сервис проверки адреса массовой регистрации контрагента может ввести компанию в заблуждение

Для того чтобы в этом убедиться, сначала в запросе необходимо указать реально существующий адрес, в отношении которого точно известно, что он не используется для регистрации фирм (например, место жительства физлица: город, улицу, дом, квартиру). Система предоставит следующий ответ: «Адресов массовой регистрации по указанным критериям не найдено». Затем нужно изменить запрос, указав заведомо неверную информацию. Например, несуществующий номер квартиры («квартира № 5201»). В этом случае система также выдаст информацию об отсутствии адресов массовой регистрации по заданным реквизитам

Следовательно, сведения, которые налогоплательщик получил из госреестра, через небольшой отрезок времени могут отличаться от фактической информации о контрагенте. Например, компания получила выписку из ЕГРЮЛ и тем самым убедилась в реальности существования контрагента. Но сделку заключила позднее и на момент подписания договора актуальность сведений о партнере не перепроверила. В этот промежуток времени контрагент вполне мог изменить свои регистрационные данные (в частности, сменить первоначальный адрес на адрес массовой регистрации, принять на должность руководителя иное лицо). В такой ситуации налоговики, скорее всего, запросят сведения о дате размещения на сайте ФНС России этих данных и попытаются доказать, что изменения о контрагенте были доступны до заключения сделки (в период между получением выписки из ЕГРЮЛ и подписанием контракта). В этом случае высоки риски, что инспекторы обвинят компанию в неосмотрительности при выборе контрагента.

Адрес регистрации контрагента на предмет его «массовости» проверяют на официальном сайте налоговой службы. Но чтобы выяснить, существует ли такой адрес на самом деле, компании стали пользоваться общедоступным картографическим сервисом или справочной системой

Компании с осторожностью проверяют на сайте налогового ведомства адрес регистрации контрагента

При проверке благонадежности контрагента компании проверяют его местонахождение. В частности, убеждаются, что партнер не зарегистрирован по адресу массовой регистрации. Проверить сведения об адресе можно в том числе с помощью сервиса «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» (см. ниже врезку «Читайте на e.rnk.ru»). В запросе указывается адрес компании, заявленный при ее госрегистрации (этот адрес указан в выписке из ЕГРЮЛ). После чего система дает ответ, содержание которого либо подтверждает, что введенный адрес не является массовым и с таким контрагентом относительно безопасно работать, либо, напротив, сообщает, что адрес используется для массовой регистрации и от заключения сделки с этой фирмой лучше воздержаться.

Отметим, что, если в запросе указать нереальный адрес (например, дом, которого нет), система примет его к обработке и в ответе укажет, что по указанному адресу отсутствует массовая регистрация налогоплательщиков. При этом не будет указаний на то, что в запросе указан нереальный адрес (см. врезку «На практике»).

Получается, что компания может запросить выписку из государственного реестра с информацией о контрагенте и сверить полученные сведения с данными официального ресурса налоговиков. Но полностью избежать противоправных действий мошенников не удастся. Если контролеры в ходе проверки установят факт регистрации контрагента по несуществующему адресу, они могут указать на нереальность сделки и обвинить компанию в получении необоснованной налоговой выгоды (постановления ФАС Волго-Вятского от 20.10.08 № А11-11644/2007-К2-20/516/5 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 17.02.09 № 1351/09), Западно-Сибирского от 24.10.13 № А75-770/2012Поволжского от 25.07.13 № А12-21366/2012 и Дальневосточного от 08.07.13 № Ф03-2636/2013 округов).

Место нахождения контрагента организации отслеживают через панорамные карты

Информацию о своих партнерах компании все чаще стали проверять на сайтах в интернете, по отзывам на тематических форумах, в блогах и пр.

Убедившись, что адрес контрагента не является массовым и в действительности существует, компании проверяют, что указанное местонахождение компании соответствует виду ее деятельности. В частности, расположение офиса консалтинговой компании в бизнес-центре в городе вряд ли вызовет вопросы. Однако если организация, деятельность которой направлена на постоянное общение с клиентами, арендует офис в подвальном помещении промышленного района на окраине, то факт ведения деятельности сомнителен. Также налоговики, вероятнее всего, усомнятся в реальности сделки, если местом регистрации производственной компании, не имеющей обособленные подразделения, окажется торгово-офисное здание.

Далеко не всегда у компании есть возможность посетить офис партнера (в частности, если организации расположены в разных городах). В этом случае снизить риск возможных претензий налоговиков можно, изучив местонахождение контрагента при помощи онлайн-карт. Многие интернет-сервисы позволяют не только оценить дорожную ситуацию и проложить маршрут с учетом пробок, но и ознакомиться с местностью в режиме «Спутник». В частности, можно увидеть, что компания расположена в городской местности, а не посреди лесопарка. Кроме того, такие сервисы позволяют определить внешний вид конкретного здания. Для этого необходимо перейти в режим «Панорама» (сервис доступен для наиболее крупных городов России). Также можно определить назначение помещения (производственное здание, жилой дом). Сервисы, как правило, предоставляют пользователю сведения обо всех организациях, находящихся по запрошенному адресу.

ЧИТАЙТЕ НА E.RNK.RU

Сведения на сайте компании могут быть на руку проверяющим

Подробнее о том, какие сведения компании целесообразно указать на сайте, чтобы избежать претензий налоговиков и привлечь внимание партнеров и клиентов, а также что, наоборот, рискованно размещать на своей интернет-странице, читайте в статье «Какие сведения на сайте компании могут привести к налоговым претензиям, а какие — помогут защититься»

Зачастую компания зарегистрирована по одному адресу, а фактически ведет деятельность через другие арендуемые помещения. В этом случае организации запрашивают у контрагента пояснения и документы, подтверждающие ведение деятельности по другому адресу (письмо от собственника, договор аренды).

Отметим, что налоговики зачастую также используют сервис онлайн-карт при проведении первичного осмотра территории проверяемой компании.

Налогоплательщики тщательно изучают информацию о контрагенте в интернете

Практика показывает, что, доказывая свою налоговую невиновность, компании, как правило, ссылаются на то, что сведения о контрагенте имеются в ЕГРЮЛ, получены по запросу, что является достаточным основанием для заключения сделки и гарантирует законность действий. Вместе с тем ЕГРЮЛ — это всего лишь информационный справочник, который содержит сведения обо всех организациях, в том числе о тех, которые используются злоумышленниками для ведения деятельности, нарушающей налоговое законодательство. Суды нередко приходят к выводу, что сам по себе факт получения сведений о контрагенте, зафиксированных в госреестре, не является проявлением компанией должной осмотрительности при заключении сделки (постановления ФАС Московского округа от 29.05.13 № А40-121369/12-140-750 и от 02.08.13 № А40-124318/12-140-792).

ФНС России в письме от 16.07.13 № АС-4-2/12705 рекомендовала инспекторам при проведении контрольных мероприятий использовать информационные ресурсы третьих лиц (например, СПАРК, FIRA.PRO, «Коммерсантъ КАРТОТЕКА»). Эти ресурсы позволяют не только проанализировать финансовое состояние контрагента и оценить наличие той самой материально-технической базы, которую проверяют налоговики, но и получить другую информацию о деятельности компании. Каждый ресурс предоставляет дополнительные сведения, которые могут поспособствовать либо воспрепятствовать заключению сделки (так, на сайте системы СПАРК представлена оценка степени риска деятельности компании). Эти сервисы может использовать и налогоплательщик для проверки потенциального контрагента.

Получить информацию о партнере компания может и из других интернет-источников, в частности на сайте самого контрагента (см. выше врезку «Читайте на e.rnk.ru»), по отзывам на тематических форумах, в блогах.

23 декабрь 2013

15.05.2015г.

С уважением,

Виктория Рыбалкина, эксперт Системы Главбух

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем VIP-поддержки Системы Главбух

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка