Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24
15 мая 2015 24 просмотра

Нам необходимо разработать положения по бухгалтерии. Основная деятельность - оптовая торговля ломом цветных и черных металлов (Без НДС)Хотелось бы уточнить перечень положений, который должен быть обязательно, и особенности их формирования.По положению по подотчетным лицам вопрос: нужно ли перечислять в положении подотчетных лиц? Или это меняется приказом, который делается на основании положения? Если меняются подотчетные лица, меняется и приказ?Какое положение регламентирует учет основных средств?Как организовать положение по материалам? Должна ли комиссия (утвержденная приказом) утверждать их списывание ежемесячно?По учетной политике в налоговом учете интересует вопрос оформления налоговых регистров.

1) законодательство не обязывает организации разрабатывать какие-либо внутренние положения. Поэтому отсутствие таких положений не является нарушением. На практике организации разрабатывают следующие положения:

- Положение об оплате труда. В положении можно прописать систему оплаты труда, размер и сроки выдачи аванса, доплаты и надбавки;

- Положение о командировках. В положении можно предусмотреть дополнительные гарантии, единый порядок направления работников в служебные командировки, а также определить функций работников или подразделений, участвующих в оформлении командировок.

- Положение об архиве. В положении можно прописать правила хранения документов.

- Положение о бухгалтерии. Положение нужно для четкого взаимодействия с другими службами организации, делегирования полномочий и ответственности сотрудников бухгалтерии;

- Положение о премировании. Положение нужно для установления порядка выплаты премий сотрудникам организации. Систему премирования организация вправе разработать самостоятельно. Подробнее об этом Как оформить Положение о премировании сотрудников;

- Положение о расчетах с подотчетными лицами. Положение нужно для обеспечения правильности учета, достоверности информации и контроля при расчетах с сотрудниками, получившими деньги под отчет;

- Положение по ведению складского учета. Положение регламентирует порядок складского учета МПЗ на складах (в подразделениях), а также устанавливает порядок предоставления информации и документов со складов (подразделений) в бухгалтерскую службу Организации и регламентирует взаимодействие с ней;

- Положение о работе с персональными данными работников. Подробнее об этом Как оформить Положение о работе с персональными данными сотрудников;

- Положение о внутреннем контроле. Положение нужно чтобы определить цели, задачи и принципы функционирования системы внутреннего контроля в организации;

- Положение об аттестации сотрудников. Положение нужно для определения порядка проведения аттестации и установления квалификационных требований к сотрудникам;

- Положение о разъездном характере работы. Положение нужно если в организации есть сотрудники, постоянная работа которых имеет разъездной характер;

- Положение о коммерческой тайне. Положение нужно чтобы не допустить разглашения информации, составляющей коммерческую тайну. Подробнее об этом Как оформить Положение о коммерческой тайне;

- Правила трудового распорядка. Нужны для установления порядка приема и увольнения сотрудников, времени труда и отдыха, мер поощрения и взыскания, сроков выплаты зарплаты и т. д. Подробнее об этом Как оформить Правила трудового распорядка

Целесообразность введения данных положений должна определять администрация организации.

2) список подотчетников лучше утвердить отдельным документом (приказом), чтобы его можно было изменить в любое время;

3) внутреннее положение по учету основных средств и контролю за их использованием может регламентировать формы применяемых первичных учетных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств, порядок их оформления (составления), перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за движение основных средств, а также порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием основных средств в организации;

4) организация может разработать Положение по ведению складского учета. Положение регламентирует порядок складского учета МПЗ на складах (в подразделениях), а также устанавливает порядок предоставления информации и документов со складов (подразделений) в бухгалтерскую службу Организации и регламентирует взаимодействие с ней. Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производится на основании акта. Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливается организацией. Утверждать списывание МПЗ ежемесячно не нужно;

5) как оформить регистры налогового учета представлено в рекомендациях № 5 и 6 в полном ответе.

Дополнительно по этому вопросу см.:

- Как учитывать затраты на ремонт основных средств в налоговом регистре

- Как вести налоговый регистр для учета расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Кому и сколько можно выдать денег под отчет

Кому можно выдать деньги под отчет

Организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Порядок контроля за хозяйственными операциями, в том числе за выдачей денег подотчетным лицам, определяет руководитель организации. Поэтому именно он обычно ограничивает список сотрудников, имеющих право получать деньги под отчет. Для этого руководитель может издать приказ.

Главбух советует: Не делайте список сотрудников, имеющих право получать деньги под отчет, частью приказа об учетной политике.

Если список подотчетников утвердить отдельным документом, то его можно будет изменить в любое время. Вносить изменения в учетную политику можно только в строго ограниченных случаях (ч. 6 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*

<…>

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

2.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 года № 91н

<…>

«5. На основе настоящих Методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. Указанными документами могут утверждаться:*

формы применяемых первичных учетных документов по поступлению, выбытию и внутреннему перемещению объектов основных средств и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота и технология обработки учетной информации;

перечень должностных лиц организации, на которых возложена ответственность за поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств;

порядок осуществления контроля за сохранностью и рациональным использованием объектов основных средств в организации».

<…>

3.Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материалов в эксплуатацию (производство)

Документальное оформление

Отпуск (передачу) материалов в эксплуатацию (производство) оформляйте следующими документами:

  • лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при систематическом использовании материалов, когда утверждены нормы и планы их расходования;
  • накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется в тех случаях, когда материалы передаются территориально удаленному подразделению;
  • требование-накладная (форма № М-11) или карточка складского учета (форма № М-17) применяется в остальных случаях.

Такие правила установлены пунктами 100109 и 126 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Главбух советует: типовые формы документов, которые есть в альбомах унифицированных форм и утверждены постановлениями Госкомстата России, применять не обязательно. Поэтому организации вправе разработать единый акт на списание материалов. В нем можно указать лишь обязательные реквизиты и те, которые важны для организации исходя из специфики деятельности.

Этими же документами оформляйте списание имущества стоимостью до 40 000 руб. (другого установленного в учетной политике предела), которое по остальным признакам соответствует основным средствам. Это объясняется тем, что в бухучете его стоимость списывается аналогично материалам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).

Бухучет

Материалы, передаваемые в производство (эксплуатацию), списывайте на затраты в момент отпуска их со склада, то есть в момент составления документов на передачу материалов в эксплуатацию (производство) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Главбух советует: чтобы определить момент фактического использования материалов в производстве, можно применять дополнительные формы отчетности. Например, отчет об использовании материалов в производстве. Это позволит уменьшить расходы отчетного периода на стоимость материалов, обработка которых не начата.

Так поступать рекомендуют и некоторые отраслевые указания (п. 236и 256 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 26). Кроме того, момент фактического расходования материалов важен и для целей налогообложения. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы и Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.

<…>

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

4.Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года № 119н

<…>

«124. Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в следующих случаях:

а) пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;

б) морально устаревшие;

в) при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.

125. Подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц.

Комиссией осуществляются следующие функции:

а) непосредственный осмотр материалов;

б) установление причин непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.);

в) выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию или ограничены в использовании по прямому назначению;

г) определение возможности использования материалов на другие цели или их продажи;

д) составление акта на списание материалов (акт составляется по каждому подразделению организации по материально ответственным лицам);*

е) представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу;

ж) проведение совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценки рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.),

з) осуществление контроля за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материалов».

<…>

5.Рекомендация: Как вести регистры налогового учета

Основания для формирования регистров

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:*
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
– аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.

Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).

Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельныеналоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.

Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговыерегистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).

Обязательные реквизиты

Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:*
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанныхрегистров.

Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.

Рекомендованные формы регистров

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланковрегистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.

В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговыхрегистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных дляналогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.*

Ответственность за отсутствие регистров

Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговойинспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговаяответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколькорегистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).

Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.

Ведение регистров

Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.

Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.

Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистрсформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистрсоставлен на бумаге).

Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга

6.Рекомендация: Как вести налоговые регистры для расчета НДФЛ

<…>

Утверждение единого образца налогового регистра для расчета НДФЛ законодательством не предусмотрено. Поэтому налоговый агент должен разработать эту форму самостоятельно.

Форма налогового регистра для расчета НДФЛ должна включать в себя следующие сведения:*

  • наименование налогового агента;
  • персональные данные гражданина, которому выплачивается подлежащий обложению доход;
  • виды доходов, выплачиваемых гражданину (в соответствии с кодами, утвержденными ФНС России);
  • виды предоставляемых гражданину налоговых вычетов (в соответствии с кодами, утвержденными ФНС России);
  • суммы доходов и даты их выплаты;
  • налоговый статус гражданина;
  • даты удержания и перечисления налога в бюджет;
  • дату и номер платежного документа, на основании которого перечислен налог.

Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ.

Главбух советует: при разработке формы регистра учитывайте, что его основное назначение – формирование показателей, необходимых для составления годовой справки о доходах физического лица (формы 2-НДФЛ). Поэтому, разрабатываярегистр налогового учета, старайтесь придерживаться структуры этой справки, а также справочников, приведенных в приложении к ней.

Пример заполнения налогового регистра для расчета НДФЛ

А.С. Кондратьев работает в организации «Альфа» с 1 августа 2011 года. Его данные: Александр Сергеевич Кондратьев, гражданин РФ, дата рождения – 15 июня 1978 года, паспорт серии 46 00 № 462135 выдан ОВД «Войковский» г. Москвы 23 ноября 2000 года, прописан по адресу: 125127, г. Москва, ул. 2-я Радиаторская, д. 5, к. 1, кв. 40, ИНН 703254479214.

Реквизиты «Альфа»:
Код по ОКТМО – 45338000;
ИНН 7708123456, КПП 770801001.

Директор – Александр Владимирович Львов, тел. (495) 154-60-90.

Кондратьев женат, имеет одного ребенка девяти лет. Сотруднику предоставляется стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 1400 руб.

В течение года «Альфа» ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в размере 15 000 руб. Выплаты происходят два раза в месяц: 20-го числа – аванс и 5-го числа следующего месяца – окончательный расчет.

15 мая по предоставленному больничному листку организация выплатила сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в размере 4932 руб. Зарплата за отработанное время в мае составила 10 000 руб.

20 июня Кондратьеву была выплачена материальная помощь ко дню рождения в размере 6000 руб.

15 августа Кондратьеву был предоставлен очередной оплачиваемый отпуск на срок 14 дней. 13 августа организация начислила и выплатила отпускные в сумме 7200 руб.

Доходы, начисленные Кондратьеву в 2015 году, предоставленные ему вычеты, а также суммы удержанного и уплаченного НДФЛ отражены в налоговом регистре.

<…>

Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса

18.05.2015г.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка