Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
16 мая 2015 45 просмотров

Вопрос такой: Туристическое агенство, УСН 6%. Мы включает в книгу доходов и расходов сумму вознаграждений. ИФНС пишет, что в нарушение ст 346.14, 346.15, 346.17, 346.18, 346.21НК РФ нашей организацией не в полном объеме отражена налоговая база. Права ли налоговая? Обороты по р/с у нас 4млн, из них сумма вознаграждения по агентским договорам с туроператорами составляет 420 тыс, мы в книгу доходов и расходов включаем как раз сумму 420 тыс и с нее считаем налог 6%. По письму из налоговой выходит, что мы должны считать сумму налога из оборота, а не из суммы агентского вознаграждения. Помогите пожалуйста с ссылками на законодательную базу

Посредники, применяющие упрощенку, при определении налоговой базы учитывают только сумму полученного вознаграждения (ст. 346.15 и пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Данный вывод подтверждает также письмо Минфина России от 19.05.2014 № 03-11-06/2/23461.

Однако такой порядок применяется лишь в тех случаях, когда средства, связанные с исполнением сделки, поступают посреднику после заключения посреднического договора. Если посредник получил эти средства до подписания договора, он должен включить их в состав доходов, облагаемых единым налогом. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 августа 2011 г. № АС-4-3/13628.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 19.05.2014 № 03-11-06/2/23461

Вопрос

«В практике хозяйствующих субъектов в сфере туризма сложилась неоднозначная ситуация, прямо не урегулированная законом, в частности, ФЗ "Об основах туристской деятельности" № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года. Большая часть туроператоров в России осуществляет свою деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта путем исполнения агентских договоров с иностранными компаниями - поставщиками туристских услуг, входящих в состав туристского продукта. Вопрос заключается в неоднозначности определения доходов туроператора в целях налогообложения.

На практике налоговые органы зачастую определяют в составе доходов, образующих налогооблагаемую базу, все поступившие от клиентов денежные средства в счет реализуемых туристических путевок (туристического продукта). Основным аргументом налогового органа является утверждение о том, что туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, следовательно, каждый туроператор формирует продукт, что равнозначно его производству согласно ст.249 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем туроператор при формировании туристского продукта не производит новых продуктов, он объединяет несколько услуг, которые производят другие компании - авиакомпании, отели, страховые компании - и продает их в комплексе за одну цену (согласно ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности" № 132-ФЗ формирование туристского продукта определяется как деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт). Указанный закон вводит понятие туристского продукта для защиты потребителя, а не для определения налогооблагаемой базы.*

Тем не менее согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 сентября 2007 года № 03-11-04/2/235 "О применении упрощенной системы налогообложения" при определении объекта налогообложения доходом организации-агента (или иного аналогичного поверенного) является сумма полученного агентского (или иного аналогичного) вознаграждения. Денежные суммы, которые организация-агент (или иной аналогичный поверенный) на основании заключенного агентского (или иного аналогичного) договора передает принципалу (или иному аналогичному доверителю), являются доходами данного принципала, а доходами указанного агента (или иного аналогичного поверенного) не являются. В рассматриваемом в письме случае компания являлась комиссионным агентом по организации туристических поездок, реализовала посреднические услуги, получая на свой расчетный счет (либо через кассовый аппарат) суммы полной стоимости путевок от физических лиц. В дальнейшем перечисляла указанные средства поставщикам туристических услуг за вычетом агентского вознаграждения.

При определении состава доходов туроператора, исполняющего агентский договор с иностранным партнером по продвижению сформированного иностранным партнером туристского продукта, учитывается только сумма полученного от клиента агентского вознаграждения. Такой позиции нередко придерживаются и налоговые органы (письмо Минфина РФ от 30 марта 2012 года № 03-11-06/2/50). В данном письме разъяснено, что организация-агент, применяющая упрощенную систему налогообложения, в части операций по реализации от своего имени туристских путевок, принадлежащих на основании агентского договора иностранному партнеру (принципалу), в составе доходов учитывает только агентское вознаграждение. Аналогичные доводы нашли свое подтверждение также в арбитражной практике (например, см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2012 года № А78-3508/2011).

В связи с неоднозначностью вопроса и отсутствием прямого регулирования вышеобозначенной ситуации ФЗ "Об основах туристской деятельности" просим вас разъяснить, как понятие "туроператорская деятельность" (ст.1 ФЗ "Об основах туристской деятельности") соотносится с налоговым понятием "производства" продукта (ст.249 Налогового кодекса РФ), а также может ли туроператорская деятельность осуществляться путем реализации российским туроператором агентских договоров с поставщиками туристских услуг (как резидентами, так и нерезидентами).*

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При этом согласно статье 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и порядке, установленных в агентском договоре

.Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям главы 52 "Агентирование" ГК РФ или существу агентского договора.*

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.96 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туроператорской деятельностью признается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).

Турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).

Туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Исходя из этого организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в части операций по реализации от своего имени туристских путевок, принадлежащих на основании агентского договора принципалу, при определении налоговой базы в составе доходов учитывает агентское вознаграждение.

В то же время доходы от туроператорской деятельности должны учитываться в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н, обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.*

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».

2.Рекомендация: Как посреднику учесть доходы и расходы попосредническим операциям при продаже (покупке) товаров при упрощенке

<…>

Доходы и расходы

При выполнении поручения заказчика (комитента, принципала, доверителя) посредник (комиссионер, агент, поверенный):*
– получает доходы – выручку от оказания посреднической услуги (вознаграждение) (п. 1 ст. 346.15п. 1 ст. 249 НК РФ);
– несет расходы (включая входной НДС), связанные с исполнением посреднического договора, которые по условию договора ему не возмещаются (письмо Минфина России от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/463).

В состав доходов, учитываемых при расчете единого налога, не включайте средства, поступившие посреднику:*

  • от покупателя в пользу заказчика (при продаже товаров);
  • от заказчика в пользу поставщика (при покупке товаров);
  • от заказчика в счет возмещения затрат посредника по условиям посреднического договора.

Это следует из пункта 1 статьи 346.15 и подпункта 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

<…>


Если организация платит единый налог с доходов, в налоговую базу включите только сумму посреднического вознаграждения (дополнительной выгоды) (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). Однако такой порядок применяется лишь в тех случаях, когда средства, связанные с исполнением сделки, поступают посреднику после заключения посреднического договора. Если посредник получил эти средства до подписания договора, он должен включить их в состав доходов, облагаемых единым налогом. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 августа 2011 г. № АС-4-3/13628.*

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

18.05.2015г.

С уважением,

Светлана Шарипкулова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка