Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24
19 мая 2015 509 просмотров

На нашем предприятии, являющимся муниципальным, проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целях финансового контроля и оценки уставной деятельности, достоверности исполнения бюджетно-финансовой дисциплины, трудового законодательства учредительным органом - Администрацией города Ялуторовска. По результатам проверки написан акт, в котором отражены нарушения и рекомендации. Имеет ли право проверяющий орган отражать в акте рекомендации без ссылки на законодательные документы? В рекомендациях отражено видение устранения проблемы без ссылки на нормативный акт. Существуют ли регламентированные правила оформления акта проверки?Л.Проверку провел Финансовый комитет, а не счетный орган, по мнению Финансового комитета, указанный в ответе закон на него не распространяется.В акте проверки указаны нарушения, а также рекомендации по тем или иным операциям, которые ФК не отразил, как нарушения. Прав ли ФК, отражая не только нарушения, но и рекомендации, которые не являются нарушениями. Мы считаем, что должны быть указаны только нарушения.

Ведеральное законодательство устанавливает только полномочия собственника предприятия, в частности, возможность проведения проверки учредителем. Правила же проведения таких проверок устанавливаются законодательными актами муниципального образования. В городе Ялуторовске действует распоряжение Администрации города от 26.02.2008 N 143-р «Об утверждении Положения о финансовом контроле в муниципальном образовании город Ялуторовск».

Причем указанным Распоряжением не запрещено в акте проверки указывать также рекомендации для организации по ведению финансовой деятельности, не связанных с нарушениями. Распоряжением администрации также не установлена обязанность указания ссылок на нормы законодательства в акте. Соответственно, в данном случае финансовый комитет вправе был передать проверяемой организации именно такой акт.

Причем при наличии возражений или замечаний по акту проверки, подписывающие его должностные лица проверяемой организации могут сделать соответствующую запись (перед своей подписью) и представить руководителю группы проверки письменные возражения или замечания, которые будут приобщены к акту проверки (п. 5.2 распоряжения Администрации города от 26.02.2008 N 143-р).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ЗАКОН ОТ 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

<…>

«Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия

1. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:*

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия*, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия*;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение*;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации*.

2. Собственник имущества казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

3. Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

4. Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения».

<…>

Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия

1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

2. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.*

3. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления».

<…>

2. Распоряжение Администрации города Ялуторовска от 26.02.2008 N 143-р (ред. от 08.11.2013) «Об утверждении Положения о финансовом контроле в муниципальном образовании город Ялуторовск»

<…>

«Органом финансового контроля исполнительной власти в муниципальном образовании город Ялуторовск является комитет финансов. Комитет финансов осуществляет финансовый контроль:

- за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей, в том числе в части осуществления ими функций администрирования доходов бюджета и /или источников финансирования дефицита бюджета;

- за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств,

- за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения целевого использования и возврата бюджетных средств, а в отдельных случаях и получателей бюджетных средств в соответствии с планом проверок, утвержденным главой города Ялуторовска.

<…>

2. Основные задачи и формы финансового контроля

2.1. Основными задачами финансового контроля являются:

- предупреждение финансовых нарушений;

- выявление резервов улучшения финансовой деятельности;

- принятие мер по улучшению деятельности объектов контроля.

2.2. Орган финансового контроля, главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль - на стадии составления и рассмотрения проектов бюджетов. На данном этапе проверяются правовые основания для принятия расходных обязательств за счет средств областного бюджета, целесообразность расходов в планируемом году, обоснованность прогнозируемой суммы.

текущий (оперативный) контроль - на стадии расходования бюджетных средств. На этом этапе контролируется обоснованность списания средств со счета областного бюджета, своевременность и достоверность представления отчетных данных по использованию бюджетных средств.

последующий контроль - осуществляется по факту расходования бюджетных средств путем проведения проверок или ревизий (далее проверок). В ходе проверок устанавливается законность и достоверность финансовых операций, проверяется экономическая эффективность финансово-хозяйственной деятельности, выявляются резервы ее повышения.

3. Полномочия комитета финансов по организации и проведению проверок

<…>

3.6. При проведении проверки комитет финансов имеет право:

проверять у получателей средств городского бюджета денежные (ценные бумаги), бухгалтерские (книги, отчеты, сметы и материальные ценности) и другие документы, относящиеся к проверке, фактическое наличие и правильность использования денежных средств;

запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления и организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;

получать от должностных, материально-ответственных и других лиц проверяемых организаций объяснения, ответы, в том числе письменные, по вопросам, возникающим в ходе проверки;

принимать иные меры, предусмотренные действующим законодательством.*

3.7. При необходимости привлекает к проведению проверок специалистов из числа органов исполнительной власти города, специализированных организаций. В этой связи до начала плановых проверок направляет в отраслевые органы исполнительной власти просьбу о выделении специалистов, заключает договоры со специализированными организациями.

<…>

3.9. Устанавливает требования к составлению акта проверки (справки), разрабатывает и утверждает форму отчетности о контрольной деятельности, обязательную для составления главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств.

<…>

4. Общие требования по проведению и оформлению результатов проверок и предоставлению отчетов по контрольной деятельности

4.1. Сроки представления в департамент финансов планов проверок территориальными органами департамента финансов, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств на предстоящий год устанавливаются до 1 октября текущего года.

4.2. При планировании объектов контроля учитывать, что периодичность проверок получателей бюджетных средств должна быть не реже одного раза в 2 года, государственных унитарных предприятий не реже одного раза в 3 года.

4.3. Срок проведения проверки не может превышать 45 календарных дней. Продление срока проверки осуществляется руководителем органа, назначившего проверку.

4.4. Основанием для проведения проверки является распоряжение администрации, приказ руководителя главного распорядителя бюджетных средств (распорядителя бюджетных средств).

На проведение каждой проверки уполномоченному работнику выдается удостоверение установленной формы ФУ-1.

4.5. Проверка проводился по программе - рабочему плану.

Программа - рабочий план проверки составляется по форме ФП-3 уполномоченным работником и утверждается руководителем, назначившим проверку, или по его поручению другим должностным лицом.

Программа рабочий план включает объект проверки, период, который должна охватить проверка, перечень основных вопросов.

4.6. Составлению программы - рабочего плана и проведению проверки должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого уполномоченные работники обязаны изучить законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие деятельность объекта контроля, отчетные и статистические данные, характеризующие деятельность объекта контроля.

При составлении программы - рабочего плана необходимо предусматривать определенное количество времени для подготовительного периода.

4.7. Приступая к проведению проверки (сверки), уполномоченный работник должен предъявить руководителю объекта контроля полномочия на проведение проверки (сверки): распоряжение администрации или приказ руководителя главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, удостоверение уполномоченного работника, ознакомить его с программой - рабочим планом проверки (сверки), решить организационно - технические вопросы проведения проверки (сверки).

4.8. Уполномоченные лица, исходя из программы рабочего плана, определяют необходимость возможность применения тех или иных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой

4.9. Сроки предоставления отчетов в департамент финансов территориальными органами департамента финансов, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств: квартального - до 5 числа месяца, следующего за отчетным, годового - до 1 февраля года, следующего за отчетным

5. Оформление материалов проверок

5.1. Результаты проверки оформляются актом, который подписывается руководителем группы проверки, руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченными на это лицами) проверяемого учреждения, организации.

5.2. При наличии возражений или замечаний по акту проверки, подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают соответствующую запись (перед своей подписью) и одновременно представляют руководителю группы проверки письменные возражения или замечания, которые приобщаются к акту проверки и являются их неотъемлемой частью.

5.3. Руководитель и члены группы проверки в срок до 5 рабочих дней с момента поступления возражений или замечаний обязаны проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольного органа направляются в проверяемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

5.4. Руководитель проверяемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения проверки (предоставить необходимое помещение, оргтехнику, средства связи, канцелярские принадлежности и т. п.).*

6. Реализация материалов проверок

6.1. Предложения и указания по устранению выявленных нарушений направляются в проверяемую организацию в месячный срок с момента подписания акта (справки), а также назначается срок представления информации об устранении нарушений.

Информация проверенной организации о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений финансово-хозяйственной деятельности (исполнения сметы доходов и расходов) представляется в орган, осуществляющий финансовый контроль, не позднее месяца с момента получения предложений и указания об устранении нарушений, если не оговорены другие сроки ее представления.*

6.2. Результаты проверок бюджетов муниципальных образований, получающих финансовую помощь из областного бюджета, учитываются при рассмотрении проекта областного бюджета на очередной финансовый год либо при внесении поправок в бюджет текущего года.

Кроме того, результаты проверки бюджета муниципального образования сообщаются представительному органу муниципального образования и рассматриваются на очередном его заседании.

6.3. Результаты проверок, проведенных комитетом финансов, направляются для рассмотрения Главе города, заместителям главы города, реализующим государственные полномочия в соответствующей сфере согласно распределению обязанностей.

7. Принятие мер к устранению выявленных нарушений недостатков комитетом финансов

7.1. На основании материалов проверки (сверки) руководитель объекта контроля в трехдневный срок от даты вручения акта издает приказ по ее результатам, а также разрабатывает мероприятия с конкретными предложениями, направленными на устранение выявленных нарушении, принятие мер к возмещению причиненного ущерба, предотвращение злоупотреблений, устранение причин неудовлетворительной работы объекта контроля.

Информация по устранению выявленных в ходе проверки (сверки) нарушений финансово - хозяйственной деятельности представляется в комитет финансов не позднее одного месяца с момента издания приказа по результатам проведенной проверки (сверки), если не оговорены другие сроки ее предоставления.*

7.2. Материалы законченной проверки (сверки) принимает от уполномоченного работника заместитель главы администрации по финансам. При этом материалы проверки (сверки) оцениваются с точки зрения соответствия программе – рабочему плану проверки (сверки). На последней странице акта проверки (сверки) делается отметка: "Материалы проверки (сверки) приняты", указывается дата и делается подпись лица принявшего материалы.

Уполномоченный работник одновременно с материалами проверки (сверки) должен предоставить предложения об устранении выявленных нарушений.*

7.3. Доклад о результатах проверки (сверки), проведенной по заданию или

поручению лиц, указанных в разделе настоящего Положения, с приложением в

необходимых случаях материалов проверки (сверки) и практических предложений по устранению недостатков направляется руководителем комиссии, проводившей проверку (сверку) лицу, по заданию пли поручению которого была проведена проверка, (сверка).

Материалы проверок (сверок), проведенных по поручению правоохранительных органов, передаются им в установленном законом порядке.

7.4. Материалы проверок (сверок) направляются руководителям объектов контроля и их вышестоящих органов для принятия мер по устранению выявленного ущерба.

7.5. При выявлении незаконного и нецелевого расходования средств, выделенных из бюджета города, несвоевременного и неполного перечисления доходов бюджета суммы незаконного и нецелевого расходования средств бюджета города, а также доходы, полученные от пользования ими, суммы не перечисленных доходов, подлежат возмещению.

<…>

В случае, когда причинен материальный ущерб, но действия виновных лиц в уголовном порядке не рассматриваются или уголовное дело прекращено, руководителю объекта контроля следует обеспечить предъявление иска к лицам, виновным в причинении материального ущерба.

7.7. Председатель комитета финансов курирующий вопросы по финансам, контролирует ход реализации материалов проверки (сверки) и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством и бюджетным кодексом РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

7.8. Комитет финансов систематически изучает и обобщает материалы проверок (сверок) и на основе этого вносит предложения о совершенствовании системы контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих законодательных и других нормативных правовых актов, улучшении взаимодействия с иными контролирующими органами.

8. Порядок регистрации материалов проверки (сверки), ведения учета и отчетности по результатам проверки (сверки) комитетом финансов, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств

8.1. Не позднее следующего рабочего дня после окончания проверки (сверки) и прибытия уполномоченного работника на рабочее место материалы ревизии проверки (сверки) подлежат регистрации в журнале ФО-1.

8.2. Уполномоченный работник, проводивший проверку (сверку), или руководитель ревизионной группы (другое уполномоченное служебными обязанностями лицо) составляют сводную справку по результатам проверки (сверки) по форме ФС-1.

В справке указываются общие суммы незаконного расходования средств бюджета города, сгруппированные по видам незаконных расходов, согласно установленным формам учета и отчетности.

8.3. После принятия сводной справки по материалам проверки (сверки) установленные в результате проверки суммы незаконного расходования средств бюджета города разносятся в журнал регистрации результатов проверок по форме ФО-2.

8.4. По мере поступления информации по принятым мерам, результатам устранения нарушений сведения о принятых мерах по устранению нарушений и возмещению причиненного ущерба заносятся в журнал по форме ФО-3.

8.5. В течение 10 календарных дней после окончания полугодия и года главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств направляется в комитет финансов отчет о результатах проведенных проверок и принятых мерах по устранению нарушений, возмещению причиненного ущерба по форме ФО-4».

<…>

19.05.2015г.

С уважением,

Алла Пыжова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка