Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Перемены в работе, которые готовят чиновники и законодатели

Подписка
Срочно заберите все!
№24
20 мая 2015 100 просмотров

На основании аттестации рабочих мест в 2012г, на должность электрогазосварщик нужно начислять доп.взносы в ПФР (класс вредности 3.2%, список №2, код позиции 3230000-19756, условия труда 27-2). Согласно закона №400-ФЗ, от 28.12.2013г п.2-18 ч.1 ст.30 тариф-6% (но если спец.оценка не проводилась и класс условий труда не определены). А если спец.оценка проводилась и класс условий труда определен, то тариф-4%, но это касается сотрудников указанных в п.1-18 ч.1 ст.30 закона №400-ФЗ, ОТ 28.12.2013г. Подскажите пожалуйста, в нашем случае какой тариф нужно применять 4 или 6%?Вопрос №2 Какие доп.тарифы страховых взносов в ПФР применялись в 2013 и 2014г (в нашем случае)?

 1. Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. А если специальная оценка условий труда или аттестации рабочих мест проводилась, то приведенные тарифы применяются в зависимости от установленного класса условий труда (вместо 6 и 4%). Следовательно, организации и предприниматели, которые производят выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию на основании подпунктов 1–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости), т.е. в данной ситуации - класс – вредный подкласс – 3.2 размер доп. тарифа - 4,0% (ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Подробно см. 1,2. Справочники, 3. Рекомендация.

2. В 2013 году такие плательщики применяли дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены статьей 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и статьей 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Подробно см. 6. Справочники.

В 2014 году - такие же, как и в 2015 году. Т.е. в данной ситуации организации и предприниматели, которые производят выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию на основании подпунктов 1–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости), т.е. в данной ситуации - класс – вредный подкласс – 3.2 размер доп. тарифа - 4,0% (ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2.1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).

Подробно см. 1,2,6. Справочники, 4,5. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Справочники:Тарифы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2014 году

<…>

Дополнительные тарифы
Условия применения тарифа Тарифы страховых взносов Основание
ПФР ФСС ФФОМС
Если специальная оценка условий труда не проводилась и классы условий труда не определены
Организации и предприниматели, которые производят выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (по списку 1, утвержденному постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10) 6,0% не предусмотрены ч. 1 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
Организации и предприниматели, которые производят выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию на основании подпунктов 2–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (если для каких-либо из этих подпунктов утверждены списки профессий, должностей и организаций, дающих право на досрочную пенсию, начислять страховые взносы по дополнительным тарифам нужно только с доходов сотрудников, подпадающих под эти списки) 4,0% ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
Если специальная оценка условий труда проводилась. Приведенные тарифы применяются в зависимости от установленного класса условий труда (вместо 6 и 4%)
Организации и предприниматели, которые производят выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию на основании подпунктов 1–18 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости) Условия труда класс – опасный
подкласс – 4
8,0% не предусмотрены ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ,
ч. 2.1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ,
подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0%
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0%
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0%
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0%
класс – допустимый
подкласс – 2
0,0%
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0%

<…>

2. Справочники:Перечень списков профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости

Название* Ссылка на документ Основание для назначения досрочной пенсии
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (за периоды работ до 1 января 1992 года) постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 подп. 2 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 подп. 2 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет постановление Правительства РФ от 1 марта 1992 г. № 130 подп. 4 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет

постановление Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1021

(время выполнявшихся до 1 марта 1992 г. работ, предусмотренных данным списком, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 марта 1992 г. № 130)

подп. 4 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. № 272 подп. 5 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда постановление Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. № 273 подп. 7 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на горных работах не менее 25 лет постановление Совмина РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481 подп. 11 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности постановление Правительства РФ от 7 июля 1992 г. № 467 подп. 12 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Списки должностей работников летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил вычисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением постановление Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 подп. 13 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Списки должностей работников инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил вычисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением постановление Совмина РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459 подп. 15 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Перечни должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет постановление Правительства РФ от 1 октября 2001 г. № 702 подп. 16 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 85 подп. 17 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России постановление Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 подп. 18 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно) постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно) постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды до 1 января 1992 года) постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно) постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно) постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (за периоды до 1 января 1992 года) постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ
Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет постановление Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447 подп. 21 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ

* Списки профессий, которые применяются при определении стажа для установления досрочной пенсии, приведены в постановлении Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665.

3. Рекомендация: По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование

<…>

Дополнительные тарифы

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Если на выплаты некоторым сотрудникам организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы, то такие взносы рассчитывайте без учета предельной величины выплат. То есть со всех начисленных этим сотрудникам выплат, которые облагают страховыми взносами.

Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов, установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.

И вот еще что важно. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют независимо от суммы выплат с начала года. Лимиты тут не действуют. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Он распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применяйте дополнительные тарифы с момента, когда начисляете выплаты. Период, за который эти выплаты рассчитываете, значения не имеет. Например, в 2015 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, можно начислить премию или вознаграждение по итогам работы за 2014 год, когда он не работал во вредных условиях. Несмотря на то что в 2014 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагали, в 2015 году эти суммы нужно включить в базу для расчета дополнительных взносов. Такие разъяснения есть в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включают в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Как начислять допвзносы, если сотрудник занят и в обычных, и во вредных условиях

Вообще с совместителем заключают отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, то выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляют. Об этом сказано в письмах Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113, от 29 мая 2013 г. № 17-3/878.

Порядок расчета страховых взносов зависит от того, в течение какого периода сотрудник совмещает разную деятельность и какой стаж учитывают для досрочной пенсии.

Вредные и обычные условия в течение месяца. Бывает, в течение месяца сотрудник занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда. При этом время занятости в обычных условиях труда не включают в стаж для досрочной пенсии. В этом случае дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех облагаемых выплат. Однако в расчетную базу включайте только выплаты за фактически отработанное сотрудником время во вредных (опасных, тяжелых) условиях.

Например, сотруднику, который совмещает работу с вредными и обычными условиями труда, начислять пенсионные взносы по доптарифу нужно со всех выплат за месяц, включая доплату за совмещение профессий. Делать это нужно пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях.

Вредные и обычные условия в течение дня. Сотрудник может совмещать работу в обычных и вредных условиях в течение дня. Тогда дополнительные тарифы страховых взносов применяют к той части выплат, которая соответствует количеству часов, фактически отработанных во вредных условиях.

Как начислять взносы, если в течение месяца сотрудника перевели с вредной работы на обычную

Порой сотрудника нужно временно перевести с вредной работы (с правом на досрочную пенсию) на ту, где нет неблагоприятных факторов. Например, нужно перевести беременную на более легкую работу. В таких обстоятельствах рабочее время включают в льготный стаж, который дает право на досрочную пенсию.

А страховые взносы по доптарифам в такой ситуации рассчитывайте со всех начисленных выплат и вознаграждений за месяц. Независимо от количества дней (часов), фактически отработанных во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Такие разъяснения есть в пункте 12 письма Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622, письмах Минтруда России от 16 мая 2014 г. № 17-3/В-210, от 11 апреля 2014 г. № 17-3/В-151, от 29 мая 2013 г. № 17-3/878, от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.

Пример распределения выплат сотруднику для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу

В январе А.С. Кондратьев 10 дней отработал в тяжелых условиях труда, 7 дней – в обычных условиях. Выплаты в пользу Кондратьева за месяц составили 37 000 руб., в том числе:

  • зарплата – 30 000 руб.;
  • премия по итогам работы за предыдущий год – 5000 руб.;
  • материальная помощь – 6000 руб.

В январе 17 рабочих дней. Дополнительный страховой тариф – 6 процентов.

Объектом обложения дополнительными пенсионными взносами являются выплаты Кондратьеву в размере 37 000 руб. При этом в расчетную базу для начисления дополнительных взносов бухгалтер организации включил:
– зарплату и премию в части, соответствующей фактическому количеству рабочих дней, отработанных Кондратьевым в тяжелых условиях;
– матпомощь в размере 2000 руб. (в сумме, превышающей 4000 руб., в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Расчетная база для начисления дополнительных пенсионных взносов составляет:
37 000 руб. : 17 дн. ? 10 дн. = 21 764,70 руб.

Сумма дополнительных пенсионных взносов равна:
21 764,70 руб. ? 6% = 1305,88 руб.

Ситуация: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу на выплаты за периоды, которые не включают в стаж для льготной пенсии

Да, нужно.

Ведь пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют на те же выплаты, что и взносы по основным тарифам. Никаких исключений в перечне выплат, с которых платят взносы по дополнительным тарифам, законодательством не предусмотрено. Таким образом, организация обязана начислять пенсионные взносы по дополнительным тарифам с выплат даже за периоды, которые в стаж для льготной пенсии не попадают.

Это следует из положений части 1 статьи 7, статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмами Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/877 и № 17-3/878.

Объясним почему. Право на досрочную пенсию зависит от профессии сотрудника. В частности, такое право есть у сотрудников, должности которых поименованы в списке № 1, утвержденном постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, а также в других списках профессий, должностей и организаций с особыми условиями труда.

В стаж работы для досрочной пенсии включают периоды работы во вредных и опасных условиях в течение полного рабочего дня (более 80 процентов рабочего времени). При этом дополнительные пенсионные взносы начисляют на все выплаты сотрудникам, которые просто заняты на работах во вредных (опасных) условиях – тех, что указаны в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Независимо от формирования их стажа для досрочной пенсии. Поэтому выплаты за периоды, которые не включают в стаж для назначения досрочной пенсии, из расчетной базы по пенсионным взносам не исключайте.

Если на вредных (опасных, тяжелых) работах сотрудник занят неполное время, то в базу для начисления дополнительных взносов включайте только ту часть выплат, которая соответствует времени работы в таких условиях. При этом периоды командировок, учебных отпусков и т. п. из общей продолжительности рабочего времени во вредных или опасных условиях не вычитайте.

Такой порядок следует из положений статей 7, 9, 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и писем Минтруда России от 11 апреля 2014 г. № 17-3/В-151, от 29 мая 2013 г. № 17-3/877, от 5 июня 2013 г. № 17-3/10/2-3105 (разослано по территориальным отделениям Пенсионного фонда РФ письмом ПФР от 28 июня 2013 г. № ТМ-30-26/9649).

Ситуациянужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу, если по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условия труда сотрудника признаны вредными, но права на льготную пенсию у него нет

Нет, не нужно.

Ведь необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:

Поэтому если сотрудник трудится по специальности, для которой льготная пенсия не предусмотрена, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т. п.).

Это следует из положений статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 18 февраля 2015 г. № 17-3/В-67.

<…>

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

4. Рекомендация: По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (Редакция утратила силу 26 мар 2013)

<…>

Дополнительные тарифы

Начислять взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам должны:
– организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников;
– организации, предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников.

Такие плательщики применяют дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены статьей 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и статьей 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Следует учитывать, что при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (568 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пунктом 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ. Он распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

По результатам специальной оценки условий труда организации и предприниматели могут быть освобождены от уплаты дополнительных страховых взносов. Порядок проведения такой оценки должен быть установлен отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В настоящее время такой закон не принят.

<…>

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

5. Рекомендация: По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (Редакция утратила силу 1 янв 2014)

<…>

Дополнительные тарифы

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам должны:
– организации и предприниматели, которые производят выплаты сотрудникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по списку № 1, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников;
– организации, предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (по списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Дополнительные страховые взносы начисляются только на выплаты в пользу перечисленных категорий сотрудников.

Такие плательщики применяют дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены статьей 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и статьей 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Следует учитывать, что при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам положения, устанавливающие предельную величину расчетной базы (568 000 руб.), не применяются. Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются независимо от этой суммы. Такой порядок следует из положений части 3 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 3 статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415. Этот порядок распространяется в том числе и на сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

Применение дополнительных тарифов зависит от момента начисления выплат и не зависит от периода, за который эти выплаты были начислены. Например, в 2013 году сотруднику, занятому во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, может быть начислена премия или вознаграждение по итогам работы за 2012 год. Несмотря на то что в 2012 году выплаты в пользу таких сотрудников пенсионными взносами по дополнительному тарифу не облагались, в 2013 году эти суммы нужно включить в расчетную базу для начисления дополнительных взносов. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 30 апреля 2013 г. № 17-4/727.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включаются в расчетную базу в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Если в течение месяца сотрудник был занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, дополнительные пенсионные взносы тоже следует начислять со всех облагаемых выплат. Однако в этом случае в расчетную базу нужно включать только ту часть выплат, которая соответствует времени, фактически отработанному сотрудником во вредных (опасных, тяжелых) условиях. Например, при совмещении профессий на работах с вредными и обычными условиями труда начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу нужно со всех выплат, начисленных сотруднику в течение месяца (включая доплату за совмещение профессий), пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878, от 29 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 г. № 17-3/10/2-2309.

Пример распределения выплат сотруднику для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу

В январе А.С. Кондратьев 10 дней отработал в тяжелых условиях труда, 7 дней – в обычных условиях. Выплаты в пользу Кондратьева за месяц составили 37 000 руб., в том числе:
– зарплата – 30 000 руб.;
– премия по итогам работы за предыдущий год – 5000 руб.;
– материальная помощь – 2000 руб.

В январе – 17 рабочих дней. Дополнительный страховой тариф – 2 процента.

Объектом обложения дополнительными пенсионными взносами являются все начисленные Кондратьеву выплаты (37 000 руб.). При этом в расчетную базу для начисления дополнительных взносов бухгалтер организации включил только ту часть выплат, которая соответствует фактическому количеству дней, отработанных Кондратьевым в тяжелых условиях.

Расчетная база для начисления дополнительных пенсионных взносов составляет:
37 000 руб. : 17 дн. ? 10 дн. = 21 764,70 руб.

Сумма дополнительных пенсионных взносов равна:
21 764,70 руб. ? 2% = 435,29 руб.

При совместительстве (как внутреннем, так и внешнем) с сотрудником заключается отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляются. Об этом сказано в письме Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/878.

По результатам специальной оценки условий труда организации и предприниматели могут быть освобождены от уплаты дополнительных страховых взносов. Порядок проведения такой оценки должен быть установлен отдельным федеральным законом (ч. 4 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). В настоящее время такой закон не принят.

Ситуация: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу на выплаты за периоды, которые не включаются в стаж, дающий право на льготную пенсию

Да, нужно.

Право на досрочную пенсию определяется принадлежностью к определенным профессиям. В частности, таким правом обладают сотрудники, должности которых поименованы в списках № 1 и № 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Именно на выплаты в пользу этих сотрудников нужно начислять пенсионные взносы по дополнительным тарифам.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляются на те же выплаты, что и взносы по основным тарифам. Никаких исключений в перечне выплат, облагаемых взносами по дополнительным тарифам, законодательством не предусмотрено. Таким образом, организация обязана начислять пенсионные взносы по дополнительным тарифам при выполнении двух условий:
– выплаты производятся в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров с сотрудниками, которые заняты на работах, указанных в подпунктах 1–18 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ;
– выплаты не поименованы в перечне выплат, освобожденных от обложения страховыми взносами (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Это следует из положений части 1 статьи 7, статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, статьи 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ и подтверждается письмами Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/877 и № 17-3/878.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, нужно включать периоды работы во вредных и опасных условиях в течение полного рабочего дня (более 80 процентов рабочего времени), в том числе:
– периоды временной нетрудоспособности сотрудников;
– периоды ежегодных (основного и дополнительных) оплачиваемых отпусков;
– периоды обучения (переобучения) без отрыва от производства на основании ученических договоров (по отдельным видам работ).

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 11 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, пункта 5 разъяснений Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5.

Данный перечень закрыт. Таким образом, в льготный стаж не нужно включать периоды:
– учебных отпусков;
– нахождения на курсах повышения квалификации;
– нахождения в командировке (если командировка не связана с работой во вредных и опасных условиях).

Кроме того, при определении льготного трудового стажа не учитывают периоды:

1) отстранения от работы (недопущения к работе), если сотрудник был отстранен по следующим причинам:
– появление на работе в состоянии опьянения;
– по требованию уполномоченных ведомств и должностных лиц;
– непрохождение обучения и проверки знаний по охране труда;
– непрохождение обязательного предварительного или периодического медосмотра;
– в других случаях, предусмотренных законодательством;

2) периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине сотрудника).

Это предусмотрено пунктом 9 постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516.

Дополнительные пенсионные взносы надо начислять независимо от того, имеет сотрудник право на досрочную пенсию или нет. Поэтому выплаты за периоды, которые не идут в стаж для назначения досрочной пенсии, не исключайте из расчетной базы по пенсионным взносам. В частности, взносы по дополнительным тарифам начисляйте на следующие виды выплат:
– оплата командировок;
– оплата времени простоя;
– оплата учебного отпуска;
– единовременные выплаты в связи с уходом на пенсию;
– компенсация за неиспользованный отпуск.

Если на вредных (опасных, тяжелых) работах сотрудник занят неполное время, то в базу для начисления дополнительных взносов включайте только ту часть выплат, которая соответствует времени работы в таких условиях. При этом периоды командировок, учебных отпусков и т. п. из общей продолжительности рабочего времени во вредных или опасных условиях не вычитайте.

Такой порядок следует из положений статей 7, 9, 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и писем Минтруда России от 29 мая 2013 г. № 17-3/877 и от 5 июня 2013 г. № 17-3/10/2-3105 (разослано по территориальным отделениям Пенсионного фонда РФ письмом ПФР от 28 июня 2013 г. № ТМ-30-26/9649).

<…>

Любовь Котова,

заместитель директора департамента

развития социального страхования Минтруда России

6. Справочники: Тарифы взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование в 2013 году

<…>

Плательщики/
страхователи1
Пенсионный фонд РФ ФСС РФ ФФОМС Основание
На
финансирование
страховой части
трудовой пенсии
На
финансирование
накопительной
части трудовой
пенсии
для лиц
1966 г. р.
и старше
для лиц
1967 г. р.
и моложе
для лиц
1966 г. р.
и старше
для лиц
1967 г. р. и
моложе
Организации, предприниматели, производящие выплаты работникам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (список 1) (дополнительные страховые взносы ? только в отношении выплат перечисленным категориям работников) 4,0%6 4,0%6 ч. 1 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 1 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ
Организации, предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, имеющим право на досрочную пенсию и занятым на определенных видах работ (список 2) (дополнительные страховые взносы ? только в отношении выплат перечисленным категориям работников) 2%6 2%6 ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, ч. 2 ст. 33.2 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ

6 Дополнительные страховые взносы начисляются без учета предельной величины выплат, при превышении которой меняется тариф страховых взносов (568 000 руб.) (ч. 3 ст. 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

<…>

21.05.2015г.

С уважением,

Наталья Иванченко, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка