Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24
21 мая 2015 381 просмотр

Получили банковскую выписку и обнаружили, что налоговая сняла с нас некоторую сумму инкассоВ течении полугода никаких писем на адрес или электронной почтой не было получено.Что делать в этом случае? Как обратиться в налоговую? Основания какие писать?У меня нет никаких документов

В данном случае нужно оспаривать решение налоговой о взыскании, однако следует учесть, что доказать тот факт, уведомление о взыскании не передавалось, будет достаточно сложно.

По общему правилу требование об уплате налога (штрафа, пеней) инспекция направляет организации (предпринимателю) в течение трех месяцев с того момента, как обнаружит недоимку (п. 1 ст. 70 НК РФ. Соответственно, налоговая инспекция обязана была передать организации требование о взыскании недоимки по налогом, и только после этого направлять в банк требование о списании ее расчетного счета. Требование об уплате налога должно было либо быть направленным по почте заказным письмом, либо передаваться руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку, либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ).

Несоблюдение порядка выставления требования об уплате налога позволит организации оспорить инкассовое поручение, поэтому решение инспекции о взыскании недоимки с расчетного счета следует оспорить в установленном порядке (в=сначала подать жалобу на решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, а в случае отказа в ее удовлетворении – в суд).

Судебная практика при аналогичных спорах обычно поддерживает налогоплательщика, суды признают незаконными инкассовые поручения в случае, если инспекторы не могут доказать факт получения налогоплательщиком (или его законным представителем) требования об уплате налога. Так, в одном из дел ФАС Дальневосточного округа установил, что требование № 2842 направлено организации по почте заказным письмом с указанием на почтовом конверте адреса «Карла Маркса, 24, 1, 2, Магадан». При этом в городе Магадане на проспекте Карла Маркса имеется как дом 24, так и дом 24, корпус 1 (24/1). Следовательно, по мнению суда, налоговики не доказали факт того, что направили требование по верному адресу расположения организации (постановление от 19.12.12 № Ф03-5549/2012).

ФАС Центрального округа пришел к выводу, что контролеры не вправе были взыскивать недоимку за счет денежных средств налогоплательщика, поскольку не располагали сведениями о вручении либо невручении предпринимателю спорного требования. Почтамт сообщил налоговому органу, что заказное письмо с требованием об уплате налога доставлялось адресату, но, по словам почтальона, адресат от получения отказался. Однако суд указал, что такие сведения от почтовой службы налоговики получили намного позже выносимого решения о взыскании налоговой недоимки за счет денежных средств компании. Следовательно, контролеры не могли достоверно знать о факте вручения или невручения документов (постановление от 30.06.11 № А14-9429/2010/335/28).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как взыскивается недоимка по налогам

Если у организации есть недоимка по налогам (штрафам, пеням), налоговая инспекция может взыскать ее:
– самостоятельно в принудительном порядке (п. 110 ст. 46 НК РФ). До этого инспекция должна направить организации требование об уплате налога и выполнить ряд предварительных условий;
– в судебном порядке в соответствии с главой 26 Арбитражного процессуального кодекса РФ.*

Требование об уплате

По общему правилу требование об уплате налога (штрафа, пеней) инспекция направляет организации (предпринимателю) в течение трех месяцев с того момента, как обнаружит недоимку (п. 1 ст. 70 НК РФ)*. Исключение из этого правила составляют требования об уплате налога. Когда сумма недоимки, а также пеней и штрафов, относящихся к ней, меньше 500 руб., требование могут выставить в течение одного года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Требование же по результатам налоговой проверки инспекторы вправе выставить и вовсе в течение 20 рабочих дней с того момента, как вступило в силу решение по итогам такой проверки (п. 2 ст. 70п. 6 ст. 6.1 НК РФ). А данные решения начинают действовать через месяц после того, как их вручили представителю организации. Если же передать решение представителю организации невозможно, его направят по почте заказным письмом. В этом случае решение считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки (п. 9 ст. 101п. 6 ст. 6.1 НК РФ).*

Требование об уплате налога может быть вручено одним из следующих способов:

  • передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
  • направлено по почте заказным письмом;
  • передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Это установлено в пункте 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ.*

Требование об уплате налога, направленное по почте, доставляется по адресу местонахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31 НК РФ). По общему правилу оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки заказного письма (п. 6 ст. 69 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Однако факт получения требования в этот срок можно оспорить в суде, в том числе по иску налоговой инспекции о взыскании недоимки по налогу (п. 2 определения Конституционного суда РФ от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О).

Порядок направления требования по телекоммуникационным каналам связи, а также электронные формы и форматы сопроводительных документов утверждены приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700. Если требование направлено в виде электронного документа, оно считается полученным с момента отправления организацией электронной квитанции о приеме. В этом случае требование на бумажном носителе налоговая инспекция не направляет. Если инспекция не получит квитанцию о приеме, то требование на бумажном носителе будет отправлено в общем порядке.

Это следует из пунктов 512 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/700.

Ситуация: когда требование об уплате налога считается выставленным с нарушением срока. Налоговая проверка в организации не проводилась

Срок направления требования об уплате налога отсчитывается с того момента, когда налоговая инспекция обнаружила недоимку (п. 1 ст. 70 НК РФ). Этот момент должен быть зафиксирован в справке о выявлении недоимки, форма которой утверждена приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Однако о наличии этого документа и о том, когда он был составлен, организация может и не узнать. Налоговая инспекция не обязана направлять эту справку налогоплательщику и не ограничена в сроках ее подготовки (письмо Минфина России от 21 января 2009 г. № 03-02-07/1-25).

На практике такой документ может быть составлен как через несколько дней, так и через несколько месяцев после даты, установленной для уплаты налога законодательством. Арбитражная практика по этой проблеме пока не сложилась, но доказать нарушение срока направления требования об уплате налога будет очень трудно.*

Исполнение требования

Организация обязана исполнить требование об уплате налога (штрафа, пеней) в течение восьми рабочих дней после того, как оно было получено. Налоговая инспекция вправе установить более продолжительный срок для погашения недоимки (он должен быть указан непосредственно в требовании). Это следует из абзаца 4 пункта 4 статьи 69 ипункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.*

Ситуация: обязана ли организация исполнять требование об уплате налога, если оно неправильно оформлено

Нет, не обязана.

Порядок оформления требований об уплате налога предусмотрен в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ. В требовании как минимум должны быть указаны:

  • сумма задолженности по налогу;
  • сумма пеней, начисленная к моменту выставления требования;
  • срок уплаты налога, по которому возникла недоимка;
  • меры, которые будут приняты налоговой инспекцией, если организация не погасит недоимку;
  • основания, по которым взимается налог, и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если требование об уплате налога не содержит каких-либо данных из приведенного перечня, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организации необязательно. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ впостановлении от 22 июля 2003 г. № 2100/03.*

Постановлением от 30 июля 2013 г. № 57 Пленум ВАС РФ подтвердил правомерность данного вывода. При этом в пункте 52 постановления судьи пояснили, что требование об уплате налога может быть признано оформленным правильно, даже если непосредственно в нем отсутствуют какие-либо обязательные сведения. Однако это допустимо только в том случае, если в требовании есть ссылка на конкретный документ налоговой инспекции, в котором эти сведения содержатся. Например, на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, где указаны основания для взимания налога, начисления пеней, штрафа и т. п. Если подобной ссылки нет, а в само требование необходимые данные не включены, такой документ считается составленным с нарушениями.

Решение о взыскании налога

Если в установленный срок недоимка не погашена, инспекция выносит решение о взыскании налога (штрафа, пеней) во внесудебном порядке. Форма решения утвержденаприказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. На его подготовку инспекции дается два месяца со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога. Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может взыскать недоимку только через суд. Срок, отпущенный законодательством для подачи искового заявления, составляет шесть месяцев со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога (штрафа, пеней). Однако суд может продлить этот срок, если налоговая инспекция пропустила его по уважительной причине. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

Решение о взыскании недоимки должно быть доведено до организации в течение шести дней после его принятия. Если решение направлено по почте, оно считается полученным через шесть дней после отправки заказного письма. Это следует из абзаца 2 пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

<…>

Исполнение решения о взыскании

Решение о принудительном взыскании недоимки исполняется через банк, в котором у организации открыт счет. Инспекция должна направить в этот банк поручение на перечисление налога (штрафа, пеней) в бюджет (п. 24 ст. 46НК РФ). Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего операционного дня. Если для полного погашения недоимки денег на счете организации недостаточно, поручение будет помещено в картотеку неоплаченных расчетных документов. В этом случае недоимка будет погашаться постепенно, по мере поступления денег на счет организации. Остаток средств для погашения недоимки банк определит в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Такие правила установленыпунктом 6 статьи 46 Налогового кодекса РФ и пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса РФ.

При нехватке денег на рублевом банковском счете и наличии у организации валютного счета недоимка может быть взыскана за счет валютных средств. Для этого налоговая инспекция должна дать банку поручение на продажу валюты. Сумма недоимки, которая погашается за счет валютных средств, определяется по курсу Банка России на дату продажи валюты. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 46 Налогового кодекса РФ. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Их можно учесть и при расчете налога на прибыль (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ), и при расчете единого налога с разницы между доходами и расходами при упрощенке (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Взыскивать недоимку за счет средств, размещенных на депозитном счете организации, до окончания срока депозитного договора налоговым инспекциям запрещено (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств на рублевых и валютных банковских счетах недостаточно, инспекция вправе обратить взыскание на электронные денежные средства организации. Для этого она направит в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручение на их перевод на счет налогоплательщика в банке. По аналогии со средствами на банковских счетах вначале взыскиваются электронные денежные средства в рублях, а в случае их нехватки – в иностранной валюте. Причем валютные денежные средства банк должен перевести на валютный счет организации, указанный в поручении инспекции. Если в поручении указан только рублевый счет, руководитель инспекции одновременно с поручением на перевод электронных денежных средств должен направить в банк поручение на продажу не позднее следующего дня валюты организации. Расходы, связанные с продажей валюты, покрываются за счет организации. Банк должен исполнить поручение по электронным денежным средствам в рублях не позднее одного операционного дня со дня получения поручения, а по средствам в валюте – не позднее двух операционных дней. Если электронных денежных средств для полного погашения недоимки все-таки недостаточно, банк будет исполнять поручение по мере получения электронных денежных средств организации-должника.

Такой порядок предусмотрен в пункте 6.1 статьи 46 Налогового кодекса РФ.

При отсутствии денег на банковских счетах инспекция имеет право взыскать недоимку с лицевых счетов организации – получателя бюджетных средств (п. 3.1 ст. 46 НК РФст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ). Без решения суда инспекция может взыскать денежные средства с лицевого счета, если сумма задолженности не превышает 5 млн руб. Если задолженность больше, для ее взыскания потребуется судебное решение (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ).*

<…>

Взыскание недоимки через суд

В судебном порядке взыскиваются недоимки:
– с организаций, которым открыт лицевой счет, если размер задолженности превышает 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ);
– возникшие в результате переквалификации сделок, статуса или характера деятельности организации (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ);
– возникшие в результате проверок правильности применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами (подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ).*

Кроме того, в судебном порядке взыскиваются недоимки с организаций, которые являются взаимозависимыми по отношению к организациям, у которых эти недоимки возникли. Причем речь идет только о недоимках, возникших по итогам налоговых проверок и непогашенных в течение трех месяцев.

Взыскание недоимки с взаимозависимых организаций возможно в следующих случаях:

– если на их банковские счета поступает выручка за товары (работ, услуги), реализованные организациями, у которых возникла недоимка (в т. ч. если выручка поступает через совокупность взаимосвязанных операций с участием лиц, которые не признаются взаимозависимыми);
– если организация, у которой возникла недоимка, узнав о назначении выездной или проведении камеральной проверки, передала взаимозависимой организации денежные средства или другое имущество, в результате чего взыскание недоимки стало невозможным.

Основания для взыскания недоимки с взаимозависимых организаций определены вподпункте 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Рекомендация:Какие права и обязанности есть у налоговых органов

<…>

Обжалование действий инспекции

Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):

  • в ФНС России или ее региональном управлении;
  • в арбитражном суде.

Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.*

До 1 января 2014 года обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в суде и вышестоящем налоговом органе можно одновременно (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ).

Решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки

Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.

В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.

Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).

УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
  • отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*

О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.*

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.

В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).

Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009

.

Ситуация: как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции

Действие или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении и в арбитражном суде.

Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении (УФНС России), так и в арбитражном суде. При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Например, такие действия возможны, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.

Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2Налогового кодекса РФ.*

Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.

УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
  • признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.

Если организация обжалует действия, бездействие налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.

Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.

Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).

Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:

  • признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
  • о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.

Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.

Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.

<…>

Сергей Разгулин,

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Статья:В каких случаях компаниям удается оспорить правомерность выставления инкассовых поручений

<…>

Несоблюдение порядка выставления требования об уплате налога позволяет компаниям оспорить инкассовые поручения

На практике при выставлении требований об уплате налога инспекторы нередко допускают ошибки. Это может быть как формальная опечатка, так и существенное нарушение порядка оформления требования, предусмотренного пунктом 4 статьи 69 НК РФ. Рассмотрим, в каких случаях нарушения, допущенные контролерами при выставлении требования об уплате налога, позволяют оспорить инкассовое поручение.

Налоговики выставляют требование об уплате налога, несмотря на то что в действительности налоговая недоимка отсутствует. Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ налоговики выставляют требование об уплате налога при наличии задолженности. В одном из дел ФАС Московского округа указал, что если решение налогового органа о взыскании недоимки неправомерно, то принудительное исполнение такого решения также незаконно. Следовательно, соответствующие инкассовые поручения не исполняются (постановление от 20.03.12 № А40-107998/10-107-571).

Ранее суд того же округа также признавал незаконными инкассовые поручения, выставленные при фактическом отсутствии налоговой недоимки (постановление ФАС Московского округа от 11.07.06 № КА-А40/6213-06).

Контролеры не доказали факт вручения (невручения) налогоплательщику требования об уплате налога. Контролеры обязаны передать требование руководителю организации лично под расписку, направить по почте заказным письмом или по ТКС (п. 6 ст. 69 НК РФ). Суды часто признают незаконными инкассовые поручения в случае, если инспекторы не могут доказать факт получения налогоплательщиком (или его законным представителем) требования об уплате налога.

Так, в одном из дел ФАС Дальневосточного округа установил, что требование № 2842 направлено организации по почте заказным письмом с указанием на почтовом конверте адреса «Карла Маркса, 24, 1, 2, Магадан». При этом в городе Магадане на проспекте Карла Маркса имеется как дом 24, так и дом 24, корпус 1 (24/1). Следовательно, по мнению суда, налоговики не доказали факт того, что направили требование по верному адресу расположения организации (постановление от 19.12.12 № Ф03-5549/2012).*

СПРАВКА

С каких счетов компании налоговики не вправе взыскать недоимку

Если налогоплательщик в срок не исполнит требование об уплате налога, инспекторы вправе взыскать задолженность за счет денежных средств, имеющихся на его расчетном счете (ст. 46 НК РФ). При этом поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на конкретные счета налогоплательщика, с которых должны перечисляться налоги. Кроме того, пункт 5 статьи 46 НК РФ предусматривает возможность взыскания налога с валютных счетов налогоплательщика. Например, в случае, если средств на рублевых (текущих счетах) недостаточно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ счета налогоплательщика, с которых налоговики вправе взыскать задолженность, должны быть открыты по договору банковского счета.

Налоговики не вправе взыскивать недоимку с депозитного счета компании, если срок действия депозитного договора еще не истек (п. 5 ст. 46 НК РФ и письмо Минфина России от 16.10.09 № 03-02-07/1-468).

Кроме того, инспекторы не вправе взыскивать задолженность со счетов, которые не удовлетворяют понятию счета (п. 2 ст. 11 НК РФ). В частности:

— с металлических счетов ответственного хранения и обезличенных металлических счетов. Ведь такие счета предназначены для учета операций с ценными металлами. Денежные средства на них не числятся (п. 2.5—2.7Положения о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами, утв. приказом Банка России от 01.11.96 № 02-400);
— ссудного счета. Такой счет служит для учета задолженности налогоплательщика перед банком по выданному кредиту и не предназначен для расчетных операций. Кроме того, денежных средств на нем нет, так как сумма кредита зачисляется непосредственно на расчетный счет заемщика (п. 1информационного письма Банка России от 29.08.03 № 4 «Обобщение практики применения Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”», п. 2.1 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), утв.Банком России 31.08.98 № 54-П);
— транзитного счета. Такой счет банк открывает только в связи с открытием резиденту текущего валютного счета без его согласия. Он используется для зачисления валюты с последующим ее перечислением на текущий валютный счет. Кроме того, расходование с него денежных средств по желанию налогоплательщика невозможно (п. 2.1— 2.3 Инструкции Банка России от 30.03.04 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ»)

Рассматривая аналогичный спор, ФАС Центрального округа пришел к выводу, что контролеры не вправе были взыскивать недоимку за счет денежных средств налогоплательщика, поскольку не располагали сведениями о вручении либо невручении предпринимателю спорного требования. Почтамт сообщил налоговому органу, что заказное письмо с требованием об уплате налога доставлялось адресату, но, по словам почтальона, адресат от получения отказался. Однако суд указал, что такие сведения от почтовой службы налоговики получили намного позже выносимого решения о взыскании налоговой недоимки за счет денежных средств компании. Следовательно, контролеры не могли достоверно знать о факте вручения или невручения документов (постановление от 30.06.11 № А14-9429/2010/335/28).*

<…>

Д.В. Скрябин, юрист

Журнал «Российский налоговый курьер» № 19, октябрь 2013

22.05.2015г.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка