Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23
21 мая 2015 10 просмотров

В соответствии с ответом на ранее заданный вопрос от 16 апреля 2015г. по поводу предоставления декларации НДС за 1 квартал 2015 нами было принято решение о предоставлении декларации с указанием сумм НДС к возмещению. Как следствие, налоговым органом назначена камеральная проверка. Документы предоставлены, находятся у инспектора. Однако инспектор обратился с просьбой, предоставить уточненную декларацию, и убрать данные суммы НДС с возмещения. Кроме того, с периода создания организации (с 04.04.2014г. по 31.12.2014г.) на 19 счете была уже накоплена сумма НДС не предъявленная ранее на возмещение. Инспектором было предложено заявить указанный вычет и всю сумму на 19 счете, когда появится НДС к начислению. Однако в связи с экономической ситуацией, перспектив по деятельности нет, доходы не предвидятся и вообще руководством компании рассматривается вопрос о ликвидации. Как в период ликвидации действовать по декларированию сумм НДС к возмещению? Декларация должна быть предоставлена до принятия решения о ликвидации? НА какие сроки нужно ориентироваться? И могут ли налоговые органы отказать в возмещении НДС в период процедуры ликвидации?

Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом. В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса платить налоги следует в установленные налоговым законодательством сроки. Для применения налогового вычета по НДС необходимо, чтобы приобретенное имущество было предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС. Согласно разъяснениям Минфина, если таких операций не было и, как следствие, налоговая база по НДС не формировалась, то основания для вычета входного налога отсутствуют. По результатам камеральной проверки организации могут отказать в возмещении НДС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как платить налоги при ликвидации организации

При ликвидации возникают текущие расходы, непосредственно связанные с проведением этой процедуры. После того как эти расходы оплачены, остальные требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
– расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;
– зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;
– расчеты по обязательным платежам в бюджет;
– расчеты с другими кредиторами.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

При этом если у организации есть задолженность перед залогодателями, погасите ее после расчетов по первым двум очередям (или до них, если эта задолженность по времени возникла раньше). Затем погасите задолженность по обязательным платежам в бюджет. Не удовлетворенные за счет средств от продажи предмета залога обязательства перед залогодателями погасите в обычном порядке (в четвертую очередь). Такие правила изложены в пункте 2 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

В период ликвидации организации назначается ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ). К ней переходят полномочия по управлению делами организации (п. 4 ст. 62 ГК РФ), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов) (п. 1 ст. 49 НК РФ). Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом* (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).

Налоговый период

Порядок определения налогового периода, за который нужно рассчитать налоги (взносы) ликвидируемой организации, представлен в таблице.*

Ситуация: в какие сроки нужно платить налоги ликвидируемой организации

При ликвидации действует следующий порядок уплаты налогов.

В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса платите налоги в установленные налоговым законодательством сроки.* Это касается в том числе и уплаты налогов (штрафов, пеней), начисленных по результатам выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией (письмо Минфина России от 11 апреля 2000 г. № 04-01-10).

В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашайте задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 56 ст. 63 ГК РФ). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами (в т. ч. и налоговой инспекцией) до утверждения промежуточного баланса.

После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество распределяется между учредителями (участниками, акционерами) организации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Если в этот период у организации возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), исполнить ее организация должна до окончания срока ликвидации. Это касается и налоговых начислений, возникших, если организация проводила облагаемые операции в период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФписьмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-02-07/1/57). По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес организации требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если этого не будет сделано, отказать организации в ликвидации по причине незавершения всех расчетов с бюджетом нельзя (п. 1 ст. 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ,постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. № А19-13065/04-27-39-Ф02-1583/06-С2).

В бесспорном порядке (инкассовыми поручениями) налоговая инспекция не может списывать со счета ликвидируемой организации суммы налогов, пеней и штрафов. В арбитражной практике есть судебные решения, которые признают, что такие действия нарушают права и самой организации, и ее кредиторов (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 16 октября 2012 г. № Ф09-9497/12).

Зачет или возврат переплаты по налогам

Если у ликвидируемой организации есть переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения недоимки по другим обязательным платежам в бюджет. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам). При этом необходимо подать заявление о зачете в налоговую инспекцию.

Если у организации нет недоимки, переплату вернут организации на расчетный счет. Для этого в налоговую инспекцию тоже нужно подать заявление. Срок возврата переплаты – не позднее одного месяца со дня подачи заявления в налоговую инспекцию. Такие правила установлены пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса РФ. Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Формы заявлений о зачете и возврате налогов утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

Подробнее о порядке зачета (возврата) налогов см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация:Можно ли принять к вычету входной НДС, если в налоговом периоде у организации не было операций, облагаемых НДС

Да, можно.

По общему правилу основанием для применения налогового вычета по НДС является выполнение следующих условий:

  • приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС* (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) принято к учету (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • у покупателя (заказчика) есть правильно оформленный счет-фактура на приобретенное имущество (работы, услуги, имущественные права) (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Покупатель (заказчик) лишается права на применение налогового вычета, если не выполнено хотя бы одно из перечисленных условий. В то же время других оснований для отказа в вычете НДС (в т. ч. отсутствие в налоговом периоде налогооблагаемых операций) налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому даже если в отчетном квартале налоговая база по НДС у организации равна нулю, при выполнении названных условий она вправе принять к вычету суммы НДС, предъявленные ею поставщиками (исполнителями). При этом возместить или вернуть на расчетный счет (зачесть в счет уплаты других налогов) предъявленный к вычету НДС можно только после камеральной проверки (ст. 176 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148 и ФНС России от 7 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/20687. Документы размещены на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения налоговыми органами».

Правомерность такого подхода подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 3 мая 2006 г. № 14996/05, определения ВАС РФ от 8 декабря 2009 г. № ВАС-15888/09, от 22 сентября 2009 г. № ВАС-11732/09, от 13 августа 2009 г. № ВАС-10133/09, от 23 июля 2009 г. № ВАС-9173/09, от 26 ноября 2008 г. № 15146/08, от 26 ноября 2008 г. № 15147/08, от 22 октября 2008 г. № 13589/08, Московского округаот 26 января 2011 г. № КА-А40/17935-10от 10 августа 2010 г. № КА-А40/8605-10, Западно-Сибирского округа от 31 мая 2010 г. № А70-10587/2009от 25 мая 2010 г. № А45-21328/2009).

Ранее Минфин России придерживался другой позиции. В письмах от 8 декабря 2010 г. № 03-07-11/479от 22 июня 2010 г. № 03-07-11/260от 30 марта 2010 г. № 03-07-11/79от 1 октября 2009 г. № 03-07-11/245 говорилось, что организация вправе принимать к вычету входной НДС, только если в течение квартала она проводила операции, с которых налог был начислен к уплате в бюджет (п. 1 ст. 171 НК РФ). Если таких операций не было и, как следствие, налоговая база по НДС не формировалась, то основания для вычета входного налога отсутствуют. Воспользоваться вычетом организация может только в том налоговом периоде, когда у нее будет начислен НДС.

Следует отметить, что в письме от 19 ноября 2012 г. № 03-07-15/148 Минфин России не отказывается от своей прежней позиции, а предоставляет организациям право выбора. То есть если в течение квартала у организации не было операций, облагаемых НДС, то предъявленные суммы входного налога она может принять к вычету либо в этом же квартале, либо в следующих налоговых периодах, когда налоговая база по НДС будет сформирована. При этом применение второго варианта не может служить поводом для отказа в вычете.*

Из рекомендации «В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС»

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики Минфина России

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка