Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24
26 мая 2015 278 просмотров

Может ли, имеет ли право "Водоканал" требовать от нашей организации возмещать им часть платы за негативное воздействие на окружающую среду? В договоре между нами прописано, что мы обязаны платить плату за воздействие через систему коммунальной канализации. Если да, то на 44 или на 91 счет относить эти расходы?

Если организация сбрасывает стоки в систему канализации (по договору, заключенному с канализационной службой), сбросов в водные объекты не происходит. В этом случае вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не нужно. Платить за загрязнение будет канализационная служба, которая осуществляет сброс стоков непосредственно в водные объекты.

При этом плата за сброс сточных вод в канализационные сети должны перечисляться специализированным организациям, которые занимаются водоотведением на закрепленных за ними территориях. Это следует из положений пункта 19 статьи 1 Водного кодекса РФ, пунктов 1, 9, 16 статьи 2 и статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ.

Договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения со специализированной организацией заключают на основании пунктов 24, 29Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

То есть к плате за загрязнение окружающей среды, которую взимает государство, платежи за сброс сточных вод никакого отношения не имеют – это самостоятельный вид затрат, связанный с оплатой услуг сторонних организаций.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: входят ли в состав платы за загрязнение окружающей среды платежи за сброс в системы канализации сточных вод, ливневых стоков, загрязняющих веществ

Нет, не входят.

Плата за загрязнение окружающей среды и плата за сброс сточных вод в системы канализации – это разные категории платежей. И основания для них тоже разные.

Платой за загрязнение вы возмещаете ущерб от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Точнее говоря, компенсируете расходы государства на нейтрализацию (предотвращение) вреда, который организации наносят окружающей среде в процессе своей деятельности. Такие платежи поступают частично в федеральный бюджет, а частично – в бюджеты субъектов РФ. Перечислять подобный сбор должны все организации, которые сбрасывают загрязняющие вещества непосредственно в атмосферу или в водные объекты.

Это следует из положений статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, статей 51 и 57 Бюджетного кодекса РФ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

А вот плата за сброс сточных вод в канализационные сети в бюджеты не поступает. Такие платежи вы перечисляете специализированным организациям, которые занимаются водоотведением на закрепленных за ними территориях. Это следует из положений пункта 19 статьи 1 Водного кодекса РФ, пунктов 1916 статьи 2 и статьи 7 Закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ. Договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения со специализированной организацией заключают на основании пунктов 2429Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644. *

То есть к плате за загрязнение окружающей среды, которую взимает государство, платежи за сброс сточных вод никакого отношения не имеют – это самостоятельный вид затрат, связанный с оплатой услуг сторонних организаций.

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2. Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.

Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Совершать какие-либо действия для того, чтобы встать на учет в качестве плательщика сборов за негативное воздействие на окружающую среду, организация не должна. Территориальные органы Росприроднадзора зарегистрируют ее самостоятельно.

Основания для постановки организации на учет приведены в пункте 6 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. № 867. К ним, в частности, относятся:
– обращение организации за выдачей разрешения на выбросы вредных веществ;
– включение объекта негативного воздействия в расчет платы за загрязнение окружающей среды;
– упоминание объекта в протоколе об административном правонарушении в сфере экологии или в акте проверки, проведенной органом Росприроднадзора.

При постановке организации на учет территориальное отделение Росприроднадзора присвоит ей регистрационный номер, внесет ее в реестр и зафиксирует все необходимые характеристики каждого источника негативного воздействия на окружающую среду.

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:

Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Обратите внимание: с 1 января 2015 года плата за атмосферные выбросы передвижными объектами не взимается (ст. 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, письмо Минприроды России от 10 марта 2015 г. № 12-47/5413). Таким образом, с 2015 года все организации, у которых на балансе есть автомобили (или другие транспортные средства), освобождены от платы за негативное воздействие на окружающую среду этими передвижными объектами.

<…>

Загрязнение водных объектов

Обязанность вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты возникает в процессе деятельности организаций, у которых образуются стоки, сбрасываемые в поверхностные и подземные водные объекты.

Если организация сбрасывает стоки в систему канализации (по договору, заключенному с канализационной службой), сбросов в водные объекты не происходит. В этом случае вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не нужно. Платить за загрязнение будет канализационная служба, которая осуществляет сброс стоков непосредственно в водные объекты.

Такой вывод следует из пункта 2 статьи 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, пункта 1.1 Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии России 29 декабря 1998 г. *

Ситуация: нужно ли перечислять плату за загрязнение окружающей среды, если организация

<…>

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций

департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

27.05.2015г.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка