Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
26 мая 2015 146 просмотров

У нас заключен договор с ООО на перевозку грузов. ООО работает с НДС. ООО для перевозки грузов привлекает перевозчиков, которые работают с НДС и без НДС. ООО утверждает, что если для перевозки груза им был привлечен перевозчик, который работает без НДС, то ООО должен:1. выставить счет и предоставить отчет экспедитора на сумму без НДС, которую он оплатил привлеченному перевозчику;2. счет и УПД с НДС на сумму своего вознаграждения.Как правильно ООО должен оформить данную перевозку? В договоре с ООО эта ситуация должна как-то прописываться?

Нет, не должна, за исключением условия о привлечении соисполнителей по договору на перевозку грузов в силу статьи 780 Гражданского кодекса РФ, и ООО должно оформить данную перевозку в соответствии с рекомендациями «Как оформить счет-фактуру для покупателя» и «Как организовать документооборот в бухгалтерии» с учётом статьи «Минфин согласился, что первичку можно утвердить в договоре».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip-версия

1. Книга:1.3. Договорные отношения

<…>

Заключенный договор не обязательно должен соответствовать видам, охарактеризованным в Гражданском кодексе*.

Прежде всего, стороны вправе заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом. Такой договор именуется смешанным. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых в нем содержатся (п. 3 ст. 421 ГК РФ)*.

Кроме того, заключенный договор может быть вообще не предусмотрен законодательством (п. 2 ст. 421 ГК РФ). В качестве такого примера укажем на весьма популярный договор предоставления персонала, или аутсорсинга2. Главное – чтобы договор соответствовал обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). В противном случае договор считается ничтожным (ст. 168 ГК РФ)*.

Обратите внимание:* наименование договора не является решающим для его юридической квалификации. Так, на транспортном рынке предлагаются услуги мувинга (от англ. глагола move – перевозить, переезжать). Гражданское законодательство подобных услуг не предусматривает. Мувинговые компании предлагают профессиональные услуги по офисным переездам. Это комплексное обслуживание, включающее: сборку и разборку мебели, упаковку и маркировку имущества, работы по погрузке и разгрузке, доставку вещей и их расстановку на новом месте, утилизацию мусора. Подобный договор нужно квалифицировать как смешанный (ст. 431 ГК РФ). Одним из его элементов являются услуги транспортной экспедиции (подробнее о них – далее в этом разделе книги).

<…>

1.3.2. Виды договоров в целях транспортировки автомобильным транспортом

Перемещение ТМЦ обеспечивают договоры перевозки, поэтому в сфере транспортных услуг они играют центральную роль*.

Помимо собственно перевозки (гл. 40 «Перевозка» ГК РФ) на транспортном рынке предлагаются самые разнообразные услуги по организации перевозок грузов и оформлению перевозочных документов. Среди них особое место занимают услуги транспортной экспедиции (гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ). Отметим: к ответственности экспедиторов законодатель предъявляет более жесткие требования, чем к ответственности перевозчиков*.

К услугам перевозки и транспортной экспедиции неприменимы общие правила, регламентирующие возмездное оказание услуг. Об этом сказано в пункте 2 статьи 779 Гражданского кодекса РФ*.

Обратите внимание:* перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении, то есть с пересечением государственной границы России, регулируются международными договорами Российской Федерации (п. 3 ст. 1п. 5 ст. 4 закона № 259-ФЗ). Международные перевозки характеризованы в главе 5 книги.

Рассмотрим виды договоров, заключаемые при грузоперевозках автомобильным транспортом*.

Договор перевозки груза. Предоставление услуг автомобильным транспортом регулирует Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ ).

Договор перевозки груза автомобильным транспортом предусматривает участие трех лиц: это грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель (ст. 2 Закона № 259-ФЗ). Обязанность по оплате перевозки закон возлагает на грузоотправителя (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Отсюда следует, что грузоотправитель и перевозчик не могут быть одним и тем же лицом. Аналогичный вывод содержит письмо Минэкономразвития России от 26 августа 2011 г. № ОГ-Д05-1114.

Действительно, перевозчик – сторона, оказывающая услуги грузоотправителю. Совпадение их означало бы, что лицо оказывает возмездную услугу самому себе. А это, согласитесь, нонсенс.

Если компания осуществляет перевозки принадлежащих ей ТМЦ самостоятельно, своим автопарком, то эта деятельность в сферу действия главы 40 Гражданского кодекса РФ и Закона № 259-ФЗ не попадает. В данной ситуации не возникает ни услуги, ни заказчика.

Между тем грузоотправитель и грузополучатель в одном лице выступать могут. Такой пример являет собой компания, заключающая договор на автомобильную перевозку груза между своими территориально обособленными подразделениями.

Обратите внимание: объектом перевозки являются грузы, а не товары. Содержание сделки между грузоотправителем и грузополучателем, в том числе вопрос перехода права собственности на товары, перевозчика не касается.

Груз не является собственностью перевозчика. За его сохранность он отвечает как перед грузоотправителем, так и перед грузополучателем (п. 5 ст. 34 и п. 3 ст. 39 Закона № 259-ФЗ, ст. 796 ГК РФ).

В учете перевозчика грузы, как правило, отражаются по забалансовому счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Правда, Инструкцией по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) этот счет рекомендован для поставщиков и покупателей. И даже сам термин «ответственное хранение» (ст. 514 ГК РФ) не соответствует условиям, в которых находятся ТМЦ в процессе перевозки. Но эти несоответствия нетрудно преодолеть, открыв к счету 002 субсчет «Перевозимые грузы».

Договор перевозки груза между перевозчиком и грузоотправителем заключается в письменной форме. Его заключение подтверждает транспортная накладная (ТН), форма и порядок заполнения которой установлены правилами перевозок грузов (п. 1 и п. 2 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). Этот подзаконный акт – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (ППГ).

Определения понятий, используемых в договорах перевозки (ст. 2 Закона № 259-ФЗ)

Понятия Определения
Груз Материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке
Перевозчик Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки груза обязанность перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз управомоченному на его получение лицу
Грузоотправитель Физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной
Грузополучатель Физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза
Транспортная накладная Перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза
Путевой лист Документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя

При этом ТН не заменяет договора перевозки груза, поскольку договор может содержать соглашения сторон, не отраженные в транспортной накладной. Ведь по ряду вопросов законодательство допускает альтернативные варианты решения – например, о том, какая из сторон составляет ТН (п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ), осуществляет погрузку или разгрузку ТМЦ (п. 8 ст. 11 Закона № 259-ФЗ,приложение № 7 к ППГ, п. 15 транспортной накладной).

Если правоотношения сторон не урегулированы договором, то по общему правилу разногласия решаются на основании закона или соответствующего подзаконного нормативного акта. Это определяет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

Такой же подход применяется, если договор перевозки в письменной форме отсутствует. Но при наличии у грузоотправителя экземпляра ТН оспорить заключение договора перевозки невозможно. Следовательно, для подтверждения расходов грузоотправителя (и в бухгалтерском, и в налоговом учете) договор играет второстепенную роль.

Более того, закон напрямую разрешает вообще обойтись без договора. Пункт 5 статьи 8 Закона № 259-ФЗ гласит: договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа. Как видно, формой заключения договора выступает действие! Но этот вариант не отменяет необходимости составления ТН.

Заказ в письменной форме подается грузоотправителем перевозчику. Последний обязан рассмотреть заказ и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии заказа или об отказе в его принятии с письменным обоснованием причин. В случае отказа заказ возвращается (п. 7 ППГ).

В пункте 6 статьи 8 Закона № 259-ФЗ указано, что обязательные реквизиты заказа и порядок его оформления устанавливаются правилами перевозок грузов. Однако в ППГ ничего подобного мы не обнаружим.

Правда, пункт 7 ППГ устанавливает, что при рассмотрении заказа перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8–11 , 13 , 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной. Дата и номер заказа указываются в верхнем правом поле ТН.

Отсюда следует, что заказ допустимо составлять в произвольной форме. Однако на практике для этой цели удобно сразу использовать форму транспортной накладной. Когда в ТН заполняется информация, за которую отвечает грузоотправитель, она выступает заказом. Заказ достаточно оформить в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

Согласие перевозчика на принятие заказа представляет собой оферту, направленную грузоотправителю (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Ее принятие грузоотправителем заключается в фактическом предоставлении груза под погрузку. Это действие, то есть акцепт грузоотправителя (п. 1 ст. 438 ГК РФ), удостоверяет транспортная накладная. В итоге наличие ТН позволяет считать письменную форму договора перевозки соблюденной (п. 3 ст. 434 ГК РФ).

Законодатель предусмотрел еще один вид договора в сфере грузоперевозок – договор об организации перевозок. Это своего рода «рамочный» договор между перевозчиком и грузовладельцем. Он носит долгосрочный характер и заключается при необходимости осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). Условия каждой конкретной перевозки уточняются посредством заявки. Подход к составлению заявки ничем не отличается от подхода, который применяется к составлению заказа (п. 5 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Обязан ли перевозчик отчитаться перед заказчиком (грузоотправителем) о выполнении перевозки, если это прямо не предусмотрено договором? Такое требование представляется спорным. Доказательством исполнения договора перевозки является подпись грузополучателя в транспортной накладной. Ведь грузополучатель управомочен грузоотправителем на получение груза и тем самым фактически выступает представителем грузоотправителя (заказчика перевозки) на другом конце маршрута.

Оформление и использование транспортной накладной рассмотрено в разделе 3.2 книги.

Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается. Но из этого правила имеются два исключения (п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). Перевозчик вправе перевозить груз без ТН, если (п. 1 ст. 18 Закона № 259-ФЗ):

1) груз перевозится в сопровождении представителя грузовладельца;

2) перевозится груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.

В этих двух случаях грузоотправителю следует заключать не договор перевозки груза, а договор фрахтования транспортного средства (подробнее о нем – далее в этом разделе книги).

Из пункта 3 статьи 790 и статьи 798 Гражданского кодекса РФ следует, что под грузовладельцем нужно понимать грузоотправителя. В частности, плательщиком по договору перевозки является именно он.

А что понимать под «грузом, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей»? Как известно, компании обязаны вести количественный учет даже отходов (п. 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721, зарегистрированным в Минюсте России). По-видимому, главную смысловую нагрузку в этом составном понятии имеет термин «товарно-материальные ценности». Поэтому речь идет о грузах, не представляющих ценности для грузоотправителя. К ним относятся отходы, не подлежащие у грузовладельца дальнейшему использованию.

Правильность такого подхода подтверждает пункт 2 статьи 18 Закона № 259-ФЗ.

В документах на передаваемый перевозчику груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, указывается только его наименование. Количественные (масса в килограммах, размеры в метрах, объем в кубических метрах) и стоимостные (объявленная стоимость или ценность) характеристики груза не приводятся. В то же время в транспортной накладной эти показатели предусмотрены.

А в отношении отходов, образующихся в подразделениях компании, напомним: они собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. – по цене возможного использования или продажи (п. 111 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Для договора фрахтования предусмотрена специальная форма – заказ-наряд (п. 4 ст. 18 Закона № 259-ФЗ). Она рассмотрена в разделе 3.4 книги.

Водитель, перевозящий груз, обязан иметь при себе (наряду с транспортной накладной или заказом-нарядом) путевой лист на автомобиль. Перевозка грузов без оформления путевого листа запрещается ( п. 2 ст. 6 Закона № 259-ФЗ ). Вручение грузоотправителю экземпляра путевого листа нормативными документами не предусмотрено.

Обратите внимание: Закон № 259-ФЗ , а равно принятые в его исполнение подзаконные акты (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», приказ Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов») распространяются исключительно на коммерческие грузоперевозки, осуществляемые за плату (на основании возмездного договора). Установленные в них нормы не регламентируют перевозки, осуществляемые автомобилями компании (собственными или арендованными) для обеспечения собственных нужд. При пользовании корпоративным автотранспортом составлять транспортную накладную не следует.

Перевозчик наряду с автомобилем может предоставлять грузоотправителю контейнеры для размещения грузов (п. 1 ст. 9 Закона № 259-ФЗ). Контейнеры имеют объем не менее 1 кубического метра и предназначены для многократного использования (п. 7 ст. 2 Закона № 259-ФЗ).

Погрузка груза в контейнер, выгрузка груза из него могут осуществляться посредством снятия контейнера с транспортного средства. В этом случае подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю оформляется сопроводительной ведомостью. Ее составляет перевозчик (п. 3 ст. 11 Закона № 259-ФЗ). Форма и порядок заполнения сопроводительной ведомости установлены ППГ.

Сопроводительная ведомость – документ, служащий для учета и контроля использования контейнера у перевозчика (п. 5 ППГ). Она составляется в трех экземплярах (оригиналах) – для грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика (п. 46 ППГ).

Но стоимостных показателей сопроводительная ведомость не содержит. Владельцем контейнера является перевозчик, поэтому у грузоотправителя и грузополучателя контейнер может отражаться (при необходимости) в забалансовом учете – по счету 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».

Аналогичным образом контейнеры используются и по договорам фрахтования.

Договор фрахтования автомобиля. Если при коммерческой перевозке транспортируется груз в сопровождении представителя грузоотправителя или транспортируется груз, не представляющий ценности для грузоотправителя, то договор перевозки не применяется. А значит, не подлежит оформлению и транспортная накладная. В этих условиях стороны заключают договор фрахтования (п. 1 ст. 18 Закона № 259-ФЗ). Этот вариант перевозки мы уже затрагивали выше.

Общая характеристика договора фрахтования приведена в статье 787 Гражданского кодекса РФ. Подоговору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Разновидностью договора фрахтования является договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). Члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя (фрахтовщика), относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора (фрахтователя), касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору, нежели аренда (ст. 635 ГК РФ).

Но правовое регулирование договора фрахтования в целях перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляет Закон № 259-ФЗ.

В этой сфере действует специальная терминология (см. таблицу ниже). По договору фрахтования привычные понятия «перевозчик», «грузоотправитель» и «грузополучатель» не применяются.

Определения понятий, используемых в договорах фрахтования (ст. 2 Закона № 259-ФЗ)

Понятия Определения
Груз Материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке
Грузовладелец Лицо, от имени которого может действовать грузоотправитель по договору перевозки; не обязательно собственник груза (владение – фактическое обладание вещью – может быть временным)
Фрахтователь Физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования вместимостью транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок грузов
Фрахтовщик Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю вместимость транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов
Заказ-наряд Форма договора фрахтования

Договор фрахтования должен включать в себя (п. 2 ст. 18 Закона № 259-ФЗ:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) наименование груза;

3) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);

4) маршрут и место подачи транспортного средства;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством.

Договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза. Форма заказа-наряда и порядок его применения установлены в ППГ.

В отличие от транспортной накладной, применение заказа-наряда необязательно. Стороны вправе заключить договор фрахтования в традиционной форме, разработанной юристами.

Фрахтовщик принципиально не осуществляет принятие и выдачу груза. Ведь либо груз сопровождает представитель грузоотправителя, который сам же выдает его грузополучателю, либо груз не представляет никакой ценности. (В качестве примера такого груза приводят мусор или снег, но о транспортировании отходов – разговор особый.) Заказ-наряд удостоверяет лишь фактическое время использования транспортного средства (п. 6 формы, представленной в приложении № 5 к ППГ).

При исполнении договора фрахтования наличие путевого листа у водителя обязательно. Фрахтовщик несет ответственность перед грузовладельцем за причинение вреда его имуществу. Это определяет статья 1064 Гражданского кодекса РФ.

Транспортировка мусора – это деятельность по обращению с отходами

Источник Позиция
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (ст. 1) Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2012 г. № А33-14226/2010 Деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом, не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, а в силу технологических особенностей процесса сбора и размещения бытовых отходов носит составной характер. При перевозке отходов и мусора отсутствуют признаки, характерные для договораперевозки, в частности: отсутствует получатель груза, обладающий вещным правом на перевозимый груз, не оформляются перевозочные документы на груз, вследствие чего не возникает обязанность доставить груз в установленный срок в пункт назначения, обеспечив при этом его полную сохранность
Письмо Минфина России от 10 февраля 2009 г. № 03-11-09/43 Транспортировка крупногабаритного мусора, опасных отходов и строительного мусора относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов
Письмо Минфина России от 16 июня 2009 г. № 03-11-06/3/166 Деятельность по вывозу жидких бытовых отходов в места утилизации относится к деятельности, связанной с обращением с отходами, а не к предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке грузов
Письмо Минфина России от 11 февраля 2009 г. № 03-11-11/19 Деятельность, связанная с оказанием услуг по вывозу и выгрузке бытовых отходов в места утилизации специализированным грузовым автомобильным транспортом, не относится к деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов

Вопрос о том, заключается ли договор фрахтования в целях вывоза отходов, является спорным (см. табл. выше). Хотя в отношении подобных грузов учет движения товарно-материальных ценностей может не вестись ( п. 1 ст. 18 Закона № 259-ФЗ ).

Дело в том, что контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи отходов и контрольных талонов приема отходов к нему (п. 1.1 и 6.5 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации).

В пункте 1.11 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что при осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система. Актуальность этого правила подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 23 января 2012 г. № Ф09-9073/11.

Но талоны – всего лишь «индикаторы» проблемы.

В правоприменительной практике сформировалась позиция, в соответствии с которой транспортирование отходов их перевозкой не является и под действие Закона № 259-ФЗ не попадает. Соответственно считается, что эта деятельность не облагается ЕНВД.

К тому же обращение с отходами регулируется региональным законодательством (ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Договор транспортной экспедиции. Обязанности перевозчика – перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать груз грузополучателю. Деятельность перевозчиков включает также погрузку и выгрузку грузов.

Между тем в транспортной сфере востребован более широкий спектр услуг, предполагающий комплексное обслуживание заказчиков. В этих целях применяется договор транспортной экспедиции.

Нормы, регулирующие транспортную экспедицию, представлены в главе 41 Гражданского кодекса РФ, а также в Федеральном законе от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ) и принятых в соответствии с ним Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 (ПТЭД).

Транспортно-экспедиционная деятельность – это оказание услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (п. 1 ст. 1 Закона № 87-ФЗ).

Экспедитор осуществляет оформление необходимых документов самостоятельно, без участия клиента, в интересах которого производится перевозка.

Разнообразные услуги, которые экспедитор обязуется выполнить для клиента или выполнение которых обязуется организовать, должны быть непосредственным образом связаны с перевозкой груза. Поэтому в экспедиторских документах фигурирует грузополучатель (разд. 3.6 книги). Если такое лицо не существенно для действий исполнителя – услуга не может считаться экспедиторской.

Обратите внимание: экспедитор вправе оказывать услуги, предусмотренные договором, самостоятельно (ст. 805 ГК РФ). А значит, допускается доставка грузов транспортом экспедитора.

Ограничимся анализом ситуации, в которой экспедитор организует перевозку груза автомобильным транспортом. С этой целью он может заключить договор перевозки груза с компанией – владельцем автотранспорта. Но ни один нормативный документ не запрещает экспедитору осуществить доставку груза своим автотранспортом (собственным или арендованным).

Отношения между экспедитором и перевозчиком на автомобильном транспорте регулируют глава 40 «Перевозка» Гражданского кодекса РФ и Закон № 259-ФЗ (п. 2 ПТЭД). А вот клиент в отношения с привлеченными перевозчиками не вступает (п. 2 ПТЭД).

Обязанности экспедитора может выполнять перевозчик. Но тогда на его отношения с грузоотправителем распространяются правила транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). Заключенный сторонами договор уже не будет считаться договором перевозки. На практике это может выглядеть следующим образом.

Фирма А – поставщик товаров, фирма Б – покупатель на условиях выборки товаров и, соответственно, самовывоза. В случае выборки фирма Б осуществляет приемку товаров по количеству и качеству непосредственно на складе продавца.

Между тем товарная накладная по унифицированной форме № ТОРГ-12 рассчитана на выдачу не товаров, груза. Поэтому оснований для ее применения не имеется. Товарная накладная составляется по простой форме. Соответственно в счете-фактуре, который фирма А выставит в связи с реализацией товаров, сведения о грузоотправителе и грузополучателе не заполняются. В этих полях будут стоять прочерки.

Для транспортировки товаров фирма Б привлекла фирму В. Кроме того, Б поручила В получить у А товары по доверенности.

При таких обстоятельствах фирме В предстоит вверить самой себе груз для перевозки. Но в рамках договора перевозки функции грузоотправителя и перевозчика несовместимы. Поэтому Б и В должны заключить иной договор – транспортной экспедиции, в котором Б – клиент, В – экспедитор.

В транспортно-экспедиторской деятельности получение товаров у продавца рассматривается как обеспечение отправки груза (абз. 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ).

В отсутствие договора перевозки необходимость составления транспортной накладной отпадает.

Определения терминов, используемых в договорах транспортной экспедиции

Понятия Определения
Транспортно-экспедиционные услуги Услуги: по организации перевозки груза; по заключению договоров перевозки груза; по обеспечению отправки и получения груза; иные услуги, связанные с перевозкой груза (п. 4 ПТЭД)
Экспедитор Лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг (п. 4 ПТЭД)
Клиент Лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором (п. 4 ПТЭД); клиентом может быть как грузоотправитель, так и грузополучатель (п. 1 ст. 801 ГК РФ)
Договор транспортной экспедиции Гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги (п. 4 ПТЭД)
Груз Любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции (п. 4 ПТЭД)
Грузоотправитель Лицо, предъявившее груз к перевозке (п. 4 ПТЭД)
Грузополучатель Лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки (п. 4 ПТЭД)
Перевозчик Лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки (п. 4 ПТЭД)
Экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка) Документы, подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции (п. 2 ст. 2 Закона № 87-ФЗ) и являющиеся его неотъемлемой частью (п. 7 ПТЭД); При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (п. 4 ст. 4 Закона № 87-ФЗ)

Транспортировка силами экспедитора под действие Закона № 259-ФЗ не подпадает. Она регулируется Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г. В этих условиях экспедитор составляет товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, где фигурирует одновременно в качестве грузоотправителя (в разделе I) и организации – владельца автотранспорта (в разделе II).

Подробности – в разделе 3.3 книги.

Теперь поставим вопрос иначе: может ли экспедитор, которому поручена организация перевозки, выступать перевозчиком? Такая формулировка лишена смысла, ибо сам с собой экспедитор заключить договор перевозки не может. А юрист бы пояснил: обязательство не возникает, если должник и кредитор совпадают в одном лице (ст. 413 ГК РФ). Договор перевозки экспедитор не заключал и с клиентом. В итоге транспортировка силами экспедитора под действие Закона № 259-ФЗне подпадает.

Деятельность экспедитора не является посреднической. Договор транспортной экспедиции – это гражданско-правовая сделка по оказанию услуг, связанных с перевозкой груза, которые экспедитор оказывает самостоятельно. Правда, в стоимости экспедиционных услуг законодатель четко выделяет две составляющие (п. 1 ст. 801 ГК РФп. 2 ст. 5 Закона № 259-ФЗ):

1) вознаграждение экспедитора;

2) расходы организационного характера, понесенные экспедитором в интересах клиента, подлежащие возмещению.

Но это всего лишь принцип (механизм) ценообразования по договору. Он применяется в случае, когда экспедитор несет дополнительные расходы, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009).

Возмещаемыми расходами экспедитора являются его платежи третьим лицам:

– по договорам перевозки груза;

– в связи с получением документов, требующихся для экспорта или импорта;

– в связи с выполнением таможенных и иных формальностей;

– в виде пошлин и сборов, необходимых для перевозки груза;

– за погрузку и выгрузку;

– за хранение груза;

– за страхование груза;

– по другим основаниям.

Расходы экспедитора, не поименованные в договоре транспортной экспедиции как возмещаемые, клиентом не компенсируются. Договорной характер возмещения вытекает из формулировки пункта 2статьи 5 Закона № 87-ФЗ.

Не следует считать, что условие о возмещении расходов характерно лишь для деятельности посредников – поверенных, комиссионеров или агентов (п. 2 ст. 975, ст. 10011011 ГК РФ). Подобный подход законодатель применяет и для договоров другого вида. Так, сумму лизинговых платежей образует возмещение затрат лизингодателя и его доход (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»). Аналогично формируется цена в договоре подряда. Она включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ). Подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ). А генеральный подрядчик, производящий расчеты с субподрядчиками, несет организационные по своей экономической сущности расходы (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Между тем генподрядчика к посредникам не приравнивают, невзирая на отдельные сходные черты с их деятельностью.

Предположим, экспедитор осуществляет перевозку лично, своим транспортом. В этой ситуациидоговор транспортной экспедиции отличается от договора перевозки соглашением об оказании дополнительных услуг. Но это не дает оснований рассматривать договор с экспедитором как смешанный, одним из элементов которого является перевозка.

Такой подход хотя и отражен в письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-11-04/3/541, на взгляд автора является ошибочным. Транспортная экспедиция и перевозка – отдельные виды договоров, правила для которых установлены специальными главами Гражданского кодекса РФ (п. 3 ст. 420 ГК РФ).

Услуги по договору перевозки и по договору транспортной экспедиции имеют одинаковый конечный результат – вручение груза грузополучателю. В то же время оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов подпадает под налогообложение единым налогом на вмененный доход (подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). А транспортно-экспедиционная деятельность в главе 26.3 Налогового кодекса РФ не упоминается. Поэтому экспедиторы плательщиками ЕНВД не являются. И если автотранспортная компания в целях перевозки грузов заключает договоры транспортной экспедиции, то на ЕНВД она не переводится.

Обратите внимание: с 2013 года вы сможете сами решать, платить вам ЕНВД или нет. Именно так будет сказано в пункте 1 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ в новой редакции. Эту поправку в главу 26.3 Налогового кодекса РФ внес Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ.

Посреднические договоры. На транспортном рынке, помимо перевозчиков и экспедиторов, работает множество посредников. Значимость этих услуг такова, что они имеют самостоятельные коды в классификаторах:

– 9319431 «Посреднические услуги – оформление заказа на обслуживание автотранспортом» – по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93;

– 019732 «Посреднические услуги на оформление заказов на обслуживание автотранспортом» – по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-935.

В отличие от договора транспортной экспедиции, посреднические договоры заключаются для выполнения отдельных операций. Перед посредником не ставится комплексная задача организации перевозки, результатом которой является вручение груза адресату. А договор транспортной экспедиции непременно должен содержать сведения о грузополучателе.

Договоры поручения, комиссии и агентские договоры применяются во всех сферах деятельности. В то же время сфера действия договоров транспортной экспедиции ограничена исключительно перевозками грузов.

Деятельность посредников охарактеризована в таблице ниже.

Характеристика посреднических услуг

Вид посреднического договора Договор поручения Договор комиссии Агентский договор
Правовое регулирование Глава 49 «Поручение» Гражданского кодекса РФ Глава 51 «Комиссия» Гражданского кодекса РФ Глава 52 «Агентирование» Гражданского кодекса РФ
Стороны договора Поверенный и доверитель Комиссионер и комитент Агент и принципал
Наличие поручения Имеется поручение доверителя Имеется поручение комитента Имеется поручение принципала
Результат деятельности посредника Определенные юридические действия Сделки с вещами, влекущие изменение права собственности на них у комитента Юридические и иные (фактические, практические) действия
За чей счет исполняется поручение За счет доверителя За счет комитента За счет принципала
От чьего имени действует посредник От имени доверителя От своего имени От имени принципала либо от своего имени
Права и обязанности по сделке, совершенной посредником У доверителя У комиссионера У стороны, от имени которой совершена сделка
Условия деятельности посредника Доверитель обязан выдать поверенному доверенность на совершение юридических действий Если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между ними поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон Если агент действует от имени принципала, то применяются правила, предусмотренные главой 49 Гражданского кодекса РФ, если эти правила не противоречат положениям главы 52 Гражданского кодекса РФ или существу агентского договора
Передоверие Допускается в исключительных случаях. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (ст. 187 ГК РФ) Если иное не предусмотрено договором, комиссионер вправе заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом Если иное не предусмотрено договором, агент вправе заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом
Вознаграждение посредника Когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Безвозмездное оказание услуг должно быть прямо предусмотрено вдоговоре Договор носит возмездный характер Договор носит возмездный характер
Отчет посредника перед заказчиком Поверенный обязан: – сообщать доверителю по его требованию все сведения о ходе исполнения поручения; – передавать доверителю все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения; – по исполнении поручения представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии В ходе исполнения договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора

Обратите внимание: характеристика договора транспортной экспедиции, содержащаяся в законах (гл. 41 ГК РФ и Закон № 87-ФЗ), не содержит оговорки, что экспедитор действует «по поручению» клиента. Данный термин применен в подзаконном нормативном акте – Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (п. 4 ПТЭД). По мнению автора, он искажает правовой статус транспортной экспедиции по сравнению с тем, как он определен законодателем. В случае противоречия постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу РФ или иному закону применяется кодекс или соответствующий закон (п. 3 ст. 5 ГК РФ). Поэтому относить договор транспортной экспедиции к посредническим оснований не имеется.

Предметом договора поручения могут быть только юридические действия6. К ним можно отнести составление документов, а также их подписание поверенным от имени доверителя на основании доверенности. Поверенным является таможенный представитель – юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (подп. 34 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Предметом договора комиссии, как правило, являются вещи, причем сделки комиссионера изменяют права собственности на них у комитента (п. 2 и 3 ст. 995, п. 1 ст. 996 ГК РФ). Такие правоотношения не соответствуют транспортной специфике.

Если посреднику предстоит выполнить фактические действия – заключается агентский договор.

Предположим, компания осуществляет продажи на условиях, зафиксированных в договоре:

а) право собственности на товары переходит от продавца к покупателю в момент их передачи перевозчику;

б) продавец обязуется заключить договор перевозки от своего имени и за счет покупателя.

Такой договор является смешанным. Он объединяет договор поставки и агентский договор (п. 3 ст. 421 ГК РФ). В качестве агента компания будет выступать грузоотправителем по договору перевозки. Эти действия являются фактическими. Об исполнении агентского договора компания должна отчитаться перед принципалом, то есть уведомить покупателя о погрузке принадлежащего ему товара. Отметим, что отношений транспортной экспедиции в этой ситуации не возникает, поскольку составить экспедиторские документы (п. 12 и 13 ПТЭД) невозможно. Оформление их продавцом на самого себя лишено юридического смысла.

Общие правила, регулирующие договоры возмездного оказания услуг, не распространяются на поручения, но применимы к агентированию. Вместе с тем транспортная экспедиция общими правилами для услуг не регламентируется (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Это лишний раз свидетельствует: экспедиторские услуги не могут считаться агентскими.

Договор оказания диспетчерских (информационных) услуг. В отдельную группу нужно выделить диспетчерские услуги, которые относятся к информационным (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

В сфере автоперевозок можно выделить две формы диспетчерского обслуживания:

1) когда заказчиком услуг является владелец автотранспорта – диспетчер обязуется предоставлять ему информацию о заявках клиентов (грузоотправителей), имеющих потребность в перевозке;

2) когда заказчиком услуг является грузоотправитель – диспетчер передает ему координаты перевозчика.

В принципе ничто не мешает диспетчеру взимать плату с обеих сторон одновременно. Этот вариант обсуждается в письме Минфина России от 20 июня 2011 г. № 03-11-11/156. В нем рассмотрена предпринимательская деятельность в виде оказания услуг:

– по приему заказов на перевозку автотранспортом;

– по передаче (продаже) перевозчику заказов на транспортировку.

Оказание информационных услуг грузоотправителю может совмещаться с оказанием посреднических услуг.

К договору об оказании информационных услуг применяются общие положения о подряде (ст. 783 ГК РФ). Это значит, что результат оказания услуги должен быть сдан исполнителем заказчику и принят последним (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Порядок приемки предусматривается договором (п. 1 ст. 720 ГК РФ). А сама приемка удостоверяется актом или иным документом – разумеется, двусторонним (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Нами наименование первичного документа, удостоверяющего затраты заказчика, определено как акт (разд. 3.7 книги).

Обратите внимание: оформления сдачи-приемки услуг можно требовать лишь в тех случаях, когда его необходимость прямо предусмотрена гражданским законодательством. Это справедливо разъяснил Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. № 04-02-05/1/33. Составлять акты с исполнителями о результатах оказания услуг перевозки или транспортной экспедиции необязательно.

1 Примечательно, что в пункте 10 статьи 172 Налогового кодекса РФ договор отнесен к первичным документам.

2 Этот договор охарактеризован в письме УФНС России по г. Москве от 15 июля 2008 г. № 20-12/066875.

C 1 января 2011 года наряду с «Инкотермс 2000» действуют «Инкотермс 2010». Новая редакция этого документа не отменила предшествующую.

4 Общие нормы, регулирующие перевозку, отражены в главе 40 Гражданского кодекса РФ. А организация перевозки осуществляется по договору транспортной экспедиции, предусмотренному в главе 41 Гражданского кодекса РФ.

5 Услуги населению в книге не рассматриваются.

6 По этой причине договор транспортной экспедиции не может рассматриваться как договор поручения, даже если экспедитор действует от имени клиента на основании доверенности (п. 4 ст. 4 Закона № 87-ФЗ).

БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ».

ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШЕННО

НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ

2. ПИСЬМО ФФОМС ОТ 29.01.1997 № 332/81-И

<…>

«Основным критерием разграничения договоров подряда и возмездного оказания услуг является результат: в договоре подряда вещь, в договоре возмездного оказания услуг - отсутствие материального результата, так как при оказании услуги главное осуществление действий. Кроме того, исполнение договора возмездного оказания услуг осуществляется исполнителем лично, если иное не предусмотрено в договоре, тогда как к договорам подряда и поручения применяются нормы ст.313 ГК РФ о возможности возложения исполнения обязательства на третье лицо*.

Пункт 2 ст.779 ГК РФ содержит перечень услуг, регулируемых главой 39 "Возмездное оказание услуг", который не является исчерпывающим*».

<…>

3. Гражданский кодекс РФ Часть вторая (с комментариями)

<…>

«Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг

Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично*».

<…>

4. Рекомендация:Как оформить счет-фактуру для покупателя

Правильно и без ошибок оформить счет-фактуру очень важно. Ведь от этого зависит, сможет ли покупатель заявить к вычету НДС, выделенный в таком документе. Здесь вы найдете подробные рекомендации, как заполнить каждую графу счета-фактуры в той или иной ситуации*.

Все советы тут общие – и на случай отгрузки, и на случай аванса. О том, что еще учесть при получении предоплаты, читайте: Как составить счет-фактуру на аванс, зарегистрировать его в книге продаж и книге покупок.

Также напомним, что с 1 января 2013 года вместо счета-фактуры можно выставлять универсальный передаточный документ (УПД). Этот документ, как и счет-фактура, может быть основанием для вычета у покупателя. Подробнее об этом документе читайте в рекомендации: Как применять универсальный передаточный документ (УПД).

Какими способами и по какой форме выставлять счет-фактуру

Счет-фактуру надо оформлять каждый раз при реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав. Сделать это можно одним из двух способов – на бумаге или в электронном виде.

Первый способ – это общепринятый стандарт. Бумажная форма счета-фактуры и правила ее заполнения утверждены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Эту форму при необходимости можно дополнять реквизитами, графами и строками. Об этом говорится в письме ФНС России от 18 июля 2012 г. № ЕД-4-3/11915.

Второй способ, электронный, пока используют меньше. Чтобы передавать покупателю счет-фактуру в электронном виде, нужно заручиться его согласием. Кроме того, ваши с контрагентом средства приема, обмена и обработки счетами-фактурами в электронном виде должны быть совместимы. Они должны отвечать установленным форматам и порядкам. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Счета-фактуры в электронном виде выставляют и получают в порядке, который утвержден приказом Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 50н. Электронный формат счета-фактуры утвержден приказом ФНС России от 5 марта 2012 г. № ММВ-7-6/138.

Какие реквизиты счета-фактуры заполнять обязательно

Вот полный перечень реквизитов, которые обязательно заполнить в счете-фактуре на отгруженные товары, оказанные услуги, выполненные работы или переданные имущественные права:

  • порядковый номер и дата составления;
  • наименование, адрес и идентификационные номера продавца и покупателя или исполнителя и заказчика;
  • наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя – только на отгруженные товары;
  • номер платежного поручения или другого платежно-расчетного документа – если оплата прошла до отгрузки или в тот же день;
  • наименование отгруженных товаров или описание выполненных работ, оказанных услуг и переданных имущественных прав, единицы их измерения, когда их можно определить;
  • количество отгруженных товаров или объем выполненных работ и оказанных услуг в указанных единицах измерения, когда их можно определить;
  • наименование валюты;
  • цена за единицу измерения, при возможности ее указания, по договору без учета налога. В случае применения государственных регулируемых цен – с учетом суммы налога;
  • стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав без налога;
  • сумма акциза по подакцизным товарам;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога исходя из действующих налоговых ставок;
  • стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммы налога;
  • страна происхождения товара – только для импортных товаров;
  • номер таможенной декларации – только для импортных товаров.

Это следует из положений пунктов 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

<…>

Ольга Цибизова,

заместитель директора департамента налоговой и

таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Рекомендация:Как организовать документооборот в бухгалтерии

<…>

Первичные документы

Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.

Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:*

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
  • подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.

Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.

Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)*.

Типовые формы

Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению остаются формы, установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов. Таким образом, организация обязана применять типовые формы документов, утвержденные Правительством РФ, Банком России (например, платежные поручения, расходные и приходные кассовые ордера) и другими уполномоченными органами во исполнение федеральных законов. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941*.

<…>

Как утвердить формы

Формы первичных документов утвердите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

6. Статья:Минфин согласился, что первичку можно утвердить в договоре

О первичных документах

Письмо Минфина России от 05.08.13 № 03-03-06/1/31261

Компания вправе подтверждать расходы первичными документами, формы которых поставщик приложил к договору. Утвердил он эти бланки в своей учетной политике или нет, не важно. Такой выгодный для компаний вывод впервые сделал Минфин России в письме от 05.08.13 № 03-03-06/1/31261 (ответ на частный запрос)*.

С 2013 года формы всех первичных документов утверждает директор компании (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Формально образцы бланков должны быть частью бухгалтерской учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008). По этой причине многие компании решили, что только такая первичка и подтверждает расходы в налоговом учете. И для подстраховки стали просить у поставщиков копию учетной политики или выписки из нее, а также настаивать, чтобы во всех накладных и актах продавец делал ссылку на реквизиты приказа, которым эти формы утверждены.

Из нового разъяснения Минфина следует, что подобные запросы излишни. Для подтверждения затрат не имеет значения, утвердил поставщик первичку в учетной политике или нет. Достаточно, чтобы ее форма была приложена к договору и отвечала требованиям статьи 9 закона № 402-ФЗ. А именно содержала все обязательные для первичного документа реквизиты: название, дату составления, наименование компании, содержание хозяйственной операции, единицу измерения, величину натурального или денежного измерения, подписи ответственных работников, их Ф. И. О. и должности.

Выводы чиновников логичны и выгодны для компаний. Покупатель действительно не вправе диктовать поставщику, как ему оформлять свою первичку. И не обязан выяснять, утвердил ее у себя контрагент или нет.

Даже если у поставщика в учетной политике одна форма, а покупателю он выставил другую, расходы покупатель все равно подтвердил документом. Как мы выяснили, в Минфине согласны с тем, что подпись руководителя поставщика на форме первичного документа свидетельствует о ее утверждении, даже если шаблон отличается от приложенного к политике. Но, чтобы исключить возможные споры с налоговиками, покупатель может в своей учетной политике сделать оговорку, что он подтверждает расходы не только первичкой, утвержденной контрагентом, но и документами, формы которых согласованы в договорах.

30 20–26 августа 2013

Виталий Терещенко, эксперт «УНП»

26.05.2015г.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка