Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Банк запросил авансовые отчеты директора. Показать?

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 июня 2015 26 просмотров

Существует ли ограниченный срок проведения камеральных проверок. Налоговики прислали требование с представлением пояснений по стр.150 налоговой декларации по НДС начиная с 2009г. и по 4 кв.2014г.,ссылаясь на ст.23,31,88 НК РФ.Правомерно ли это?

Налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ (например, если организация применяет льготы по налогам, инспекция вправе потребовать подтверждающие льготы документы (п. 6 ст. 88 НК РФ), если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ)).

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ). В частности, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы материалы, которые не являются первичными бухгалтерскими документами (подп. 4 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309).

Кроме того, налоговая инспекция может проверить сведения по декларации после истечения срока проведения камеральных проверок только в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом требовать документы за пределами установленного трехмесячного срока инспекция не вправе (п. 2 ст. 88 НК РФ), Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471.

Соответственно, если в данном случае никаких дополнительных мероприятий налогового контроля в отношении организации не проводится (например, в рамках проверки контролируемых сделок или относительно конкретной сделки (в соответствии с положением ст. 93.1 НК РФ)), требовать дополнительные уточняющие документы инспекция не вправе. И привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке

<…>

Требования инспекции

В ходе камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать:
1) у проверяемой организации:

2) у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков) - представить документы (сведения) о проверяемой организации.

Истребование документов

Потребовать у проверяемой организации представить документы налоговая инспекция может только в следующих случаях:

  • если организация применяет льготы по налогам, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования этих льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). Например, если организация применяет льготы по НДС, то инспекция может потребовать лицензию на ведение операций, освобожденных от НДС (при условии их лицензирования) (п. 6 ст. 149 НК РФ), документы, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения (п. 4 ст. 149 НК РФ);
  • если организация подала налоговую отчетность без обязательных сопутствующих документов, то инспекция вправе потребовать эти документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть документы, подтверждающие обоснованность применения организацией нулевой ставки НДС (ст. 165 НК РФ);
  • если организация подала декларацию по НДС с суммой налога к возмещению, то инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Например, это могут быть счета-фактуры поставщиков проверяемой организации (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • если в декларациях по НДС, поданных организацией и ее контрагентом, инспекция обнаружила противоречия и расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении налогового вычета. В такой ситуации инспекция вправе потребовать счета-фактуры, первичные и другие документы, относящиеся к операциям, которые вызывают сомнения (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
  • если организация подала отчетность по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то инспекция вправе потребовать документы, которые являются основанием для начисления и уплаты этих налогов. Такими налогами являются налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ), водный налог (гл. 25.2 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ);
  • если по истечении двух лет организация представила уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет или увеличена сумма убытка. В этом случае инспекция вправе потребовать первичные и другие документы, обосновывающие изменение показателей, а также аналитические регистры налогового учета (п. 8.3 ст. 88 НК РФ);
  • если организация использует налоговые льготы в качестве участника регионального инвестиционного проекта. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие, что деятельность организации соответствует условиям того или иного регионального инвестиционного проекта (п. 12 ст. 88 НК РФ);
  • если организация исполняет обязанности налогового агента по налогу на прибыль в отношении доходов по ценным бумагам, которые выплачиваются иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц. В этом случае инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие правильность расчета и уплаты налога (п. 1 ст. 310.2 НК РФ).

Требовать в ходе камеральной проверки другие документы или указанные документы в иных случаях, не предусмотренных налоговым законодательством, инспекция не вправе (п. 7 ст. 88 НК РФ)*. В частности, если это прямо не допускается Налоговым кодексом, при проведении камеральной проверки не могут быть затребованы:

<…>

Ситуация: может ли инспекция в ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС требовать документы, подтверждающие налоговый вычет. Сумма налога к возмещению в декларации не заявлена

Нет, не может.

По общему правилу при проведении камеральной проверки налоговая инспекция не может требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ).Исключения из этого правила четко определены в Налоговом кодексе РФ.

В частности, требовать от организации документы, подтверждающие правильность применения налоговых вычетов, инспекция может только при подаче декларации по НДС с суммой налога к возмещению (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ). Если сумма налога к возмещению в декларации не заявлена, то требовать представить документы инспекция не вправе. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 30 июля 2008 г. № 03-02-07/1-323и от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 ноября 2009 г. № КА-А40/11367-09, от 24 июня 2008 г. № КА-А40/3059-08, Северо-Западного округа от 29 сентября 2009 г. № А56-10853/2009, от 26 февраля 2009 г. № А56-37833/2007).*

Внимание: в арбитражной практике есть пример судебного решения, в котором суды пришли к выводу, что инспекция вправе истребовать у организации подтверждающие документы в любых случаях, даже если в декларации право на возмещение налога не заявлено (см. определение ВАС РФ от 15 февраля 2008 г. № 1465/08, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 октября 2007 г. № А78-2319/07-С3-8/119-Ф02-7984/07). За отказ от представления этих документов организацию могут оштрафовать на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа - 200 руб. за каждый непредставленный документ.

<…>

По общему правилу все документы, необходимые для проверки налоговая инспекция запрашивает у организации:

  • на бумаге в виде копий, заверенных подписью руководителя (другого уполномоченного на это лица) и печатью организации;
  • в электронном виде (если документы, требуемые у организации, составляются в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

Порядок направления (и исполнения) требований о представлении документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

<…>

Ответственность за непредставление документов

Ситуация: может ли налоговая инспекция привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования о представлении документов. Из выставленного инспекцией в ходе камеральной проверки требования неясно, какие именно документы нужно представить

Нет, не может.

В требовании о представлении документов должны быть указаны сведения об истребуемых документах: их наименования, реквизиты, период, к которому они относятся (приложение 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338). То есть из требования должно быть понятно, какие именно документы нужно подать в налоговую инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26 июля 2007 г. № 03-02-07/1-348.

Если признаки запрашиваемых документов сформулированы в требовании нечетко и нельзя определить, какие именно документы следует представить, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования налоговая инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАС Московского округа от 16 ноября 2009 г. № КА-А40/11931-09, от 23 октября 2009 г. № КА-А40/11044-09, от 18 сентября 2009 г. № КА-А40/9264-09, от 4 сентября 2009 г. № КА-А41/8744-09, Центрального округа от 22 октября 2009 г. № А35-1222/09-С15, Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № А19-993/09, от 2 сентября 2009 г. № А19-19148/08, Северо-Кавказского округа от 27 августа 2009 г. № А32-13466/2006-12/295,Дальневосточного округа от 10 августа 2009 г. № Ф03-3710/2009, Поволжского округа от 30 июня 2009 г. № А57-23578/2008, Западно-Сибирского округа от 13 мая 2009 г. № Ф04-2719/2009(5893-А46-42), от 19 февраля 2009 г. № Ф04-140/2009(19457-А45-46),Уральского округа от 22 января 2009 г. № Ф09-10416/08-С2).

Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию за неисполнение требования о представлении документов, если запрошены документы, не относящиеся к камеральной проверке

Нет, не может.

В ходе камеральной проверки инспекция вправе потребовать у организации документы, перечень которых строго ограничен (ст. 88 НК РФ). Исходя из положений статьи 88Налогового кодекса РФ, все эти документы должны иметь непосредственное отношение к предмету камеральной проверки. То есть они должны подтверждать те или иные положения проверяемой декларации (расчета). Требовать у организации какие-либо дополнительные документы или сведения инспекция не может (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Если в требовании запрошены документы, которые не имеют отношения к конкретной камеральной проверке, то привлечь организацию к ответственности за неисполнение требования инспекция не может.

Подтверждает правомерность такого подхода многочисленная арбитражная практика (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07, ФАСВолго-Вятского округа от 24 августа 2009 г. № А82-15261/2008-27, Дальневосточного округа от 1 июня 2009 г. № Ф03-2283/2009, от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433,Уральского округа от 28 апреля 2009 г. № Ф09-8988/08-С2, Московского округа от 16 июля 2008 г. № КА-А41/5556-08).*

<…>

Ситуация: может ли инспекция привлечь организацию к ответственности за непредставление документов по требованию. Инспекция направила требование после того, как истек срок камеральной налоговой проверки

Да, может, но при условии, что такое требование инспекция направила в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если инспекция запрашивает документы именно в рамках камеральной проверки, срок проведения которой ограничен тремя месяцами (п. 2 ст. 88 НК РФ), то требовать документы за пределами установленного срока инспекция не вправе. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Следовательно, привлечь организацию к ответственности за неисполнение такого требования инспекция не может. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановленияПрезидиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Западно-Сибирского округа от 24 июля 2007 г. № Ф04-4768/2007(36383-А70-37)).

Другой порядок действует, если инспекция запрашивает документы в рамкахдополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к камеральной проверке, но проводятся за пределами трехмесячного срока, отведенного на нее. В качестве таких дополнительных мероприятий инспекция, в частности, может потребовать у организации документы. При этом требование о представлении документов оформляется в общем порядке. Об этом говорится в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекция вправе потребовать у организации документы за пределами трехмесячного срока камеральной проверки, если такое требование выставлено в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75.

Если организация не исполнит такое требование, то инспекция может привлечь ее к ответственности за непредставление документов по статье 126 Налогового кодекса РФ.*

<…>

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 18.02.2009 № 03-02-07/1-75 «О порядке истребования налоговым органом у налогоплательщика документов по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации»

«Вопрос:

ООО просит разъяснить, имеет ли право инспекция ФНС выставлять требование на предоставление документов для проверки правильности исчисления налога по истечении трех месяцев после подачи декларации (ст.88 НК РФ)?
Может ли организация в случае неполучения требования на камеральную проверку, по истечении трех месяцев считать декларацию утвержденной налоговым органом?*

<…>


Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
Пунктом 2 статьи 88 Кодекса в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2009 (за исключением отдельных его положений), установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Поскольку Кодексом не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, следовательно, максимальный срок ее проведения с 01.01.2009 установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).
Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (пункт 1 статьи 88 Кодекса).
Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с пунктами 3678 и 9 статьи 88 Кодекса.
Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения.
Вместе с тем следует отметить, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности, истребовать документы в соответствии со статьями 93 и93_1 Кодекса*».

<…>

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка