Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24
1 июня 2015 92 просмотра

По итогам 2011 года предприниматель уменьшил сумму к уплате налога по УСН(6%),на сумму фиксированного платежа внесенного в 2011 году и сумму фиксированного платежа за 4 квартал 2010 года,которую фактически оплатил в 2011 году,имел ли он на это право?и правомерно ли сейчас требование ИФНС о представлении корректирующей декларации по УСН за 2011 год,если учитывать срок давности?

Данный вопрос является спорным. По мнению ФНС, вариант, озвученный в вопросе, неправомерен. В соответствии с разъяснениями Минфина, это допускается. Так как единого мнения по данному вопросу в отношении указанного периода времени не имеется, при проверке возможны разногласия. В таком случае свою позицию нужно быть готовым отстаивать в суде.

Требование ИФНС по вопросу подачи уточненной декларации неправомерно, так как срок камеральной проверки в отношении налоговой декларации не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. То есть, срок камеральной проверки окончен и повторно ее проводить инспекция не вправе. В отношении выездной проверки - если требования инспекции предъявлены по итогам выездной проверки- то они неправомерны. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что организация должна подавать уточненные налоговые декларации только в том случае, если ошибка выявлена ею самостоятельно

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух (в редакции vip версии)

1. Ситуация: какую сумму страховых взносов можно учесть при расчете единого налога: уплаченную за отчетный (налоговый) период или в течение отчетного (налогового) периода. Организация (автономное учреждение) применяет упрощенку и платит единый налог с доходов (в редакции, действующей в 2011 году)

Однозначного ответа на данный вопрос нет. Официальные разъяснения также не однозначны.*

Сумму единого налога (авансового платежа), начисленного с доходов за налоговый (отчетный) период, уменьшают больничные пособия и суммы страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование;
  • на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

При определении суммы вычета одновременно соблюдайте следующие условия:*

  • единый налог (авансовый платеж) уменьшается только на те суммы страховых взносов, которые отражены в формах РСВ-1 ПФР и 4-ФСС, составленных за те же периоды, за которые рассчитывается единый налог (авансовый платеж);
  • единый налог (авансовый платеж) уменьшается только на суммы фактически уплаченных страховых взносов. При этом, если фактически уплаченная сумма взносов больше показателей, отраженных в формах РСВ-1 ПФР и 4-ФСС, разница между ними сумму единого налога не уменьшает. Аналогичное правило действует и в случае, когда фактически уплаченная сумма взносов меньше показателей, отраженных в этих формах (разница между ними также сумму единого налога не уменьшает);
  • общая сумма вычета (страховые взносы плюс больничные пособия) не должна превышать 50 процентов от суммы начисленного налога (авансового платежа);
  • единый налог (авансовый платеж) уменьшается на суммы страховых взносов, которые были уплачены до наступления сроков перечисления авансовых платежей по единому налогу (25-е число месяца, следующего за отчетным периодом) либо до срока подачи декларации по единому налогу (31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом годом).

Единый налог рассчитывается нарастающим итогом. Поэтому если налогоплательщик уплатил страховые взносы после того, как перечислил единый налог за истекший отчетный период, то он вправе учесть суммы взносов при расчете налога (авансовых платежей) за налоговый (или за следующий отчетный) период и отразить их в декларации за год. Если страховые взносы перечислены после сдачи декларации по единому налогу, но относятся к периоду, за который она была подана, то, чтобы уменьшить сумму налога, нужно подать уточненную декларацию.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 10 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3785 и от 12 мая 2010 г. № ШС-17-3/210. В письмах ФНС России рассматривается порядок применения вычета по пенсионным взносам. Несмотря на это, выводы, сделанные в них, можно распространить и на другие виды обязательных страховых взносов, которые входят в состав вычета по единому налогу.

Следует отметить, что Минфин России придерживается другой позиции. По мнению финансового ведомства, положения пункта 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ позволяют уменьшать единый налог (авансовый платеж) на сумму любых страховых взносов, фактически уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, но не более чем на 50 процентов. Независимо от того, за какой период страховые взносы были начислены. При этом переплата по страховым взносам, сложившаяся на начало года, при определении суммы вычета не учитывается. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 22 августа 2011 г. № 03-11-11/212, от 14 июня 2011 г. № 03-11-06/2/94, от 1 октября 2009 г. № 03-11-11/193, от 18 июня 2009 г. № 03-11-06/2/105 и от 5 февраля 2009 г. № 03-11-06/2/16.*

В сложившейся ситуации организация должна самостоятельно решить, какой вариант учета страховых взносов использовать при определении суммы налогового вычета. При этом необходимо учитывать, что при проверке налоговые инспекции, скорее всего, будут руководствоваться разъяснениями ФНС России.*

С 2010 года налоговые инспекции не контролируют правильность начисления и уплаты страховых взносов (ст. 3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поэтому организация не обязана подтверждать факт их перечисления, а налоговые инспекции не вправе требовать, например, копии платежных поручений на уплату страховых взносов и отказывать в приеме деклараций без таких документов (п. 3, 4 ст. 80 НК РФ). Подтверждает такой вывод ФНС России в письме от 13 июля 2010 г. № ШС-37-3/6575.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно

Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.*

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.

Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.

Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. ПИСЬМО ФНС РОССИИ от 28.09.2009 № ШС-22-3/743@ О порядке учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выплат пособий по временной нетрудоспособности

В связи с поступающими запросами налоговых органов и налогоплательщиков о порядке уменьшения суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), исчисленного ими за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), а также на сумму выплат пособий по временной нетрудоспособности, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

1. О порядке учета страховых взносов на ОПС.* В соответствии со статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленного ими за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на ОПС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов. Таким образом, Кодексом установлены четкие критерии, при выполнении которых суммы страховых взносов уменьшают сумму налога по УСН. Во-первых. Сумма налога по УСН может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые исчислены и уплачены за этот же период времени. Следовательно, сумма налога по УСН за календарный год может быть уменьшена только на суммы страховых взносов на ОПС за период с 1 января по 31 декабря этого же года. Во-вторых. Сумма налога по УСН может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые исчислены за этот же период времени. Учитывая, что обязанность по исчислению считается исполненной после представления соответствующей налоговой декларации, в которой отражена сумма исчисленного налогового обязательства, то сумма налога по УСН может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые отражены в декларациях по ОПС, представленных в налоговый орган, и в размерах, не более чем отраженных в указанных налоговых декларациях по ОПС. В-третьих. Сумма налога по УСН может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые не только исчислены за этот же период времени, но и уплачены.При этом в уменьшение не может быть учтено больше чем исчислено, т.е. если уплачено больше чем исчислено, то в уменьшение учитывается сумма исчисленная.В-четвертых. Страховые взносы на ОПС могут уменьшить сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансового платежа) по УСН не более чем на 50 процентов.Пример 1. Уплачено страховых взносов на ОПС больше чем исчислено.

Период Сумма исчисленного авансового платежа по УСН Сумма исчисленных страховых взносов на ОПС Сумма уплаченных страховых взносов на ОПС Сумма страховых взносов на ОПС, фактически умень-
шающая сумму налога
50% от суммы исчисленного авансового платежа по УСН Итого сумма авансового платежа по УСН к уплате
январь 100 100
февраль 150 150
март 200 250
I квартал 1500 450 500 450 750 1050

Пример 2. Уплачено страховых взносов на ОПС меньше чем исчислено.

Период Сумма исчисленного авансового платежа по УСН Сумма исчисленных страховых взносов на ОПС Сумма уплаченных страховых взносов на ОПС Сумма страховых взносов на ОПС, фактически умень-
шающая сумму налога
50% от суммы исчисленного авансового платежа по УСН Итого сумма авансового платежа по УСН к уплате
январь 100 100
февраль 150 150
март 200 150
I квартал 1500 450 400 400 750 1100

Пример 3. Уплачены страховые взносы на ОПС за другие периоды.

Период Сумма исчисленного авансового платежа по УСН Сумма исчисленных страховых взносов на ОПС Сумма уплаченных страховых взносов на ОПС Сумма страховых взносов на ОПС, фактически умень-
шающая сумму налога
50% от суммы исчисленного авансового платежа по УСН Итого сумма авансового платежа по УСН к уплате
декабрь 300 0
январь 100 400
февраль 150 150
март 200 200
I квартал 1500 450 750 450 750 1050
Период Сумма исчисленного авансового платежа по УСН Сумма исчисленных страховых взносов на ОПС Сумма уплаченных страховых взносов на ОПС 50% от суммы исчисленного авансового платежа по УСН Сумма страховых взносов на ОПС, фактически умень-
шающая сумму налога по УСН
Итого сумма авансового платежа по УСН к уплате
январь 300 300
февраль 400 400
март 300 300
I квартал 1500 1000 1000 750 750 750

Пример 4. Исчислено в размере более чем 50% от суммы авансового платежа (налога) за этот же период.

Учитывая требования статьи 346.12 Кодекса, а также тот факт, что даты представления деклараций по УСН и ОПС, а также даты их уплаты в бюджет не совпадают, сумма исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансовых платежей по налогу) по УСН подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за налоговый (отчетный) период) страховых взносов на ОПС на дату уплаты авансовых платежей по налогу за отчетные периоды, либо дату подачи налоговой декларации по налогу за налоговый период.При этом, учитывая, что налог по УСН исчисляется нарастающим итогом, суммы страховых взносов на ОПС, уплаченные налогоплательщиком после срока уплаты авансового платежа по УСН за истекший отчетный период, могут быть учтены при исчислении налога (авансовых платежей по налогу) за налоговый период (следующие отчетные периоды текущего календарного года) и включены в налоговую декларацию по налогу за налоговый период.При этом обращаем внимание, что налогоплательщики, уплатившие страховые взносы на ОПС за этот же календарный год (отдельные месяцы (кварталы) этого календарного года), после представления налоговых деклараций по УСН за календарный год, вправе уточнить свои налоговые обязательства по УСН за истекший налоговый период (календарный год), представив в установленном порядке в налоговый орган уточненные налоговые декларации.

<…>

4. Рекомендация: Какова продолжительность камеральной налоговой проверки

Сроки проведения

Продолжительность камеральной налоговой проверки не может превышать трех месяцев. Начало срока приходится на день, следующий за днем представления налоговой отчетности в инспекцию. Это следует из совокупности положений пункта 2 статьи 88 и пунктов 2, 5 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Поскольку проверка не может начаться, пока отчетность не поступила в инспекцию, в данном случае днем представления отчетности считается день, когда соответствующие документы были инспекцией получены (п. 2 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Истекает срок камеральной проверки в соответствующее число третьего месяца от ее начала.*

<…>

Ситуация: может ли налоговая инспекция продлить (приостановить) срок проведения камеральной налоговой проверки

Нет, не может.*

В налоговом законодательстве установлен предельный срок проведения камеральной налоговой проверки, который равен трем месяцам (п. 2 ст. 88 НК РФ). Возможность его продления (приостановления) Налоговым кодексом РФ не предусмотрена ни при каких обстоятельствах. Даже если в ходе проверки инспекция будет дополнительно запрашивать документы у проверяемой организации или ее контрагентов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75, от 24 ноября 2008 г. № 03-02-07/1-471. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2009 г. № А19-16584/08, Уральского округа от 16 февраля 2009 г. № Ф09-458/09-С2).

<…>

Олег Хороший, начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Статья: ФНС запретила требовать уточненки после проверок

«О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок»

Письмо ФНС России от 16.07.13 № АС-4-2/12705

Инспекция не вправе требовать от компании уточнить отчетность, если налоговики выявили нарушения при проверке. Эти и другие рекомендации по проведению камеральных ревизий ФНС направила в письме от 16.07.13 № АС-4-2/12705 во все региональные управления и территориальные инспекции.

По общему правилу, если компания подает уточненку до того, как закончилась камералка первичного отчета, то инспекторы начинают проверять именно уточненку (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Но когда проверка уже окончена, то есть составлен акт и вынесено решение по ее итогам, никаких уточненок компания подавать не обязана. Хотя инспекторы повсеместно просят внести изменения в отчетность после того, как нашли в ней ошибки. ФНС в комментируемом письме сообщила, что инспекторы должны лишь предложить компании внести исправления в регистры бухгалтерского и налогового учета.*

Подавать уточненки, исправляя обнаруженные инспекторами нарушения, не только не нужно, но и рискованно. Если компания уточнит декларацию на ту же сумму, которую инспекция доначислила в решении по ревизии, налоговики могут взыскать деньги два раза: один раз по своему решению, а второй раз — по уточненной декларации. Конечно, судьи двойные доначисления отменяют (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.02.13 № А40-68918/11-129-295). Но такая тяжба требует времени.

Впрочем, если компания все же подала декларацию и инспекция дважды доначислила одни и те же налоги, то можно обойтись и без суда. Достаточно подать еще одну уточненную декларацию с теми же данными, которые были в первоначальном отчете. Тогда инспекторы уберут из своей базы лишние доначисления.

Евгений Сатаев, эксперт «УНП»

Газета «Учет. Налоги. Право», № 28, август 2013

6. Рекомендация: В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

<…>

Ошибка выявлена при налоговой проверке

Если ошибка в налоговой отчетности выявлена в результате налоговой проверки (налог доначислен (уменьшен) налоговой инспекцией), подавать уточненные декларации организация не должна. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что организация должна подавать уточненные налоговые декларации только в том случае, если ошибка выявлена ею самостоятельно.* Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19576. Суммы недоимки (переплаты), выявленные в результате налоговой проверки, фиксируются в материалах проверки (ст. 100, 101 НК РФ). По итогам проверки на основании этих материалов налоговая инспекция самостоятельно отразит эти суммы в карточке лицевого счета организации. Поэтому если организация подаст уточненную декларацию, то это приведет к дублированию одних и тех же показателей в учетных данных налоговой инспекции.

<…>

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка