Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Готовы ли вы к проверкам

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 июня 2015 104 просмотра

Согласно ПБУ 14/2007 в соответствии с пунктом 24 указанного бухгалтерского стандарта амортизация по НМА некоммерческих организаций не начисляется. Вопрос: как в некоммерческих организациях списывается сумма НМА? И нужно ли создавать вторую проводку Дт86 Кт83, если используются целевые средства регионального бюджета на приобретение ОС и НМА?

сообщаем следующее: сумма НМА некоммерческой организации полностью списывается по окончании срока полезного использования на счет 83 «Добавочный капитал».

Средства государственной помощи отражаются в учете в зависимости от выполнения условий предоставления бюджетных средств (подробнее об этом в рекомендации в полном ответе). Если средства государственной помощи отражаются по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам в учете делаются проводки:

Дебет 76 Кредит 86 – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76 – отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Если организация получила от государства денежные средства и приобрела на них НМА, в учете делаются проводки:

Дебет 08 Кредит 60 – оприходованы НМА;

Дебет 04 Кредит 08 – отражен ввод НМА в эксплуатацию;

Дебет 86 Кредит 98-2 – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение НМА.

По окончании срока полезного использования делается проводка:

Дебет 98-2 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение НМА.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Статья: 2.2.6.4. Особенности учета нематериальных активов

<…>

Так же, как и по основным средствам, НКО не вправе начислять амортизацию при погашении стоимости нематериальных активов. Однако по таким объектам не начисляется и износ (п. 24 ПБУ 14/2007). То есть их сумма полностью списывается по окончании срока полезного использования на счет 83 «Добавочный капитал».*

Что будет считаться сроком полезного использования нематериального актива?

Для некоммерческой организации это выраженный в месяцах период, в течение которого она предполагает использовать объект в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации. Активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. Информация об оставшемся сроке полезного использования подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности НКО (абз. 7 п. 41 ПБУ 14/2007).

Рассмотрим, какие проводки должен записать бухгалтер при отражении поступления и списания нематериальных активов, приобретенных за счет целевых поступлений и используемых в уставной деятельности.

Пример 2.5

Фонд за счет средств целевого финансирования заключил лицензионный договор на исключительное право пользования дизайном сайта на срок три года. Стоимость – 60 000 руб.

Бухгалтер отразил данные операции следующим образом:

Д-т счета 60 – К-т счета 51 – 60 000 руб. – перечислена оплата права дизайнерской студии;
Д-т счет 08 – К-т счета 60 – 60 000 руб. – отражена стоимость права в составе вложений во внеоборотные активы;
Д-т счета 04 – К-т счета 08 – 60 000 руб. – принят к учету нематериальный актив в виде права;
К-т счета 83 – 60 000 руб. отражено использование средств целевого финансирования;
К-т счета 04 – 60 000 руб. списан нематериальный актив через три года использования.*

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. ЭЛЬВИРА МИТЮКОВА

2.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)

<…>

При возникновении целевого финансирования (задолженности по предоставлению средств) в учете сделайте проводки:*

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета поступившего имущества (например, денежных средств, капитальных вложений):*

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Об этом говорится в абзаце 1 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Во втором случае (если организация фактически получила средства государственной помощи, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия их предоставления отсутствует) при их получении в учете сделайте проводку:*

Дебет 51 (08, 10...) Кредит 86
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Полученные средства учитывайте на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия получения целевых средств будут выполнены.

Например, такая ситуация может возникнуть, если организация получила средства на строительство производственного цеха, однако есть сомнения в том, что строительство будет окончено в установленный срок.

Об этом говорится в пункте 12абзаце 2 пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов.

Если государственная помощь предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах, то в бухучете сделайте проводки:*

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи;

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление средств государственной помощи на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах.

Об этом говорится в пункте 10 ПБУ 13/2000.

Субсидии, полученные в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или предоставлением потребителям льгот в соответствии с законодательством, НДС не облагаются (п. 2 ст. 154 НК РФ).

<…>

Использование государственной помощи

Использовать средства государственной помощи организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Использование государственной помощи в бухучете отражайте в зависимости от направлений их расходования.

Средства государственной помощи, направленные на финансирование капитальных расходов, списывайте в таком порядке:

В первом случае целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии, в течение срока полезного использования объекта, суммы доходов будущих периодов списываются на прочие доходы в размере начисленной амортизации.

В частности, при приобретении за счет государственной помощи основных средств, подлежащих амортизации (после отражения на счете 01 в общем порядке), в учете сделайте проводку:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства).

Затем ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 02
– начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Такие правила предусмотрены пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Использование государственной помощи на финансирование текущих расходов (например, приобретение материалов, выплата зарплаты) отражайте в периодах признания указанных затрат.

При финансировании за счет средств государственной помощи текущих расходов в учете делайте следующие проводки.

При использовании государственной помощи на приобретение материалов:

Дебет 10 Кредит 60
– оприходованы материалы;

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов;

Дебет 20 (23, 25, 44…) Кредит 10
– списаны в производство материалы;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

При начислении зарплаты (иных расходов аналогичного характера), источником финансирования которой является государственная помощь:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат в пользу сотрудников (источником уплаты зарплатных взносов);

Дебет 20 (23, 26, 44…) Кредит 70 (69, 73,...)
– начислены выплаты в пользу сотрудников (зарплатные взносы);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования выплат сотрудникам (зарплатных взносов).

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 ПБУ 13/2000.

Исключением из всего вышеизложенного порядка отражения в бухучете использования государственной помощи является случай, когда выделение бюджетных средств связано с выполнением определенных условий. В этом случае период, в течение которого средства будут списываться со счета 86, нужно определить исходя из времени признания тех расходов, финансирование которых осуществлено. Такой порядок предусмотрен в абзаце 4 пункта 9 ПБУ 13/2000.

<…>

Олег Хороший,
начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

02.06.2015г.

С уважением,
Чекалова Наталья, эксперт БСС «Системы Главбух».

Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным, ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.



Вопросы и ответы по теме



Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка