Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики разрешают не платить ЕНВД, если магазин закрылся

Подписка
Срочно заберите все!
№24
2 июня 2015 104 просмотра

Большое спасибо за исчерпывающий ответ по приостановке проверки. Сегодня налоговая инспекция объявилась с решением о возобновлении выездной проверки. Руководитель отказывается подписывать это решения, мотивируя, что не подписывал решение о приостановлении. Мы правильно делаем? Налоговики продолжают проверять на территории нашего предприятия, правомочно ли это? В какой момент мы должны опротестовать нарушенную процедуру? Если решение налоговой отменят, вправе ли они вторично проверить этот же период?

Если налоговый орган нарушил процедуру приостановления выездной проверки – не ознакомил директора организации с решением о приостановлении (не направил решение организации, и этот факт можно доказать), то проверка приостановленной не считается.

Однако для этого еще следует оспорить решение налогового органа о приостановлении проверки – а до того, как решение будет оспорено, инспекция вправе возобновить проведение проверки.

Также важно учесть, что приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт (пункт 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ).

То есть кроме того, что решение о приостановлении проверки было оформлено с нарушениями, у инспекции могли также отсутствовать основания для приостановления (отсутствие директора и главбуха к таким основаниям не относится) – то есть оспорить это решение налогового органа будет проще.

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ), однако даже в том случае, если инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения, отменить решение по итогам выездной проверки нельзя.

Связано это с тем, что решение по выездной проверке подлежит отмене, если только инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки (абзац 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ, абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). А превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. Однако при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ), превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Поэтому инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки.

Соответственно, если налоговый орган нарушил процедуру приостановления выездной проверки и не направил налогоплательщику соответствующее решение, налогоплательщик вправе оспорить решение инспекции, если при вынесении решения были использованы доказательства, полученные в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки

При этом следующая выездная проверка вправе будет проверить деятельность организации за три года до даты вынесения решения о проверке, вне зависимости от того, что указанные материалы были проверены в рамках этой проверки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Какова продолжительность выездной налоговой проверки

Продолжительность проверки

По общему правилу продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (абз. 1 п. 6 ст. 89 НК РФ).*

<…>

Приостановление проверки

Выездная проверка в организации может быть не только продлена, но и приостановлена. Приостановление проверки означает, что приостанавливается и течение срока проверки. После возобновления проверки отсчет срока продолжится.

Приостановление проверки возможно, если в ходе ее проведения инспекции потребуется:

  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.
  • запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, обладающих этими сведениями;
  • получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров России;
  • провести экспертизу;
  • перевести на русский язык документы, представленные проверяемой организацией на иностранном языке.

Это следует из положений пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Перечень оснований для приостановления выездной проверки закрыт. Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз и по разным основаниям.*

В отношении приостановления действуют только два ограничения.

Во-первых, приостановление проверки для истребования информации у контрагента или иных лиц допускается не более одного раза по каждому лицу (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ). Если инспекция приостановила проверку, чтобы истребовать документы у какого-либо контрагента организации, впоследствии она не сможет приостановить проверку для истребования дополнительных документов у этого же контрагента.

Во-вторых, общий срок всех приостановок не может превышать шести месяцев. Исключение предусмотрено только для тех случаев, когда в течение шести месяцев инспекция не успевает получить информацию, запрошенную у иностранных государственных органов. В такой ситуации общий срок приостановления выездной проверки может быть увеличен еще на три месяца. Об этом говорится в абзаце 8 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Проверка приостанавливается с даты, которая указана в решении о приостановлении выездной проверки. Возобновляется – с даты, указанной в решении о ее возобновлении. Указанные решения принимает руководитель (его заместитель) инспекции, которая назначила выездную проверку в организации (абз. 7 п. 9 ст. 89 НК РФ).

В период приостановления проверки инспекция:

  • не может запрашивать документы у проверяемой организации;
  • должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (кроме документов, полученных в результате выемки);
  • обязана приостановить все действия на территории, где проводится выездная проверка.

Об этом сказано в абзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ.*

Однако эти ограничения не запрещают инспекции проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. В частности, в периоде приостановления проверки инспекция может проводить допросы свидетелей (вне помещений, расположенных на территории проверяемой организации), а также вызывать к себе представителей организации для дачи пояснений. Об этом говорится в письме ФНС России от 21 ноября 2013 г. № ЕД-3-2/4395. Обосновывая свою позицию, авторы письма ссылаются на пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому приостановление проверки не лишает инспекцию права на какие-либо действия за пределами организации. Единственное ограничение – эти действия не должны быть связаны с истребованием у организации документов или осуществляться на ее территории.

Ситуация: обязана ли инспекция на период приостановления проверки вернуть копии документов, ранее полученные от организации в ходе проверки

Нет, не обязана.

На период приостановления выездной проверки инспекция должна вернуть организации все подлинники, истребованные ранее в ходе проверки (абз. 9 п. 9 ст. 89 НК РФ). Возврат копий законодательством не предусмотрен, поэтому обязанности возвращать их у налоговой инспекции нет. Более того, налоговое законодательство не запрещает инспекции в период приостановления проверки исследовать и анализировать эти копии, а также информацию, для получения которой была приостановлена проверка (сведения от контрагентов, результаты экспертизы, переводы документов, данные от иностранных государственных органов). Это следует из положений абзаца 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-47.

Ситуация: может ли налоговая инспекция в период приостановления проверки проводить допросы свидетелей

Да, может.

Все ограничения, действующие в период приостановления выездной проверки, указаны вабзаце 9 пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Их перечень закрыт. В частности, инспекция обязана приостановить все действия на территории проверяемой организации. Между тем Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции проводить контрольные мероприятия, которые не связаны с пребыванием инспекторов на территории организации. Например, они могут проводить допросы свидетелей на своей территории. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 16 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАСПоволжского округа от 14 января 2010 г. № А57-19762/2008Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. № Ф03-711/2009).

Ситуация: может ли инспекция приостановить выездную проверку в период ее продления

Да, может.

В период продления выездная проверка проводится в общем порядке. Никаких ограничений для инспекции по проводимым мероприятиям или действиям налоговое законодательство не устанавливает (п. 6 ст. 89 НК РФ). В частности, в период продления выездной проверки инспекция может ее и приостановить. Аналогичные разъяснения дают специалисты налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2008 г. № 16-27).

<…>

Срок проведения проверки

Срок проведения выездной проверки – это период со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о ее проведении (п. 8 ст. 89 НК РФ). При этом отсчет срока начинается со дня, следующего за днем принятия решения о проведении выездной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). При определении срока выездной проверки время фактического пребывания сотрудников инспекции на территории организации значения не имеет. При расчете срока следует учитывать лишь периоды продления и приостановления выездной проверки.*

Пример расчета предельного срока выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной проверки в организации принято 13 июня 2013 года. Сотрудники инспекции приступили к проверке и официально вручили руководителю организации решение о ее проведении 18 июня 2013 года. Период проведения проверки, указанный в решении, равен двум месяцам.

Налоговая инспекция приостанавливала проверку на один месяц в связи с запросом информации у контрагентов проверяемой организации и продляла проверку на четыре месяца из-за наличия у организации пяти филиалов.

Поскольку решение по проверке принято 13 июня 2013 года, то срок ее проведения отсчитывается с 14 июня 2013 года. Изначально проверочные мероприятия инспекция должна была закончить 13 августа (по истечении двух месяцев). Но поскольку проверка приостанавливалась и продлевалась, инспекция должна закончить ее (составить справку о проведении проверки) не позднее 13 января 2014 года.

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки. Инспекция нарушила (превысила) срок ее проведения

Нет, нельзя.

Решение по выездной проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по выездной проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать объяснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ). Превышение срока проведения выездной проверки к таким нарушениям не относится, поэтому само по себе оно не влечет за собой отмены решения по проверке. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 мая 2008 г. № Ф09-3779/08-С3от 24 марта 2008 г. № Ф09-1772/08-С3Северо-Кавказского округа от 25 декабря 2008 г. № Ф08-7602/2008Западно-Сибирского округа от 26 мая 2008 г. № Ф04-3206/2008(5461-А27-15),Волго-Вятского округа от 13 июня 2007 г. № А11-6119/2006-К2-24/489).

Внимание: при принятии решения по выездной проверке инспекция не может использовать доказательства, полученные с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Превышение срока выездной проверки можно считать нарушением налогового законодательства. Таким образом, инспекция при принятии решения по проверке не может использовать доказательства, которые были получены в ходе налоговых мероприятий по истечении срока проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. № Ф04-4594/2008(8820-А03-31)Московского округа от 5 июня 2009 г. № КА-А40/3497-09Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. № Ф03-2248/2009).*

Олег Хороший,

начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2 ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 07.07.2008 № 03-02-07/1-249 «О порядке приостановления и возобновления выездных проверок»

<…>

«1. В соответствии с п.9 ст.89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки. Приостановление и возобновление проводимой выездной налоговой проверки оформляется соответствующим решением налогового органа. Выездная налоговая проверка приостанавливается с даты, указанной в решении налогового органа,форма которого утверждена приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106* (зарегистрирован в Минюсте России 05.04.2007 № 9259). Кроме того, в решении о приостановлении выездной налоговой проверки указывается также фамилия, имя, отчество руководителя организации (уполномоченного представителя организации), который ознакомлен с решением о приостановлении проводимой выездной налоговой проверки.Решение о возобновлении выездной налоговой проверки также должно доводиться до проверяемой организации. В таком решении указывается дата, с которой возобновляется проводимая выездная налоговая проверка.*

2. В соответствии с пп.67 и 15 п.1 ст.21 и п.2 ст.101 Кодекса налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом, лично и (или) через своего представителя. Налогоплательщики вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (п.2 ст.101 Кодекса).Дела о выявленных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст.ст.120122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, установленном ст.101.4 Кодекса, предусматривающей участие лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, в процессе рассмотрения материалов этой проверки.В соответствии с пп.10 и 12 п.1 ст.21 Кодекса налогоплательщики вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном гл.19 Кодекса».

<…>

3. Статья:В случае приостановления выездной проверки компаниям зачастую удается оспорить действия налоговиков

При приостановлении проверки налоговики обязаны прекратить ряд действий и покинуть территорию компании. Но они зачастую продолжают проводить выемку документов, осуществлять допросы или запрашивают документы и информацию у контрагентов компании. Правы ли проверяющие, трактуя спорные моменты НК РФ в свою пользу?

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ налоговики вправе приостановить проведение выездной проверки (см. также врезку «Документы»). Среди основных причин таких действий контролеров — истребование у контрагентов проверяемой компании документов или информации, а также проведение экспертиз. Приостановить проверку руководитель налогового органа вправе на срок до шести месяцев. Если же целью приостановления проверки является получение информации от иностранных государственных органов, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.*

При этом суды подтверждают право контролеров вносить изменения в решение о приостановлении проверки. В частности, исправлять дату возобновления проверки. Так, ФАС Западно-Сибирского округа указал, что сам по себе факт внесения изменений в ранее принятое решение о приостановлении проверки без установления иных обстоятельств, свидетельствующих о прямом нарушении закона и прав налогоплательщика, не указывает на незаконность оспариваемого акта (постановление от 06.10.08 № Ф04-5997/2008(12791-А45-15)).

Во время приостановления проверки контролерам необходимо также приостановить различные действия на территории налогоплательщика, связанные с такой проверкой. В частности, не допускается осмотр территории и помещений проверяемой компании (письмо Минфина России от 28.10.08 № 03-02-07/1-433). Но мнения контролеров и судей в отношении некоторых мероприятий налогового контроля не столь однозначны. Можно ли в период приостановления проверки допросить свидетелей и провести выемку документов? Вправе ли проверяющие проводить экспертизу, а также истребовать документы и информацию?

Суды не против истребования документов после вынесения решения о приостановлении проверки

Одним из оснований приостановления проведения проверки является необходимость истребования документов, относящихся к предмету проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Однако на практике налоговики зачастую истребуют у контрагентов проверяемых компаний необходимые документы и информацию уже после принятия решения о приостановлении проверки. На практике есть мнение, что с момента приостановления мероприятий налогового контроля инспекторы не вправе истребовать у третьих лиц информацию о проверяемой компании, а также направлять запросы контрагенту после вынесения решения о приостановлении проверки.

Однако суды не согласны с таким мнением. В частности, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 01.07.11 № Ф03-1989/2011указал, что приостановление действий налогового органа по истребованию документов у компании на период действия срока приостановления проведения выездной проверки не означает, что контролеры не вправе направлять требования контрагенту проверяемой организации. В этом деле компания не представила запрошенные документы, в связи с чем у налоговиков возникла необходимость истребовать их у контрагента. Проверяющие вынесли решение о приостановлении выездной проверки и одновременно направили соответствующее требование. По мнению суда, такие действия контролеров являются правомерными. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного от 10.11.11 № А05-13345/2010 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 02.04.12 № ВАС-3072/12) и Западно-Сибирского от 08.08.11 № А70-8654/2010 округов.

По мнению судов, налоговикам не обязательно указывать в решении о приостановлении проверки наименования контрагентов компании, у которых они планируют истребовать документы

Как правило, причиной приостановления проверки является необходимость получения от контрагентов проверяемой компании тех или иных документов. При этом закон устанавливает лимит на приостановление проверки по этому основанию — не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы (абз. 6 п. 9 ст. 89 НК РФ).

Ссылаясь на эту норму, компании пытаются признать недействительным решение о приостановлении проверки, в котором налоговики не указали перечень лиц, у которых они планируют истребовать информацию. Но суды в данной ситуации поддерживают контролеров. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 19.11.10 № А05-4432/2010 не посчитал нарушением тот факт, что налоговики не указали в решении о приостановлении проверки конкретных лиц, у которых будут истребованы документы. По мнению арбитров, отсутствие такой информации не является доказательством злоупотребления со стороны проверяющих, поскольку не приводит к чрезмерному вмешательству в хозяйственную деятельность налогоплательщика.*

По мнению Минфина России, приостановление проверки не влияет на 10-дневный срок для представления документов по требованию налоговиков

По мнению арбитров, истребование и получение документов в период приостановления проверки правомерно

Зачастую на практике налоговики направляют требование о представлении документов за несколько дней до приостановления проверки. Возникает вопрос: нужно ли компании в этом случае представлять документы, на что отведено 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ), или исполнить требование проверяющих только после возобновления проверки?

Минфин России в письме от 03.07.08 № 03-02-07/1-246 разъяснил, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает приостановление срока исполнения требования о представлении документов. Следовательно, решение о приостановлении проверки не прерывает срока исполнения требования и налогоплательщик должен представить документы в 10-дневный срок, как того требует пункт 3 статьи 93 НК РФ.

Судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Некоторые суды поддерживают мнение контролеров, указывая, что приостановление налоговой проверки не является основанием для продления срока представления документов (определения ФАС Западно-Сибирского округаот 06.10.11 № А81-5222/2010 и от 02.09.11 № А75-9865/2010).

Допрос свидетелей в период приостановления проверки возможен, но только вне территории налогоплательщика

Но есть и противоположная позиция. Так ФАС Московского округа со ссылкой на пункт 7 статьи 3 НК РФ указал, что непредставление запрошенных документов в период приостановления проверки не образует состава правонарушения. А возложение на организацию обязанности по передаче документов в названный период нарушает ее права, гарантированные абзацем 9 пункта 9 статьи 89 НК РФ (постановление от 14.02.13 № А40-85458/12-20-465). По мнению суда, непредставление документов в 10-дневный срок является иным обстоятельством, исключающим вину компании в совершении правонарушения (подп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ). Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского от 20.08.12 № А41-27671/11 и от 20.01.11 № КА-А40/16654-10,Восточно-Сибирского от 27.07.11 № А78-343/2011 округов.

НК РФ не указывает, в течение какого срока после получения информации от контрагента проверяемой компании налоговики возобновляют проверку

По правилам пункта 9 статьи 89 НК РФ приостановить проверку для получения от контрагента проверяемого налогоплательщика необходимой информации налоговики вправе на шесть или девять месяцев (в зависимости от цели приостановления). Однако Налоговый кодекс РФ не обязывает контролеров возобновить проверку сразу же после получения необходимых сведений (см. врезку «Справочная информация»).

Минфин России в письме от 12.11.12 № 03-02-07/1-288 разъясняет, что сроки приостановления и возобновления выездной проверки не зависят от получения от контрагента или иных лиц истребованных документов или информации. Ведь положения пункта 9 статьи 89 НК РФ устанавливают общий срок приостановления проверки. Специального срока, в течение которого контролеры обязаны возобновить проведение выездной налоговой проверки в зависимости от получения от контрагента или иных лиц истребованных документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, НК РФ не предусмотрено.

<…>

Журнал «Российский налоговый курьер» № 8, апрель 2013

4. Статья:ФНС разрешила допросы, пока проверка приостановлена

<…>

Письмо ФНС России от 21.11.13 № ЕД-3-2/4395@<О мероприятиях налогового контроля>

Инспекторы вправе допросить сотрудников во время приостановки выездной проверки. А документы, запрошенные до приостановления ревизии, надо представить в инспекцию. К таким выводам пришла ФНС России в письме от 21.11.13 № ЕД-3-2/4395@ (ответ на частный запрос).

Допрос сотрудников. Во время приостановки выездной проверки инспекторы прекращают все действия на территории компании (п. 9 ст. 89 НК РФ). Но ФНС России в комментируемом письме решила, что в это время инспекторы вправе допросить сотрудников. Ведь работников можно вызвать в инспекцию. Судебная практика противоречива. Одни судьи признают допрос законным (п. 26 постановления Президиума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Другие считают, что во время приостановления проверки допросы запрещены (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.07.11 № КА-А40/6921–11). Поэтому, если инспекторы пользуются результатами допроса против компании, можно оспорить их действия (сроки обжалования см. здесь). Но результат не гарантирован.*

Истребование документов. Во время приостановления проверки налоговики не вправе требовать у компании документы (п. 9 ст. 89 НК РФ). Но на практике контролеры часто приостанавливают ревизию, а днем раньше направляют требование. По мнению ФНС, в таком случае документы надо представить, так как приостановление ревизии не прерывает срок исполнения требования. Так же считают и судьи Пленума ВАС РФ в пункте 26 постановления № 57.

Впрочем, некоторые судьи уверены, что, если проверка приостановлена, у компании нет и обязанности представить документы. Поэтому их можно подать после возобновления ревизии (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.13 № А12-31579/2012). Эта позиция рискованна и может привести к штрафу 200 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ). Поэтому безопаснее подать бумаги в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

<…>

Евгений Сатаев, эксперт «УНП»

Журнал «Учет. Налоги. Право» № 45-46, 3–9 декабря 2013

5. Статья: Шпаргалка, которая поможет отменить любое решение налоговиков

Поправки в Налоговый кодекс изменили правила обжалования решений по проверке, а также всех других действий инспекторов, например несвоевременный возврат налога. На конференции «УНП» Михаил Мухин подробно рассказал, как теперь спорить с инспекторами.

Как оспорить решения о проверках. С 24 августа 2013 года подать возражения на акт проверки компании могут в течение месяца со дня его вручения (п. 6 ст. 100 НК РФ). А с 3 августа 2013 года увеличился срок на подачу апелляций — с 10 рабочих дней до одного месяца (п. 9 ст. 101 НК РФ). Общий срок рассмотрения жалобы на решение составляет месяц, но УФНС вправе продлить его на один месяц, например, чтобы затребовать дополнительные бумаги (п. 6 ст. 140 НК РФ). Все новые сроки есть на схеме 1.

СХЕМА 1. Как оспорить решения о проверках

Как оспорить иные акты, действия. С 1 января 2014 года все акты и действия (бездействия) налоговиков надо сначала обжаловать в УФНС и лишь потом — в суд (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.13 № 153-ФЗ). Например, отказ в возврате налога, инкассовые поручения, незаконную блокировку счета и т. п. В жалобе стоит написать все доводы. Иначе, если привести их только в суде, судьи вправе отнести на компанию судебные расходы независимо от исхода дела (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57).

Жалобу на такие акты и действия можно направить в течение года с момента, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). А срок рассмотрения жалобы составит 15 рабочих дней с возможностью продления на тот же срок (схема 2).

Схема 2. Как оспорить другие акт, действия и бездействие инспекторов

Лектор отметил, что из общего правила есть исключение. Оно касается штрафов, которые инспекторы требуют вне рамок проверки самой компании. Например, если они запросили пояснения и документы на встречке, а компания их не представила. Чтобы обжаловать такие штрафы, компания вправе сначала подать возражения на акт. И уже потом подает жалобу на принятое решение. Причем с 24 августа 2013 года срок подачи возражений увеличился с 10 рабочих дней до одного месяца со дня вручения акта (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Алексей Чопяк, эксперт «УНП»

Журнал «Учет. Налоги. Право» № 45-46, 3–9 декабря 2013

03.06.2015г.

С уважением,

Алла Пыжова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Александром Родионовым,

заместителем руководителя экспертной поддержки.

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.





Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).
  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка