Налоговые инспекции вправе проводить проверку полноты учета выручки в организациях и у предпринимателей, которые ведут наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт (п. 1 ст. 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, п. 5 и 6 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

Основанием для проведения проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) инспекции (п. 22 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

В рамках проверки полноты учета выручки инспекторы:

Такой порядок предусмотрен пунктом 20 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления поручения на проведение проверки (п. 19, 51 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, письмо ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195).

Как часто могут приходить с проверкой

Ситуация:  могут ли налоговые инспекции проводить проверки полноты учета выручки в отношении одной организации (предпринимателя) несколько раз в год

Да, могут.

Количество проверок правильности учета выручки в отношении одной организации (предпринимателя) законом не ограничено. Поэтому налоговая инспекция может проводить проверки несколько раз в год. Такой вывод следует из пункта 58 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н. Правомерность этого вывода подтверждается письмом ФНС России от 12 сентября 2012 г. № АС-4-2/15195.

Что проверить у инспекторов

Пришедший на проверку инспектор должен иметь:

  • поручение на проведение проверки;
  • служебное удостоверение личности.

Представитель организации (предпринимателя) расписывается на поручении. Однако если он откажется это сделать, проверку не отменят. Инспектор сделает в поручении отметку об отказе подписать документ.

Такой вывод следует из пунктов 23–26 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

«Главбух» советует

В случае сомнений в подлинности поручения на проведение проверки позвоните в налоговую инспекцию и уточните полномочия инспекторов, пришедших на проверку.

Ситуация:  могут ли налоговые инспекции пересылать поручения о проведении проверки полноты учета выручки по факсу

Да, могут.

Однако доказать, что организация (предприниматель) действительно получила факс, инспекторам будет проблематично. Такой вывод следует из арбитражной практики по аналогичным ситуациям (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 марта 2010 г. № А53-9772/2008-С5-44). Поэтому организация (предприниматель) на сообщение по факсу может и не реагировать.

Чаще всего такие сообщения высылают для ускорения исполнения, параллельно поручение вышлют почтой, либо сами сотрудники инспекции придут в организацию (к предпринимателю) с подлинником поручения.

Какие документы вправе затребовать при проверке

Какие документы нужно представить для проверки учета наличной выручки

Для проверки организация (предприниматель) предоставляет документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники (ККТ) (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). К таким документам, в частности, относятся:

На этих документах должны стоять отметки налоговой инспекции (п. 70, 72 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132, п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470).

У организаций и предпринимателей в ходе проверки также могут запросить:

Если организация (предприниматель) применяет специальный налоговый режим, проверяющие могут потребовать:

Об этом сказано в пункте 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Если организация (предприниматель) оказывает услуги населению с применением БСО, она может печатать БСО как через онлайн-ККТ, так и использовать типографские бланки. Такое правило действует до 1 июля 2018 года. После этой даты формировать бланки строгой отчетности можно только через онлайн-ККТ.

Если организация (предприниматель) использует типографские бланки, она должна представить на проверку документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности:

  • бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
  • информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности;
  • книгу учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности;
  • приказ о лимите остатка наличных денег;
  • иные первичные учетные документы и регистры бухучета, необходимые для проверки.

Об этом сказано в пунктах 28 и 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

У государственных (муниципальных) учреждений в ходе проверки также могут запросить:

Если автономное учреждение применяет упрощенку, проверяющие могут потребовать книгу учета доходов и расходов.

Об этом сказано в пункте 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Если учреждение оказывает услуги населению с применением БСО, оно может печатать БСО как через онлайн-ККТ, так и использовать типографские бланки. Такое правило действует до 1 июля 2018 года. После этой даты формировать бланки строгой отчетности можно только через онлайн-ККТ. Такой порядок следует из статьи 1.1, пункта 2 статьи 1.2, пункта 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, статьи 7 Закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.

Если учреждение использует типографские бланки, оно должно представить на проверку документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности:

  • бланки строгой отчетности, их копии, корешки документов;
  • информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;
  • акт приемки бланков строгой отчетности;
  • книгу учета бланков строгой отчетности;
  • акт о списании бланков строгой отчетности;
  • приказ о лимите остатка наличных денег;
  • иные первичные учетные документы и регистры бухучета, необходимые для проверки.

Об этом сказано в пунктах 28 и 29 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Организация (предприниматель) на ЕНВД может вести наличные денежные расчеты без применения ККТ до 1 июля 2018 года (п. 7 ст. 7 Закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ). В этом случае организация (предприниматель) должна представить документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар, работу или услугу (п. 28 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Такими документами могут быть товарные чеки, квитанции, ведомости, связанные с их учетом, иные документы, которые составляет продавец при продаже товаров.

Документы, необходимые для проверки, представьте в виде оригиналов или копий. Заверьте копию подписью руководителя (другого уполномоченного лица) и печатью (при наличии). Ниже реквизита «Подпись» нужно указать: заверительную надпись «Верно»; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Инспектор не вправе требовать нотариального удостоверения копий документов. Такой порядок предусмотрен пунктом 30 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, и пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Ситуация:  может ли налоговый инспектор в рамках проверки полноты учета выручки запросить счета-фактуры или иные документы, обосновывающие суммы налогов

Нет, не может, если к проверке они не относятся.

Налоговые инспекторы не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки. Об этом сказано в пункте 30 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

В какой срок предоставить документы по требованию

Организация (предприниматель) должна предоставить документы в тот же день, когда ей предъявят поручение на проведение проверки, или в течение следующего рабочего дня (п. 31 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

Что грозит, если не предоставить документы

Ситуация:  какая ответственность предусмотрена за отказ предоставить документы, необходимые инспекторам для проверки полноты учета выручки

Ответственность за непредоставление сведений (информации) по запросу инспекторов в соответствии со статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За неисполнение (несвоевременное исполнение) требования налоговой инспекции нарушителю грозит ответственность на основании статей 126 Налогового кодекса РФ или 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако в данных статьях речь идет о документах, необходимых для налогового контроля.

Формами налогового контроля являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ). Проверка полноты учета выручки в этом перечне не указана.

Вместе с тем, данное нарушение можно приравнять к непредоставлению сведений (информации) по запросу инспекторов. Размер штрафа составляет:

  • для должностных лиц и предпринимателей – 300–500 руб.;
  • для организаций – 3000–5000 руб.

Об этом сказано в статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как проверяют ККТ

Как инспекторы проверяют учет выручки с использованием ККТ

Важно! С 15 июля по 31 января 2017 года вместо обычных кассовых машин по желанию можно регистрировать и применять онлайн-ККТ. А вот с 1 февраля 2017 года регистрировать будут только онлайн-ККТ. Обычные кассы, которые зарегистрированы до 1 февраля 2017 года, можно использовать до 1 июля 2017 года. При этом порядок эксплуатации старых касс остается прежний. Об этом сказано в статье 7 Закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ.

Подробнее о том, с какого момента надо применять онлайн-ККТ, см. таблицу.

В связи с ведением новых ККТ с функцией передачи фискальных данных в инспекцию появилась возможность контролировать кассовую выручку удаленно. Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Однако регламента по таким проверкам нет. Поэтому при проверке онлайн-ККТ инспекция также будет руководствоваться регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 132н.

Если используете обычные или онлайн-ККТ, в рамках проверки полноты учета выручки инспекторы пересчитывают наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике ККТ. По результатам проверки они составляют акт в двух экземплярах.
Кассир до начала проверки составляет расписку:

  • об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег;
  • о представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке;
  • о представлении справок (отчетов) кассира-операциониста;
  • о представлении сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке;
  • о представлении актов о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки.

Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

Если используете обычную ККТ, проверку проведут так.

Сумму наличных денежных средств, которая находится в денежном ящике ККТ, инспекторы сравнят с данными, отраженными:
– в фискальном отчете;
– контрольной ленте ККТ;
– журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста в свою очередь сверят с приходными кассовыми ордерами; кассовыми отчетами; данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ проверяющие сверят заводские (регистрационные) номера этих машин, ИНН налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.

По фискальному отчету ККТ, журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям, расходным кассовым ордерам инспекторы проверят количество фактов возврата, а также суммы, возвращенные покупателям по неиспользованным кассовым чекам.

Такой порядок предусмотрен пунктами 35–39 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Если используете онлайн-ККТ, сумму наличных денег, которая находится в ящике ККТ сверят с данными:
– фискального накопителя. При этом показатели фискального накопителя инспекция сверит с информацией, которая хранится у оператора фискальных данных;
– журнала кассира-операциониста.

Обратите внимание: инспекторы имеют право на беспрепятственный доступ (в т. ч. удаленный) к информации с фискального накопителя (п. 2 ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Как инспекторы проверяют учет выручки, если прием денег проводится без применения ККТ

Если организация (предприниматель) оказывает услуги населению без применения ККТ, проведут проверку:

  • фактического наличия бланков строгой отчетности;
  • количества использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;
  • копий использованных бланков (корешков документов): сумму выручки, отраженную в учете, сравнят с суммами, отраженными в копиях использованных бланков.

У плательщика ЕНВД, не применяющего ККТ, проверят наличие документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой порядок предусмотрен пунктом 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Если учреждение оказывает услуги населению без применения ККТ, проведут проверку:

  • фактического наличия бланков строгой отчетности;
  • количества использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;
  • копий использованных бланков (корешков документов): сумму выручки, отраженную в учете, сравнят с суммами, отраженными в копиях использованных бланков.

У плательщика ЕНВД, не применяющего ККТ, проверят наличие документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Такой порядок предусмотрен пунктом 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

По каждому факту расхождений у организации (предпринимателя) возьмут письменные объяснения (п. 37, 40 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Письменные объяснения будут включены в акт проверки (п. 49 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Поэтому представьте их до составления акта.

Учитывают ли инспекторы свидетельские показания

Ситуация:  могут ли налоговые инспекторы использовать свидетельские показания при проверке полноты учета выручки

Да, могут.

В абзаце 6 пункта 35 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н, сказано, что в случаях необходимости для участия в проверке привлекаются эксперты. О привлечении к проверке свидетелей в регламенте не указано. В то же время нет и запрета привлекать свидетелей.

В ходе проверки инспектор имеет право требовать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки (подп. 5 п. 7 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Такие сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, могут предоставить и свидетели.

Как оформят результаты проверки

Результаты проверки полноты учета выручки денежных средств инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п. 44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п. 47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2).

Срок и порядок обжалования должен быть указан в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Какая ответственность грозит за нарушение работы с наличными

Внимание!

Организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к административной ответственности за нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций.

К таким нарушения относятся:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
  • неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов).

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

За нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций организации и (или) ее должностным лицам, а также предпринимателю грозит штраф. Размер штрафа составляет:

  • для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для должностных лиц (главного бухгалтера, а в отсутствие должности главного бухгалтера для руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Кассиры (кассиры-операционисты) к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ответственность граждан за подобное правонарушение законодательством не предусмотрена (ст. 15.1 КоАП РФ). Такой вывод подтверждается пунктом 14 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18.

Организациям и предпринимателям, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, инспекторы могут заменить штраф на предупреждение, если:

  • нарушение совершили впервые;
  • нет материального ущерба;
  • нет угрозы возникновения природных или техногенных чрезвычайных ситуаций;
    нет вреда или угрозы:

Это следует из части 3 статьи 1.4, части 3 статьи 3.4, части 3.5 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как обжаловать действия инспекторов

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов (не связанными с вынесенным постановлением об административном правонарушении), она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п. 67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п. 68 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

  • наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо Ф.И.О. или должность соответствующего должностного лица);
  • наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • подпись и дату.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 70 и 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 73 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н).