95
20 сентября 2021

Чем отличаются расходы от затрат, а активы от имущества. Пять ключей к новым ФСБУ

Приготовьтесь, возможно, сейчас вы сделаете неожиданные для себя открытия. Пять минут легкого чтения, и вам станет гораздо проще понять, что написано в новых бухгалтерских стандартах. Перед вами принципы бухучета от лектора и аудитора со стажем Ирины Лихникевич.

Справочник от Системы Главбух: как учитывать основные средства по ФСБУ 6/2020>>


Новые стандарты не для текущей работы. Они для отчетности

Сейчас бухучет регулируется федеральными стандартами, которые нацелены на бухгалтерскую отчетность. Стандарт — это про баланс, вторую форму, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала. Все, чем ежедневно занимается бухгалтер, больше не регулируется.

Текущая же работа бухгалтера состоит в отражении бухгалтерскими проводками фактов хозяйственной жизни. Вас интересует, на каком счете и какой проводкой отразить ту или иную хозяйственную операцию. Каким документом ее оформить. Где, от кого получить необходимую информацию. В ФСБУ вы не найдете ответы на эти вопросы.

Как вести бухучет

ФСБУ — это про бухгалтерскую отчетность. А все, чем ежедневно занимается бухгалтер, больше не регулируется

Перемены задумывались для того, чтобы наш баланс был понятен не только в России, но и во всем мире. Ведь страна интегрирована в мировую экономику. Значит, мы тоже должны перейти на международный язык.

Стандарты дают классификацию, правила признания, оценки и отражения в отчетности объектов бухучета. То есть какой объект учитываем, когда и в какой сумме. Поэтому, если вы что-то не понимаете в тексте документа, напомните себе: это не про дебет и кредит. Это про баланс, вторую форму и отчет о движении денежных средств.

Вот ФСБУ 5/2019. Он дает определение, условия признания и правила оценки запасов. Все остальное не регулируется стандартом. Стандарт пишет, какой у вас должен быть документооборот? Нет. Какие должны быть первичные документы? Нет. Какая техника учета, какими проводками отражать? Нет. Стандарт — не про номера счетов, он не для текущей работы, работа отдельно. Бухгалтерская работа и то, что написано в стандартах, — вещи разные.

Пример 1. Показывает, что ФСБУ — это не о проводках

Возьмем сырье и материалы, приобретенные для строительства объекта хозяйственным способом. Это не запасы. Стандарт, посвященный капитальным вложениям, относит затраты на их приобретение к капитальным вложениям. На каком счете отразить? Бухгалтер справедливо считает, что использовать счет 08 для данной операции невозможно. Ведь на нем ведется учет затрат на сырье и материалы, которые уже переданы на строительство конкретного объекта. Тогда как? На самом деле, если в стандарте речь идет о какой-либо норме, то это о том, что должно быть в отчетности. Так вот, стандарту все равно, на каком счете вы отразите затраты на сырье и материалы, приобретенные для строительства объекта хозяйственным способом, — на счете 08 или на счете 10. Документ говорит: покажи их в составе капитальных вложений в первом разделе баланса. Бухгалтер сам подбирает проводки для операции.

Как только видите в стандарте слово «расход», вы должны понимать, что это не 10‑й и не 41‑й счета, а 90‑й или 91‑й

Как же решать вопросы, которые возникают в работе? Обращаться к методическим указаниям или рекомендациям. Можно даже заглянуть в отмененные. Те, что уже не имеют юридической силы. Если они касаются вопросов, которые не регулирует федеральный стандарт и не противоречат ему, можете оставить их в вашей работе.

Рекомендации у нас пишет Бухгалтерский методологический центр. Они ориентированы на международные стандарты финансовой отчетности, и разъяснения в них даются в основном со ссылками на МСФО, то есть они тоже про отчетность. Они помогут вам разобраться в том, что написано в ФСБУ, но вряд ли помогут в части решения практических вопросов бухгалтера. Рекомендации входят в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, но они не обязательны к применению. В любом случае, если вам не нравятся рекомендации, вы имеете право решить вопрос по-своему.

Есть еще письма Минфина. Это не нормативные документы, но к ним надо относиться с уважением. Ведь это мнение органа, который регулирует бухгалтерский учет.

Пора переходить на БухСофт! Надежная программа для бухучета и отправки отчетности малого предприятия.

Бесплатный доступ на 15 дней

Вы уже работаете по МСФО, даже если этого не заметили

Минфин, когда разрабатывает стандарты, исходит из того, что российский бухгалтер знает международные стандарты финансовой отчетности. Подход к разработке стандартов следующий: описываются только рамочные нормы, основные моменты, а все, что не описано в федеральном стандарте, следует брать из МСФО. Если найдете в международном стандарте решение своего вопроса, смело берите его в работу.

Для применения на территории России Минфин приказами утвердил международные стандарты. Наши и международные стандарты — документы одного уровня. По ряду вопросов ФСБУ вообще не будут разрабатывать. В этом случае Минфин дает ссылки на международные стандарты, и они становятся документами прямого действия.

Пример 2. Иллюстрирует, что вы уже на МСФО

ФСБУ 5/2019 прямо отсылает нас к IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости». К нему надо обращаться, когда запасы получили бесплатно или рассчитались за них неденежными средствами. Например, одни материалы поменяли на другие.

В федеральном стандарте описываются только рамочные нормы, основные моменты. Все, что не описано, следует брать из МСФО. Международные стандарты Минфин уже утвердил.

Эксперты Системы Главбух подготовили материал: как в бухгалтерской учетной политике установить способы ведения учета>>


Осторожно с типовыми проводками. Они не всегда правильные

Ориентироваться на проводки из Плана счетов я не рекомендую. Они могут оказаться ошибочными. Это нормативный документ, но обращаться к нему лучше в последнюю очередь. И с учетом того, что принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета План счетов не устанавливает. Относитесь критично к тому, что там сказано. Во-первых, это документ 2000 года, а значит, устарел. Во-вторых, там есть ошибки. Если решите воспользоваться типовой проводкой, проследите, чтобы суммы попали в нужные строки бухгалтерской отчетности.

Пример 3. Доказывает, что в Плане счетов есть неверные проводки

В Плане счетов сказано, что арендная плата, полученная авансом, отражается по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Ну мы же понимаем, что это глупость. Нам и в голову не придет отразить арендную плату на этом счете. Мы просто учитываем авансы на счете 62 и ежемесячно начисляем арендную плату в корреспонденции со счетом 90 или 91. Или еще. Брак по новому стандарту ФСБУ 5/2019 не относится к себестоимости продукции — теперь это расход. А это значит, что он должен попасть на 90-й счет и во вторую форму. Но проводка в инструкции к Плану счетов — Дебет 20 Кредит 28. На сегодняшний день это ошибочная проводка. Если вы делаете, как рекомендует План счетов, то вам понадобится проследить, чтобы эти суммы правильно отражались в бухгалтерской отчетности. То есть не попали в баланс в составе запасов, где вы сейчас показываете незавершенку, а перекочевали во вторую форму — в отчет о финансовых результатах.

Ориентироваться на проводки из Плана счетов я не рекомендую. Они могут оказаться ошибочными.

Подсказка от Системы Главбух: как учесть обесценение основных средств по ФСБУ 6/2020>>

Бухгалтер учитывает не имущество, а активы. Это разные вещи

Не все имущество — активы, а активы — это не только имущество. Важно не путать эти понятия, чтобы не исказить показатели бухгалтерской отчетности.

Система Главбух поможет ответить на вопрос : как рассчитать стоимость чистых активов >>

До 2013 года бухгалтеров в нашей стране учили, что они учитывают имущество. Все потому, что такие формулировки были в старом Законе о бухучете. В советское время у бухучета была одна цель — обеспечить сохранность социалистической собственности. Сейчас задача другая — на универсальном бухгалтерском языке рассказать пользователям бухгалтерской отчетности о том, что собой представляет компания, сколько прибыли приносит, насколько эффективно работает.

С 2013 года у нас объект учета — активы, а не имущество. В чем же разница? Имущество — это то, что принадлежит компании на праве собственности. А активы — это все ресурсы, контролируемые компанией, которые принесут экономические выгоды в будущем. То есть все, что учитывают в первом и втором разделах баланса.

Пример 4. Объясняет, как может появиться актив без имущества

Грузовой автомобиль принадлежит арендодателю. Он учитывает его на своем балансе — это его имущество и его актив. Арендатор берет машину в пользование. И тоже учитывает ее на своем балансе по дебету 01 — право пользования активом (ФСБУ 25/2018). То есть у арендатора имущества нет, а актив есть. В следующем году такой учет аренды станет обязательным.

Расходы и затраты — разные понятия

В бухучете нет четкой терминологии. Что называть расходами, а что затратами, каждый понимает по-своему. Но это разные понятия. Как только поймете, в чем разница, сразу станет легче читать стандарты. В ФСБУ часто встречается словосочетание «признаются расходом». Для бухгалтера это означает, что указанные затраты в конце текущего месяца должны попасть в дебет счета 90 или 91.

В международном стандарте затраты — это сумма денежных средств или денежных эквивалентов, уплаченная или подлежащая уплате с целью получения актива или осуществления расхода. Простым языком, затраты — это то, чем я буду оплачивать приобретение чего-либо. То есть затраты — это в основном деньги. Если есть затраты, но актив не появляется, то они превращаются в расходы. То есть, то, что вы показываете во второй форме — отчете о финансовых результатах.

Пример 5. Растолковывает, в чем отличия затрат и расходов

С 2022 года основные средства стоимостью менее лимита, установленного организацией, признают расходами. Следовательно, вы их относите в дебет 90-го или 91-го счета. Или, допустим, вы делаете косметику, а в качестве сырья купили масло жожоба. Значит, ваши затраты превратились в актив в виде сырья, который вы будете учитывать на счете 10. А в балансе покажете в составе запасов. А теперь представим, что закупщик промахнулся и вместо масла купил цемент. Получается, что такие затраты не принесут вам экономической выгоды. Значит, это расход, его мы отправляем на 91-й счет и во вторую форму. Бесполезный цемент как имущество у вас останется. Но затраты, которые вы понесли на него, не будут учитываться в качестве запасов.

Затраты и расходы — понятия разные. Затраты — это деньги, которые превращаются либо в расходы, либо в активы .

Объясняла о том, чем отличаются расходы от затрат, а активы от имущества ИРИНА ЛИХНИКЕВИЧ — аудитор, к. э. н., доцент. С красным дипломом окончила Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. По результатам опроса, проведенного журналом «Семинар для бухгалтера», вошла в десятку лучших лекторов Москвы.


Как учесть расходы на рекламу?

Отвечает Ольга Сергеева,

     Главный редактор Актион Бухгалтерия

Порядок учета рекламных расходов зависит от того, какие мероприятия проводит организация. Не все методы продвижения товаров соответствуют понятию «реклама», которое прописано в законодательстве. Для таких затрат есть свои особенности учета. Что именно относить к рекламе, а также как учитывать подобные расходы в бухучете и при расчете налогов, читайте в рекомендации Системы Главбух, которая входит в состав Актион Бухгалтерия.

Срочные изменения по вашему ИНН

Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel

Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.

Перейти к короткому тесту