146
30 января 2007

Что добавить в учетную политику. Общий режим налогообложения

Грамотно составленная учетная политика позволит в 2007 году упростить ведение учета и оптимизировать налоговые платежи. При этом некоторые правила, которые организация применяла в 2006 году, придется пересмотреть. Причина — изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве, а также свежие разъяснения чиновников.

Сначала рассмотрим, какие изменения лучше внести в учетную политику. А затем приведем образец учетной политики на 2007 год ( стр. 1, стр. 2, стр. 3). В образце курсивом отмечены те положения, которые продиктованы изменениями и новыми разъяснениями чиновников.

Новое в учетной политике по бухучету

В чем изменение. Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете не нужно классифицировать на операционные, внереализационные и чрезвычайные (приказы Минфина России от 18 сентября 2006 г. № 115н и № 116н).

Что прописать в учетной политике. В рабочем плане счетов, который является приложением к учетной политике, следует прописать, какие субсчета фирма будет вести на счете 91 «Прочие доходы и расходы». С 2007 года у фирм нет необходимости открывать субсчета второго уровня, на которых отдельно отражаются операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

Совет. Если до конца 2006 года фирма продолжала классифицировать прочие доходы и расходы на операционные, внереализационные и чрезвычайные, то в учетной политике можно прописать, как будут закрываться субсчета второго уровня на счете 91.

В чем изменение. Прочие доходы и расходы, которые раньше относились к чрезвычайным и отражались на счете 99, следует учитывать на счете 91.

Что прописать в учетной политике. Если в рабочем плане счетов организации на счете 99 предусмотрен субсчет для чрезвычайных доходов и расходов, то его следует исключить.

Совет. Менять учетную политику не придется, если организация внесла изменения в рабочий план счетов в течение 2006 года.

В чем изменение. Учитывая малоценные основные средства, которые списываются единовременно, можно применять «первичку», предусмотренную для учета материалов (письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).

Что прописать в учетной политике. В учетной политике следует указать, какими именно документами фирма будет оформлять операции по учету малоценных основных средств.

Совет. Менять учетную политику не придется, если организация внесла изменения в учетную политику в течение 2006 года.

Новое в учетной политике по налогам

В чем изменение. Амортизационную премию в налоговом учете можно применять не ко всем основным средствам, а к отдельным группам (письмо Минфина России от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/779). Кроме того, появилась возможность применить амортизационную премию к расходам на реконструкцию (новая редакция п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса РФ).

Что прописать в учетной политике. В учетной политике надо определить, к какому амортизируемому имуществу в 2007 году фирма станет применять инвестиционную премию. Например, к производственным основным средствам (в том числе к расходам на реконструкцию) стоимостью больше 1 000 000 руб. Кроме того, важно прописать, какой процент от первоначальной стоимости имущества фирма будет списывать единовременно (максимально возможный — 10%).

Совет. В 2006 году Минфин России выпускал письма, в которых запрещал применять амортизационную премию выборочно, то есть не по всем основным средствам. Но теперь сотрудники финансового ведомства считают, что можно списывать единовременно до 10 процентов включительно стоимости некоторых видов имущества.

В чем изменение. Изменились сроки полезного использования некоторых основных средств в налоговом учете (постановление Правительства РФ от 18 ноября 2006 г. № 697).

Что прописать в учетной политике. Если в учетной политике организации было установлено, какие сроки службы она присваивает компьютерам, прицепам или полуприцепам, то нужно внести исправления. Так, компьютеры теперь нужно амортизировать в течение срока от 2 до 3 лет включительно, а не от 3 до 5 лет. А срок службы прицепов и полуприцепов равен от 7 до 10 лет включительно вместо срока от 5 до 7 лет.

Совет. Налоговое законодательство не запрещает присваивать разные сроки службы объектам, которые относятся к одной группе амортизируемого имущества. Поэтому лучше сроки службы устанавливать при покупке в приказах руководителя, а не заранее в учетной политике.

В чем изменение. С 1 января 2007 года у организаций появилась возможность учесть при расчете налога на прибыль стоимость купленных земельных участков.

Что прописать в учетной политике.В учетной политике следует прописать способ списания расходов на покупку земли. Есть два варианта. Первый — списывать расходы равномерно в течение установленного организацией срока, но не менее пяти лет. Второй способ: до признания всей суммы расходов списать 30 процентов налоговой базы предыдущего налогового периода.

Совет. С 1 января по расходам на покупку земли изменился порядок учета разниц в соответствии с ПБУ 18/02. До 2007 года (в налоговом и бухгалтерском учете расходы не списывались). С 1 января появились постоянные разницы.

В чем изменение. По группам товаров можно применять разные способы списания стоимости товаров — ФИФО, ЛИФО, по средней себестоимости или стоимости единицы товаров (письмо Минфина России от 1 августа 2006 г. № 03-03-04/1/616).

Что прописать в учетной политике. В учетной политике следует определить группы товаров и способы их списания.

Совет. В бухучете также можно применять разные способы списания по группам товаров. Поэтому у фирмы есть возможность сблизить бухгалтерский и налоговый учет.