10864
6 февраля 2007

Заказ аннулирован: как списать расходы?

Заказчик в 2006 году профинансировал авансом проектные работы. Компания (подрядчик) наняла субподрядную организацию на проектирование, услуги были оказаны и оплачены еще в 2006 году. Однако заказчик до сих пор не принял работы и просит вернуть аванс. Но как теперь списать расходы? И что делать с «входным» НДС по субподрядным работам, возмещенным из бюджета? Ответим на эти вопросы...

Когда договор можно расторгнуть?

Расторгнуть договор подряда можно по соглашению сторон (ст. 450 Гражданского кодекса РФ), по требованию одной из сторон (например, заказчика) или по решению суда, если другая сторона (например, подрядчик) нарушила условия договора (п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ). В последнем случае требование о расторжении договора может быть заявлено заказчиком в суд только после того, как он получит отказ подрядчика расторгнуть договор либо вообще не получит ответ на свое предложение в срок, указанный в этом предложении, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ).

Обращаем внимание, что заказчик имеет право отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке, если: подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ); во время выполнения работ заказчику станет очевидно, что работа не будет выполнена надлежащим образом (п. 3 ст. 715 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, в силу статьи 717 Гражданского кодекса РФ заказчик имеет право в любое время до сдачи ему результата работы в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (если договор подряда не предусматривает иное), уплатив подрядчику: часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения о расторжении договора; убытки в пределах разницы между ценой за всю работу и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

Договором может быть предусмотрено, что в случае одностороннего отказа заказчик возмещает подрядчику понесенные расходы до получения извещения об отказе. В этом случае подрядчик может не возвращать аванс заказчику либо вернуть его за минусом понесенных расходов.

Как отразить расходы по аннулированному заказу в бухучете?

Затраты по аннулированному заказу отражаются в бухучете подрядчика в составе прочих расходов. В бухгалтерском учете подрядчика такая операция отражается проводкой:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 20
– списаны расходы по аннулированному договору подряда.

Что делать с «входным» НДС?

«Входной» НДС по товарам (работам, услугам), принятый к вычету, нужно восстановить, если в дальнейшем эти товары (работы, услуги) были использованы для осуществления операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения). Это установлено в подпункте 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Поэтому сумму НДС, предъявленную субподрядчиком и принятую к вычету подрядчиком в 2006 году, необходимо восстановить.

Восстановление НДС отражается сторнировочной записью по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» в корреспонденции со счетом 19. В дальнейшем восстановленная сумма налога списывается в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы».

Как быть с расходами в целях налогообложения прибыли?

Затраты по аннулированным производственным заказам включаются в состав внереализационных расходов (подп. 11 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Признание расходов по аннулированным заказам осуществляется на основании актов налогоплательщика, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат.

Как отразить сумму, поступившую от заказчика?

Сумма, подлежащая к получению от заказчика в возмещение расходов по аннулированному заказу, является для подрядчика прочим доходом. К бухгалтерскому учету поступления в возмещение причиненных организации убытков, присужденные судом или признанные должником, принимаются в отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99 «Доходы организации»).

Сумма, подлежащая к получению от заказчика в возмещение расходов по аннулированному заказу, отражается в учете подрядчика проводкой:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– отражена сумма, подлежащая к получению от заказчика.

Сумма, подлежащая к получению от заказчика в возмещение расходов по аннулированному заказу, по нашему мнению, не облагается НДС, поскольку такая операция не связана с реализацией товаров (работ, услуг).

Пример

Подрядчик и заказчик заключили договор подряда в 2006 году. В соответствии с договором: подрядчик обязуется построить заказчику производственный цех; заказчик финансирует проектные работы авансом (аванс получен на сумму 177 000 руб., в том числе НДС – 27 000 руб.). Работы начаты в октябре 2006 года, планируемый срок сдачи объекта – ноябрь 2007 года. Подрядчик сдает работы заказчику этапами.

В октябре 2006 года подрядчик заключил договор с субподрядчиком (проектной организацией). В декабре 2006 года работы по проектированию цеха приняты и оплачены на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

В 2007 году заказчик работы по проектированию не принял. Заказчик принял решение аннулировать в одностороннем порядке заказ и компенсировать подрядчику осуществленные затраты.

В соответствии с учетной политикой подрядчика услуги субподрядчиков для целей налогообложения прибыли являются косвенными расходами (чтобы упростить пример, затраты самого подрядчика не рассматриваются).

Таким образом, в 2006 году в учете подрядчика бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 177 000 руб. – получен аванс от заказчика;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 27 000 руб. – начислен к уплате НДС с аванса;

Дебет 20 Кредит 60
– 100 000 руб. (118 000 – 18 000) – приняты услуги, оказанные субподрядчиком;

Дебет 19 Кредит 60
– 18 000 руб. – учтен НДС, предъявленный субподрядчиком;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 000 руб. – предъявлен к вычету из бюджета НДС по субподрядным работам;

Дебет 60 Кредит 51
– 118 000 руб. – оплачены услуги субподрядчика.

В 2007 году в учете подрядчика бухгалтер отразит:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 20
– 100 000 руб. – отражены в составе прочих расходов затраты, связанные с аннулированным заказом;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 18 000 руб. – восстановлена сумма НДС;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 19
– 18 000 руб. – учтен в составе прочих расходов восстановленный НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
– 27 000 руб. – принят к вычету НДС, уплаченный с аванса;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– 118 000 руб. – отражена в составе прочих доходов сумма, подлежащая получению от заказчика в возмещение расходов по аннулированному заказу;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 76 субсчет «Расчеты по претензиям»
– 118 000 руб. – отражен зачет взаимных обязательств;

Дебет 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 51
– 59 000 руб. (177 000 – 118 000) – перечислен заказчику остаток аванса.