1116
12 апреля 2007

Амортизация при продлении договора аренды

Торговая фирма арендует помещение под магазин. Приобретают торговое оборудование, кассовые аппараты и т. д. Однако нередко для нормальной работы приходится делать капитальные вложения и в арендуемое помещение. Недавно специалисты Минфина России ответили на вопрос, может ли арендатор продолжить начислять амортизацию по неотделимым улучшениям, если договор аренды был пролонгирован.

Если арендодатель не возмещает затраты

Если капвложения согласно договору аренды являются собственностью арендатора, то они учитываются как отдельный инвентарный объект (п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Данное положение применимо для учета как отделимых, так и неотделимых улучшений арендуемого помещения. При этом в бухгалтерском учете такая операция отражается по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

В налоговом учете отделимые улучшения амортизируются в обычном порядке.

Пример 1

Торговая фирма ООО «Орион» арендовала помещение под магазин. Для улучшения освещенности помещения приобретена люстра стоимостью 59 000 руб. (в том числе НДС – 9000 руб.). Расходы по замене люстры арендодатель не возмещает. Дополнительных затрат по ее подключению не возникло.

Бухгалтер ООО «Орион» сделал записи:

Дебет 08 Кредит 60
– 50 000 руб. – отражена задолженность поставщику люстры;

Дебет 19 Кредит 60
– 9000 руб. – учтен НДС на основании полученного счета-фактуры;

Дебет 01 Кредит 08
– 50 000 руб. – люстра введена в эксплуатацию.

Люстра относится к бытовым приборам и входит в третью группу Классификации основных средств... со сроком полезного использования от 3 до 5 лет. Предположим, ей был установлен срок полезного использования 4 года. Фирма применяет линейный метод начисления амортизации как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Ежемесячная сумма амортизации составит 1042 руб. (50 000 руб. : 4 года : 12 мес.).

Со следующего месяца после введения объекта в эксплуатацию бухгалтер «Ориона» ежемесячно будет делать запись:

Дебет 44 Кредит 02
– 1042 руб. – начислена амортизация.

Эта же сумма амортизации будет ежемесячно учитываться и при расчете налога на прибыль.

Если неотделимые улучшения произведены с согласия арендодателя, то их стоимость в налоговом учете также погашается путем начисления амортизации. Правда, если срок службы арендованного объекта больше срока договора аренды, часть стоимости капвложений не будет самортизирована. Ведь по окончании срока договора арендатор должен прекратить начисление амортизации по неотделимым улучшениям. Если же договор аренды будет пролонгирован, начисление амортизации можно продолжить. Такое разъяснение Минфин России дал в письме от 2 марта 2007 г. № 03-03-06/1/143.

Обратите внимание: если вместо пролонгации старого был заключен новый договор, начислять амортизацию дальше нельзя. При этом не имеет значения, остались ли основные положения нового договора прежними. Именно так считают в Минфине России (письмо от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/2/166).

Арендатор может произвести капвложения в неотделимые улучшения арендованного имущества и без согласия арендодателя. В такой ситуации затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», также зачисляют в дебет счета 01 «Основные средства». При этом для целей бухучета нормы амортизации рассчитывают исходя из оставшегося срока аренды улучшенного имущества. Налогооблагаемую прибыль данные затраты не уменьшают.

Кстати, если арендатор существенно ухудшит имущество, арендодатель может обратиться в суд с требованием досрочно расторгнуть договор (п. 2 ст. 619 Гражданского кодекса РФ).

Арендодатель компенсирует расходы

Если арендатор произвел капвложения с согласия арендодателя, который их при этом возмещает, они учитываются в другом порядке. Сумму произведенных затрат, отраженную на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», арендатор списывает на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Пример 2

ООО «Нейтрон» (арендатор) произвело реконструкцию арендованного торгового помещения. Неотделимые улучшения связаны с заменой электропроводки и осветительных приборов. Общая стоимость расходов составила 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.). Согласно условиям договора, произведенные неотделимые улучшения возмещаются арендодателем. Работы по реконструкции выполнила сторонняя фирма.

Бухгалтер ООО «Нейтрон» сделал записи:

Дебет 08 Кредит 60
– 200 000 руб. – отражены капитальные вложения по реконструкции помещения;

Дебет 19 Кредит 60
– 36 000 руб. – учтен НДС на основании полученного счета-фактуры;

Дебет 68 Кредит 19
– 36 000 руб. – сумма НДС предъявлена к вычету;

Дебет 60 Кредит 51
– 236 000 руб. – оплачены услуги подрядчика;

Дебет 62 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
– 236 000 руб. – отражена задолженность арендодателя;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы Кредит 08
– 200 000 руб. – списаны улучшения в арендованное помещение;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 68
– 36 000 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 51 Кредит 62
– 236 000 руб. – компенсированы затраты арендатора по реконструкции помещения.

Что относится к основным средствам

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01, в составе основных средств учитывается имущество, которое:
– предназначено для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
– эксплуатируется в течение длительного периода времени (более 12 месяцев);
– способно приносить фирме доход;
– не планируется для перепродажи.