70
9 июля 2007

О последних новшествах госзакупок

В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ вновь внесены изменения. При этом они существенно отличаются от предыдущих прежде всего тем, что затрагивают практически все аспекты размещения госзаказов. О ключевых и самых значимых с практической точки зрения изменениях и поговорим.

Кто относится к государственным и муниципальным заказчикам

Согласно новой редакции части 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ, государственными, муниципальными заказчиками являются:
— государственные органы РФ или субъектов РФ;
— государственные внебюджетные фонды;
— бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета;
— органы местного самоуправления.

Что касается бюджетных учреждений и иных получателей средств бюджетов регионального и муниципального уровней, то здесь ситуация более сложная. Чтобы стать государственными или муниципальными заказчиками, они должны получить соответствующие полномочия от региональных органов власти или органов местного самоуправления.

Обновленные условия контракта

Имевшиеся проблемы с исполнением контрактов продиктовали необходимость появления в законе о госзакупках еще одного пункта. Он устанавливает такое требование: в контракт обязательно включается условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (ч. 12 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, расширена сфера применения запрета на изменение существенных условий заключаемых контрактов. Теперь он распространяется и на контракты, заключенные по результатам запроса котировок и закупок у единственного поставщика. Это предусмотрено частью 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.

У заказчиков появилась возможность изменять количество товаров, объем работ, услуг, предусмотренных заключенным контрактом. Размер возможного изменения увеличен с 5 до 10 процентов по сравнению с ранее действовавшим порядком (ч. 6 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

В случае расторжения контракта из-за его неисполнения или ненад-лежащего исполнения заказчик получает право заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Однако это возможно только в случае согласия последнего. При этом контракт заключается на условиях и по цене, предложенных победителем торгов с учетом ранее поставленных товаров, работ, услуг (ч. 8.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Ограничение цены отменено

Теперь действие Закона № 94-ФЗ распространяется на все государст-венные и муниципальные заказы вне зависимости от их цены. Единст-венное исключение — когда заказ на услуги размещается:
— у международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация;
— у международных финансовых организаций, с которыми Россия заключила международные договоры.

Так сказано в обновленной части 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ.

Ранее закупки на сумму менее 60 000 руб. не подпадали под действие рассматриваемого нами закона. Данная сумма установлена указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. № 1050-У. Теперь же они отнесены к категории «у единственного поставщика» и осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 данного документа.

Кроме того, благодаря новой редакции статьи 5 Закона № 94-ФЗ по результатам размещения заказа, когда сумма не превышает 60 000 руб., стало возможным заключение не только государственного или муниципального контракта, но и иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Изменения в порядке проведения торгов

Одним из способов размещения заказа является проведение торгов (в форме конкурса или аукциона). Что нового внесено Законом № 53-ФЗ в порядок их проведения?

Ряд изменений коснулся извещения о проведении торгов. Так, не позднее чем за пять дней до окончания подачи заявок заказчики получили право на внесение изменений в такое извещение. При этом в целом сокращен объем указываемых в нем сведений. Изменения теперь можно вносить и в конкурсную документацию, документацию об аукционе. Это также должно произойти не позднее указанных выше сроков.

При внесении любых поправок срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней, на участие в аукционе — на 15 дней.

Затронут и порядок подачи заявок на участие в конкурсе. Теперь на конверте с такой заявкой допускается указывать наименование и адрес участника. Четко и однозначно прописано, что заказчик не может отказать в приеме конверта с заявкой, если на нем не указаны сведения об участнике (ч. 2, 10 ст. 25 Закона № 94-ФЗ).

Исключена часть 7 статьи 26 Закона № 94-ФЗ. Теперь комиссия потеряла право требовать разъяснения от участника конкурса по заявке и представленным документам.

Увеличены пороговые значения проведения открытого аукциона в электронной форме — до 1 000 000 руб. (ч. 3 ст. 32 Закона № 94-ФЗ).

Торги с выделением лота

Наконец-то введено правовое регулирование проведения таких торгов. Частью 2.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ установлено требование заключения отдельного контракта по каждому из разыгранных лотов. Если торги проводятся по нескольким лотам, то они признаются несостоявшимися только в отношении:
— лотов, по которым подана лишь одна заявка или не подано ни одной заявки;
— лотов, по которым ни один участник размещения заказа не признан участником конкурса (аукциона) либо только один участник размещения заказа признан участником конкурса (аукциона).

Новый порядок рассмотрения заявок

В части оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в статьях 27 и 28 Закона № 94-ФЗ появились следующие изменения:
— увеличен срок рассмотрения заявок до 20 дней;
— цена стала обязательным критерием оценки, сравнения и сопо-ставления заявок;
— при равенстве условий побеждает ранее поступившая заявка;
— исключена обязанность публикации протокола оценки в официальном печатном издании для заказчиков федерального уровня.

Разбираемся с запросом котировок

В процедуру проведения запроса котировок внесены следующие ключевые изменения:
— увеличено пороговое значение для проведения запроса котировок с 250 000 до 500 000 руб.;
— разграничен порядок проведения на сумму до 250 000 руб. и выше;
— ссылки на конкретные марки, товарные знаки и т. п. обязательно должны сопровождаться словами «или эквивалент»;
— по согласованию с контролирующим органом предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если при повторном запросе котировок не подана ни одна котировочная заявка.

Другие изменения

Теперь в Законе № 94-ФЗ установлены сроки, ранее которых не может быть заключен контракт (не ранее 5 дней по итогам котировок и не ранее 10 дней по итогам торгов). Эти сроки даются участникам размещения заказа на обжалование его результатов.

В новой редакции части 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ наконец-то дано определение «одноименных товаров, работ, услуг». Таковыми считают товары (работы, услуги), относящиеся к одной подгруппе в соответствии с номенклатурой товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Она утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.

К сожалению, такая номенклатура товаров (работ, услуг) до сих пор не утверждена, в связи с чем применить данное определение на практике фактически невозможно.

Что касается закупок у единственного поставщика, то сюда внесено достаточно много изменений. В основном это уточнение и значительное расширение списка оснований для применения данной процедуры (ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Что год грядущий нам готовит

С 1 января 2008 года вступит в силу еще одно нововведение. Это требование об обязательном размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд путем проведения аукциона (ч. 4.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ).