2927
7 февраля 2008

Порядок расходования бюджетных средств

Вступили в силу новые нормативные акты, в которых заложены направления расходования средств федерального бюджета. В частности, это Закон о бюджете на 2008 год, постановление о мерах по реализации бюджета и другие. Рассмотрим принципы исполнения бюджета в этом году.

Нормативная база

Итак, основной нормативный акт, регламентирующий исполнение бюджета — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (далее — Закон о бюджете). В дополнение к этому первостепенному документу вышло постановление Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778, в котором конкретизированы и уточнены стержневые положения Закона о бюджете.

Отметим, что положительное отличие этих двух документов в том, что по сравнению с аналогичными нормативными актами прошлых лет приняты они еще задолго до начала финансового года. Кроме того, вопросы организации исполнения бюджета регулируют нормативные акты таких ведомств, как Минфин России, Федеральное казначейство и другие.

Изменения, внесенные Законом о бюджете

В связи с изменениями бюджетного законодательства, вступившими в силу в 2008 году, многие пункты Закона о бюджете на текущий финансовый период отличаются от аналогичных на предыдущие годы. Рассмотрим наиболее важные новшества, введенные Законом о бюджете на 2008 год.

Работа со средствами от предпринимательской деятельности

Статьей 6 Закона о бюджете определены особенности использования средств, получаемых федеральными учреждениями в этом году. Указано, что средства в валюте РФ, полученные такими учреждениями от приносящей доход деятельности, учитывают на лицевых счетах, открытых ими в территориальных органах Федерального казначейства (согласно порядку, утвержденному приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Обратите внимание: с 1 января 2008 года Порядок работы со средствами от предпринимательской деятельности действует в редакции согласно приказу Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 106н.

По новым правилам информационный обмен по операциям с внебюджетными средствами между органом Федерального казначейства (ОФК) и клиентом осуществляется посредством обмена электронными документами на основании договора. И лишь при невозможности электронного способа представления информации можно использовать бумажный документооборот. При этом должны применяться средства электронной цифровой подписи (ЭЦП) в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями.

Вместе со сметой теперь в электронном виде должна представляться и информация о смете доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности. В случае изменений указанной сметы в ОФК представляют в электронном виде и сведения об этих корректировках. Заметим, что смету доходов и расходов по внебюджетной деятельности на бумажном носителе в этом случае не представляют.

Использование доходов от сдачи имущества в аренду

Законом о бюджете определен порядок использования остатков средств федерального бюджета на 1 января 2008 года на счетах Федерального казначейства. Здесь имеются в виду остатки доходов, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным учреждениям (культуры и искусства, здравоохранения, науки, научного обслуживания российских академий наук, образовательным и архивным учреждениям).

Статьей 30 Закона о бюджете установлено, что эти суммы используют в 2008 году в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ. То есть их направляют на содержание и развитие материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов.

О соответствии Сводному реестру

Лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства откроют учреждению в том случае, если оно включено в «Сводный реестр распорядителей и получателей…» (далее — Сводный реестр). Порядок ведения Сводного реестра утвержден приказом Минфина России от 4 июля 2005 г. № 83н.

В последнее время особое внимание уделяется правильности отражения в нем показателей и соответствия данных в документах, представленных учреждением для открытия лицевого счета. Это связано с тем, что по результатам проверок выявлено большое количество несоответствий. Поэтому операции по выплатам с лицевых счетов разрешены только после устранения этих несоответствий данным Сводного реестра (совместное письмо Минфина России и Казначейства России от 2 ноября 2007 г. № 02-14-13/2854, № 42-7.1-15/5.1-387). Такое ограничение касается учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, разрешений на открытие в ОФК лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, сведения которых в части ведомственной подчиненности не соответствуют Сводному реестру.

Согласно постановлению Правительства РФ от 5 июня 2003 г. № 328, операции на лицевых счетах в ОФК приостанавливают учреждениям, которые находятся в стадии реорганизации или ликвидации, если документы, необходимые для ведения их лицевых счетов, не будут приведены в соответствие с законодательством РФ.

Санкционирование расхода бюджета

Изменения в бюджетном законодательстве не могли не затронуть такого участка бюджетного учета, как санкционирование расходов бюджета. В первую очередь это коснулось утверждения бюджетной росписи, а во вторую — доведения лимитов бюджетных обязательств.

Составление сводной бюджетной росписи

Приказом Минфина России от 22 ноября 2007 г. № 114н утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета).

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) главным распорядителям средств федерального бюджета утверждают на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления. Их утверждает Минфин России одновременно с утверждением сводной росписи (они должны соответствовать ее показателям в части ведомственной структуры).

Основные изменения, касающиеся порядка ведения сводной бюджетной росписи в 2008 году, заключаются в следующем:
— в сводной бюджетной росписи нет квартального распределения ассигнований;
— распорядители и получатели средств федерального бюджета, находящиеся в ведении главного распорядителя средств федерального бюджета, получат не квартальный, а годовой объем финансирования расходов.

Все это значительно облегчит технологию ведения росписи в Минфине России и у главных распорядителей средств федерального бюджета. Годовые объемы финансирования доводят теперь в начале года. Это снимет ограничения в деятельности главных распорядителей и получателей бюджетных средств и минимизирует количество операций между ними.

Доведение лимитов бюджетных обязательств

Лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) главные распорядители (главные администраторы источников) доводят до находящихся в их ведении распорядителей и (или) получателей средств федерального бюджета (администраторов источников) через ОФК в Порядке, установленном Минфином России. Такой Порядок утвержден приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н и с 1 января 2008 года применяется в новой редакции (приказ Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 102н). Отметим основные нововведения.

Во-первых, учреждение вправе выбрать способ представления расходных расписаний в казначейство. Указано, что документы представляют в ОФК на бумажных носителях с одновременным представлением на машинном носителе информации без ЭЦП. При наличии электронного документооборота между главным распорядителем, распорядителем, получателем (иным получателем) и ОФК порядок представления документов с применением ЭЦП определяется соответствующим договором (соглашением) об электронном обмене.

Во-вторых, Порядок дополнен новыми правилами передачи ЛБО и объемов финансирования. Такие правила применяют при межведомственной реорганизации и при осуществлении распорядителем в течение финансового года внутриведомственной реорганизации сети подведомственных учреждений.

Авансирование расходов

Допустимые размеры авансовых платежей указаны в постановлении Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 778. Так, установлено, что получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусматривать авансовые платежи.

В размере 100 процентов от суммы договора (контракта) могут оплачиваться договоры на:
— услуги связи, а также на подписку и приобретение печатных изданий;
— обучение на курсах повышения квалификации;
— приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, а также путевок на санаторно-курортное лечение;
— обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).

Разрешено 100-процентное авансирование договоров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности.

По остальным договорам (контрактам) разрешено 30-процентное авансирование (если, конечно, иное не предусмотрено законодательством РФ).

Наличные денежные средства

Приказом Минфина России от 18 октября 2007 г. № 91н внесены изменения в Правила осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета (утверждены приказом Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 85н). Рассмотрим основные из них.

Правила операций с наличными деньгами

Согласно пункту 7 указанных Правил, заявка на получение наличных денег может представляться в электронном виде, то есть с применением электронной цифровой подписи или на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде без ЭЦП.

Лимит остатка кассы

Распорядители и получатели средств федерального бюджета для установления лимита остатка кассы обращаются в ОФК по месту своего обслуживания. Причем Минфин России допускает возможность установления лимита остатка кассы в сумме, превышающей ежедневный расход наличных денег, для учреждений, подведомственных главным распорядителям, если их деятельность связана со специальными режимами работы. Это возможно при представлении соответствующими федеральными органами исполнительной власти обоснованного заключения.

Разъяснения по данному вопросу даны в письме Минфина России от 6 сентября 2007 г. № 10-8-5/3757.

Изменены коды ОКОПФ

Важное нововведение — дополнение кодов Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (утвержден постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. № 97). Код ОКОПФ 81 «Учреждения» стал собирательной группировкой классификатора и дополнен новыми кодами: 71 «Частные учреждения», 72 «Бюджетные учреждения», 73 «Автономные учреждения». Эти изменения внесены приказом Ростехрегулирования от 27 марта 2007 г. № 45-ст.

В связи с этим учреждениям следует внести изменения в Реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Для этого необходимо сформировать и направить в ОФК проекты заявок на изменение реквизитов (приложение № 4 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 4 июля 2005 г. № 83н).

Новая инструкция по ведению лицевых счетов

Инструкция о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета утверждена приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н. Однако в соответствии с приказом Минфина России от 12 октября 2007 г. № 101н она изложена в новой редакции, которая действует с 1 января 2008 года*.

Использование доходов от аренды

Порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, устанавливается соответственно законом субъекта РФ и правовым актом органа муниципального образования.

Порядок осуществления операций за счет средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержден приказом Минфина России от 30 июня 2004 г. № 57н (с 1 января 2008 года он применяется в редакции приказа Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 107н). Лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей открывается на основании представленной в ОФК копии договора на передачу в аренду федерального имущества. По новым правилам необходимо представить и оригиналы этих документов.