159
10 апреля 2008

«На зарплатных комиссиях мы объясняем правила игры по Налоговому кодексу»

Сотрудники УФНС по Московской области - за то, чтобы зарплатные комиссии воспринимались налогоплательщиками не как стремление инспекторов доначислить налоги, а как диалог. Между представителями налоговой службы и компаниями. Сейчас подмосковные инспекции формируют список налогоплательщиков, которым придется вести подобный диалог в 2008 году. По каким критериям отбираются кандидаты для контрольного списка, а также планы проверяющих на текущий год - в интервью с Ириной Алексеевной Сорокиной, руководителем УФНС России по Московской области.

- Ирина Алексеевна, по каким критериям налогоплательщики отбираются для приглашения на специальную зарплатную комиссию?

- Начну с того, что ежегодно налоговые инспекции формируют контрольные списки тех компаний, у которых по итогам года уровень заработных плат сотрудников ниже, чем средние показатели по виду экономической деятельности. При этом данные для анализа берутся как из деклараций по ЕСН, так из сообщений Росстата. В контрольные списки изначально не включаются налогоплательщики, которые не могут платить более высокие заработные платы по объективным причинам. Например, вновь созданные организации, проработавшие меньше года. Другие примеры - предприятия с сезонным производством или совсем небольшой численностью сотрудников (от одного до трех человек). Тем же компаниям, которые попадают в контрольный список, инспекции сначала высылают уведомления о том, что заработные платы, показанные в декларации по ЕСН, ниже средних показателей по виду экономической деятельности. После такого предупреждения около 12 процентов налогоплательщиков (это 1000 организаций) в 2007 году повысили уровень заработных плат, подали уточненные декларации, на основании которых доплатили налоги. Остальные компании были приглашены для диалога на специальную комиссию. После беседы на комиссиях 95 процентов компаний начали выплачивать заработную плату на среднеотраслевом уровне.

Добавлю, что есть особенности при проверке вновь созданных компаний. Даже если они не включены в контрольный список в связи с тем, что есть объективные причины временной выплаты низких зарплат, мы продолжаем наблюдать за дальнейшей динамикой показателей таких организаций.

- На какие цифры ориентируются инспекторы, анализируя уровень заработных плат у налогоплательщиков?

- Прежде всего УФНС по Московской области и нижестоящие инспекции ориентируются на статистические показатели по видам экономической деятельности. Важно отметить, что уровень средних заработных плат статистическим ведомством определяется отдельно для каждого муниципального образования. Скажем, средний уровень зарплат в г. Химки выше, чем в Серебряно-Прудском районе. Это обусловлено экономической ситуацией в Подмосковье. Кроме того, при анализе уровня заработных плат инспекторы в работе ориентируются на данные отраслевых министерств правительства Московской области. Еще один источник для анализа данных об уровне заработных плат в регионе - московское областное трехстороннее (региональное) соглашение от 10 ноября 2005 г. Этот документ подписан правительством Московской области, московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями местных работодателей. Компании, которые присоединились к этому соглашению, не могут выплачивать заработную плату ниже того уровня, который предусмотрен в документе. На конец 2007 года этот показатель составил 21 000 руб. На конец 2008 года – 27 000 руб.

- Что происходит, если уровень заработных плат в компании ниже прожиточного минимума? Кстати, часто ли такие фирмы встречаются в Подмосковье?

- Да, еще есть такие организации. Но информацию о налогоплательщиках, у которых заработные платы ниже прожиточного минимума, мы передаем в трудовые инспекции. Это их вопрос, у них есть возможность привлекать компании к ответственности за нарушение трудового законодательства.

- Могут ли компанию, которая заявила в декларации по ЕСН низкие заработные платы, вызвать в УФНС?

- Да, ведь заседания специальных комиссий по вопросам легализации налоговой базы проходят не только в налоговых инспекциях, но и в УФНС, а также на межведомственном уровне при администрациях муниципальных образований. Действует также межведомственная специальная комиссия и на уровне правительства Московской области. Туда приглашаются компании, которые вносят существенный вклад в развитие региона. Например, имеют большие доходы, являются крупными производителями, но при этом заявляют в декларациях небольшую налоговую базу по зарплатным налогам.

- Следующий вопрос касается выявления налоговыми инспекциями незаконных схем по уходу от уплаты ЕСН и НДФЛ. Такие вопросы разбираются на специальных комиссиях?

- Скорее такие вопросы анализируются в рамках камеральных или выездных налоговых проверок. Про схемы нужно сказать следующее. При анализе любых выплат сотрудникам применяется общий подход. А именно мы контролируем каждую компанию на предмет того, насколько достоверна заявленная в декларациях налоговая база, правильность и полнота перечисления платежей в бюджет. Говорить о незаконных зарплатных схемах приходится, когда есть доказательства того, что реальная заработная плата выплачивается из источников, которые выводят выплаты от налогообложения.

- Ирина Алексеевна, расскажите, пожалуйста, о приоритетах УФНС в сфере работы зарплатных спецкомиссий в 2008 году.

- Планов много. Во-первых, уже совсем скоро будут готовы контрольные списки компаний, которые будут уведомлены о низком уровне заработных плат по итогам 2007 года. С ними будет в течение года проводиться диалог в рамках специальных комиссий. Во-вторых, планируется совместно с отраслевыми ведомствами и профсоюзами расширить круг налогоплательщиков, присоединившихся к московскому областному трехстороннему (региональному) соглашению от 10 ноября 2005 г. Еще одно направление - по анализу компаний, применяющих специальные налоговые режимы и смешанные налоговые режимы. Убеждена, что к таким налогоплательщикам нужен особый подход при анализе заработных плат. Кроме того, мы отберем компании, которые при низком уровне заработной платы имеют убытки, проанализируем их с помощью имеющейся информации. А потом вместе с отраслевыми ведомствами будем осуществлять комплексный подход к анализу зарплатных показателей спецрежимников и убыточных организаций. В заключение могу сказать, что в целом в 2008 году специальные комиссии продолжат применять в работе комплексный подход: не просто сравнивать заработные платы компаний со средними показателями по виду экономической деятельности, а анализировать деятельность в целом. Ведь все показатели взаимозависимы - если отраженная в отчетности заработная плата не соответствует реальности, значит, есть искажение прибыли, доходов и иных показателей. Задача специальной комиссии - выстроить диалог с налогоплательщиком и донести до него, что в результате анализа мы располагаем о компании всей информацией, знаем о резервах повышения заработной платы. И такой диалог, как показывают итоги 2007 года, дает положительные результаты.