757
12 ноября 2008

Минфин запретил уменьшать прибыль на убытки, возникшие из-за ликвидации векселедателя

Компания, которой принадлежит вексель ликвидированной организации, не вправе включить в расходы задолженность по его погашению. Так считают специалисты главного финансового ведомства. Однако ВАС РФ занимает противоположную позицию. И это повышает шансы компаний отстоять в арбитражном суде право учесть задолженность по ценным бумагам ликвидированного эмитента. Ведь, по сути, такая задолженность является безнадежной.

Письмо Министерства финансов РФ от 04.09.08 № 03-03-05/99

МИНФИН: НЕЛЬЗЯ ПРИЗНАВАТЬ ПОТЕРИ ИЗ-ЗА ЛИКВИДАЦИИ ЭМИТЕНТА ЦЕННОЙ БУМАГИ

Минфин России считает, что компания, владеющая векселями, не вправе списать их стоимость на убытки после ликвидации векселедателя. Об этом сообщается в комментируемом письме. Аргументируя свою точку зрения, специалисты главного финансового ведомства сослались на статью 280 НК РФ, которая регулирует порядок отражения операций с ценными бумагами. Эта статья не содержит правил признания убытка в виде цены приобретения ценных бумаг, эмитированных ликвидированной организацией.

Заметим, что такое обоснование позволяет сделать вывод о том, что позиция Минфина России распространяется не только на векселя, но и вообще на любые ценные бумаги. Ранее аналогичным образом финансовое ведомство уже высказывалось в отношении акций ликвидированного эмитента (см. письмо от 30.12.05 № 03-03-04/1/472). Причем тогда специалисты Минфина России сочли, что нельзя квалифицировать стоимость таких акций как безнадежный долг и списать ее как внереализационный расход на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

В то же время налоговики на местах иногда соглашаются с тем, что дебиторскую задолженность по погашению ценных бумаг учесть все же можно. Но в особом порядке, который установлен для убытков по операциям с ценными бумагами (ст. 280 НК РФ).

ВАС РФ: ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ БЕЗНАДЕЖНЫЙ ДОЛГ

На наш взгляд, подход налоговиков и тем более вывод Минфина России необоснованны. Компания, у которой есть ценные бумаги ликвидированного эмитента, вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость этих бумаг, которую следует рассматривать как безнадежный долг по их погашению. Дело в том, что, согласно пункту 2 статьи 266 Налогового кодекса РФ, безнадежным долгом признается в том числе любой долг ликвидированной организации.

«2. В целях настоящей главы к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности:
<...>
2) суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва» (п. 2 ст. 265 НК РФ).

Если компания таким образом учтет в расходах безнадежный долг по погашению векселей ликвидированного векселедателя, то скорее всего ей придется искать поддержку в суде. Вероятность, что исход судебного разбирательства будет для организации положительным, достаточно высока. Не так давно Президиум ВАС РФ высказал мнение, что задолженность по погашению векселей можно списать в общем порядке как убытки от безнадежных долгов (постановление от 15.04.08 № 15706/07; комментарий см. в «ДК», № 13, 2008). Ведь безнадежный долг - это любая задолженность перед компанией вне зависимости от вида и характера операции, в результате которой возникла эта задолженность. То есть НК РФ не содержит каких-либо ограничений, запрещающих признать таким долгом любую задолженность ликвидированной организации перед плательщиком. В том числе и по погашению ценных бумаг.

Подход судей можно распространить и на случай, когда ценные бумаги были реализованы по договору купли-продажи, но оплата за них не поступила.