5827
26 ноября 2008

Если товарно-транспортная накладная отсутствует

Затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены в составе налоговых расходов только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной. На этом настаивают финансисты. Однако их мнение не бесспорно. О налоговых рисках, когда предприятие не имеет товарно-транспортной накладной, – в статье.

Доставляем материалы собственными силами

Даже если предприятие доставляет на свой склад материалы путем самовывоза, существует вероятность претензий со стороны проверяющих.

Некоторые инспекторы настаивают, что товарно-транспортная накладная необходима. При этом они ссылаются на пункт 2 совместной Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Там указано, что организации, «осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы № 1-Т». Следовательно, по мнению налоговиков, при доставке товаров собственным транспортом товарно-транспортная накладная должна быть оформлена.

Такая позиция чиновников необоснованна. Если договор поставки не предусматривает доставку товара, то для оприходования приобретенного покупателем товара вполне достаточно и товарной накладной по форме № ТОРГ-12. А подтвердить транспортные расходы можно и путевым листом автомобиля.

Арбитражная практика в подобной ситуации на стороне налогоплательщиков. Суды, как правило, считают, что оформлять товарно-транспортную накладную в данной ситуации не нужно. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2006 г. № А13-16213/2005-19 судьи указали, что составление такой накладной обязательно только в случаях, когда товар передается покупателю от продавца через перевозчика. Если же доставка осуществляется самостоятельно, то документом, подтверждающим транспортировку, являются путевые листы. Аналогичный вывод содержится и в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 3 ноября 2006 г. № А56-41823/2005.

Материалы на склад предприятия доставляет продавец

Инспекторы требуют наличия товарно-транспортной накладной и в том случае, если груз перевозит продавец. Основанием служит все тот же пункт 2 Инструкции от 30 ноября 1983 года.

Если же товарно-транспортная накладная не оформлена, у предприятия могут возникнуть сложности с вычетом «входного» НДС по приобретенным товарам.

Контролеры настаивают, что без нее принять к вычету «входной» НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям нельзя. Дескать, без накладной по форме № 1-Т нет оснований, чтобы оприходовать их на балансе покупателя.

Такая позиция проверяющих более чем спорна. Ведь Налоговый кодекс РФ ничего не говорит о том, какой именно документ должен быть у покупателя товарно-материальных ценностей для того, чтобы их оприходовать. Правила же бухгалтерского учета определяют, что поступление товаров и материалов на склад покупателя может подтверждаться различными оправдательными документами (см. п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Если у предприятия есть в наличии комплект документов, подтверждающий реальность совершенных операций (договор, товарная накладная, счет-фактура, приходный ордер, документы складского учета и т. п.), шансы выиграть спор есть. Ведь как показывает арбитражная практика, судьи, как правило, принимают сторону налогоплательщиков (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2007 г. № А56-2231/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2007 г. № А19-3655/07-40-Ф02-4968/07).

Материалы на склад доставляет перевозчик

В данной ситуации при отсутствии у покупателя товарно-транспортной накладной трудности возникают при признании затрат на транспортировку материалов.

По мнению налоговиков, если товарно-транспортная накладная отсутствует, то предприятие, привлекающее стороннего перевозчика, не может признать расходы по доставке товаров (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 октября 2006 г. № 20-12/92786).

Такой же позиции придерживаются и специалисты Минфина России (см., например, письма Минфина России от 26 мая 2008 г. № 03-03-06/1/333 и от 3 июня 2005 г. № 07-05-06/160).

В качестве обоснования своей позиции чиновники, помимо всего прочего, ссылаются и на пункт 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ, где прямо указано, что «...заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной».

Есть примеры судебных дел, где судьи в подобной ситуации также вставали на сторону проверяющих. В качестве примера можно привести постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 мая 2006 г. № А29-8821/2005а. Несмотря на то что компания представила в суд другие документы, которыми она обосновывала транспортные расходы, доказать факт перевозки она не смогла. На руку инспекторам сыграло и то обстоятельство, что не все сведения, указанные в документах, были достоверными. К аналогичному выводу приходили и другие суды (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14 февраля 2008 г. № А65- 9200/2007, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 сентября 2007 г. № А26-2845/2005-213).

Поэтому в том случае, когда груз доставляет перевозчик, товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т лучше оформить. В противном случае можно отстоять свою правоту в суде. Ведь есть судебные решения и в пользу налогоплательщиков (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2008 г. № А12-11207/07-С65, постановление ФАС Центрального округа от 13 февраля 2008 г. № А35-1763/07-С21). Главное, чтобы в наличии у предприятия были другие документы, подтверждающие расходы на доставку (договор, акт выполненных работ, счет-фактура).

Подводим итоги

Итак, по большому счету, если предприятие не пользуется для транспортировки материалов услугами сторонней фирмы, то в случае отсутствия ТТН все будет зависеть исключительно от компетентности инспекторов. Если они будут настаивать на необходимости наличия ТТН у предприятия – дело придется решать через суд. Арбитражная практика по этому вопросу, правда, весьма позитивна для налогоплательщиков.

Однако если перевозку осуществляет сторонняя специальная организация, то, чтобы избежать спора с сомнительным исходом, ТТН оформить весьма желательно. Если же случится так, что накладной все же не окажется, то здесь уже приоритетом при решении будет являться цена вопроса.

Общие правила документирования расходов на доставку

Основным документом, подтверждающим транспортные расходы, является акт об оказании услуг. Но одного этого документа недостаточно. Движение товаров и материалов от поставщика к потребителю оформляют еще товаросопроводительными и транспортными документами. В зависимости от условий поставки это могут быть:
– товарная накладная (форма № ТОРГ-12 утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Она является оправдательным документом, подтверждающим переход права собственности на приобретаемые товары и материалы, а также расходы покупателя в виде стоимости этих товаров;
– товарно-транспортная накладная (ТТН) (форма № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78). Она служит для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Причем наличие товарно-транспортной накладной важно как для отправителя груза, так и для его получателя.

Официальная позиция
А.В. Брусницын , советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

– Предприятие закупило крупную партию сырья. Поставщик выписал счет-фактуру и накладную. А вот товарно-транспортная накладная отсутствует. Можно ли признать затраты в налоговом учете?

– В принципе расходы признать можно, так как основным подтверждением проведенной операции является выставленный счет-фактура и исполненное поручение на оплату. То есть расходы были понесены, и этот факт подтвержден.

Однако отмечу, что на практике отсутствие товарно-транспортной накладной вызывает у контролеров подозрения в реальности операции. Если будет установлено, что поставки не было, расходы не примут. Поэтому скорее всего понадобятся дополнительные доказательства поставки и получения товара.